— Глупый ты, боцман, и шутки у тебя дурацкие. Торпеда-то мимо прошла!
Соленый морской юмор
Silent Hunter 3 дает игроку возможность пройти через всю войну в роли капитана подводной лодки. С осени тридцать девятого до весны сорок первого — потопленный тоннаж, новые лодки, оружие и торпеды, конвои, награды — и новые опасности с каждым годом. Но режим компании — это много дней игры. Не у каждого хватит терпения долгие часы коротать на просторах Атлантики, в шторм, надев наушники гидроакустика. Для тех, кто желает быстрых и ярких сражений, разработчики предусмотрели несколько одиночных заданий по мотивам реальных исторических событий. «Бисмарк» — одна из самых зрелищных и напряженных миссий.
Диспозиция
Гроза. Сверкают молнии, грохочет гром. Помутилось синее море. Матросы кормят Ихтиандра.
Самый простой способ утопить тяжелый корабль — взорвать оружейные погреба. |
Команды двух британских линкоров («Кинг Джордж V», «Нельсон») и двух эсминцев с изумлением наблюдают, как в их сторону прытко идет одинокий немецкий линкор «Бисмарк». Его капитан, похоже, пьян или наелся озверина — но он совершенно невозмутимо затевает морской бой. Пушки британцев удивленно разворачиваются в сторону немца. Жить «Бисмарку» осталось меньше четырех минут. Пока он в милях от врага, он обладает преимуществом: в узкий силуэт труднее попасть, тогда как линкоры у него как на ладони. Но, сблизившись, он сведет свое преимущество на нет. А возможность пользоваться только половиной огневой мощи (пушками главного калибра на носу) — большой недостаток.
Совершенно случайно между противниками (ближе к британцам) оказывается подводная лодка типа VIIC. Похоже, команда «унтерсибута» спала и только продрала глаза — лодка в совершенно несуразной позиции, она повернута к линкорам задней левой ластой. Задание из Берлина — уничтожить хотя бы один линкор. Что предпримет капитан подлодки?
Прохождение
На задание можно выбрать любую подводную лодку из представленных в игре. Но по умолчанию вам предлагается VIIC версии 1941 года. Команда середнячков — не новички, но еще не ветераны. Обычные парогазовые торпеды в четырех носовых и одном кормовом аппарате.
На таран идти бесполезно, я проверял. Только краску поцарапаете. |
Расстояние до ближайшего линкора, «Нельсона» — около километра. Но позиция подводной лодки не выдерживает никакой критики. Поэтому если вы хотите четко и быстро влепить в борт «Нельсона» свой смертоносный груз, надо сразу же начинать движение и разворачиваться против часовой стрелки.
Если лодка двинется вперед, ее курс пересечется с курсом британского линкора. Поэтому даем приказ — самый полный назад, разворот влево на девяносто градусов. А сами в это время поднимаем перископ, разворачиваем его влево и ловим в прицел «Нельсон».
Теоретически ничто не мешает лодке выпустить все торпеды, «не сходя с места». Можно рассчитывать на то, что каждая вторая попадет в линкор, но взорвется лишь каждая четвертая, так как они столкнутся с линкором под очень маленьким углом, буквально вскользь — а контактные взрыватели не любят такого обращения и могут забастовать.
Можно назначить торпедам большую глубину. По справочнику осадка «Нельсона» — 10,7 метров, а это значит, что торпедам нужно выставить глубину в 11 метров или чуть больше. (Не забывайте, что каждая торпеда настраивается по отдельности.)
Эсминец перехватил «на себя» одну из выпущенных торпед. Но линкору это не помогло. |
«Кинг Джордж V» идет позади «Нельсона» и чуть левее. Его осадка — 8.5 метров. Шторм вносит свои поправки, осадка меняется с каждой волной, но тяжелые корабли, к счастью, колеблются мало. Но атаковать второй линкор вы сможете не сразу, а только через несколько часов, когда команда перезарядит все торпедные аппараты. Дело это долгое.
Взрыв торпеды от магнитного взрывателя куда эффективнее, чем от контактного, потому что торпеда проходит под незащищенным днищем и в момент взрыва вырывает из него изрядный кусок. Но эксперименты показали, что четыре «рыбки» в борт — это тоже очень надежный вариант.
Наткнувшись на мой перископ, эсминец смешно взмыл в воздух и взорвался. Но лодка, увы, тоже утонула. |
Поэтому самый эффективный вариант действий таков: развернувшись и выйдя на линию атаки, лодка останавливается. Остается только подождать несколько секунд, пока «Нельсон» окажется перед носом лодки. Пятьсот метров — это стрельба практически в упор. По умолчанию корабль «захватывается» прицелом в области капитанского мостика, сразу за орудиями главного калибра. И это правильный выбор — там находятся погреба со снарядами. Но для разнообразия можно попробовать запустить все четыре торпеды в разные места корабля.
Не опасайтесь эсминцев. Перископ может торчать над морем, как сушеный гриб, — пока идет перестрелка с «Бисмарком», на вас не обратит внимания никто. Впрочем, всплывать для улучшения обзора все же не надо.
Четыре выпущенных торпеды, четыре взрыва от контактных детонаторов. Линкор «Нельсон» тонет, а это значит, что вы прошли миссию. Осталось лишь погрузиться и тихим ходом уйти с поля боя, чтобы потом всплыть в безопасности. Или дождаться перезарядки торпед и атаковать второй линкор.
Защитить «Бисмарк»?
А что же немецкий линкор? Он обречен? Похоже, что так. Четыре минуты — именно за это время пушки линкоров и эсминцев пустят безрассудного капитана на дно.
Посмотрим, что можно сделать за эти четыре минуты. Залп четырьмя торпедами — время от команды до взрыва — минута. Выход на правильную позицию с траверза — полторы минуты. И все это время наша жертва — «Нельсон» — никого не ждет, а весело обстреливает «Бисмарк» на пару со вторым британским линкором.
А у вас всего пять торпед, и только на один корабль уйдут четыре штуки. И то если очень хорошо прицелиться. Магнитные взрыватели не спасут, а наоборот — поставят успех атаки под угрозу своим ветреным нравом.
Разделить залп поровну между «Нельсоном» и «Кингом»? Кораблям от двух торпед ничего не будет, а торпеды имеют большой шанс промазать при плохой позиции. А времени для выхода на хорошую нет. Быстро уничтожить «Нельсон» — можно.
И пусть лодки этого типа появятся лишь через четыре года. Главное — мы спасли «Бисмарк»! |
Я пробовал разные варианты. Не помогла VIIC версии 1945 года с опытнейшей командой и «умными» торпедами. Уменьшилось число попаданий в «молоко» — только и всего. Даже суперлодка XXI с шестью носовыми торпедными аппаратами не переломила ситуацию в пользу немецкого линкора и его сумасшедшего капитана. Огромная скорость под водой, маневренность, опытнейшая команда — все бесполезно! Не хватает времени для выхода на боевую позицию. Не хватает огневой мощи.
С горя я даже пытался таранить линкоры. Лодка от этого сильно не пострадает. Конечно, погнувшимся боевым перископом неудобно пользоваться, но есть еще обзорный. К сожалению, линкоры тоже никак не страдают от столкновений — поскребешь рубкой о днище корабля, и он спокойно плывет дальше.
Да, выполнить боевое задание относительно нетрудно, но какая от этого радость, если приходится бессильно наблюдать, как англичане топят «Бисмарк»?
Торпеды веером
Только читерская мгновенная перезарядка торпед может помочь лодке быстро расправиться с обоими линкорами и спасти «Бисмарк». Берем в окошке оружия мышью заряжаемую торпеду и пытаемся перетащить ее в запас. И так — с каждой. И снова — «огонь, беспощадный огонь!» Выпустив первые пять-шесть торпед по «Нельсону» (с места лодку не двигаем — нет времени), мгновенно перезаряжаемся, перенацеливаемся на «Кинг Джордж V» и снова стреляем залпом. Если сделать это в течение минуты, то немецкий линкор будет спасен и быстро расправится с оставшимися в одиночестве эсминцами.
Мораль миссии «Бисмарк» — подводные лодки не всесильны. Да, их боится торговый флот, и потопленные корабли выливаются в огромные убытки. Но судьба боевых флотов решается на поверхности, в сражениях огромных кораблей. И даже если капитан лодки сможет потопить линкор или авианосец — повернуть ход морского боя в нужную сторону она не в силах. Эпизоды войны, в которых подводная лодка добивалась успеха в атаке крупного боевого корабля, единичны: линкор «Ройал Оук», авианосцы «Корейджес» и «Арк Ройал» — все.
Второй вывод — один в поле не воин. Будь «Бисмарк» хоть трижды лучшим в мире, он — ничто против целого флота.
Как все было на самом деле | |
«Бисмарк» должен был попасть в Атлантику Датским проливом вместе с крейсером «Принц Ойген» и там соединиться с крейсером «Гнейзенау». Но англичане смелыми атаками надолго вывели «Гнейзенау» из строя прямо в гавани. А «Принц Ойген» был поврежден магнитной миной, что надолго задержало выход кораблей в поход. 18 мая 1941 года два корабля двинулись на запад двумя разными путями. Адмирал Джон Тови сразу же начал охоту за «Бисмарком». Из Скапа-Флоу вышли линкор «Принс ос Уэлс» и крейсер «Худ» в сопровождении шести эсминцев. В небо поднялись самолеты, и немецкие корабли были найдены во фьордах Норвегии. Датский пролив патрулировали крейсеры «Норфолк» и «Суффолк». Вскоре они сели «на хвост» немецкому линкору, пока основные силы англичан шли на перехват. В скоротечном бою быстро погиб «Худ» и сильно пострадал «Принс оф Уэлс». Но у «Бисмарка» оказались повреждены топливные баки, и капитан корабля принял решение идти во французский порт Сен-Назер. Упустить самый мощный в мире линкор — такой роскоши англичане не могли себе позволить. На перехват бросились корабли из Гибралтара. Британские линкоры один за другим бросали эскорты и шли на перехват. Англичане всегда славились умением охотиться на лис. «Бисмарк» находили и вновь теряли — 26 мая его нашли торпедоносцы. Самолеты с авианосца «Арк Роял» торпедами вывели из строя гребные винты и заклинили рули. Потерявший управление линкор был обречен. Капитан радировал в Берлин: «Мы будем драться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер». Пять эсминцев, линкоры «Кинг Джордж V» и «Родней», крейсеры «Норфолк» и «Дорсентшир» прикончили «Бисмарк». Разбитый корабль отправился ко дну с развевающимся флагом. Подводным лодкам Кригсмарине действительно был отдан приказ защитить «Бисмарк». Но ни одной не удалось хоть сколь-нибудь помочь кораблю, не говоря уже о том, чтобы побывать на месте финального боя. |