КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ДУЭЛЬНЫЙ КЛУБ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№10 (83) октябрь 2008
вид для печати

Company of Heroes: Opposing Fronts

Жанр:
Разработчик:
Relic Entertainment
Издатель:
THQ
В России:
Бука
Системные требования:
Минимальные - 2 GHz, 512 MB, video 64 MB
Рекомендованные - 3 GHz, 1 GB, video GeForce 6800 256 MB
Адрес в сети:
Игра:
Рейтинг: 92%
Дополнение:
Рейтинг: 86%

После недавних схваток в Дуэльном клубе, прошедших в фантастических мирах прошлого и будущего, мы решили вернуться в Европу середины XX века. Наш выбор пал на замечательную стратегию от Relic Entertainment, вновь отправляющую игроков на поля сражений Второй мировой. Дополнение Opposing Fronts позволяет играть за 2-ю Британскую армию или за элитные подразделения вермахта.

Англичане в игре славятся очень жесткой обороной, а немцы, наоборот, — мобильностью и танковой огневой мощью. Каждая сторона может пойти по одной из трех линий развития, каждое из которых сильно влияет на ход сражения. Техника здесь не только гибнет, но может потерять главное орудие или завязнуть с поврежденным двигателем. Стратегий много, тактик много, вариантов еще больше. Это наша игра!

Дуэлянты

Кристобаль Хунта

Игровой журналист. Старается не отдавать предпочтений определенному жанру, вместо этого ценит сюжет, персонажей и дух игры. Любит неторопливые стратегии, изобилующие неочевидными вариантами и подводными камнями. Придает огромное значение однопользовательскому режиму с тщательно проработанным сценарием. Отсутствие такового воспринимает как неуважение разработчика к игроку.

Год рождения: 1980

Образование: политология

Игровой стаж: 13 лет


***

Company of Heroes: Opposing Fronts полюбился практически с первой пробы и сразу в нескольких смыслах. Это и историческая достоверность, и возможность «пощупать руками» редко где фигурирующие образцы техники — те же «Мардер III» или «Хетцер». Ну и, конечно же, сюжет. То, что однопользовательская кампания позволяет в полной мере прочувствовать трагизм войны и ее эстетику, боевой азарт наступающих, обреченность обороняющихся... Эта игра показала войну намного красивей, чем она может быть, но лишний раз утвердила в мысли, что место войне — в компьютерных баталиях.

Сергей Зверев

Переводчик, преподаватель, журналист. Играет во все, что видит. Особенно любит пошаговые стратегии, ролевые и карточные игры. Взращен на X-Com и Icewind Dale II. По собственному признанию, азарт и эмоциональность иногда приводят его к печальным последствиям, а временами, наоборот, помогают.

Год рождения: 1975

Образование: иностранные языки

Игровой стаж: 21 год


***

Как только я увидел Company of Heroes, мне сразу пришла на ум другая игра — World in Conflict. И действительно, тут тоже есть захват точек, прибывающие ресурсы, высадка десанта. Казалось бы, замечательно — если когда-то понравилось одно, то сейчас понравится и другое. Но после более близкого знакомства оказалось, что Opposing Fronts не просто понравился, он очень «зацепил». Не знаю, что сказалось — более детальная прорисовка отрядов или же реальная история, на которой основано действо. Однако по ходу игры постоянно присутствует ощущение драматизма, глядите ли вы на взрывающийся танк, горящее здание или раненого солдата. Этот драматизм мгновенно передается игроку и вызывает эмоции. А там, где есть эмоции, там и есть настоящая Игра.

Бой 1. Проклятье старого моста

Зверев: Здоровенная карта и война на полное уничтожение. Я начинаю на севере за какой-то речкой-переплюйкой, Кристобаль Хозевич — на юге, за аналогичным ручейком. Между нами леса, поля, дороги, и все это забито вкусными ресурсами. Что ж, постараюсь воспользоваться преимуществом игры за немцев и захапать побольше с помощью быстрых «Кеттенкрадов». Они, конечно, стрелять не умеют, зато шустро прибегают, захватывают точку, а при случае убегают.

Хунта: Для начала мы решили хорошенько размяться. Посему биться будем на уничтожение противника, а карту выберем большую. Очень большую. А почему бы и нет? Тем более что подброшенная пятикопеечная монетка авторитетно сообщила, что командовать Хунте доведется англичанами. Сторона, приспособленная к обороне, лучше чувствует себя на больших полигонах, правда ведь? А ну-ка, проверим... Чтобы усугубить это преимущество, я выберу инженерный путь развития своих войск. Танки «Черчилль», говорят, хороши в бою. А уж танки, врытые в землю, — и подавно. В моей армии будет много дубов, и оборона моя будет крепка!

Начальные условия
Карта Хохвальдский прорыв
Кристобаль Хунта Англия
Сергей Зверев Германия

Суета на большой земле

Хунта: Огнеметный танк «Черчилль». Не только давит, но и жжет.

Зверев: Я сразу строю пару мотоциклов, они разъезжаются по территории, и ресурсы начинают прибывать в закрома. Особых столкновений пока нет. Мне есть чем заняться, противнику есть чем заняться, а если «Кеттенкрад» напарывается на пехоту противника, будь то компьютер или мой живой оппонент, я просто уезжаю к следующей точке.

Кстати, «хохвальд» в переводе — «высокий лес». Из названия карты выходит, что нам придется прорываться через чащи и буреломы, чтобы добраться до ресурсов, а потом и до врага. Довольно скоро я ощущаю это на западе карты, где притаилась такая манящая точка с топливом. Густые леса, а в них почему-то уже орудуют англичане. Непорядок, ребята, непорядок. Мне очень нужно топливо, а вы обойдетесь! Наладив работу нефтепровода «лес-штаб», я продолжаю отстраивать здания, пытаясь разобраться, где тут мои, а где чужие. Дело в том, что мой союзник тоже решил заняться тут строительством. Ну, совсем охамел. Места ему, что ли, мало? Или, может, это проявление братских чувств?

Еще несколько минут проходит в спокойном дележе территории. Я строю противотанковый «Мардер», чтобы было чем испортить жизнь «Стюартам», но в этом момент «лесовики» на западе снова активизируются. На этот раз они не просто захватили бензоколонку, но и построили там какую-то оборону... Доты, пушки. Боже! Они еще и штаб там развернули. Ну-ну, погодите еще пару минут, господа рейдеры...

Это интересно: броневики бьют пехоту, «Стюарты» бьют броневики, а «Мардеры» бьют «Стюартов». Так выглядит игра в камень-ножницы-бумагу на первом этапе игры.

Между тем в казну поступает пара ценных очков, и пора думать, каким нам пойти путем. Варианты — «Тактика выжженной земли», «Люфтваффе» и «Истребители танков». Я решаю выбрать третий путь, и не потому, что собираюсь минировать местность из-за британских «Черчиллей», «Шерманов» и «Стюартов». Дело в том, что в этой ветке можно довольно быстро получить самоходки «Хетцер». У них прекрасная броня и огневая мощь. «Стюарты» при встрече с ними превращаются в куски горящего железа, пехота расстреливается из пулеметов. Но что особо важно — на это улучшение не требуется топливо! И построить можно четыре штуки, а этого мне с головой хватит, чтобы захватить контроль над территорией. Британцам просто нечего противопоставить «Хетцерам» в открытой схватке! И еще одна фишка — их можно замаскировать. Если провести аналогию с DND-играми, они в буквальном смысле уходят в «Hide». Стоят тихенько и ждут, пока кто-то не проедет мимо. Ну а потом не знают жалости...

Хунта: Первая линия обороны. А вторая не нужна...

Сказано — сделано. Вот уже первые грозные машины с приплюснутыми башенками поступают на поле боя. С этого момента жить стало гораздо вольготнее. От группы «Хетцеров» не уходит никто, и я между делом забираю бензоколонку на востоке. Пулеметное гнездо пытается сопротивляться, но точка все равно переходит под наш контроль. Чуть позже переезжаю через узкий мостик группой техники и сравниваю это «гнездо» с землей. И действительно — зачем мне английские защитники на моей бензоколонке?

Все идет более или менее, и я решаю использовать накопленные средства для улучшений на базе. Если хорошенько задобрить тыловых крыс бензином и боеприпасами, они позволят производить «Пантер», по сравнению с которыми даже «Хетцеры» не более чем игрушки для пятилетних девочек.

Хунта: Ну-с, поглядим, куда это нас занесло... Стартовая позиция — просто конфетка! Мы с союзником оказались в южном углу карты, отделенном от внешнего мира рекой. Через реку есть только один мост, пригодный для проезда танков и прочей техники. И еще один махонький мостик, по которому только пешком ходят. Для обороны удобно. Тогда начнем дебютное развитие!

Отделение пехоты отправляю захватывать ближайшую ресурсную точку, а мобильному штабу приказываю немедленно обучить лейтенанта. Армия без офицеров не армия, а сброд ополченцев. А у нас немцы с севера...

Окончившего 40-секундные офицерские курсы лейтенанта тоже посылаю работать на ресурсную точку, чтоб не зазнавался. А пехоту... Отряд пехоты пусть бежит за мост. Нашей армии как воздух необходимы боеприпасы и горючее, чтобы развивать наступление на немцев. Иначе его разовьет противник, и нам это не понравится... Тем временем экономическая экспансия движется успешно. На четвертой минуте боя мы уже захватили четыре точки по ту сторону реки. Включая три точки с горючим, что очень радует.

Последнюю забрали не без боя, но боя мимолетного — больно уж хлипкими оказались вражеские «Кеттенкрады». А вот тут я заложу пулеметное гнездо и буду спокоен. И вот тут заложу пулемет. А за пулеметом — кабачки посажу... То есть, я имел в виду, позицию с 3-дюймовым минометом. Зверев ведь наверняка танками попрет. Только пять минут боя прошло, а уже что-то неладное. То тут, то там подозрительно сереют точки, только что принадлежавшие королевским войскам! Немецкие диверсанты, не иначе. Не успел я и глазом моргнуть, как сразу четыре точки в центре стали чужими. Отобрать немедленно!

Это важно: инженерный путь развития за англичан позволяет танкам окапываться, повышая их защищенность. Однако при этом нужно тщательно выбирать позицию, потому что развернуться в таком состоянии ваша машина не сможет.

Хунта: Контратака. Жить нам оставалось не более минуты.

Пока войска пытаются «немедленно отобрать», на базе уже развернулся командный центр пехоты. И у меня есть инженеры. А постройте-ка мне, ребята, 17-фунтовую противотанковую пушку! Да, вот такую. И во-о-он на тот мост ее направьте. Достанет? Ну и отлично. Хоть за базу спокоен буду. Да, и обучите мне капитана, живо!

Ресурсные точки тем временем переходят из рук в руки и обратно. Те две топливных скважины, что я в самом начале укрепил, еще ничего, держатся. А вот оставленный на союзника центр ни к черту не годится. У немцев, значит, в ресурсах недостатка нет. Плохо, очень плохо. Чувствую, скоро что-то начнется.

Двенадцатая минута. Бездарно отдав немцам центр карты (ну, почти...), мы пытаемся закрепиться на западе. Союзничек пригнал поближе к моему пулеметному доту мобильный штаб и под его (пулемета) прикрытием развернул производство. Хоть что-то радостное...

Я тем временем произвожу «Стюарты» (давно, давно нужно было!) и пытаюсь контратаковать. И получаю по ушам. Не больно, но обидно — «Стюарт» без поддержки супротив немецкой противотанковой пехоты, конечно, воин, но недолго. Его потом чинить приходится. Если удрать успеет.

Шестнадцатая минута. О, я уже умею вкапывать танки! Воспользуюсь этим достижением и быстренько укреплю ближайшую точку с топливом. Может, удастся отхватить инициативу и перейти в наступление? Черт, и на востоке глупейшая ситуация. Немецкие диверсанты умудрились пролезть через «мертвую зону» пулеметного дота и захватить бензоколонку. Мои доты охраняют вражескую колонку — что может быть нелепее? Быстро откопать танк и отобрать, пока союзники не засмеяли!

Попытка близкого знакомства

Зверев: Ну что ж, сбылось. Теперь у меня есть тяжелый клин из «Пантер» и «Хетцеров». Некоторое время я езжу им вдоль вражеской реки, снося все, что движется и не движется. Когда количество целей оказывается равным нулю, мне становится любопытно, а где же все-таки живет Кристобаль Хозевич? Не съездить ли к нему в гости на чай с вареньем?

Скажу пару слов о мостах, ведущих к логову моего врага. Западный мост предназначен для прохода техники, а по узенькому центральному сможет пройти только пехота. Значит, нам на запад! Первое, что я увидел, подъехав поближе, было какое-то огромное механическое чудовище, вкопанное прямо в мост по самые... э-э-э... гусеницы. С перепугу я всадил в него бронебойным из всех орудий и только потом разглядел, что это был танк «Черчилль». Большой, страшный, ага. Но разве это нас остановит? Окрыленные полурасплавленным остовом «Черчилля», мы смело проезжаем дальше за мост. И встречаемся с козырем, который англичане все это время держали в рукаве. Пушки... Огромные, мощные, просто нечеловечески мощные. Через секунд десять от всей армады ничего не остается. Похоже, пушкам все равно — «Пантеры», «Шмантеры», «Хетцеры», «Шметцеры»... Я в спешном порядке заказываю на базе новые танки и думаю, что делать дальше. Крепко думаю.

Хунта: Безуспешная атака «Пантер» на мою базу.

Судя по всему, диспозиция сил такова. Англичане не могут вылезти из своей берлоги, потому как все, что пересекает мост, сразу же уничтожается. Я не могу пролезть к ним по той же причине. Есть ли у нас план?

Хунта: Двадцатая минута. Дело пахнет керосином. Зверев скопил-таки силы и двинулся вредить по-крупному. Вот пал пулеметный дот на западе. Вот краснеют позиции в центре... Господа инженеры, соорудите-ка еще одно 17-фунтовое орудие, направьте все на тот же мост и обложите мешками с песком! Чем-то чувствую, что сейчас нам станет весело.

Ага, угадал я. На 22-й минуте впервые жахнула 17-фунтовка. Я тогда и не предполагал, что за этим последует. Догадывался, конечно, но... Но в обороне войны не выиграть. Строю «Черчилль». Для начала выведу его на мост и там окопаю. Пока не построится еще пара-тройка танков, он ведь продержится? Нет, не продержится. Зверев решил поговорить серьезно, и к мосту подошла группа из нескольких истребителей танков «Хетцер» и «Мардер». А также парочка «Пантер».

Дружным натиском они смели окопанный «Черчилль» и пошли через мост штурмовать мою базу. Я уж приготовился умирать, но тут «заговорили» пушки. Они говорили, а я смотрел, затаив дыхание. Вот железный кулак немцев торжественно прокатывается по мосту, вот первый «Хетцер» получает заряд в левый борт. Танковая волна разворачивается в сторону моей базы — и тает, тает. Одна за другой загораются вражеские машины. Последнюю «Пантеру» мои артиллеристы взорвали, выстрелив в упор. Отойдя от секундного оцепенения, приказываю инженерам заложить еще одно орудие. Повоюем еще, господа немцы!

Хетцер

В переводе с немецкого — гончая. Разработка началась в 1943 году по приказу Хайнца Гудериана. Запущен в производство в апреле 1944 года, под официальным названием Jagdpanzer 38(t) (Sd.Kfz. 138/2), и считается одной из самых лучших противотанковых САУ того времени. 60-миллиметровая броня, низкий профиль, мощное орудие 7.5 см (PaK 39 L/48), малозаметность — все это вызвало немало проклятий у вражеских танкистов. Интересно, что Чехословакия продолжала выпускать эти машины уже после войны (они назывались ST-1). А в армии Швейцарии слегка видоизмененные «Хетцеры» прослужили до середины 60-х годов.

Нет, уж лучше вы к нам!

Зверев: Вскоре мои раздумья были прерваны контратакой противника. Кристобаль вылез-таки из укрытия и решил совершить танковый прорыв, причем не куда-нибудь, а прямо к моей базе. Я даже немножко опешил, когда английская техника бодренько проехала мимо «Пантеры», не обращая внимания на выстрелы вслед. Подъехав к базе, они начали нагло жечь заводы из огнемета, стрелять по стенам и заниматься прочими безобразиями. Недолго думая я просто заказываю парочку «Пантер» прямо на базе и подвожу еще парочку из центра карты. Безобразия прекращаются, а завод нам все равно нужно было перекрашивать. В общем, хоть какое-то развлечение.

После этого боя я воспользовался концентрацией всех сил неподалеку от базы и наконец-то разобрался с западной топливной точкой. Укатали мы их там раз и навсегда. Снова подъехали к вражескому мосту. Заботливый хозяин выставил нам очередные цели из вкопанных Черчиллей. Чтоб не скучно было. Взорвал, строю пехоту. Судя по всему, одними танками тут сыт не будешь.

Ценой невероятных жертв мне удается прорваться через мост и завернуть в западный уголок карты. Там оказалась точка с минометом, которую я захватываю и от нечего делать обстреливаю позиции англичан. Попытки сунуться поближе и посмотреть на результаты обстрела заканчиваются плачевно.

Зверев: Мост превратился в кладбище подбитых «Черчиллей».

Строю еще пехоту. Пытаюсь прорваться по узкому центральному мостику, но там еще и пулеметы. Парадоксальная ситуация — несмотря на большое преимущество по ресурсам, у меня не получается взломать оборону англичан. В какой-то момент мне удается захватить 17-фунтовку около берега и даже направить ее на англичан, но они вновь отбивают и захватывают точку на другой стороне реки, укрепляя ее новой пушкой. Пройти дальше им не удается, но и мне тоже. Поиграв еще некоторое время, мы заключаем перемирие. Где-то тут были упущены возможности для удачной атаки... Однозначно.

Хунта: На тридцать четвертой минуте решаюсь на контрнаступление. Группа из одного обычного «Черчилля» и двух огнеметных «Черчиллей-Крокодилов» двинулась к базе противника. Два из трех добрались и даже успели навести кое-какого шороху, но были разбиты парой невесть откуда взявшихся «Пантер». Грустно. Ситуация, прямо скажем... э-э-э... плохая. Большая часть карты захвачена врагом. Зверев явно не испытывает проблем ни с ресурсами, ни с лимитом на постройку техники. В отличие от меня. Остается только построить пару тяжелых танков «Шерман-Файрфлай» и укрепить оборону базы. Возможно, еще удастся контратаковать?

Нет, прорваться за мост «Шерманы» не сумеют. Там их ждут «Пантеры» и тяжелое противотанковое чудовище «Ягдпантер». И горят «Шерманы» на мосту очень невесело.

55 минут боя. Немцы упорно пытаются расковырять мою оборону. Мост через реку покрылся горящими и дымящимися остовами и напоминает кладбище. Какая-то «Пантера» прорвалась-таки на базу и вновь застыла, взорванная в упор из 17-дюймовки. Атаки продолжаются. Вот на наш берег врывается пехота. Те, кто выжил, занимают западную часть берега и что-то там строят. Кажется, с ними там «Пантера». Ну уж извините! Это наш берег! Строю еще две орудийных позиции. Одну для совсем уж надежного запирания моста, а вторую — поближе к окопавшимся на нашем берегу немцам.

Под огнем вражеского миномета гибнет несколько инженерных отрядов, но результат того стоит. Берег наш. Мост практически непроходим для вражеских солдат и бронетехники. Кто сможет пройти — все равно ляжет под плотным огнем артиллерии и пулеметов. Какая-то территория за пределами моего сектора покрывается огнем моей 25-фунтовой гаубицы. Успешно держать оборону, как показала практика на Зверевских «кошках», можно до бесконечности.

Ресурсов мало. Лимит на постройку войск крайне ограничен. Можно совершать вылазки, строить 17-дюймовки в захваченных секторах (что пару раз было проделано), но с тем бронетанковым потенциалом, который успели накопить немцы под командованием Зверева, это очень легко пресечь. Сил на мало-мальски опасную контратаку нет и не предвидится — на том берегу много голодных «Пантер» и «Хетцеров». Пат. Была ли в истории Дуэльного клуба ничья? Если нет, то мы будем первыми!


Разбор полетов

Сергей Зверев: я слишком увлекся тяжелыми танками и поздновато вспомнил о пехоте. Ну а когда она пошла в бой, было поздновато — противник успел очень серьезно укрепиться. Кроме того, ставка на противотанковую линию, хоть и оправдалась в середине партии, была совершенно бесполезной в конце. Очень обидно иметь такое преимущество и быть не в состоянии его реализовать.


Кристобаль Хунта: главная ошибка состояла в том, что я одновременно переоценил и недооценил силу инженерных войск. Слишком сильно полагался на окапывающиеся танки, вместо того чтобы все силы бросить на укрепление ресурсных точек 17-фунтовыми пушками. В идеале нужно было бы запереть орудиями не въезд на свою базу, а выезд с базы Зверева, и как можно скорее — со всеми вытекающими последствиями. Если бы да кабы...

Бой 2. Усидеть на трех стульях

Зверев: Как переменчива судьба. Забылся немецкий язык, исчезли «Пантеры» с «Хетцерами», и вот мои солдаты уже говорят с чистейшим лондонским произношением — небось, ходили в хорошую школу! В этот раз война пойдет не на тотальное уничтожение, а на захват и удержание точек. Каждому из нас выдается по 500 очков. Если у меня две точки, а у противника одна — его очки уменьшаются. Кто потерял все очки, проиграл. Что ж, попробуем сотворить тут такую же оборону, на которую я нарвался в предыдущем бою. Англичане, говорят, мастера в таких играх...

Хунта: В этом бою нам предстоит проявить смекалку в захвате и удержании ключевых точек. Что ж, приступим. Моя стартовая позиция в южном углу карты, и под моим контролем войска вермахта... А почему, собственно? Пожалуй, я сделаю ставку на сотрудничество родов войск и выберу специализацию «Войска люфтваффе». Прошлая битва показала, что строить огневые точки очень полезно.

Начальные условия
Карта Дрекплаатц
Кристобаль Хунта Германия
Сергей Зверев Англия

Не грози юго-западному сараю!

Зверев: На поле боя три ключевых точки: в центре, на юго-западе и северо-востоке. Машинка-трансформер разворачивается в самом западном углу карты, и я начинаю производить доблестных бриттов. Первая цель — юго-западная точка, куда по прямой траектории направляются два пехотных отряда. Сразу встает вопрос: захватывать точки ресурсов по дороге или оставить на потом? Решаю пока что не отвлекаться, ведь важно, чтобы очки начали притекать в английские закрома как можно раньше, а боеприпасами займемся позже.

Хунта: Южный рубеж. Команда «Не пущать!» в действии.

Пока солдатики бегают по колдобинам и ручейкам, немцы уже захватили две точки! Что ж это делается, meine damen und herren? Да, я понимаю, у вас есть шустрые мотоциклики. Ну, сейчас мы до них доберемся. Наконец-то добегаем до юго-запада, расстреливаем хлипкое двухколесное животное и отбираем точку. Кристобаль между тем подводит сюда войска и занимает позицию в каком-то гигантском сарае. Эх, как теперь его оттуда выкуривать?

Хунта: У кого как, а у меня первая ассоциация на словосочетание «немецкая армия» — «штурм унд дранг»! Посему ни секунды не сижу на месте. Уже через две минуты после начала боя под моим контролем две ресурсных точки, включая ценнейший источник горючего, и одна из трех ключевых точек. Мой союзник тем временем отхватил ключевую позицию в центре. Мотоциклы «Кеттенкрад» диво как хороши в дебюте!

Рановато я радовался. Минутки примерно через две отряд вражеской пехоты отогнал мотоцикл от стратегической позиции и принялся ее перехватывать. Непорядок!

Группа моих доблестных бойцов прибыла на место немедленно, укрепилась в близлежащем здании и вступила в неравный бой с двумя отрядами. Причем один из них в это же время нагло захватывал еще одну точку влияния, а второй засел в близлежащем сарайчике и принялся вести оттуда снайперский огонь. Нужно будет наградить бойцов внеочередным отпуском на родину. Посмертно.

Глаз за глаз, точка за точку

Зверев: На базе строится лейтенант и разворачивается еще одна машинка, дабы производить что-то помощнее обычных пехотинцев. Хотелось бы разжиться «Стюартом», но на него нужно так много топлива, бог ты мой... В течение ближайших пяти минут мы захватываем центр, но вновь теряем юго-запад. До северной точки я так и не добрался, результат по очкам ужасный — у противника преимущество в добрую сотню единиц. А что делает мой электронный союзник? Хм... Он бежит ко мне на базу и строит траншеи, вместо того чтобы нападать на точки. Вот спасибо, дружище! Большое человеческое спасибо, чтоб ты горел.

Зверев: Кто размотал эту большую катушку с нитками?
Зверев: Подлые фрицы топчут французский чернозем.

Пару слов о развитии спецподразделений. Я решаю сделать упор на десант и высаживать ребят сразу с воздуха и перезахватывать то, что плохо лежит. Между тем баки с горючим наполняются, из новой машинки-смешинки выходит капитан и в бой вступают «Стюарты». Как мне их не хватало!

В центре дела идут хорошо, даже слишком. Тут у меня по домикам рассажены солдатики, за домиками притаились танки, прямо перед точкой вырыт окопчик — идиллия! Когда мне хватает очков умений, на север высаживаются королевские коммандос и захватывают незащищенную точку, а в придачу еще парочку с ресурсами. Возле точки возводится еще одна траншея, чтобы никто даже иллюзий не питал по поводу ее захвата. Для полного счастья туда высаживается «Тетрарх». Ведь есть еще и вражеский компьютер.

Хунта: Утешает то, что мой шустрый союзник тем временем занял третью ключевую позицию, так что мы продолжаем лидировать по очкам. В район захваченной противником ключевой точки прибыл наш разведавтомобиль и отряд люфтваффе. Выжить в схватке с окопавшимся отрядом британской пехоты им не удалось, но точку они перезахватили. И вовремя — мой расторопный союзник не смог удержать позицию в центре, и теперь она принадлежит англичанам. Судя по стратегическому счетчику, мы покамест уверенно лидируем 500:400. Положение необходимо закрепить.

За следующие десять минут успело произойти довольно много событий. Британцы быстренько перехватили обратно южную и центральную стратегические позиции. И если южную я, памятуя печальную судьбу предыдущего рейда, отнимать не спешил, дожидаясь более радикального средства убеждения, то центр переходил из рук в руки раза три, если не четыре. Вдобавок, как показывает мини-карта, мой горе-союзник проворонил и северную позицию. И зачем, спрашивается, мы ставили в настройках сложный уровень?!

Пантера

Pz.Kpfw V «Пантера» вряд ли нуждается в особых представлениях. Разработанная как ответ советскому танку Т-34, она быстро показала, что время на нее потрачено не зря. 75-миллиметровая пушка пробивала 140-миллиметровую броню за километр; собственная броня до 80 миллиметров, удачный профиль, напоминающий все тот же Т-34, принесли ей известность, а командирам противника — дополнительную головную боль.

«Да, «Пантера» была сильным и опасным противником и может считаться одним из наиболее удачных немецких танков Второй мировой войны. Но при этом не следует забывать, что этот танк был очень дорогим и сложным в производстве и обслуживании, а при грамотном противодействии горел не хуже других» (Михаил Свирин, военный историк).

Они были черные и зеленоглазые

Зверев: А вот на проклятом юго-западе... Появились антитанковые самоходки «Мардер». Это больно, это очень больно! А рядом с ним еще и противопехотная зенитка. Похоже, что мой противник тоже пошел в ВДВ! Ну что сказать? Юго-запад потерян надолго. Но время идет, я продолжаю контролировать север и центр, и отставание по очкам быстро сокращается. Мы закладываем в центре грозу всех танков прошлого и будущего — 17-фунтовую пушечку, — и, как оказалось, очень вовремя.

Зверев: Простые английские парни.

Кристобаль умудряется-таки подсобрать ресурсов, улучшить все свои заводы и накопить на «Пантер». Но беда не приходит одна, с этими железяками я справляюсь, но теряю защитное орудие на одном из пехотных штурмов. Очков у меня меньше, а теперь они еще и убывают с удвоенной скоростью. Отчаянные попытки перезахватить хоть что-то наталкиваются на смертоносных «Пантер» и укрепления, одно из которых было построено мной! Еще пара минут, и поражение становится неминуемым. Сумбурный бой и соответствующий результат...

Хунта: Тем временем к южной точке прибывает истребитель танков «Мардер». Под его прикрытием десантники быстро перезахватили точку и укрепили ее зенитным орудием «Вирбельвинд». Все, приехали. «Мардер» в оборонительной позиции и зенитка — крепкий орешек, что доказывают вон те остовы вражеских танков. А в центре...

А в центре мы, что называется, «приплыли». Британцы очень серьезно взялись за захват этого сектора. В минуты просветления тумана войны там было замечено скопление танков и пехоты. Вдобавок еще и на севере англичане установили контроль. Мои десантники доблестны и могучи, но выбить засевшую в траншеях пехоту не сумели.

Хунта: Последнее свидание фрау Берты.

Для исправления ситуации в центре на задание выехал очередной «Мардер». Его мощь уже была проверена в бою, но каково же было удивление командования, когда в схватке на мосту его подбил британский танк! Как позже докладывала в лазарете старая танкистка фрау Берта: «Ну не шмогла я, шынок, не шмогла...» Фрау Берта не смогла, а у командования остается только один, в меру ультимативный шаг. Уже все готово для боевой группы из двух танков «Пантера»!

Вот они, мои кошечки! Утробно урча, выползают из-за пределов карты и тут же бросаются в бой. Главное сейчас — продавить оборону англичанина Звережи и продержаться до тех пор, пока пехота люфтваффе не установит у точки тяжелое орудие. Или хотя бы «Вирбельвинд». А лучше — три. Опаньки! Англичане-то, стервецы, уже пытаются отстроить 17-фунтовку! Памятуя опыт прошлого боя, наваливаюсь на строительство всем что есть: двумя «Пантерами», бронемашиной и отрядом люфтваффе. На этом этапе главное — успеть выбить инженеров-строителей. А выбив, отплеваться от танков.

Успели. Не то чтобы «пантерки» не пострадали, не то чтобы броневик уцелел, но пушку мы отбили. Дальше уже дело техники. Тяжелой такой, с пушками. Нам бы только сектор захватить, а уж сотня литров топлива для постройки тяжелой зенитки в закромах сыщется.

И таки сыскалась. Теперь все силы пускаем на укрепление обороны. Еще пару легких зениток на центральную точку. Еще один «Мардер» на южную. Ковыряйте, господа англичане!


Разбор полетов

Сергей Зверев: мои войска всю дорогу пытались захватить южную точку, и, кажется, зря. Нужно было следовать старой тактике в таких играх, а именно — «нападайте не на то, что защищено, а на то, что нет». Можно, конечно, еще посетовать на быстрые немецкие мотоциклы, на глупый компьютер, на грязь и слякоть. Но, похоже, мне просто не удалось нащупать свою игру, а из-за постоянного отставания по ресурсам и спешки я уделил мало внимания обороне точек.


Кристобаль Хунта: я очень плохо воспользовался возможностями, которые дает тактика «Люфтваффе». В частности, недостаточно упорно боролся силами десантников за северную стратегическую точку. И за центральную тоже довольно неуклюже. Нужно было взять и укрепить северную и южную позиции, вместо того чтобы отбивать укрепленную противником центральную. И поменьше рассчитывать на компьютерного союзника.

Бой 3. Прогулки огородами

Хунта: И вновь битва на уничтожение. И на этот раз вашему покорному слуге достается роль немецкого военачальника. Два предыдущих боя показали сильные стороны и немцев, и англичан. Посмотрим, удастся ли правильно применить это знание. На этот раз я сделаю ставку на тактику выжженной земли. Может быть, мне и не придется регулярно минировать строения и разрушать ресурсные точки, но тяжелые самоходные гаубицы «Хуммель» должны пригодиться в борьбе с упертыми британцами.

Зверев: В последнем бою мы решаем сыграть еще один «deathmatch». Выиграть Дуэльный клуб я уже не смогу, но есть шанс свести дело вничью. Мне вновь достается старая добрая Англия, и вот тут-то я смогу спокойно организовать оборону без опасения за судьбу двух-трех отдельных точек на карте. Вспоминая те проблемы, с которыми немцы столкнулись в первом бою, я собираюсь устроить им еще большие. Поехали!

Начальные условия
Карта Осада посадок
Кристобаль Хунта Германия
Сергей Зверев Англия

Хватаем все, что видим

Хунта: Быстрый осмотр местности показал, что мы с компьютером-союзником делим северную часть «арены». Он северо-западную, а я северо-восточную. Чужого нам не надо, а вот своего я точно не упущу. Начинаю, как водится, с низкого старта. Пара мотоциклов «Кеттенкрад» шустро проехалась по окрестностям, закладывая экономическую базу будущего сражения. Первые пять минут принесли нам с союзником контроль над немногим более половины ресурсных точек. Приятно, но вот те две отметинки, появившиеся на мини-карте, внушают опасения... Так и есть. Не такая расторопная, но очень зубастая британская пехота начала восстанавливать статус-кво. Что ж, к неизбежной потере «Кеттенкрадов» я был готов. А ну-ка, что у нас на базе?

Зверев: Открой глаза и думай об Англии!

А на базе полным ходом идет строительство. Уже возвышаются «Служба тыла», «КП истребителей танков» и достраивается «Рота кампфгруппы». Значит, можно действовать. Служба тыла произвела легкий и недорогой разведывательный автомобиль, и с его поддержкой отряд пехоты отправляется выяснять, в чем же проблема вон у той точки с боеприпасами. Проблему, в лице двух отрядов британской пехоты, не то чтобы удается с ходу решить, но точку мы перехватили. Чую, неспроста саксы тут полезли. Будем держать это направление!

Зверев: Юго-западный старт, погоня за бензином. Пока один из отрядов пехоты бежит на восток, лейтенант отправляется на запад. И ведь действительно, чего офицерскому составу штаны в штабе просиживать? Пусть захватывают ресурсы! Все идет подозрительно гладко. Точки падают в мои руки одна за другой, никто не покушается на жизнь лейтенанта или пехотинцев. Проходит минут пять-шесть, и все, что можно было легко захапать, уже захапано, на базу прибыла командная машина пехоты, скоро обещают подогнать капитана. А там и «Стюарты» не за горами! На всякий случай строю парочку пулеметных гнезд рядом с потенциальной линией фронта. Не пропадут, думаю.

Перехожу через широкую проселочную дорогу, отделяющую мою половину карты от половины противника. Попытка захватить ресурс на той стороне заканчивается грустно — подъехавший броневичок Хунты оказывается сильнее. Подбегаю вторым отрядом, чтобы добить то, что осталось от броневика, но там еще оказывается и вражеский компьютер. Вот чтоб мой так синхронно действовал, когда я что-то обороняю или захватываю! Эх, мечты, мечты... Подбитая немецкая машина наконец-то взрывается, но пехотинцы полегли рядом с ней. Пока что влезть на чужую территорию не удалось, но посмотрим, что будет дальше.

Мардеры-разрушители

Хунта: Девятая минута. Для удержания плацдарма пригоняем старое проверенное средство: «Мардер III». Что ни говори, а этот «кабриолет» впечатляет. Особенно когда разносит с двух выстрелов сарай с окопавшимися там супостатами. А потом пулеметное гнездо... и вражеский вездеход... и танк «Стюарт»... Черт возьми, дело пахнет железным крестом! На этот раз фрау Берта смогла!

Хунта: «Мардер» стрельнул — враг взорвался. Вот и песенке конец.

Враг перешел в наглое контрнаступление, перехватывает ресурсные точки прямо у нас под носом. Непорядок. Отгоняем назойливую пехоту артиллерийским огнем, сносим проезжающий через кусты в неположенном месте «Стюарт» и восстанавливаем контроль над секторами. А не затянулась ли позиционная война?

Восемнадцатая минута. Построено «Бронетанковое командование поддержки». Сейчас скопим сил и перейдем наконец в наступление! Ой, перейдем... Уже через две минуты после постройки здания командования к нам прибывает отряд «Пантер». И еще один. Гуляем!

Зверев: Когда у меня на базе только-только тренировался экипаж для «Стюарта», Кристобаль перешел в контратаку. Пулеметное гнездо неплохо держалось против разведывательной машинки, но когда с севера подкатил еще и истребитель танков «Мардер III», пулеметчики не устояли. В течение секунд тридцати я теряю точку уже на собственной половине поля. Подкативший с небольшой задержкой «Стюарт» на какую-то долю секунды не успевает разнести проклятого «Мардера» и гибнет. Все бы ничего, у меня там была и пехота, но немцы чинят свою самоходку.

Наша сила в маневренности! Второй «Стюарт» наносит пару точных выстрелов с фланга, и у надоедливого гостя сначала сносит главное орудие, а потом он и сам разлетается на куски. Я забираю ресурсы обратно и решаю тут укрепиться основательно. С базы подбегает инженерный отряд и возводит позади точки 17-фунтовое орудие. Вот теперь добро пожаловать!

Английские пушки во французском винограднике

Хунта: А враг укрепился не на шутку. Расчет 17-фунтового противотанкового орудия, спереди прикрытый пулеметным гнездом, а сзади — группой инженеров-ремонтников. Ох, не нравится мне это. Вспоминается первый бой и кладбище немецкой бронетехники на мосту. Вот, две «Пантеры» уже легли на грунт, остальным удалось сбеж... то есть я хотел сказать, тактически отступить за спину «Мардера», героически удерживающего близлежащий сектор. Надо что-то делать.

Вызываю еще один отряд «Пантер» и повторяю атаку. Небезрезультатно. Уничтожены мобильная база противника, нагло развернувшаяся прямо перед стволами, танк «Кромвель» и пулеметное гнездо, прикрывающее ту самую 17-фунтовку. Потерь нет, но переть дальше почему-то не хочется.

Зверев: Зачем им четыре ствола? Может, комплексы какие?..

К плацдарму, который удерживает героический «Мардер» и четверка «Пантер», спешит подкрепление. Самоходная гаубица «Хуммель», 150 миллиметров убедительности! А ну-ка глянем... Зря глянули. Пока я собирал «кулак», Зверев развернул на направлении удара еще два 17-фунтовых орудия. И, кажется, гаубицу. Через этот барьер точно не прорваться. Плохо только, что цена такого гениального вывода — танковая группа, которая не успела уйти из зоны обстрела. Думай, Чапай, думай!

Тридцать пятая минута. Сильно думаю. О том, например, что это за аллея такая вдоль юго-восточного края карты, по которой все шастает туда-сюда мой союзник? Собираю ударную группу. На этот раз без излишеств: «Пантера», оставшаяся от прошлых рейдов, да «Хуммель», да «Мардер», да несколько отрядов пехоты с «панцерштреками». Прогуляемся вон за теми огородами!

Зверев: достроил я пушечку, перед ней снова пулеметное гнездо соорудил для надежности, стою жду чего-то, сам не знаю чего. Ах да, еще и два «Стюарта» рядом околачиваются. Вперед идти боязно, а рядом с 17-фунтовкой как-то спокойно на душе... Пусть кто-то сунется!

И что вы думаете? Проходит совсем немного времени, и из тумана войны выезжает уже не броневичок и даже не «Мардер», а сразу четыре «Пантеры»! Поначалу они нападают на бедный компьютер, которому приспичило именно в этот момент перевозить по дороге мобильный штаб. При этом «Пантеры» попадают в зону обстрела моего орудия, и это им явно не нравится, ибо лупит оно — дай боже. Заинтересовавшись, подъезжают поближе и пытаются подраться. Когда двое драчунов превращаются в металлолом, двое других улепетывают домой.

И все-таки одна пушка — это мало. Я решаю превратить этот район в неприступную крепость и строю еще одну противотанковую пушку, а в придачу 25-фунтовую гаубицу, чтобы бить по врагу уже на его территории. Через какое-то время атака пантерами повторяется, но с учетом двух пушек они даже не успевают уйти назад.

Продолжаю обстреливать гаубицами ближайшую точку и аккуратно веду разведку «Черчиллем». Окапывать его смысла нет, ведь пушки справятся с защитой на порядок лучше.

Стюарт

Британцы дали это имя американскому легкому танку M3 и его модификациям. «Стюарты», доступные в игре, — не что иное, как Light Tank M5 Stuart VI, выпускавшийся с апреля 1942 по май 1944 гг. Британские танкисты оценили надежность «Стюартов», их скорость и маневренность; но достаточно слабая, изначально рассчитанная как противопульная броня и 37-миллиметровая пушка не позволяли эффективно задействовать эту машину в танковых сражениях. Она была гораздо уместней в засадах, фланговых ударах и разведке. Последний раз «Стюарты» использовались по назначению в 1970-х в Анголе.

Если враг не сдается...

Хунта: Сказано — сделано, гуляем. Мою романтическую идею поддержал союзник, послав в компанию пару зенитных танков «Вирбельвинд». Прогулка выдалась веселой: походя разбив пулеметное гнездо, мы продефилировали до конца аллеи, свернули налево и вошли... На территорию базы Зверева! Удачно так зашли! Вялое сопротивление пулеметных дотов подавлено танками и гранатометами. А теперь быстренько собираем урожай, пока хозяин не вернулся!

Очистив территорию, разворачиваемся на север. Вот они, 17-фунтовые британские орудия. И смотрят, что интересно, тоже на север. Чем и воспользуюсь, пока не поздно. Вторая пушка успела развернуться, но отряд огородников остановить не смогла. Только основательно проредить. Прекрасно. Теперь успех нужно закрепить.

Зверев: Незадолго до проигрыша я нашел логово Кристобаля Хозевича.
Хунта: Еще один залп, и можно выпить шнапса!

Сорок вторая минута. На момент гибели отряда огородников на базе уже практически сформирована группа продолжателей их дела. Две «Пантеры», «Хуммель», «Мардер». Вот только не судьба им. Расчет одного из зенитных орудий доложил, что в тыл — тоже огородами! — прошли британские танки «Черчилль» и «Стюарт». Пришлось развернуться и пару раз плюнуть, дабы впредь не шалили.

Так-так-так... А что это такое интересное происходит прямо под самым моим носом? Кто это свою базу разложил? И гаубицу? Отдаю войскам приказ посмотреть. Оказалось, что это Зверев. Вернее — был Зверев. Еще пара минут и... Победа!

Зверев: Все выглядело замечательно, укрепрайон поражал воображение непробиваемой мощью, как вдруг подкралась беда. Часть техники Кристобаля пробралась по узкой полоске вдоль восточного края карты, которую не простреливала моя артиллерия. Они выехали прямо к моей базе. Защищать ее было нечем и некому.

Уничтожив базу, они снесли еще пару укреплений в центре. Все это произошло так быстро, что я толком не успел сориентироваться и наладить какую-то контригру. Потеря базы не означает поражения, потому как на очки поддержки я могу заказать штабную машину и попытаться укрепиться в другом месте.

Пытаюсь так и сделать, одновременно нападая на базу врага своими танками. Увы, они не чета «Пантерам», и атака захлебывается. Тем временем мой новый штаб разворачивается поблизости от базы Кристобаля. Хм... Я даже достаю до его зданий гаубицами. Идея расстрелять его территорию кажется заманчивой, но не успеваю я ее реализовать, как из кустов вылезают очередные рыла «Пантер» и сносят мою вторую базу. На поле боя паника, я быстро теряю контроль над ситуацией и ресурсы. Приходится признать поражение. Что ж, мои поздравления Кристобалю Хозевичу!


Разбор полетов

Сергей Зверев: хорошо укрепившись в центре, я позабыл про восточный участок фронта. Именно по нему и подкралась моя смерть. После разгрома базы еще можно было организовать оборону заново, но возникший хаос и неразбериха спутали все карты. А после гибели и второй базы я уже полностью потерял контроль над ситуацией.


Кристобаль Хунта: глупо было с моей стороны так упорно переть в лоб на батарею Зверева. Вместо того чтобы оставлять под ней руины полудесятка «Пантер», стоило бы сразу подумать о фланговом обходе. Хотя не исключено, что именно из-за моего упорного натиска с фронта Сергей забыл укрепить восточный фланг? Назовем это отвлекающим маневром.


ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ
2,5 0,5
ПОБЕДА КРИСТОБАЛЯ
ХУНТЫ
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.4
проголосовало человек: 163
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования