Лучшие компьютерные игры

ИГРЫ БУДУЩЕГО

Автор материала:
Ричард Псмит (Андрей Ленский)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (76) март 2008

Europa Universalis: Rome
(Европа. Древний Рим)

Дата выхода: второй квартал 2008 года


И вот, наконец, главное блюдо: игра от самих «Парадоксов».

Со смешанным чувством я услышал, что серия Europa Universalis собирается отдать дань моде сезона и вступить в борьбу за Рим. С одной стороны, древний Рим, особенно времен Республики (а в игре будет именно этот период) — одна из моих любимых частей истории. С другой... эта тема скоро будет соперничать в популярности со Второй Мировой, что еще никому не шло на пользу. Кроме того, республиканский Рим пробовали смоделировать многие — даже Creative Assembly со своей Rome: Total War — но получалась при этом развесистая клюква, доросшая до размеров баобаба. Только Pax Romana вышла более-менее правдоподобной.

Мужи Республики

Первое и главное отличие Rome от предыдущих «Европ» — вышедшая на новый уровень система персонажей. Вам их понадобится много и на разных должностях — примерно как в «Крестоносцах»... или той же Rome, но Total War. Губернаторы, полководцы, дипломаты (на переговоры надо отправлять человека толкового, а не кого придется, причем его и убить могут)... и, конечно, консулы во главе государства. Причем консулов раз в два года выбирают, и могут выбрать не того, кого хотелось бы. Особо непопулярное правление может вызвать еще и мятеж с гражданской войной, проигрыш которой смертелен.

Никто не любит Карфаген. Даже эбуроны, эдуи и кантабрийцы. Если найти за краем карты пигмеев — они наверняка тоже его не полюбят.

Более того: персонажи не просто обладают характеристиками, они еще и дружат или враждуют между собой. Эту идею изначально закладывали в «Крестоносцев». Взаимоотношения могут со временем меняться.

Наукой тоже должны руководить, причем не наукой вообще, а конкретным направлением: пока вы, допустим, не назначите чиновника заниматься проблемами «религиозных технологий» (хм...), эти самые технологии прогрессировать не будут в принципе.

Возвращается любимая мной система заданий, которая была в двух первых «Европах», но исчезла в третьей: теперь это будут, конечно, задания Сената. Возможны и сюрпризы в духе Total War: убийства, смены характера и прочие радости.

Оппозиционерам тоже можно подстроить много всего интересного. Фирменный метод — поручить что-нибудь достаточно отвратительное, чтобы потенциальный соперник все позорно провалил и вернулся с клочками былой популярности... или вовсе не вернулся.

Конечно, это далеко от настоящей республиканской модели, ведь игрок все равно остается главным; но и спокойной жизни абсолютного правителя римскому консулу не светит. А если кто хочет жить без всех этих демократических штучек — милости просим в варвары. У них, конечно, не так красиво — и воюют числом, и торгуют сырьем, и с дорогами вечно какие-то проблемы... зато у них свой особенный путь, заключающийся в абсолютной власти военного вождя.

Марш легионов

Народная примета: с переходом к Риму на лоскутных картах появляется рельеф.

«Рим» будет гораздо более военизированной игрой, чем даже третья «Европа». Завоевания должны стать основным занятием: они не только расширяют границы и тем самым — налоговую базу, они укрепляют власть лидера и приносят рабов.

Неудивительно, что аскетичная модель EU для такой милитаристской игры уже не годится. Пехота тяжелая и легкая, конница обычная и конные лучники, лучники пешие — и слоны, конечно, куда же без них — придут на смену «трем родам войск». Правда, построения все равно автоматические, так что наше участие в сражении сводится к решению оптимизационной задачки: кого сколько должно быть в идеальной армии, если нам противостоят такие-то и такие-то?

Завоеванные варвары — и незавоеванные, но живущие неподалеку — время от времени учиняют бунты и набеги. Чтобы успокоить их, нужно вкладываться... нет, не в стабильность — в просвещение. Косматый дикий галл не нуждается в особых причинах для того, чтобы помахать мечом; а тот же галл, но цивилизованный и «романизированный», пойдет воевать разве что в случае уж очень крутых мер Рима или под влиянием особо яркого вождя (вроде исторического Верцингеторикса). Это вполне исторично: римляне активно приводили окрестные народы к своему образу жизни, особенно с тех пор, как римское гражданство стало более-менее доступно для того, кто не получил его по наследству.

Ручейки золота

Где там этот Архимед начертил свои круги?

А вот с богами лучше бы жить в мире. На самом деле даже не с богами, а с предсказателями и прочими служителями культов. Власть у них в Риме специфическая, но весьма немалая: запретить обсуждение важного вопроса в Сенате — запросто. А благоприятное предсказание и впрямь, безо всякой мистики, увеличивало шансы на успех: ведь если армия верит в победу, она и сражается куда лучше. Жертвы богам весомо и зримо улучшают стабильность государства, дают разнообразные плюсы и, порой, подстраивают каверзу политическим противникам; а строительство храмов в свежезавоеванных провинциях еще и работает на романизацию населения.

Все население делится на три категории: рабы производят доход, свободные люди пригодны к службе в армии, граждане Рима развивают науку. Чтобы увеличить доход, можно просто захватить побольше рабов. Но можно добиться этого и мирно — методом, известным со времен первой «Цивилизации». То есть установлением торгового маршрута. Чем дальше он ведет — тем, само собой, лучше... Но не забудем о варварах и пиратах: караванный путь должен быть безопасен, иначе поступлений не ждите.


***

Похоже на то, что Europa Universalis: Rome собирается нащупать совершенно новую дорожку для серии, включив в себя «Крестоносцев», упростив глобальное управление и добавив «работу с людьми» на индивидуальном уровне. И хотя некоторые идеи на первый взгляд кажутся противоречивыми (например, множество родов войск — сработает ли это в нужную сторону при автоматическом бое?), эту игру, безусловно, стоит ждать.



Назад