Предоставлено журналом Игромания
Константин ИнинФантазия – психич. деятельность,
состоящая в создании представлений и
мысленных ситуаций, никогда в целом
не воспринимавшихся человеком в
действительности
Энциклопедический словарь
Про Action-RPG слыхал? Да-да, парень, это такие смешные игрульки, где по экрану бегают маленькие гномики и месятся со всякой нечистью. Угу – пережиток прошлого и все такое. Тяжкое наследие приставок. Играбельность нулевая. Правильно говоришь – детские игрушки. Конечно же, не выдерживают никакой конкуренции в сравнении с нормальными RPG вроде Beholder и Baldur's Gate. Про Final Fantasy знаешь? Что, ни ухом, ни носом? Ну и правильно, не нужна она тебе. Зачем время зря тратить? Что? Купить хочешь? На пяти-то компактах? А тебе оно надо? Попробовать хочешь? Мой тебе совет – не пробуй. Почему? Потому что, ексель-моксель, и все такое... Пропадешь ты в этой игре. Забудешь про Baldur's Gate, про всю свою ненависть к приставкам – маму родную забудешь! Не надо в нее играть – рискованно.
Читающий этот гайд и не игравший в FFVIII человек сойдет с ума. Не пытайся читать это ради своего удовольствия. В FFVIII очень большая, хитрая и необычная игровая система, которую нужно учить, как катехизис. Получение общего представления о ней занимает у опытного игрока, свободно владеющего английским, около получаса. Но это – капля в море по сравнению с общим временем, которое уйдет у тебя на Final Fantasy. Моя задача – прочесть небольшую, но требующую внимания лекцию человеку, собравшемуся поиграть в FFVIII и предпочитающему делать это грамотно. Это ты? Поехали.
(Еще раз: не пытайтесь читать это, не видев игры. Удавишься от скуки.)
JUNCTION
Давай прежде всего уясним, что может делать боец кроме нанесения тяжелых физических повреждений. В FFVIII все это (то есть все, кроме мордобоя) реализовано через Junction-систему.
Существует определенный набор получаемых игроком в разных местах Guardian Forces – GF'ов. Я не буду останавливаться на сюжетных аспектах этого дела – нас волнует только техническая сторона. GF привязывается к персонажу и прежде всего дает ему возможность делать что-то, кроме Attack. Базовый набор – GF, Draw, Item, Magic. С последними двумя все очевидно – использование предметов и использование магии. Draw – вытягивание магии из противников и специальных точек на местности; об этом подробнее ниже. Первый пункт, GF, – вызов собственно Guardian Force. В подавляющем большинстве случаев это нанесение всем противникам серьезного урона: около 170 HP у непрокачанного GF. Кроме вышеперечисленных команд со временем «приджанкшивание» конкретного GF может дать новые команды; в любом случае ты можешь выбрать только 3 из списка. Делается это в меню Junct ion/Ability.
На вызов GF'а тратится какое-то время: чем чаще ты используешь GF'а конкретным персонажем, тем это время меньше. В опциях можно посмотреть степень «привычки» GF'ов к персонажу. Пока GF вызывается, все удары попадают по нему и снимают его хиты. Так как их откровенно больше, чем у персонажа, то GF служит еще и щитом. Специальных воздействий это не касается: Cure на персонажа, вызывающего GF'а, полечит именно персонажа; GF'а невозможно отравить, усыпить и пр. После каждого боя все GF получают экспу, равную экспе, полученной персонажем и разделенной на число «приджанкшенненых» к нему GF'ов; кроме того, они получают Ability Points. От экспы растет уровень – соответственно, HP и наносимый урон. По мере накопления AP (Ability Points) GF'ы учат ability. Ты можешь указать порядок изучения ability, даже более: от того, какие ability ты выберешь, зависит то, какие ability GF сможет выучить в дальнейшем. Ability разнообразны и список их велик: среди них есть и новые команды персонажей, и банальное увеличение параметров GF'а, и abilities, касающиеся всей партии. О двух классах – поподробнее.
Прежде всего, «приджанкшенный» GF дает возможность вешать на персонажа не только 3 новые команды, но еще 2 ability. Работает это так: сначала GF должен выучить ability – скажем, HP +10%. Потом в том же меню, где задаются команды для персонажа, эта a bility вешается на него – эффект налицо. Существует ability Move-Find – нахождение скрытых Draw Point на карте; она тоже будет работать, только если ты повесишь ее на персонажа. Вся петрушка с двухступенчатой системой затеяна потому, что у персонажа может быть только 2 ability, и тебе нужно выбирать из всего многообразия выученного GF'ом.
Далее: вторая группа – это ability, позволяющие привязывать (опять же junction'ить, и давай дальше писать это слово по-русски и без кавычек), так вот, джанкшонить магию к разным параметрам игрока и его оружия. Делается это следующим образом: если у GF'а есть ability, позволяющая джанкшонить магию к HP, то ты выбираешь Junction/Magic, потом – строчку HP и магию из той, которую ты успел натаскать. Новое значение параметра тебе покажут, как только ты наведешь курсор на соответствующее заклинание.
Параметры, к которым можно джакшонить магию, разбиты на 3 группы: это характеристики персонажа, элементная атака и защита и статусная атака и защита. С первым все понятно – параметр меняется себе и меняется. Остальные кривоватые формулировки нужно объяснить.
Персонаж может сделать часть своей непосредственной – то есть оружием, а не магией – атаки элементной: огненной, водяной и пр. Персонаж может быть частично защищен от элементных атак – в разной степени от разных стихий. И то, и другое осуществляется джанкшеньем магии к параметрам, открывающимся при выборе Junction/Magic и нажатии «влево». Соответствующие строчки станут белыми, то есть потенциально «джанкшиющимися» (ну, позволю себе кавычки), только если GF уже выучил соответствующий скилл; это относится и к характеристикам персонажа тоже. Эффект очевиден: 50% атаки огнем – существенно больнее водяным существам, 50% защиты от огня – ополовинивание огненных атак; кстати, один из главных врагов вовсю шарашит огнем, что очевидно еще из заставки. При защите больше 100% персонаж лечится соответствующей стихией.
Та же история со статусными атаками и защитами. Персонаж может усыплять или отравлять врага мечом; персонаж может быть частично защищен от усыпления или яда (очевидно, сном и ядом статусные воздействия не исчерпываются). Меню статусных параметров открывается, если после вывода меню элементных параметров нажать «влево» еще раз.
К каждому параметру может быть приджанкшено только одно заклинание, если у GF'а нет скилла, позволяющего джанкшонить два сразу. Джанкшенье к персонажу 2 GF'ов с ability HP junction не исправит ситуацию – на HP можно будет повесить только одно заклинание.
Вот основное, что тебе нужно знать о junction. В принципе, в соответствующем меню есть опция джанкшенья всего и вся с определенной ориентацией (атака, защита, баланс), и те, кому все по фигу и влом копаться, могут не париться и настроить все автоматически. Но ведь здесь же нет тех, кому все по фигу и влом копаться?
Теперь вот тебе бонус: таблица GF'ов с эффектами вызова, и самое главное – их местонахождением. То есть где можно ценное животное отхватить и какой ценой. Читай внимательно, пригодится.
|
Особенное внимание обрати на тех GF'ов, которых нужно из кого-нибудь тянуть: если ты победишь противника, не вытянув из него GF'а, то GF будет для тебя потерян. Впрочем, можно и всю игру пройти на 5 GF'ах, и ничего.
МАГИЯ И ПРЕДМЕТЫ
Переходим к магии и предметам – расходным, так сказать, материалам.
С предметами все ясно. Они большей частью вываливаются из монстров, иногда покупаются в магазине, используются в бою с помощь соответствующей команды или в мирной ситуации через соответствующее меню. Кроме разнообразных potion'ов и коктейлей Молотова, существует масса предметов с особым применением; о некоторых из них будет сказано ниже.
С магией интереснее. Магия присутствует у тебя, грубо говоря, в виде скроллов. То есть некоторое количество расходуемых единиц каждого заклинания. Эффективность использования заклинания зависит от параметра Magic персонажа – местами у японцев все по-простому. Магию можно так же, как и предметы, использовать в бою с > помощью команды (обрати внимание, что и в том, и в другом случае персонаж совершает действие, то есть тратит «ход»), а можно применять через меню; но способ добычи здесь другой. Предметы вываливаются из поверженных персонажей; магию нужно высосать в процессе боя, и это тоже отдельная команда – та самая Draw. Тебе показывают список имеющихся у противника заклинаний, ты выбираешь, после чего Draw может быть успешным, а может сорваться. «Ход» потрачен в любом случае. Тут уж вопрос в том, насколько в тебе заговорит манчкин: мой знакомый на первом диске насосал столько магии, сколько у меня на третьем не было. Кроме того, магию можно доставать из Draw Points, встречающихся на карте (собственно, кроме них на карте встречаются только Save Points, так что отличишь); осуществить акцию может только тот персонаж, у которого приджанкшенена команда Draw.
Собственно, система магии, как видишь, нехитра. Все-таки те, кто кричит, что FFVIII – не RPG, мягко говоря, делают это зря. То есть, конечно, это не совсем RPG, и даже совсем не RPG, но, по меньшей мере, способы прохождения глубоко индивидуальны. Скорее всего, существуют люди, которые вовсю сражаются магией, хотя мне, скажем, делать это практически не доводилось – только лечебная или в критических случаях. И у них, и у меня все прекрасно получается.
ОРУЖИЕ И ЛИМИТЫ
Особое внимание тем, кто играл в FFVII. Поиск лимита может довести тебя до приступа истерики, а все на самом деле очень нехитро.
Сначала оружие. Ты не можешь (как, скорее всего, уже заметил) менять выданное герою оружие; все, что в твоих силах, – это модернизировать его. Модернизации становятся доступны по мере того, как ты находишь журналы Weapons Monthly – то, что у тебя в Items называется Weapon Mon, скажем, Mar. Или Jun. Или еще как-нибудь. Последние три буквы обозначают месяц. В каждом следующем журнале описываются все более крутые «пушки»; модернизируя, ты сможешь увидеть, как меняются параметры при переходе к новому девайсу. Расположены журналы в следующих местах:
March: Победи Elvoret'а (Dollet)
April: Лежит на столе Squall'а в его новой комнате – после того, как Squall становится Seed'ом
May: В Deling Sewers
June: Победи BGH251F2 в Missile Base
July: Находится в Training Center'е Balamb Garden'а (на третьем диске)
August: В 5 шагах к югу от статуи гаргульи в Trabia Garden
Debut: Lunatic Pandora Research Center (последний эпизод с Laguna)
Здесь и далее: все журналы можно купить в магазине Esthar'а, повесив на кого-нибудь из партии ability GF Tonberry Familiar.
После получения журнала ты идешь в ближайший Junk Shop (он есть практически в каждом городе, например, в Dollet'е; если уж совсем нигде не найдешь, то добирайся туда), отдаешь нужное количество ресурсов и получаешь новенький тесак. Учти, что вовсе не обязательно модернизировать их последовательно: если у тебя есть тесак первого уровня и ресурсы на то, чтобы сделать его второго или третьего уровней, то делай сразу третьего. Ресурсы не суммируются: превратить тесак 1 в тесак 2 стоит столько же, сколько в тесак 3 (более того: сделать из третьего второй – столько же, сколько из первого второй). Вот, собственно, все про оружие; брони, как ты опять-таки уже заметил, нет вообще.
С лимитами интереснее. Лимиты, то есть особые удары, включаются тогда, когда у персонажа остался определенный процент HP – меньше 25%. Рядом с Attack появляется стрелочка вправо, нажимаешь «вправо» же – появляется название лимита. Если стрелочка не появилось, то кнопкой, которой прокручиваются готовые персонажи (то есть выбирается, кто из персонажей, готовых ходить, будет делать это первым; по дефолту это D), можно вытащить ее принудительно: прокручиваешь его 6-8 раз, он озверевает и готов на все. Ниже приводится список лимитов.
Squall – Renzokukken. При виде врага теряет волю, приходит в ярость, бежит на мерзавца и наносит несколько страшных ударов мечом; если вовремя (а именно когда прямоугольник на полосе внизу экрана будет пролетать через окошко и появится надпись Trigger) нажать E, то удар получится более сильным. Иногда Squall наносит еще и один из 8 добивающих ударов – их он тоже выучивает по ходу игры.
Zell – Duel. Zell проводит несколько приемов; если отключить режим Auto, то можно будет выбирать приемы самостоятельно – из вываливающегося списка. Новые, весьма и весьма сильные приемы Zell узнает из номеров King of Fighters; они расположены в следующих местах:
001: Первый этаж D-District Prison
002: Выдается после победы над Raijin и Fujin'ом
003: Выдается случайным образом при проведении ночи в отеле Balamb'а
004: Выдается случайным образом при победе над одним из солдат в Lunatic Pandora
005: В фойе Lunatic Pandora
См. примечание о журналах выше.
Selphie – Slot. Кастует выбираемое случайным образом заклинание один, два или три раза – тоже выбирается случайным образом; среди заклинаний есть несколько, не доступных где-либо еще; в частности, с самого начала Selphie кастует чрезвычайно полезный Full-Cure.
Rinoa – Angelo. Пес Rinoa разучивает новый прием в течение некоторого времени после того, как ты находишь журнал Pet Pals с этим приемом; в драке используемый прием выбирается случайным образом. Местонахождение журналов:
Issue 1: На поезде в Timber
Issue 2: На базе повстанцев (дежа вю?) в Timber'е в эпизоде захвата президента
Issue 3: Timber Pet Store
Issue 4: Timber Pet Store
Issue 5: Esthar Pet Store
Issue 6: Esthar Pet Store
См. примечание о журналах выше.
Quistis. Blue Magic. Одно из разучиваемых по ходу игры «заклинаний». Чтобы выучить новое заклинание, используй в Item особый предмет; вот список заклинаний и предметов.
Irvine – в состоянии лимита можно засадить в противника сразу несколько пуль, последовательно нажимая R1; разными способами (например, с помощью соответствующей способности GF'а) можно получить очень крутые пули.
Edea – тоже всякая магия. Достаточно мощная – не более того.
Се ля ви. Использование лимитов – штука рискованная, но очень полезная; дерзай!
СТАТУСЫ
Ну, и на сладкое. Приведенная ниже информация весьма занудна, но настоятельно рекомендую ее изучить, поскольку понимать, в чем заключается тот или иной status и как с ним бороться, весьма полезно. Status, как ты понимаешь, состояние персонажа: отравлен, оглушен, спит и пр., и все было бы очевидно, если бы игра называлась не Final Fantasy и «пр.» ограничивалось бы 3-4 пунктами. Итак, статусы:
|
Боевых успехов. Удели внимание развитию GF'ов в начале игры – последние 3 диска покажутся сладким сном. Мат. часть – великое дело.
Seed Rank
Как ты понял, ты Seed, профессиональный наемник, получающий зарплату от Garden'а, и это единственный способ получить какие-либо деньги. Зарплата твоя зависит от твоего ранга; для того, чтобы повысить ранг, нужно ответить в Tutorial/TEST на 10 вопросов. Вопросы касаются правил игры и, в принципе, не вредно ответить на них самостоятельно, дабы узнать массу полезных вещей. Если ты грязный читер – правильные ответы на вопросы для каждого уровня к твоим услугам:
Тест 1: Y N Y Y Y N N Y N N
Тест 2: Y N Y Y Y N Y Y N N
Тест 3: N N Y N Y Y Y N Y N
Тест 4: N Y Y Y N N Y Y N N
Тест 5: N N N Y Y N N Y Y Y
Тест 6: Y N Y Y N N Y Y N Y
Тест 7: Y Y Y Y Y Y N Y Y N
Тест 8: N Y N N Y Y N N Y N
Тест 9: N Y N N N N N N Y Y
Тест 10: Y N N N N N N N Y N
Тест 11: Y Y N Y Y N Y N N Y
Тест 12: N Y N N Y N Y N Y N
Тест 13: Y N N N Y N N N N N
Тест 14: Y Y Y Y N Y Y N Y N
Тест 15: Y Y N N N N N Y N Y
Тест 16: Y N N Y N Y N N Y N
Тест 17: Y N N N Y N N Y N N
Тест 18: Y N N N Y N N N N N
Тест 19: Y N N Y N N N N N Y
Тест 20: Y Y N Y N Y Y Y N N
Тест 21: Y Y Y Y N N Y Y Y N
Тест 22: N N N Y N N N Y Y N
Тест 23: Y N N N N Y Y Y Y Y
Тест 24: Y Y N N Y Y N N N Y
Тест 25: Y N Y Y Y N N Y N N
Тест 26: Y Y N Y N Y N Y N N
Тест 27: N Y N N N N Y N Y N
Тест 28: Y N N Y Y Y N Y N N
Тест 29: N N N Y Y N N N Y N
Тест 30: N Y N N N N Y N N N
Если ты не очень грязный читер, то можешь подключить к этому делу голову. Как ты видишь, после ответа на 10 вопросов тебе выдают процент правильных ответов. Основных идей две: во-первых, ответы на все вопросы Y дают тебе соотношение ответов Y и N. Во-вторых, можно несложным образом узнать ответ на любой вопрос: сначала набираешь все ответы Y, потом – все Y, исследуемый вопрос – N. И сравниваешь результаты. Помогает в ситуациях, когда пытаешься пройти честно, но застрял. Потом, это честный взлом: все интереснее, чем тупо с журнала списывать.
В принципе, бойцовское поведение может повысить (а частое убегание с боля боя – понизить) твой Seed Rank без всяких тестов. Максимум, чего ты можешь достичь, это зарплата в 30000 gil. Выдается, как ты заметил, сама через определенные промежутки времени.
Знаешь ли ты, что:
При вынужденной замене одного бойца на другого можно передать всю магию и все джанкшены – и GF'ов, и параметры – разом? Делается это через меню Switch.
Ability Boost работает следующим образом: пока GF летает, зажимаешь F и часто-часто жмешь A? Атака получается сильнее.
Что Squall бьет мечом приблизительно вдвое сильнее, если сразу после того, как раздается свист меча в воздухе, нажать E? Та же самая E работает триггером у Renzokukken'а
Что хождение по лесу увеличивает вероятность драки, а по дорогам – снижает?
Что персонаж, нанесший добивающий удар, получает экспы больше других, и удар этот должен быть нанесен именно персонажем, а не его GF'ом? За боссов экспу не дают, так что если экран перед битвой разлетелся не как обычно, а по-боссовски, то твоя жадность может спать спокойно.
Что экспа делится на всех GF'ов, приджанкшоненых к персонажу, а вот AP раздаются каждому по фиксированному количеству, сколько бы их ни было? Отсюда вывод: можно небоевых GF'ов повесить на одного персонажа, и тогда они будут просто качать abilities, а расти особо не будут. Правда, получается какой-то изврат.
Что дизайнера боевой системы зовут Hiroyuki Itou, и это на самом деле так?!