Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Тимур Хорев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (64) март 2007

Armed Assault

Иногда в мире военных игрушек случаются чудеса. Маленькая и незаметная студия из Чехии создает игру — симулятор войны с огромными открытыми пространствами, возможностью побегать с автоматом, взять под командование десяток ИИ-солдат, сесть всей толпой в автомобиль, броневик, танк, а то и в вертолет.

Впервые это чудо произошло почти шесть лет назад, когда летом в 2001 году вышла игра, изменившая наше представление о тактических боевиках — Operation Flashpoint: Cold War Crisis.

Не прошло и пяти лет...

Игроки, привыкшие к условностям старых боевиков, были шокированы, увидев раздельное передвижение и прицеливание, смерть с одного выстрела и обширный живой мир, который можно было изменять
Armed Assault     скриншот, 145KB
У вертолетов и самолета в игре есть зачатки летной модели, но всерьез здесь аэродинамику не воспринимают. Тем не менее, летать очень тяжело даже с джойстиком.
так и этак с помощью простого игрового редактора. Интерес к игре был таким, что первые модификации начали создаваться еще на основе демо-версии — и игроки с удивлением убеждались: компьютерные солдаты ведут себя разумно в любых условиях, оценивая обстановку и принимая решения. По тем временам это был невероятный прорыв. Даже сегодня на рынке больше нет игровых серий с таким универсальным ИИ, с солдатами, способными сражаться в одиночку или в составе отрядов, управлять танками и машинами, вертолетами и самолетами.

Победив в игровой кампании воинство советского генерала Губы, мы взялись за дополнения и модификации. Разработчики щедро делились заплатками, а через год выпустили Operation Flashpoint: Resistance с новой кампанией, новыми островами и возможностями.

И вдруг наступила тишина. Мерно гудело сообщество создателей модификаций, сыпались дополнения на диски игровых журналов... Идеи OFP разбирали другие разработчики, а мы все ждали анонсов. Неопределенность убивала. Сначала дополнение потеряло название и загадочно раздвоилось на Armed Assault и загадочную Game 2. Потом были бесконечные переносы. Многие устали ждать и перешли на классово чуждые сериалы Ghost Recon, Rainbox Six и Battlefield.

Но самые терпеливые — дождались.

«А я лягу-прилягу»

Враг где-то рядом. Спрятаться за деревом, приказать своим занять позиции и не отсвечивать. Присесть и внимательно через прицел осмотреть горизонт — не мелькнет ли зеленая каска.
Armed Assault     скриншот, 138KB
«Снайперские» пулеметы — одна из проблем игрового баланса. Скорее всего, она будет правиться в грядущих заплатках.
Выстрелы, крик: «5 is down!»... Ощущение дежавю.

Лопасти вертолета плавно раскручиваются, машина поднимается в воздух, взбрыкивая. Летим над островом. Впереди вражеский конвой. Цель выбрана. Команда стрелку «Огонь!», и ракеты летят, оставляя дымный след... Снова ощущение уже виденного.

Несколько танков утюжат деревья и заборы — дым заволакивает прицельный механизм. Выстрел, еще выстрел. Танк содрогается, в наушниках раздается: «Status red! Disembark!»... Я это уже видел раньше.

Снайпер сидит в засаде и ждет генерала... Мины разложены на пути конвоя... Два взвода при поддержке бронемашин берут село... Все это очень знакомо, ведь игровой процесс в Armed Assault не изменился по сравнению с OFP ни на йоту. Разработчики могли бы обозвать ее Operation Flashpoint 2007, если бы владели правами на название. По-прежнему разделено передвижение и прицеливание, техника управляется точно так же, и управление отрядом почти не изменилось. Да и сами игровые острова Сарани, северный и южный, очень похожи на Эверон и Малден.

Другое дело, что здесь очень красиво.
Armed Assault     скриншот, 136KB
Природа и города северного Сарани уж слишком... восточноевропейские для островка в Тихом океане.
Если не считать некоторых проблем с анимацией (наследие старого движка), то графика Armed Assault вполне может поспорить с нынешним законодателем мод The Elder Scrolls IV: Oblivion. На островах площадью в четыреста квадратных километров разместились города и леса, дороги и поля, горы и реки. Все здесь сделано вручную. По вечерам на улицах городов зажигаются фонари, на набережных шумит прибой, а в лесах цикады заводят свою песенку.

На этих островах даже воевать не хочется. Сесть бы в автомобильчик, покататься по дорогам, выехать на опушку леса и прилечь под дерево в траву. Полдень. Жара. Солнце слепит по всем правилам HDR. В небе парят птицы, а перед носом деловито жужжат насекомые. Острова настолько реалистичны, что посещать их по ночам просто страшно, осознавая, что во тьме вокруг ни души.

Но это все — забавы с игровым редактором, а в миссиях и в режиме кампании придется все-таки сражаться с оружием в руках даже среди всей этой красоты.

Старый волк промахнулся

Печально это признавать, но официальная российская локализация Armed Assault выполнена неудовлетворительно от начала и до конца. Локализаторам всего-то нужно было перевести игровые
 56KB
тексты и субтитры, не трогая озвучку — но они не справились даже с этой малостью.

Сюрпризы встречают игрока уже в меню в виде пунктов «Выход» и «ВЫХОД» — понять, что один из них означает запуск миссии, можно только эмпирическим путем. Гранатометчик осторожно назван «специалистом по противотанковым средствам» — в жарком бою сообщение «Специалист по противотанковым средствам ранен» выглядит как тонкое издевательство над игроком. Полоска «жизней» у вертолета названа «бронетехникой», а стреляет вертолет «авиационной ракетой со складывающимся стабилизатором» — не беда, что стабилизатор всего один, зато он складывающийся. Брифинги к некоторым миссиям вовсе не переведены, а кое-где суть миссии не совпадает с описанием. Во многих меню текст просто-напросто уходит за край окошка. Жуть творится в описаниях оружия и боеприпасов, а в игровом редакторе просто сам черт ногу сломит.

Одним словом, перед нами — пресловутый «стилус», напоминающий поделки пиратов, за одной разницей: пираты, осознавая свое несовершенство, обычно прилагают к русской версии игры английскую. У игроков, купивших за 450 рублей лицензионную игру с защитой StarForce, такого выбора нет — они вынуждены ломать глаза о кривую локализацию. Да, наш журнал выступает категорически против пиратства — но нам странно видеть, как официальные издатели льют воду на мельницу джентльменов удачи.

Вся надежда на сплоченное игровое сообщество — на игроков, которые, заплатив за «стилусофикацию» из своего кармана, станут разгребать то, что наворотили в игре горе-переводчики.

Комплекс советского танка

Жили были в Тихом океане на двойном острове Сарани две страны — северная коммунистическая демократия и южное королевство, богатое природными ресурсами. И задумал злой северный диктатор напасть
Armed Assault     скриншот, 151KB
Перед вами простые северосаранские солдаты — захватчики, насильники и убийцы. Поиграть за них нельзя, но редактор на то и существует, чтобы сделать невозможное возможным.
на мирных южных хиппи, когда те отпустили американских союзников-инструкторов восвояси.

Как выкатились на пригорок Т-72, «Шилки», УАЗы и БТРы, как вылетели из-за леса «Черные Акулы», как выбежали злобные северосаранские солдаты в российской униформе с «Калашами» и СВД — так и задрожали бедные южносаранцы. Совсем бы загеноцидил их северный диктатор, когда бы не остатки храброй американской армии, бравые солдаты, грудью вставшие на пути злодея, отбросившие его назад и уничтожившие в собственном логове.

Вы спросите: «Ну ладно, в Operation Flashpoint был советский остров, был генерал Губа, отщепенец и вырожденец — но здесь-то при чем российская техника, оружие и униформа?» Есть вопросы, на которые трудно дать прямой ответ. Понимаете, Bohemia Interactive — бывшие чешские солдаты. Это у швейков в крови с 1968 года. Комплекс пражской весны, синдром советского танка за окном. Смеяться — грешно. Лучше скажем спасибо от имени российских мододелов — им достаточно сменить эмблемы на текстурах, чтобы превратить северосаранцев в российских солдат.

В игровой кампании по традиции есть все — атаки, оборона, саботаж, засады, покатушки на танках и полетушки на вертолетах. Есть и нововведение — побочные миссии, которые не обязательно выполнять, но которые могут облегчить прохождение основной ветки. В некоторых случаях игрок,
Armed Assault     скриншот, 147KB
Реалистичность диктует свои законы, и перестрелки с расстояния в двести метров здесь обычное дело. Так что прицел автоматов нужно принять и полюбить — иначе будет сложно.
погибнув в кампании, может «переселиться» в другого солдата. Это послабление очень кстати, потому что сложность игры в среднем выросла по сравнению с Operation Flashpoint. Даже там воевать было нелегко, а здесь вопрос: «Откуда мне попали в голову?» — встает порой очень неожиданно и остро. ИИ-солдаты подозрительно часто подобно эльфам попадают ночью с трехсот шагов белке в глаз. За отсутствием белок они стреляют в игрока. Даже мне, старому губоборцу, иной раз приходилось крякать с досады, а нового игрока сложность игры может просто огорчить.

При этом, даже несмотря на огромные пространства и возможность кое-где вызвать артиллерийскую поддержку, нового слова в кампании разработчики не сказали. Все уже было раньше, а сюжет даже проигрывает по сравнению с Cold War Crisis и Resistance. Нет ощущения важности происходящего, и склеиваются между собой задания лишь выпусками новостей, в которых события описывает пожилая журналистка с мертвыми глазами (проблемы с лицами и мимикой — издержки старенького графического движка).

Пройдя обучающие задания, одиночные миссии, кампанию и попробовав свои силы в многопользовательских битвах (лишь бы не опаздывали заплатки), игрок откроет редактор. Вот здесь-то и здесь начнется настоящая игра.

Будущее прекрасно

По количеству любительских модификаций, конверсий и расширений Operation Flashpoint может сравниться с авиасимуляторами от Microsoft. Дополнения выходили все эти пять с половиной лет.

Armed Assault ждет та же судьба. Соскучившиеся по любимому делу игроки немедленно улучшат игру, добавят новые острова, правильные кампании и кучу техники. Уже сейчас, когда я пишу эти строки, первые конверсии выкладываются в интернете. Да и разработчики нас наедине с багами и недоработками не оставят — OFP они поддерживали заплатками и дополнениями очень долго.

Игра — родилась. Она будет расти и развиваться, изживать пережитки и ликвидировать ошибки. Ее ждет блестящее будущее, которому не угрожают конкуренты и даже загадочная Game 2, до выхода которой остается как минимум пара лет.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
10/1010
Сохранен общий дух Operation Flashpoint. Максимальная реалистичность и бездна возможностей в сражениях пехоты, техники и авиации.Играть действительно очень тяжело даже на легком уровне сложности.
Графика
8/108
Игра поддерживает огромные пространства, растительность в духе Oblivion, шейдеры и модные эффекты постобработки.Графический движок пятилетней давности. Нет инверсной кинематики и кукольной анимации. Иногда не совсем правильно работает эффект HDR.
Звук
7/107
Великолепный шум окружающей среды, достойные звуковые эффекты стрельбы и хорошая озвучка.Не совсем аккуратно "сшитая" из кусков речь в бою. Есть проблемы с позиционированием звука (техника за несколько километров шумит так, словно она совсем рядом).
Игровой мир
9/109
Два огромных острова размером в четыреста квадратных километров. Реальное время суток, погода и созвездия на ночном небе. Города, села, дороги, леса, поля, горы, бухты - и все это без единого шва.Гражданские лица ведут себя как переодетые солдаты. Нет женщин, мотоциклов и велосипедов (в OFP: Resistance они были). Сюжет основной кампании вторичен по сравнению с той же OFP.
Удобство
6/106
Множество обучающих миссий. Есть возможность привыкнуть к игре, сходу создавая простые миссии в редакторе.После обычных тактических боевиков к игровому управлению придется некоторое время привыкать. Русская локализация выполнена неудовлетворительно.
Новизна нет

Интерес повторной игры да
НаградаКОРОНА Вердикт: По сути, это прежний Flashpoint образца 2001 года с обновленной графикой. Игровой процесс остался прежним, но это не портит игру, ведь Armed Assault — прежде всего мощная игровая платформа, источник вдохновения для создателей модификаций. Рейтинг
88%


Назад