Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Антон Лысенко (Dash)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (64) март 2007

Anno 1701

Любите ли вы создавать империи? А строить города? Вот-вот, на этот раз мы получили игру, которая пытается предоставить нам и то, и другое. Город-империя — ни больше, не меньше. Хотя начинается все, как обычно, с крохотных деревянных домиков...

Бесхозный архипелаг

Игр, цель которых — создать город, который приносит его создателю прибыль, не так уж и мало. Вот и здесь мы строим нечто, где люди живут и работают. При этом наш город должен в конечном итоге приносить прибыль. Вроде бы все просто, строим дома, обеспечиваем жителей необходимым, стараемся добиться перевеса дохода над расходом. В чем же отличия от большинства конкурентов, создающих похожие игры?

Большинство подобных игр создают город «в себе».
1701 A.D.     скриншот, 145KB
Самое начало, но при правильной организации народ доволен и куску хлеба!
Внешние враги приходят и уходят, город живет сам с собой, и основная проблема — не соседи, а сами жители, которые хотят то одного, то другого. Здесь против нас — конкуренты, такие же города на той же карте и с теми же возможностями. Их правители не постесняются занять какой-нибудь остров, устроить нам подлянку или, совсем обнаглев, объявить войну. Так что расслабляться некогда, надо все время быть на шаг впереди своих конкурентов.

Вторая особенность — крайне уязвимая экономика. В тех же Caesar 4 или CivCity Rome нет постоянного ощущения, что вот-вот не хватит денег. Хотя при высокой сложности все может быть. Здесь же очень скоро понимаешь, что выделенные в самом начале игры тысячи совсем не лишние. Они исчезают гораздо быстрее, чем кажется вначале, большая часть игры проходит при убывающем бюджете. Это пугает начинающих игроков, но по-своему поднимает адреналин...

Но бремени расходов есть что противопоставить. В 1701 A.D. куда больше, чем обычно, рычагов воздействия на развитие. Например, управление налогами для отдельных сословий можно встретить только в Caesar IV, да и там оно сильно уступает в гибкости. То же самое можно сказать о снабжении народа товарами. Не можешь что-то вырастить или добыть самостоятельно — приобретай на стороне, благо вариантов множество, от покупки у свободных торговцев и «независимых наций» до торговых договоров с такими же, как вы. Причем срочность тоже имеет значение. Можно удовлетвориться поставками со стороны, а можно и самому заняться подвозом необходимого в требующемся количестве. Наконец, не возбраняется потратить очень большую сумму, но зато ваши люди будут в срочном порядке обеспечены необходимым. Полная финансовая свобода!

Раскрасим жизнь новыми красками

Разработчики не стали почивать на лаврах, введя пару крупных оригинальных идей. В полную силу сыграла «теневая дипломатия», а если проще, обыкновенное устройство различных пакостей противнику.

Вот, казалось бы, обосновался враг на островах, растит там свой табачок, устроил там поселение.
1701 A.D.     скриншот, 148KB
Враг сам пожег родные кварталы. И теперь бездомным только и остается, что стоять с протестующими плакатиками.
Но вот мы отправляем подрывника, уничтожаем порт, а на плантации насылаем саранчу. И вот уже на месте цветущего поселения остались одни развалины. Причем то, что не удалось развалить нам самим, добили недовольные жители города. В дело идут взятки, саботаж и даже демагоги, отвлекающие людей от работы. К сожалению, на подрывную деятельность наложены серьезные ограничения, не позволяющие шкодить по-крупному и при избытке денежных средств превращать жизнь противника в полный хаос. Хотя, я уверен, можно было бы сделать диверсии более дорогими, но все же позволить игрокам выражать свою неприязнь к соперникам в полном объеме.

А вот чтобы нам самим жизнь особенно медом не казалась, в игру были введены стихийные бедствия в небывалом объеме, от ураганов и землетрясений до чумы. Настоящие природные ужасы всегда помогут вам ощутить себя беспомощным, когда очередное землетрясение или ураган снесут только что отстроенный сенат, на который вы столь долго собирали деньги. И тогда экономика, которая и раньше не баловала нас обильными доходами, может показаться и вовсе непосильным бременем. Отдельную строчку в списке бедствий занимают пираты, которые на свой лад радуются нашей развитой торговле в архипелаге. И чувства свои выражают грабежом проходящих кораблей. Конечно, их можно разогнать военным флотом, но пираты всегда нарождаются откуда-то. Такая вот вечная проблема перераспределения ценностей.

Однако не только гадостями и ураганами богата игра. Есть в ней место и для приятных событий. Периодически игра радует нас визитами гостей из-за моря. Это может быть, скажем, заезжий цирк, повышающий настроение граждан.
1701 A.D.     скриншот, 147KB
Приезд королевы — всегда праздник. Особенно когда она дарует независимость.
Может почтить нас визитом и епископ: он своими проповедями повысит рождаемость населения, и мгновенно заполнятся ранее пустовавшие домишки. Может случиться и кузнец, который порадует нас совершенно бесплатными инструментами (а их, как водится, всегда не хватает).

Наконец, в игре впервые появился вопрос независимости. Так ведь оно и бывает, поселенцы обживаются на новом месте и глубоко задумываются о том, стоит ли им и далее высылать налоги пославшей их сюда супердержаве или уже пора зажить своей собственной жизнью и напрочь забыть о родне далеко за морями. Однако королева забывать не собирается, она за независимость потребует денег. Или вышлет свой флот к берегам непокорных и неблагодарных островитян. Будете ли вы отстаивать свои права с оружием в руках или просто откупитесь — ваш собственный выбор.

Последнее, о чем стоит упомянуть, — наука. Еще ни в одной строительной игре не требовалось что-то изучать. Хватало возни со строительством. Здесь же империя не может стать по-настоящему крепкой, если вы не изучили тех или иных технологий. Забросили науку — и однажды ваши железные шахты иссякли, а покупать железо у туземцев оказывается дорого и невыгодно. То же относится и к другим доступным областям знаний. То есть выжить вполне можно, но лучше все же потратить деньги на развитие своих технологий.

Место для отметки

Не стоит думать, что все так ладно в заморской республике. Есть над чем работать и работать. Например, над таким ляпом в интерфейсе, как полное отсутствие статистики. Ведь экономика обычно и держится на куче отчетов и расчетов. А если ты даже не знаешь, когда и где эта самая экономика «провалилась», почему баланс стал отрицательным, а вино неожиданно закончилось... Нет, о том, что вино в подвалах вот-вот
1701 A.D.     скриншот, 151KB
В маленькой деревне мало поводов для счастья.
иссякнет, вам как раз сообщают: жители города по этому поводу отнюдь не собираются смотреть голодными глазами, а вовсе даже подначивают друг друга к полному игнорированию налогового инспектора. Но лучше-то это знать заранее, а не удивляться в последнюю минуту перед мятежом. Сюда же стоит отнести полное отсутствие паузы. Да-да, обычной паузы, столь привычной нам по другим экономическим играм. Здесь на паузе можно только осмотреть окрестности, но вот изменить работу предприятий — ни-ни. Вкупе с тем, что скорость игры тоже не меняется, а что-то понять в статистике можно, только покопавшись в зданиях, — это очень серьезный недостаток игры.

В то же время интерфейс игры достаточно удобен и не занимает чересчур много места, оставляя большую часть экрана для обозрения городов и островов. Все действия удачно расположены по соответствующим кнопкам, и найти их не составляет ни малейшего труда. Обязанности статистики частично разложены по складам и «обязательной сводке» (например, нажав на кнопку численности населения, можно увидеть численность по каждому из сословий), хотя это все равно не дает полной общей картины.

Следующим пунктом в список недостатков можно внести боевые действия. Честно говоря, вся война прикручена к игре только для избавления от конкурентов и пиратов. Хорошо, пусть так, я не очень огорчусь отсутствию сложных формаций у наших отрядов. Но! Управление этими самыми войсками откровенно оставляет желать лучшего, это не армия, а какая-то куча балбесов, сопротивляющаяся приказам изо всех сил. Стоит прислать чуть больше отрядов — и уже начинаются проблемы по их перемещению к нужной точке. Да и солдаты не настолько отличаются друг от друга, чтобы можно было придумывать какие-то хитрые тактики, отличные от общеизвестной «наша толпа больше». Поэтому откровенно радуешься тому, что война — это не навсегда, не надолго и вообще не обязательна. Потому что такая война нам не нужна.

Картинки из жизни

1701 A.D.     скриншот, 142KB
Кому-то из них придется утонуть!

Если же у вас внезапно образуется свободное время, используйте его на то, чтобы посмотреть на игру взглядом совершенно постороннего человека, со стороны. Обычно игры такого рода очень неплохо анимированы, но здесь все выглядит особенно красиво. Любой труд выглядит замечательно, горожане живут своей жизнью, бродя по улицам и развлекаясь вокруг фонтана на центральной площади. Люди самоотверженно тушат дома, таская воду из ближайшего фонтана ведрами, и в панике разбегаются от вспышки чумы, по улицам бродят кошки и собаки. Этот мир живет вполне привычной жизнью, и это выглядит замечательно.

Музыка довольно ненавязчива и порой совсем незаметна, в то время как звуки города, плавающих кораблей, сражающихся войск отражены совершенно бесподобно. С другой стороны, музыка — это всего лишь аккомпанемент к прекрасному изображению, должна ли она обязательно быть шедевром?

Что же мы в итоге получили? Прекрасную стратегию на строительные темы. К сожалению, не лишенную ряда недостатков, мешающих полноценно радоваться процессу. Хотя, если забыть о них и просто получать удовольствие...


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
10/1010
огромное количество всевозможных событий с большим количеством настроек по силамнет
Графика
8/108
хорошая анимация мирной жизни, отличная картинка в общемубогое отображение военных действий
Звук
7/107
звуки жизни города сделаны идеальнозвуки, музыка довольно неприметна
Игровой мир
8/108
хорошо продуманная система товаров, идеи независимости, борьба с конкурентами на островахсевер и юг, Китай и Индия в пределах одного архипелага
Удобство
7/107
удобно организованный интерфейсполное отсутствие статистики, "неправильная пауза", неудобное управление войсками и флотом
Новизна да

Интерес повторной игры да
НаградаОрден Вердикт: Романтика тропических островов и жесткие требования экономики. Огромное количество событий и широта возможностей. Игра подобралась очень близко к званию шедевра... Рейтинг
85%


Назад