КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

В ХОЗЯЙСТВЕ ПРИГОДИТСЯПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ

Автор материала:
Александр Тимонин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№6 (79) июнь 2008
вид для печати

Реставрация фотографии: как это делается?

,,B реставрации фотографий и фотомонтаже нет ничего сложного. Терпение, труд и внимание к мелким деталям — этого более чем достаточно, чтобы добиться первых успехов в области реставрации.

Для реставрации фотографии нам потребуется следующий инструментарий: обычный сканер и программа Adobe Photoshop, желательно версии не ниже 7. Также не забудем взять исходный материал — старую фотографию из семейного альбома.

Сканирование оригинала

Теперь нам нужно рассмотреть нашу избранницу и ответить на несколько вопросов.

  • Будем ли мы печатать эту фотографию в большем размере, чем она есть на самом деле? Если да, то при сканировании нужно выбрать 800 dpi (800 точек на дюйм).

  • Если же фотография будет печататься в том же размере, в меньшем или навсегда останется в электронном виде, то стоит сканировать с разрешением 300 dpi. Это упростит нам работу, сохранив качество.

  • Повреждено ли исходное изображение? Если большинство царапин, заломов и трещин имеют одинаковое направление, то при сканировании фотографии ее нужно правильно расположить.


Неправильный и правильный вариант.

Располагаем фотографию на стекле сканера так, чтобы большинство трещин (царапин, заломов), если они есть, были расположены перпендикулярно каретке сканера (параллельно ходу каретки). Это серьезно облегчит работу в дальнейшем.

На изображении вы видите две отсканированные фотографии. Правая расположена правильно, а левая — нет. Различия очевидны: на правом фото существенно сглажен рельеф трещин, т.е. общее количество и площадь повреждений меньше.

Это важно: правильное сканирование избавляет нас от половины работы по восстановлению фотографии!

В установках сканирования следует первым делом отключить все опции автоматической коррекции изображения. Лишние искажения исходной фотографии нам ни к чему.

Глубину цвета при сканировании выставляем «Цветное фото (48 бит)».

При предварительной обработке 48-битного изображения с помощью инструмента Levels потери данных минимальны, в отличие от обработки обычного 24-битного изображения.

Это хорошо видно по форме гистограммы Levels, вызванной после проведения первичной коррекции.

Гистограмма с глубиной цвета 48 бит после коррекции и перевода его в 24-битное изображение.
Гистограмма фотографии с
глубиной цвета 24 бит после
коррекции.

Разница заметна и по форме гистограммы, и по качеству фото. На 48-битном изображении сохранилось гораздо больше деталей.

Как говорилось выше, разрешение для сканирования выбираем исходя из того, что должно получиться в результате.

Для изображения, равного по размеру или меньшего, чем оригинал, достаточно разрешения 300 dpi.

Для изображения по размеру большего, чем оригинал, при сканировании ставим разрешение сканирования 800 dpi и более.

Нажимаем кнопку «Сканировать» и переходим ко второй части статьи.


Корректировка изображения

Далее будем рассматривать процесс реставрации на практическом примере.

  • Имеем: изображение формата 37х47 мм, отсканированное с глубиной цвета 48 bit и разрешением 800 dpi в цветовой модели RGB.

  • Требуется: фото формата 10х15 см, черно-белое, с пригодным для печати на струйном принтере разрешением.


Открываем файл из папки «Рабочие версии». Что мы видим?

Исходное изображение 37х47 мм.

Снимок сделан аналоговой, а не цифровой камерой и напечатан обычным способом, а не на принтере. В этом нам повезло.

На снимке слева и сверху располагается фигурная рамка красного цвета. Слева она заходит на плечо изображенного на снимке человека, а сверху — на его волосы. Все фото покрыто мелкими помехами от пыли. Фон в нескольких местах имеет царапины.

Для начала с помощью инструмента Levels приведем фото в более соответствующий его исходной версии вид. Подробнее о том, как использовать инструмент Levels, сказано в статье Александры Килановой «Десять простых способов улучшить снимок в Adobe Photoshop» («Лучшие компьютерные игры», ь5 (66), май 2007). Эта статья доступна на нашем сайте.

Применение инструмента Levels.

Теперь снимок стал гораздо лучше. Пора перевести его в режим Grayscale и заодно избавить себя от части утомительной работы.

Просмотрим каналы этого снимка по очереди. Для этого нажимаем Ctrl+номер нужного нам канала. 1 — красный, 2 — зеленый, 3 — синий, Ctrl + ~ — возврат к просмотру в обычной версии.

В красном канале, что вполне закономерно, отсутствует вышеупомянутая красная рамка. Значит, часть работы сделана.

Работа в красном спектре выполнена.

Оставаясь в красном канале, открываем в меню «Изображение — режимы» и выбираем режим Grayscale (он же «Оттенки серого»). В той же вкладке выбираем 8 бит/канал, переводя изображение в стандартное 8-битное.

Теперь неплохо было бы увеличить изображение до требуемого размера.

Тут возможны два варианта: быстро или качественно.

  • Быстро: выбрать инструмент Crop («Обрезка»), в его параметрах указать требуемый размер и разрешение и обрезать изображение.

  • Качественно: открываем вкладку «Изображение — размер изображения», в единицах измерения в разделе «Размер печатного оттиска» ставим «%» и меняем текущее значение «100%» на «110%».

Метод увеличения изображения без потери качества.

Повторяем требуемое количество раз.

На заметку: есть способ упростить работу, если нужно повторять однообразные действия. Для этого есть закладка Action («Действие»). С ее помощью можно запоминать наборы простых действий, давать им имя и в дальнейшем вызывать одним нажатием мыши.

После окончания увеличения обрезаем полученное изображение в нужный нам формат.

Второй вариант увеличения работает хоть и медленнее, но гораздо корректнее.

На заметку: как в свое время заметил С. Кэлби, Photoshop по неизвестной большинству пользователей причине почти не искажает исходное изображение при увеличении его на 10 или менее процентов. В случае необходимости получить качественное изображение формата 20x30 см из исходника размером 3х4 см это следует учитывать и использовать.

Создаем дубликат слоя (Ctrl+J). Открываем палитру Levels («Слои»). В нижней части палитры находим пиктограмму «Создать новый набор». Щелкаем по ней и переносим дубликат слоя в появившуюся папку «Набор 1». Открываем палитру History («История») и находим в нижней ее части среднюю пиктограмму в виде фотоаппарата «Создать новый снимок». Нажимаем ее. Сохраняем полученный результат (Ctrl+S).

Дубликат исходного слоя необходим нам, чтобы на любом этапе работ можно было вернуться к исходному, не затронутому изменениями снимку. Ведь Photoshop не сохраняет историю изменений файла после его закрытия.

Порядок прежде всего!

Специалисты рекомендуют в каталоге для хранения изображений создать три папки. Исходные изображения, полученные со сканера, стоит сохранять в папку «Исходники»; их дубликаты, с которыми впоследствии будет вестись работа, — в папку «Рабочие версии», а финальные версии, полученные после окончания работы и сведения всех слоев в один, — в папку «Финал». Это простое правило помогает, во-первых, избежать путаницы, а во-вторых, в случае внесения любых необратимых изменений в оригинал (временами случается и такое) позволяет начать работу заново с исходного, не затронутого изменениями файла.

Теперь, закончив предварительную подготовку, можно перейти непосредственно к работе над снимком.

Удаление пыли и царапин

Основных методов здесь два.

  • Первый вариант: берем инструмент Clon Stamp («Клонирующий штамп») и начинаем долго на большом увеличении одну за другой удалять пылинки. Более продвинутый метод — то же самое, но чередуя Clon Stamp («Клонирующий штамп») и Healing Brush («Лечащая кисть»).

    Можно также применить фильтр Dust&Scratsh («Пыль и царапины») с правильными параметрами. Вариант неплохой, но размывает детали фото в целом.

  • Второй вариант: применяем фильтр Dust&Scratsh («Пыль и царапины») до полного устранения большей части мелких дефектов фото. Стоит применить фильтр со следующими параметрами: радиус 3 пикселя, порог 20 уровней.

Далее в палитре «История» помечаем настоящее состояние снимка источником для «Исторической кисти» (History Brush). Возвращаемся по истории на шаг назад (Ctrl+Alt+Z).

Применяем фильтр Dust&Scratsh.

Это важно: примененный нами фильтр замечательно удаляет пыль и царапины, а заодно и веснушки, щетину, фактуру волос и ткани. Следующий шаг позволит нам сделать воздействие на изображение избирательным, избежав потери мелких деталей снимка.

Выбираем инструмент «Историческая кисть» (History Brush), в установках инструмента ставим «Режим — замена темным», «Непрозрачность — 100%», «Нажим» оставляем без изменений.

Инструмент готов к работе.

В данном режиме кисть будет воздействовать только на те участки изображения, которые были светлыми, но после применения фильтра Dust&Scratsh («Пыль и царапины») стали темнее, не затрагивая остальные участки изображения.

Если в установках инструмента изменить режим на «Замена светлым», он будет работать, затрагивая только темные участки, ставшие после применения фильтра светлее.

Первым вариантом кисти обрабатываем участки со светлой «пылью», а вторым — с темной.

Особенно внимательно следует работать вблизи участков, содержащих мелкие детали (волосы, губы, ноздри, глаза). От всех проблем снимок мы таким способом не избавим, но существенно очистим.

Оба варианта кисти рекомендую сохранить в панели «Установки инструмента», они еще не раз пригодятся.

И, как водится, завершаем этот этап, сохраняя результат наших трудов (Ctrl+S) и создавая в палитре «История» новый снимок на тот случай, если мы сделаем что-то неправильно и нам потребуется исправить наш просчет.

Окончательная доводка

А дальше начинается самый утомительный этап. Но сначала стоит подготовить для него соответствующие инструменты.

Clone Stamp с параметрами «Режим — замена темным», «Непрозрачность — 60%», «Нажим» оставляем без изменений. Как вы уже поняли, он нам потребуется для удаления светлых загрязнений.

Clone Stamp с параметрами «Режим — замена светлым», «Непрозрачность — 60%», «Нажим» тоже оставляем без изменений. Соответственно — для удаления темных загрязнений.

И, конечно же, Healing Brush («Лечащая кисть») и Patch Tool («Заплатка») с установками по умолчанию.

Это важно: подготовка инструментов заключается в добавлении инструмента с указанными настройками в палитру «Инструменты». Рекомендую также поставить галочку в нижней части палитры, чтобы Photoshop показывал только варианты активного в данный момент инструмента — найти среди двух-трех вариантов настроек одного и того же инструмента нужный существенно проще, чем создавать его заново или искать среди всех доступных в данной программе.

Для сохранения инструмента в палитре выставьте все необходимые параметры инструмента, нажмите на палитре на пиктограмму в виде круга со стрелкой внутри (она в правой верхней части палитры) и выберите из выпадающего меню пункт «Новые установки инструмента». В появившемся диалоговом окне введите название инструмента и нажмите «ОК». Все готово!

Увеличиваем фото, находим участок, с которого нам удобнее начать (кроме фона), и начинаем удалять загрязнения тем инструментом из перечисленных выше, который кажется нам наиболее пригодным для данной задачи. В среднем на этот процесс уходит около 10 минут.

На заметку: инструмент Healing Brush («Лечащая кисть») не всегда корректно работает рядом с участками гораздо более светлыми/темными, чем тот участок, на который планируется провести воздействие.

Результат очистки.

Теперь нам остается при помощи тех же инструментов почистить фон, и можно смело отправлять файл на печать.


***

Вот мы с вами и научились реставрировать фотографии на конкретном примере. Советую вам полистать старые семейные альбомы и сохранить таким способом самые ценные снимки.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
6.3
проголосовало человек: 77
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования