RPG — это часто игра в шмотки, и чем их больше, тем лучше.
Тодд Говард, создатель Morrowind
RPG Divine Divinity создавалась в течение шести лет. Что сказать? — это более чем достаточное время для того, чтобы придумать нечто особенное для тех игроков, кто всерьез увлечется этой замечательной игрой. В частности, в игре есть три сложных квеста, связанных с получением или созданием уникальных видов оружия. Им и посвящена эта статья.
Заколдованная серебряная броня
Получить уникальную броню Armour of Larian (она же — enchanted Silver Armour) — это длинный, сложный квест, для выполнения которого надо соблюсти множество условий. Расскажу обо всех них по порядку, так, как вы встречаете это в игре.
*
1. Во-первых, основное действие происходит в скрытой в горах на западе Темного Леса (Dark Forest) области, куда вы попадаете при помощи телепортера одностороннего действия. Есть единственный способ вернуться назад в большой мир — воспользоваться парой пирамидок для телепортации. С них и начнем рассказ.
После одного из первых заданий в Алероте — "Разморозить Ланилора" — благодарный эльф при очередной встрече делает вам странный подарок: дает пирамидку и объясняет, что она служит для телепортации, перемещая вас к своей паре. Вот только где находится вторая, он не знает, но подозревает, что она стоит в каком-нибудь опасном месте. В принципе, вы тут же можете бросить пирамидку на землю, прикоснуться к ней и перенестись ко второй, которая находится на одном из уровней подземелья под поселком. Только вот этого делать не стоит — если выпустить обе пирамидки из рук, при попытке поднять вторую появится чертенок, заявит: "Я возьму их ненадолго", и исчезнет. Этого чертенка можно встретить после битвы с суккубом в Залах Консульского Совета, но до этого дело дойдет очень нескоро. Кроме того, можно отыскать в следующий раз потерянное ценное имущество в зарослях кактусов в конце игры. Понятно, что при таком раскладе ни о какой зачарованной серебряной броне речи быть не может. Правильный образ действий таков: проходите подземелье, пока не доберетесь до комнаты со скелетами, где стоит вторая пирамидка. Возьмите ее тоже в багаж. При этом привычный двойной щелчок мышью может не сработать. Тогда надо подойти ближе, открыть экран снаряжения (кнопка I) и перетащить туда пирамидку мышью.
После этого при исследовании земель герцогства Ферол удобно оставить пирамидку у магазина (кузня на торговой площади — самое подходящее место!), а ее пару носить с собой. Как только багаж забьется трофеями или герой попадет в слишком сложный переплет — щелкайте по пиктограмме "умения", выбирайте "воспользоваться пирамидкой" и перемещайтесь к кузне!
Второй раз у вас попытаются отобрать пирамидки прямо из багажа, когда герой отправится на аудиенцию к герцогу Янусу Феролу в замок Стормфист. У меня получалось просто оставить их на земле у кузни, а после освобождения из подземелья подобрать снова. Кстати, чтобы снова попасть в замок, откуда вас выгоняют, нужно снова воспользоваться пирамидками. Имея обе в багаже, через подземные ходы от рыночной площади проходите ко входу в подземелье замка. Там придется убить маньяка-палача в фирменной майке с лозунгом "Love Pain", вооруженного здоровенным топором. После, когда вы дойдете до стены, бросьте через нее одну пирамидку, а потом переместитесь к ней — хоп! — и вы снова в замке. Это может понадобиться для получения одного из предметов другого уникального комплекта вооружения — щита из комплекта Драконьей брони, если вы не озаботились его приватизировать, находясь на службе у герцога.
Итак, если пирамидки у вас и все нужные для перемещения предметы собраны, не забудьте, вставая на телепортер, одну из пирамидок оставить в большом мире!
*
2. Сам телепортер находится в пещере сокровищ все в том же Темном Лесу. Сюда вас приведет квест "Найти клад", который возникнет в вашем дневнике после того, как вы наткнетесь на любой из четырех кусков карты, раскиданных по миру. До того, как все куски карты окажутся в вашем багаже, идти в пещеру бесполезно — выход из первого же коридора окажется замурованным! Куски карты вы найдете в следующих местах:
* В маленькой пещере с пауками в лесочке к северу от Гильдии Лучников (юго-запад герцогства Ферол).
* В запертой комнатке рядом со входом в шахты на западе Палат Гномов (Dwarven Halls).
* На трупе, лежащем в подземелье под городом Вердистисом. Труп находится в крайней комнате на северо-востоке, там, где бродит множество убийц.
* Кусок карты продает стоящий на северо-востоке Вердистиса у своей повозки купец с непроизносимым именем Mzenpak.
После того как вы положите в мешок последний кусок карты, герой сообщит вам, что готов отправиться на поиски клада. Сложив четыре куска вместе, можно прочесть стихи, в которых в туманных словах описывается положение сокровища:
A Wound was forced into the Body of Stone
Where the Home of the Ancients meets the Bones of the World
Where the wooden teeth talk and the small folk reigns
A door of treasure escapes seeking eyes as long
As the glittering stones are missing from the bowl.
Область — Dark Forest, Темный Лес. Точка отсчета — гильдия бойцов, именно их эмблема нарисована на первом куске карты. По дороге идете на север и, немного не доходя до выхода из леса, над небольшим озерком к западу от дороги поворачиваете на запад, к горам. Если вы пойдете по прямой, то сразу упретесь в нужное место. В неглубокой лощине, скрытой деревьями, просканируйте западный склон горы курсором, пока не увидите надпись "вход в пещеру". Туда вам и надо.
Население пещеры — пауки и масса insane skeleton. Встречаются здоровенные рыжие скелеты покруче (special insane skeleton). Проходите сквозь паутину и обходите пещеру. Все рычаги на стенах опускайте вниз, чтобы открыть запертые проходы. В трех чашах найдете светящиеся камни — glowing stones. Возьмите их. Если они не хотят браться по щелчку мыши, нужно встать рядом, открыть снаряжение (клавиша I) и перетащить их мышью в багаж. Кроме камней, по углам найдете ключи от сундуков, которые будут дальше (в поиске поможет зажатая клавиша Alt). Теперь идите к большой тарелке, стоящей на постаменте в центре подземелья. Бросьте туда все три камня — и к западу от вас появятся секретные ворота. Проходите к часовне. Когда вы коснетесь ее, появится агрессивный демон Falrog. После его смерти идите направо вниз — там открылся проход. В пещере со множеством летучих мышей найдете клад — четыре сундука, кучи золотых монет и драгоценные камни. Когда соберете, проходите через стену на север. Полюбуйтесь на монумент "Памяти жертв теракта 11 сентября от сотрудников Larian". Если встать на находящийся рядом телепортер — он вынесет вас на поверхность в том месте, где вы вошли в пещеру.
Но, если соблюсти ряд условий, телепортер отправит вас в секретную область. Для этого надо иметь в багаже несколько вещей:
1. серебряную броню;
2. ровно 2002 монеты;
3. пять бутылок эля, полученных в награду за выполнение квеста "Доставить весточку гному Риммеру от его брата";
4. четыре веревки, лежащие тут же вокруг телепортера.
О веревках стоит сказать несколько слов. Телепортер капризен, он требует точного выполнения условий. Достаточно иметь лишние мотки в багаже или, как было у меня, соединить две веревки в одну связку, и перемещенья не произойдет. Разделить спутанные веревки можно, воздействуя ими на любой предмет в багаже. Вам скажут, что предметы не комбинируются, но при этом верхняя веревка отделится от связки.
*
3. Серебряная броня находится в шипастом сундуке в другой пещере Темного Леса. Туда вас приведет решение квеста о чудовище Крадущемся.
Между дорогой и горами, приблизительно в центре Темного Леса стоит дом отшельника Hermit Quentus. Он расскажет вам душераздирающую историю о страшном чудовище Крадущемся (Stalker), который нарушает экологическое равновесие леса. По ночам чудище бродит по лесу, убивая всех встречных, а днем прячется в пещере в отрогах гор. На карте отшельник ставит метку "пещера Крадущегося".
Идите туда. Внутри на вас нападут экзотического вида красные мохнатые гхолы-вампиры. А в дальнем углу вы встретите того самого человека, который вас сюда послал, — он сам и есть страшный оборотень. Он заманивает путников в пещеру, где с ними легче справиться. Бейте гада, а потом открывайте сундук в северо-восточном углу комнатки. Только учтите, из сундука выскакивают шипы, наносящие чувствительный вред. Так что подлечитесь после боя — а то умереть ни за что будет обидно. Броня из сундука хороша, но на ней вы прочтете надпись, гласящую: "Если заколдовать эту броню правильным образом, она станет по-настоящему уникальной".
*
4. Где взять пять бутылок эля? В Палатах Гномов, расположенных в горах на западе Темного Леса, в доме к югу от кузницы живет гном по имени Strobur. У него есть брат Rimmer, живущий в поселении Гленборус на востоке герцогства Ферол. Стробур попросит передать привет давно утерянному родственнику, если вы его встретите.
Риммера вы найдете в первом же доме к северу от телепортера. Он даст вам те самые пять бутылок. Учтите, тут есть те же заморочки, что и с веревками. Бутылки нужны те самые и никакие другие, поэтому до их получения освободите багаж от лишней стеклотары. Иначе телепортер может не сработать.
Итак, все нужное у вас с собой. Сложите излишки багажа в сундуки в пещере, поставьте пирамидку, обязательно коснитесь мемориального обелиска и отправляйтесь в путь! Только учтите, что, идя заколдовывать броню, нужно иметь героя по крайней мере 30-го уровня (иначе будет сложно справиться с монстрами) и прокачанное до 5-го уровня умение "распознавание вещей". В принципе, можно обойтись и без последнего, но это будет стоить много времени и нервов.
В скрытой в горах лощине вы станете свидетелем бесконечного поединка Добра со Злом — и пускай себе воюют, вмешиваться в бой рыцаря с колдуном не рекомендуется — чревато! Откройте четыре двери темницы, выходящие на поверхность. К каждой привяжите веревку, чтобы спуститься вниз. Внизу вас ждет некий аналог незабвенной New World Computing из Might & Magic — казематы студии Larian с запертыми в них сотрудниками. Очень забавное место! Кстати, если вы завели свой дом в Вердистисе, орган из комнаты ребят, занимающихся озвучкой, может украсить ваше жилище, придав ему культурный вид.
Ваша главная задача — убить "багов" (по-английски слово "bug" имеет два значения: "клоп" и "программная ошибка"), сидящих в подполе студии. Среди множества жуков, символизирующих программные ошибки, есть несколько покрепче с чудесными именами: "out of range", "not initialized", "infinite loop". Если серебряная броня надета на вас, после расправы с последней программной ошибкой она снимется и окажется снова неопознанным предметом в вашем багаже. Теперь осталось поговорить со Свеном — и процесс будет завершен. Тут-то вам и понадобится 5-й уровень опознания предметов. Иначе как определить, что же у вас вышло?
Ибо самое любопытное, что получить в итоге можно что угодно — от суперброни до плохонькой кольчужки. Свойства зачарованной брони могут варьироваться в очень широких пределах. Защитные свойства (armor) колеблются от 210 до 410, число ячеек для магических гемм (charm quality) меняется от 1 до 5, плюсы к различным статистикам имеют разброс от +1 до +10, к сопротивлению различным видам воздействия — от +5 для двух видов вреда до +20 ко всем. И, наконец, число плюсов к различным умениям меняется от нуля до +1 к трем различным умениям. При этом сохраняется относительное равновесие — если плюсы максимальны в одной области, то в других они будут меньше.
Советую после убиения последнего жука ни в коем случае не лезть в багаж, а подняться наверх к Свену и спастись. Теперь, поговорив с ним и опознав полученную armour of Larian, вы можете перезагрузиться и, если броня не отвечает вашим желаниям, попробовать получить вещь с новыми свойствами.
И последнее, весьма специфичное свойство брони Larian: будучи надетой, она не видна на теле персонажа, хотя все бонусы к характеристикам герой получает. Причем, как можно узнать на сайте Larian, разработчики знают об этой странности своей заколдованной брони. Вот уж воистину уникальное вооружение!
Три в одном — меч, амулет, кинжал
Этот квест не относится, как предыдущий, к числу Easter Eggs — скрытых сюрпризов игры. Но все же в нем есть несколько сложных моментов, достойных описания. О существовании магических предметов — меча, амулета и кинжала, два из которых должны быть принесены в жертву в святом месте, чтобы третий обрел магическую мощь, вы узнаете из книги. Том в красном переплете лежит в библиотеке в подвале Проклятого Монастыря на шкафу в северо-западном углу комнаты. Там же упоминается четвертый артефакт — та самая серебряная броня, о которой уже шла речь выше. Но иметь ее для проведения ритуала не обязательно. И последнее предупреждение книги — не будите стражей часовни!
Искомые предметы разбросаны по всем трем квадратам мира Ривеллон. Амулет, когда-то принадлежавший эльфийскому лорду Cirian, находится в старой эльфийской гробнице в северо-западном конце Темного Леса. Он спрятан в углу у стены у южного выхода из гробницы за паутиной. О нем может рассказать торговец Mzenpak в Вердистисе. Меч находится в том подземелье, где вас держала в заточении леди Елона (она же ведьма Iona). Он лежит в замурованном помещении на первом ярусе подземелья. Чтобы попасть туда, коснитесь свечи перед скелетом к югу от комнаты. Кинжал спрятан в помещениях воровской гильдии в Вердистисе. Вход в гильдию находится в подвале трактира Ducal Inn, и дверь откроется только тогда, когда персонаж станет членом воровской гильдии, выполнив задания трактирщика, а по совместительству главы гильдии, Роба. От центральной комнаты гильдии идите в коридор на север, в апартаменты Роба. Обыщите письменный стол у левой стены — кинжал спрятан там.
Когда все три предмета будут лежать в вашем багаже, идите к церкви за Проклятым Монастырем, из которой вы изгоняли духов. Обогнув здание, двигайтесь дальше на север, почти до края карты. Чуть правее, в гуще кустов, вы найдете вход в небольшую подземную часовню. Спускайтесь туда. На полу нарисованы три синих шестиугольника. В одном возвышается статуя воина, два других свободны. Вам нужно встать на нижний, чтобы каменный воин задал вопрос, какой предмет вы хотите получить, принеся в жертву два других. После выбора одного из трех вариантов ответа ваш магический заказ появится в последнем шестиугольнике, а два других артефакта навсегда исчезнут.
Набор вооружения "Броня дракона"
Dragon Armour — это набор уникальных предметов замечательного качества, которые вы будете находить опять-таки по всему Ривеллону. А чтобы собрать полную коллекцию предметов, нужно выполнить несколько неочевидных заданий.
Щит вы найдете в оружейной замка Стормфист, находясь на службе у герцога Януса. Оружейная находится к западу от входа в замок, а ключ от нее лежит в комнате напротив по коридору (на север от оружейной).
Пояс лежит в подвале одного из заброшенных домов в городе Вердистисе. Когда вы зайдете в дом, пол провалится, и вы попадете прямо туда, куда нужно.
Перчатки вы найдете в эльфийских захоронениях на крайнем юге Темного Леса, куда вы отправитесь решать квест о пропавших эльфийских реликвиях.
Собственно же квест "Dragon Armour" даст вам король гномов Келп Дунатрим. Чтобы получить это задание, вам надо, во-первых, найденный Священный топор отдать лично в руки королю, а во-вторых, предоставить ему же доказательства измены его брата, Грегора. Письмо к Грегору, служащее уликой, вы отыщете на том же втором ярусе гномьих рудников, где нашли топор. Осмотрите стол в крайней северо-восточной комнатке, там оно и лежит.
Сложнее доставить письмо к Келпу. Король гномов — настоящий параноик, и на входе в его тронный зал всех посетителей раздевают до трусов, изымая при этом весь багаж. Нужно воспользоваться следующим фокусом: чуть не доходя до стражи, выньте письмо из рюкзака и закиньте его в зал. Потом, пройдя охрану, поднимите снова.
Получив письмо, благодарный за услугу Келп расскажет вам о том, как в Эпоху Хаоса для великого воина из Совета Семи по имени Anarond гномьими кузнецами был изготовлен набор вооружения Dragon Armour, и как случилось, что теперь предметы рассеяны по всему Ривеллону. Лично у него есть шлем, и он готов отдать вам его, если вы принесете ему отреставрированное вооружение со вставленным в него драгоценным камнем — огромным рубином Heart of Dragon. Броню и рубин может воссоединить лучший из ныне живущих оружейников — гномий кузнец Гриша. К тому же Келп слышал, что ныне броней владеет одна из купеческих семей Вердистиса.
Броней владеет сэр Патрик в Вердистисе. После рассказа Келпа в диалоге появятся нужные строчки. Патрик даст вам несложное задание, а после его выполнения за несколько тысяч монет продаст саму броню.
Сердце Дракона находится в заброшенной крепости чертенят-imps в горных отрогах на юго-западе Темного Леса. Чтобы найти гемму, нужно получить соответствующее задание в Гильдии Воинов тут же в Темном Лесу. Для этого нужно поговорить с главой гильдии Альриком о вступлении в нее. Первое его задание — отвоевать у нечисти в подвале гильдии артефакт Глаз Циклопа. А когда вы принесете глаз, он отправит вас за Сердцем Дракона.
Крепость Dragon Worshippers находится в отрогах гор к юго-западу от гильдии бойцов. На подступах вам придется перебить множество ящеров-воинов, фанатиков дракона, магов и прочих. К крепости ведет лестница. Наверху вас ждут ящер-архимаг, несколько магов и группа поддержки. Внутри крепости встретят пауки и разномастные ящеры. Бейте и спускайтесь в подвал.
Подвал состоит из трех частей: залы, пещеры и снова залы в дальней части. Население — insane skeleton, ящеры. Когда подойдете к северной комнате в естественной части пещер, запустится скрипт: драконий всадник заметит вторжение, схватит рядом лежащий рубин и исчезнет. Он перенесется в дальний зал. Поэтому совет: сначала обойдите эту комнату стороной, дойдите до дальних залов, перебейте там всех и соберите добро, а уж потом возвращайтесь за Сердцем Дракона. Когда дракон исчезнет, расправьтесь с врагами, а затем идите назад в последний зал, где вы снова увидите дракона. На рептилию прекрасно действуют Elemental Bolts. На его трупе найдете искомую гемму — Сердце Дракона (Heart of the Dragon). Несите гемму в гильдию бойцов. Вас с радостью примут в члены гильдии, а гемму оставят вам. При этом Альрик повторит еще раз, что это — часть старинной легендарной брони дракона.
Получив гемму и броню, идите в Палаты Гномов к кузнецу Грише. Тот после дня работы отреставрирует для вас доспехи. Теперь все, что осталось сделать — это предъявить их Келпу. После этого вы получите шлем, и квест будет завершен!
ДОПОЛНЕНИЕ №1
Кое-что о багах — вредных и полезных
В игре есть замечательный трюк, позволяющий делать предметы намного круче, чем предусмотрено создателями игры, и, соответственно, загнать характеристики героя под небеса. Как? — Просто!
Обязательно — это стоит того! — освойте умение "заколдовывать предметы". Накопите в багаже много гемм, ибо процесс идет только в один этап. Щелкая мышью по предмету, который вы собрались зачаровывать, откройте как можно больше окошек со слотами для гемм. Утверждается, что можно открыть до 30 окон. Я открывала пятнадцать. А теперь по очереди в эти окошки таскайте геммы из отрытого рядом окна багажа. Пока не забьете их до предела или не окончатся припасенные геммы. Теперь закрывайте окна и любуйтесь результатом!
Другой связанный с вещами с дополнительными свойствами баг полезным не назовешь: если на герое надет предмет, поднимающий его характеристики — силу или проворство, снимайте его очень осторожно и ремонтируйте вовремя, не доводя до поломки. Если окажется, что призовые очки используются при ношении другого предмета (например, типичный топор требует +60 Might, +30 Agility), или если речь идет об очках силы максимально нагруженного героя, эффект может быть неожиданным и малоприятным: игра может вылететь в систему или же, что хуже, вещь может бесследно исчезнуть. У меня так при неосторожной замене бесследно испарились две пары хороших перчаток.
ДОПОЛНЕНИЕ №2
Экономичные умения
Умения, которые можно выучить в игре, не тратя на них призовые очки.
Лечение — Restoration — можно повысить в процессе прохождения игры на два очка. Первое вы получите, когда решите квест об исцелении двух больных при помощи единственной целебной геммы. Награду дает ящер Гоемое. Второе очко даст вам Мардениус, когда вы найдете убийцу торговца Джоржа.
Умение торговаться — Trader's Tongue — в таверне "Голубой боров" у стойки стоит Еl'gammon. Этот товарищ несколько раз подряд раскрутит героя на покупку якобы магических предметов. Каждый стоит 500 монет. Купив очередную обновку (ковер-самолет, самозатачивающийся меч, магическое зеркало и прочее), щелкните по предмету в багаже, чтобы убедиться, что тот не работает. После снова заговорите с Элгаммоном. После того, как он сплавит вам все неликвиды, герой все-таки поумнеет, выучив искусство торговаться! Продолжить обучение этому полезному навыку вы сможете в гильдии купцов Вердистиса, где можно найти целых три книги, поднимающих навык.
Распознавание предметов — Identify item — дается за решение квеста о сожженной повозке с фруктами купца Маркуса с рыночной площади. Найдя пропавшие товары в туннелях под площадью, не забудьте взять документ, подтверждающий, что хозяин добра — Маркус. Отдав бумаги купцу, получите награду.
Алхимия — Alchemy — учит Медикус в Темном Лесу. Его задание — принести растения от злобного Говорящего Дерева, которое нельзя убить, но можно запугать дровосеками.
Взлом замков — Lock pick — можно поднять на единичку (или другие умения — распознавание ловушек или воровство) при вступлении в воровскую гильдию. Второе очко этого навыка несложно заработать в гильдии воров, выполнив тренировочное задание по отпиранию пяти дверей.
Влияние — Aura of command — дает королева пчел, если вы принимаете ее сторону в конфликте с осами в маленьком измерении, где живет делегат Консульского Совета от народа импов.
Призывание демонов — Demon summoning — дается за решение квеста Коринны Призывательницы в Вердистисе. Озаботьтесь принести нужную ей ветку Говорящего Дерева из Темного Леса, а не покупать подделку тут же в Вердистисе — иначе провалите задание.
Святая молитва — Bless — учит рыцарь на дороге в Вердистис, если вам удается, пожертвовав собой, спасти мальчика Мартина от вампира. Достойная ли замена потеря на единичку очков основных характеристик в обмен на это заклинание — решать вам.
Увеличенный ущерб — Augment Damage — учит мастер боя во дворе гильдии бойцов, если вам удается одолеть его в схватке.
Кроме того, как вы уже поняли, многое в игре определяется случайным образом. Свойства предметов, ассортимент товаров у продавцов — все попадает под эту категорию. Поэтому, подходя в очередной раз к лавке мага Кистанадиуса, живущего на рыночной площади, не поленитесь спастись. Если с предыдущего визита прошло достаточно времени и набор товаров обновился, вы без большого труда сможете добиться, чтобы среди товаров появились одна, а то и две книги. Купив их, вы продолжите прокачку героя без траты очков.
ДОПОЛНЕНИЕ №3
Divine Divinity в цифрах
Число очков, необходимых для перехода на N-ый уровень, рассчитывается по формуле:
Level (N) = (N*N*N — N)/3 (тысяч очков).
Как легко посчитать, чтобы достичь пятого уровня, надо набрать 40000 очков, а пятидесятого — 41650000 очков.
При этом за одни и те же действия — убийство монстров или выполнение заданий — очки начисляются по плавающей ставке, в зависимости от уровня, которого достиг герой.
Опыт, получаемый за монстров, уменьшается с ростом самого персонажа. Крыса на первом уровне стоит 50 очков, втором — 49 и т.д. А после 30 уровня за большинство видов живности — крыс, кабанов и волков — вообще перестают давать опыт. Герою десятого уровня за упокоение мертвеца corpse дают примерно 3500 очков, уровне на 15-м — порядка 2800 очков, а на 34-м уровне — всего 250 очков.
Зато с очками за выполнение квестов ситуация обратная. Кажется, что за каждый квест изначально положена некая награда — 500, 1000 очков, которая умножается на уровень героя. За доставку наряда на поставку зерна фермеру герой 13-го уровня получил 11000 очков, а героиня 34-го — больше 30000! То есть для набора максимального опыта есть смысл сначала провести тотальную зачистку местности, начиная с самых слабых тварей, а уж потом перейти к проверке паспортного режима у NPC!