КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Кирилл Орешкин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№8 (69) август 2007
вид для печати

Europa Universalis III
(Европа 3)

Игра за крохотные государства

Жанр:
глобальная стратегия в реальном времени
Издатель:
Paradox Interactive
В России:
1С, Snowball
Системные требования:
Минимальные - 1,9 GHz, 512 MB, video 128 MB shader 2.0
Рекомендованные - 2,5 MHz, 1 GB, video 256 MB shader 2.0
Сетевые режимы:
интернет, локальная сеть
Рейтинг: 95%

Не можете помешать тому, чтобы вас проглотили, — тогда не дайте хотя бы себя переварить!

Жан-Жак Руссо

Мы продолжаем серию статей по «Европе III». От конкретных стран и ситуаций мы переходим к общим советам. В этой статье мы поговорим о крошечных государствах, которые, казалось бы, обречены стать частью могущественных империй. Но мы попытаемся сохранить их независимость, пусть это и очень сложно.


Единого для всех крошечных стран рецепта независимого выживания не существует: уж слишком они разные, да и от внешних факторов многое зависит. Если нашими соседями будут две-три сильных страны (Испания, Франция и Англия, к примеру), которые мечтают еще больше расширить свои границы, то выжить, пожалуй, будет очень трудно. И уж точно можно забыть об экстенсивном развитии и завоеваниях — съедят. Здесь придется просто выживать, наслаждаясь каждым годом мирной жизни. А вот если наша страна находится среди таких же, как и мы, маленьких государств, то, возможно, мир вскоре узнает еще об одной великой державе. Вспомним, к примеру, объединение Руси.

Но война — это не всегда выход. Можно и без армии жить припеваючи: торгуя или же обзаводясь колониями.

В этой статье рассмотрим несколько способов развития маленьких стран. В некоторых случаях я приведу конкретные примеры, дабы легче было уловить суть.

Остаться в живых

Военно-оборонительный способ развития, пожалуй, сложнейший из всех. Как правило, мы избираем его тогда, когда находимся в окружении более крупных держав. Взглянем на игровую карту центральной Европы: множество мелких стран, уже давно ставших чьими-нибудь вассалами; города-государства, изо всех сил пытающиеся сохранить независимость; и наконец, испанцы, французы и англичане, вечно точащие зубы на новые территории...

Ирландия

Десант врага нам не страшен. Уж больно мало солдат на корабле.

Ирландия — одна из таких «стран-неудачниц». На карте она появляется после гражданской войны в 1643 году, и, как показала история, шансов на выживание у нее практически нет. Но мы можем попробовать отстоять независимость и даже несколько увеличить площадь страны.

У нас всего три провинции, но на руку нам играет то, что мы находимся на острове. Иначе говоря, врагу в любом случае придется снаряжать корабли, а это ограничивает численность атакующих войск. В общем, морской десант нам не страшен. Но для начала надо захватить две английских провинции, чтобы полностью занять остров.

Однако войск у нас сейчас нет; денег, впрочем, тоже. А враг уже готовится к нападению... Мир он, конечно же, заключать не намерен. На кой он ему черт, ведь уже через пару лет вся Ирландия будет принадлежать английской короне! Как быть? Займем денег в банке — хватит и двухсот монет. На них мы во всех провинциях нанимаем армию. Теперь заключить мир будет гораздо проще.

Это важно: такой трюк можно проделывать, управляя любой страной. Нужен мир — набираем армию посильнее, а потом при желании расформировываем ее, чтобы не тратить зря деньги на содержание. Однако учтите, это подходит лишь для «белого мира»

Но деньги нужны нам не только для набора и содержания армии. Надо поднимать экономику, ведь долг-то отдавать придется. Поэтому строим в каждой провинции здания, приносящие деньги: таможню, рынок и мастерскую.

К слову, если вы играете за крошечное государство где-то в XVII веке и если оно уже хоть немного развито (открыты ячейки для национальных идей, наука ушла чуть вперед, появились новые здания для построек и новые рода войск для найма), то не тратьте вначале деньги на инвестиции. Куда лучше пополнить казну — она вам пригодится намного больше. А уж когда мы поднимем экономику и деньги будут течь от торговли, тогда и займемся вновь инвестициями.

Это важно: главные инвестиции для маленьких государств — управление и производство. Всегда хорошо иметь много национальных идей и зданий.

Не забудьте и про торговцев — старайтесь держать их в крупных торговых центрах. Для этого следует нанимать «правильных» советников и выбирать нужные национальные идеи. Если вы играете не с 1453 года, то, скорее всего, стоит сменить почти все «пути государства». Зачастую бывший правитель выбирает что-то совсем уж абсурдное. Так, у Швейцарии все «идеи» относятся к армии и флоту. А ведь это торговая страна — ну о какой войне тут можно говорить?

Ирландии тоже стоит полностью сменить национальные идеи: больше внимания уделить торговле и армии. Как только экономика попрет в гору, начинаем завершающую фазу развития — объявляем войну Англии.

Главное — быстро захватить оставшиеся две провинции на острове, а потом просто удерживать его. Чем больше будет у нас побед над вражеской армией, тем больше процентов «мира» мы получим. Они понадобятся, когда мы будем требовать дань. А нужно-то нам всего ничего: две провинции и чтобы Англия не претендовала на наши земли.

Это важно: при заключении мира всегда требуйте, чтобы бывшие враги не претендовали на ваши земли. Это оградит вас от войны. Компьютер очень редко нападает без повода.

Ну а затем остается просто мирно развиваться — ведь возможности строить флот мы не имеем: для этого нужны национальные провинции, а у нас их нет. Но хорошее мирное развитие нам уже обеспечено, так что можно просто спокойно править небольшой, экономически процветающей страной. Подробнее о мирном развитии мы поговорим ниже.

Касимовское ханство

У Касимовского ханства есть новые провинции — теперь можно вздохнуть полной грудью.

В интернете много говорили о том, что за Касимовское ханство играть невозможно. Дескать, что тут можно сделать? Всего одна провинция и зависимость от Московского княжества. Была выпущена даже специальная модификация, дающая возможность играть.

Но все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Да, Рязанью Русь не объединишь, но можно стать вполне самостоятельным государством и кое-где даже помешать этому объединению. Итак, начнем.

Опять-таки занимаем в банке двести монет и нанимаем армию. Сразу же сообщаем Московскому княжеству, что мы больше не их вассалы, и объявляем войну Твери и Ярославлю. Почему так быстро? Немногим позже страны начнут искать себе союзников, и, что главное, найдут их. Представьте, что будет, если Тверь или Ярославль заключат союз с Новгородом или же Москвой?..

Теперь поговорим о династических браках. Поскольку маленьким государствам выжить сложно, прежде всего нам необходимо уважение более сильных соседей. Его можно добиться и дарами, но зачем тратить деньги там, где можно решить все бесплатно? Отношения между державами улучшаются с каждым годом. И порой именно благодаря очередной свадьбе страны становятся союзниками. Помнится, мне удалось пригласить в альянс Испанию, когда я играл всего-навсего Шотландией...

Затем следует попросить у Москвы право на проход войск — ведь только так мы сможем добраться до Ярославля и Твери.

Это важно: проход войск — штука очень важная. Старайтесь воевать через чужую границу — так вы обезопасите свои провинции. Ведь далеко не факт, что враг тоже сможет ходить по чужой территории, как и вы.

Теперь можем нападать. У врага нет такой армии, как у нас, поэтому мы без помех захватим обе страны. И вот у нас уже не одна, а три провинции...

Затем можно что-то отобрать у Литвы, когда она будет воевать с Москвой. Можно сражаться и с другими ханствами, на юге и востоке их хватает. Но будьте осторожны — они сильны.

Шотландия

У Шотландии очень большой потенциал. Эта небольшая страна легко может стать новой сверхдержавой. Правда, тогда мир навсегда забудет о Великобритании, но, думаю, мы это переживем.

С самого начала игры развиваем военную отрасль. Иначе говоря, национальные идеи и инвестиции уходят в морское и военное дело. Не забывайте уделять внимание и кораблестроению. Англия — великая морская держава, а мы — ее «преемники». Хотя главная роль все же отводится сухопутным войскам.

Если вы начали играть за Шотландию, когда она уже неплохо развита, просто выберите нужные национальные идеи и поменяйте министров.

Первым делом строим четыре транспорта и четыре отряда — готовим десант. Захватывать будем будущую Ирландию — островок слева от нас. Там три неанглийских провинции, и они нам очень нужны — хорошая территория.

Это важно: если вы играете за Шотландию в период, когда остров полностью принадлежит англичанам, — не нападайте. Сначала надо захватить основные территории противника и только потом — все остальное.

Как только построятся транспорты, закладываем фрегаты. В море очень опасно — слишком много вражеских кораблей, — поэтому чем больше у нас военных судов, тем лучше. Ведь придется еще и с Англией воевать, а она, как известно, королева морей.

Теперь можем объявлять войну любому из государств на острове — они все равно союзники. Но захватив остров, мы продолжим сражаться. На континенте, скорее всего, остались союзники покоренных государств, поэтому мы плывем на юг и основываем свой «филиал» и в Европе. К слову, это неплохой плацдарм для атаки на другие страны.

Это важно: почти в любую эпоху на карте можно найти крошечные города с выходом к морю, которые было бы неплохо захватить. Главное — убедитесь, что у них нет сильных союзников.

Как только война закончится — а закончится она после того, как мы победим всех, — готовимся к войне с Англией. Сперва строим армию и форты, а дальше нас ждет обычная война обычного крупного государства...

Купи-продай

Торговля играет большую роль в жизни любого государства. Но для некоторых крохотных стран торговля — это единственный способ выжить, а то и жить припеваючи. В основном это страны, окруженные сильными государствами. В подобной ситуации остается только торговать и постепенно поднимать экономику.

Швейцария

Эта страну я выбрал для примера не случайно. Во-первых, агрессивный путь развития совершенно не для нее, а во-вторых, компьютер ее очень забавно развивает. Если начать играть за нее веке эдак в шестнадцатом, мы увидим кучу милитаристских национальных идей и огромные инвестиции в военное и — о боже! — морское дело. Зачем — одному богу известно. Но если вы начинаете играть не с самого начала, первым делом полностью измените национальные идеи.

Это важно: когда мы меняем национальную идею, стабильность падает на три пункта. Но в маленьком государстве практически невозможны бунты, а стабильность растет, как грибы после дождя.

Не забывайте и про советников — они должны привлекать в нашу страну торговцев, ведь только благодаря им мы сможем пополнить казну. Когда будете отправлять их в торговые центры, не пытайтесь сразу подчинить себе самые богатые рынки — это почти бесполезно. Начинайте с малого. Но одного купца стоит иметь в каждом мало-мальски приличном торговом центре.

И пусть у вас всегда будет армия. Усиленно развивать ее не надо, но и сильно отставать от врагов тоже нельзя. У вас есть две провинции, так пусть их охраняют десять тысяч солдат. Ведь в случае проигрыша реванша не будет. Две провинции легко захватываются и за месяц.

Это важно: постарайтесь в каждой провинции построить форт третьего уровня.

Это важно: если вы решили стать торговым государством, смените строй на торговую республику — это очень удобная форма правления.

Вырастем большими и сильными

Чтобы захватывать новые территории, не обязательно содержать мало-мальски сильную армию. Можно вообще без нее обойтись — ведь кругом столько ничейных провинций, ждущих своего Колумба! И если в Европе зверская конкуренция — все пытаются «открыть» Новый Свет, — то в Азии, напротив, очень много мест, где не ступала нога цивилизованного человека.

Называть какие-нибудь конкретные страны бесполезно — их слишком много, и все руководствуются одними и теми же принципами. Вот о последних и поговорим.

Для начала надо правильно выбрать национальные идеи. Без них мы не сможем нанимать первопроходцев и вообще колонизировать новые земли.

Это совет: если вы решили играть за страну «открытий», не начинайте с 1453 года. Вы не сможете ничего сделать, а будете просто ждать, когда откроются ячейки для национальных идей. Промотайте сто лет и приступайте к колонизации.

Замечательное место для колонизации — здесь же целый архипелаг!

Для успешного захвата новых земель надо иметь хоть какие-нибудь деньги. Нужны первопроходцы, нужны корабли, последним не помешала бы команда — и за все это придется платить. Поэтому стоит заняться торговлей — как это сделать, мы говорили в предыдущей главе. И не забываем про армию. Воевать с другими государствами мы, конечно, не собираемся, но туземцев-то убивать придется.

Далее стоит решить для себя, какое государство вы хотите создать: островное, колониальное или обычное, где все провинции находятся рядом.

Островное — это хорошо защищенное государство, все провинции которого находятся где-то на островах. Так что если ваши основные провинции расположились на островах, можете смело выбирать этот путь. Захватить такое государство очень сложно — врагу придется изрядно поплавать.

Колониальное государство колонизирует все, до чего может дотянуться. Увидели свободные земли в Африке — плывем туда; что-то приглянулось в Северной Америке — отлично, высылаем корабль. Это стоит значительных денег, ведь до хороших мест нужно очень долго добираться. Не пытайтесь сразу стать колониальной державой — не выйдет. А вот позже, когда у вас будет много провинций и денег, можно потягаться с Испанией, Францией и Англией.

Это важно: старайтесь колонизировать провинции, добывающие золото, — они каждый ход приносят монетку в казну. Поэтому Южная Америка — очень «вкусное» для нас место. Не зря же испанцы так рьяно туда рвались... Правда, кончилось это безумной инфляцией.

И наконец, обычное государство. Если возле вас еще есть неоткрытые земли, забирайте их себе. В Европе, правда, все уже давно кому-то принадлежит, зато в остальных частях света — полный бардак. Несколько стран сидят на одном клочке земли и не ведают, что вокруг творится.

Это важно: заполучив новые земли, можете постепенно вытеснять соседей. Под вашим руководством уже немаленькая страна, так что можно и порабощать других, менее активных соперников.


***

Вот и подошла к концу статья о крохотных государствах. Мы вместе попытались разобраться, как же руководить страной, где каждая провинция на вес золота. Но мы не прощаемся с игрой, впереди нас ждет еще мирное развитие, мировое господство и многое-многое другое. До встречи в Европе!

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.2
проголосовало человек: 306
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования