Похожие игры: Full Throttle, Escape from Monkey Island Дата выхода: 1998 год |
Atencion, atencion, сеньоры и сеньориты! Мы отправляется в viaje inolvidable по Земле мертвых! Вашему взору предстанут удивительные огненные бобры, строящие плотину из человеческих костей, усердные демоны-механики, которые жить не могут без гонок, и многое другое... И конечно, изюминка нашей программы — приключения valiente Manuel Calavera y bella Mercedes Colomar!
Год первый
Сперва позвольте поближе познакомить вас с Мэнни Калавера (кстати, по-испански calavera означает «череп»). В свое время наш герой был отъявленным грешником, вследствие чего после смерти вынужден искупать свои прегрешения в Департаменте смерти. Должность у него самая, по тамошним меркам, заурядная — он смерть и туристический агент в одном лице. Когда в мире живых кто-то погибает, один из штатных смертей отправляется на место трагедии и вводит свежеиспеченного покойника в курс дела.
А дело обстоит следующим образом. Земля мертвых, куда попадает каждый умерший, — всего лишь перевалочный пункт между миром живых и последним прибежищем душ — Девятым миром. Департамент смерти выполняет организационно-распределительную функцию с помощью сотрудников-смертей. От того, какой образ жизни вел мертвец, зависит способ, каким он попадет в Девятый мир. Праведники отправляются в путешествие на Девятом экспрессе, который доставит к цели назначения за четыре минуты. Порядочным людям достается океанский лайнер. Путешествие на нем занимает больше времени, но все равно достаточно комфортабельное и, самое главное, безопасное.
Остальные же вынуждены отправляться в Девятый мир пешком. Путешествие длится четыре года и полно опасностей. В мире мертвых можно погибнуть, на этот раз уже навсегда (по крайней мере, так думают мертвецы). Поэтому многие предпочитают не рисковать и остаются жить в городах. Успех агентов-смертей напрямую зависит от количества покойников, которых им удастся отправить на Девятом экспрессе. Формула до безобразия проста — чем больше праведников, тем быстрее амнистируют. Отпущение грехов гарантирует быстрое путешествие в последнее пристанище!
У Мэнни, однако, дела идут откровенно паршиво. Все праведники достаются его коллеге Домино Херли, Калавера же вынужден довольствоваться грешниками, которым нечего продать, кроме трости с компасом. Так можно задержаться в стране мертвых на целую вечность... и Мануэль решается на мошенничество. Он похищает заказ коллеги и впервые получает клиента-праведника — Мерседес Коломар.
Это интересно: упоминание о Мэнни можно отыскать в другой игре от LucasArts — The Curse of Monkey Island. В таверне на столе лежит скелет с ножом в спине, подозрительно напоминающий Мануэля Калавера. Гайбаш принимает его за одного из пиратов. Возможно, это объясняет, за какие грехи Мэнни был отправлен в Департамент смерти...
И вот тот момент, когда сердце Мэнни переполняет радость, он узнает страшную тайну, не предназначенную для его ушей. Оказывается, в Департаменте смерти процветает коррупция и кто-то крадет у праведников билеты на Девятый экспресс. Именно поэтому Домино стал удачливым агентом-смертью. Для нашего героя это оборачивается большущими неприятностями, но бедолагу спасает лидер подпольного революционного движения — Сальвадор Лимонес.
Благодаря помощи, оказанной революционером — правда, дело не обошлось без вербовки Мэнни в ряды Сопротивления, — Калавере удается сбежать из города. Теперь его задача — найти Мерседес и помочь ей; это единственный шанс раскрыть заговор. Пробравшись через жуткий каменный лес с огненными бобрами и пауками-сердцеедами, Мануэль попадает в город Рубакава, где устраивается на работу уборщиком. Ему остается только ждать Мерседес...
Игровой процесс в Grim Fandango выполнен в традиционном для жанра стиле. Вы ходите по локациям, общаетесь с персонажами, собираете предметы, комбинируете и используете их, чтобы продвинуться дальше по сюжету. И если в Full Throttle, предыдущей работе Тима Шафера, присутствовали action-элементы — драки на мотоциклах или состязание на арене, — то Grim Fandango в этом плане консервативен.
Нельзя сказать, хорошо это или плохо. В квестах от LucasArts игровой процесс никогда не выполнял основную функцию. Во главу угла испокон веков ставились история, мир и персонажи. Так и в Grim Fandango: загадки забавны, не слишком сложны и достаточно логичны, если понять правила мира мертвых. Они — всего лишь обрамление, но не суть игры.
Год второй
Пора познакомиться с Глоттисом — талантливым демоном-механиком, а по совместительству лучшим другом Мануэля Калавера. Он может с легкостью стать лауреатом конкурса «Самые странные и смешные персонажи в компьютерных играх». Огромный оранжевый демон, с необычным для своих пропорций голоском и небольшим чубом на голове, был призван в мир мертвых, чтобы водить. Глоттис жизни себе не мыслит без механизмов, а собрав что-то скоростное и, несомненно, опасное, он должен это незамедлительно опробовать в действии.
Глоттис не блещет умом, но подкупает детской искренностью и экстравагантным характером. Дайте ему попробовать лимонаду, и демон тут же помчится на кухню, чтобы залпом осушить бочонок с гадостью, а потом радостно заплевать весь пол. Однако у Глоттиса нежная душа. От расстроенных чувств он в прямом смысле может потерять сердце — и обязательно потеряет, а нам потом придется отбирать его у пауков и впихивать на положенное место.
Мэнни познакомился с Глоттисом еще во время работы в Департаменте смерти. Наш оранжевый чудак работал в гараже механиком, но начальство никак не давало ему модифицировать, а тем более кататься на служебных машинах. Поэтому Мануэлю не составило труда уговорить увлеченного механика «слегка» модернизировать служебный катафалк, который чудесным образом превратился в костяную гоночную машину. Но когда начальство узнало о подделке документов и краже клиента у Домино Херли, оранжевого демона попросту выгнали с работы. Но мы же не бросаем друзей? Судьбы Мануэля Калавера и Глоттиса оказались тесно переплетены. Встретившись в каменном лесу, они вместе добрались до Рубакавы и стали терпеливо ждать.
Это интересно: если в кабинете татуировщика внимательно осмотреть стены, можно найти логотипы Sam & Max: Hit the Road и Full Throttle.
С того момента как Мэнни устроился работать уборщиком, прошел ровно год. Калавера оказался покойником толковым и быстро разбогател; теперь он владелец собственного клуба и казино. Однако материальное благосостояние экс-«смертя» мало волнует, он по-прежнему ищет Мерседес Коломар. Глоттис же слегка успокоился и устроился пианистом.
В «Дне мертвых» история наконец-то сдвинулась с мертвой точки. Мэнни наконец-то удалось отыскать Мече, но вместо теплых объятий он получает бутылкой по голове. Инте-е-ресно... Больше в Рубакаве делать нечего, и Мануэлю нужно как-то догнать корабль. Для этого бывшему работнику Департамента смерти придется устроить забастовку, втереться в доверие к последователям марксизма-ленинизма, заключить сомнительную сделку с контрабандистом и с помощью шантажа заставить адвоката освободить посаженных за забастовку рабочих.
Подделка документов, инсценировка смерти пьяного моряка и небольшой конфликт с полицией, чтобы Глоттис наконец-то отвлекся от этих проклятых забегов, довершат общую картину подготовки к побегу из Рубакавы. Все эти милые развлечения нужны только для того, чтобы устроиться моряком на судно и отправиться в погоню за Мерседес. Сколько бы она ни длилась...
В Grim Fandango Тим Шафер использовал свой любимый прием — смешивание, казалось бы, несовместимых элементов. Вспомните хотя бы Full Throttle, где умело соединены фильмы жанра road-move, байкерская тема и киберпанк. Grim Fandango же во всех аспектах, от графики и до сюжета, представляет собой смесь классических нуар-фильмов, мексиканских традиций и мифологии ацтеков.
От нуар-фильмов достались общая мрачная атмосфера, джазовые мелодии, городская архитектура и постоянно курящие герои. Ацтеки поделись верованиями о загробной жизни, а также древними пирамидами. Мексиканские традиции нашли свое отображение в дизайне персонажей. Последние чертовски напоминают фигурки, которые делают к празднику «День мертвых», отмечаемому 2 ноября. Кстати, именно в этот день происходит действие во всех четырех главах.
Год третий
Ну а теперь давайте поговорим о Мерседес Коломар, из-за которой, собственно, и закрутилась вся история. При жизни она работала в различных благотворительных организациях на общественных началах, помогая сиротам и нуждающимся, и в полной мере заслужила золотой билет на Девятый экспресс. Но ее обманули, лишив билета и свалив всю вину на Мэнни. Мече — чуть ли не воплощение добродетели; неудивительно, что Мануэля мучают угрызения совести, а может, даже больше...
Настала пора рассказать о самом страшном, что может случиться с мертвецами в загробной жизни. Это смерть после смерти. Процесс повторной гибели настолько ужасен, что не всякий сможет вынести это зрелище. Сначала на теле несчастного появляются робкие побеги зелени, потом начинают активно распускаться цветы, а когда они расцветают, жертва в страшных муках превращается в клумбу.
Да, именно так. Обычные цветы в мире мертвых — самое страшное зрелище, которое может увидеть мертвец. Особенно отвратительна работа патологоанатома, который вынужден по локоть в черноземе ковыряться в лепестках и тычинках. Садовник в Grim Fandango — исключительно зловещий персонаж. Он продает орудия смерти, стреляющие цветочными семенами, а его невинная, с точки зрения живых, оранжерея приводит в ужас обитателей Земли мертвых.
Это интересно: если во время игры набрать слово BLAM, главный герой взорвется, а потом соберется из кусочков заново.
Снова прошел ровно год, и Мэнни стал капитаном корабля. Однако нам не удастся насладиться своим положением в полной мере. По следу Калаверы идут наемные убийцы с цветочными пистолетами, поэтому, чтобы спасти свою шкуру, корабль пришлось распилить на две части и гордо пойти ко дну. Капитан не покидает свое судно... особенно если бежать некуда.
На дне, оказывается, тоже есть разумная жизнь — в лице Чепито. Мертвец решил, что морем плыть слишком опасно, пустился в путешествие по дну и уже несколько лет блуждает по кругу, освещая себе путь фонарем. Подло использовав горе-водолаза и сдав его осьминогу, Мэнни с Глоттисом оказываются в плену у пониженного в должности Домино Херли и наконец-то встречают Мерседес.
Девушка совсем не рада повторной встрече, ведь она думает, что Калавера виноват во всех ее злоключениях. Но после блистательного освобождения из плена, чудесного спасения Глоттиса и находки чемодана с фальшивыми билетами доверие будет восстановлено. Правда, побег удался только наполовину. Злодей и тюремщик Домино Херли отправился на дно, но и судно, на котором плыли Мэнни и Мече, потерпело крушение. Придется идти пешком, а сколько это займет времени, вы уже, наверное, догадываетесь...
Grim Fandango — первая игра от LucasArts, в которой использовался новый графический движок GrimE. Разработчики впервые отказались от рисованной двумерной графики и перешли, как тогда было модно, в трехмерное пространство. Конечно, в определенной степени это был рекламный трюк — трехмерными были только персонажи.
На мой взгляд, этот переход был неоправдан. Несмотря на большую популярность 3D-ускорителей, тогдашний уровень технологий не позволял создать действительно красивую картинку, и со временем недостатки становятся все очевиднее. Достаточно сравнить The Curse of Monkey Island и Escape from Monkey Island. Если первая игра, благодаря нарисованной картинке, до сих пор радует глаз, то на вторую нельзя смотреть без сожаления.
К счастью, для Grim Fandango переход в трехмерное пространство оказался не столь уж пагубным, за что нужно благодарить дизайнеров и художников. Задники — конечно, с поправкой на разрешение — смотрятся достаточно прилично, а персонажей спасает стилизация под мексиканские куклы. Но полностью избавиться от проблем не удалось.
Разработчики отказались от стандартной для квестов системы point and click. Теперь управление персонажем происходит только с клавиатуры или, что совсем удивительно, с джойстика, хотя игра не выходила на игровых приставках. Управление с клавиатуры настолько отвратительно, что привыкнуть к нему не удается до самого конца игры. Остается только благодарить за то, что разработчики отказались от action-элементов, иначе количество выдранных игроками волос увеличилось бы многократно.
Год четвертый
Ровно год длились странствия Мэнни, Мерседес и Глоттиса, и честная компания наконец добралась до вокзала, с которого можно отправиться в Девятый мир. Но без билетов все освобожденные пленники будут вынуждены вечно томиться в зале ожидания. Поэтому придется возвращаться в Нуево Марроу — самый первый город, где четыре года назад Мэнни работал в Департаменте смерти.
К несчастью, Глоттис, проведя целый год без механизмов, впал в кому. Спасти его может только очень быстрая поездка. Пена для перевозки мертвецов и бензин творят чудеса. Из этих реагентов маленькие демоны сварганили чудо-топливо для двигателя, благодаря которому герои мгновенно оказались в Рубакаве. Обезвредив взрывчатку путем заплевывания и заморозки детонатора, наша компания добралась до Нуево Марроу.
Это интересно: вернемся к скелету в The Curse of Monkey Island, который подозрительно напоминает Мэнни. Если осмотреть скелет, вы увидите значок с надписью «Спроси меня о Grim Fandango». Это не только небольшая реклама, ведь игра на тот момент еще не вышла, но и славная традиция LucasArts. В Secret of Monkey Island существовала точно такая же отсылка к игре LOOM.
В Нуево Марроу все изменилось. Гектор ЛеМан, который и затеял историю с билетами, завладел всем городом. Теперь он владелец казино и активно торгует золотыми билетами, которые, правда, не могут помочь незаконным владельцам попасть в Девятый мир. Революционер Сальвадор Лимонес ведет войну, но силы явно неравны.
Приходится полагаться на хитрость. Хорошенько замаскировавшись и вооружившись, Мануэль пробирается в кабинет ЛеМана и забирает чемодан с золотыми билетами. Правда, злодею удается скрыться, и без грустных последствий его побег не обходится. Из-за мерзкого предательства Сальвадор гибнет, а Мэнни попадает в плен. Но справедливость все-таки восторжествует, и Гектор получит ромашкой промеж глаз.
За что же мы любим Grim Fandango? Да за то же, за что и остальные квесты от LucasArts и Тима Шафера. За непревзойденный юмор, который не скатывается до пошлостей и понятен любому игроку, за оригинальный сюжет и необычных персонажей. За интересные метафоры и аллюзии в мире мертвых. За то, что эта игра никогда не постареет. За Мануэля Калавера, Мерседес Коломар, Глоттиса и всех-всех-всех.
Отдельно хочется отметить работу актеров. Озвучка всегда была сильной стороной игр от LucasArts, но в Grim Fandango они превзошли сами себя. Запоминающиеся эмоциональные голоса, речь с характерным южным колоритом, изобилующая вставками на испанском языке... Актеры оживили всех персонажей, будь то слегка сумасшедший Глоттис или томная Оливия.
Я бы всерьез задумался над возвращением к стандартному для квестов управлению point and click. В Grim Fandango, сказать по правде, творится редкостное непотребство. Игрок должен испытывать трудности с загадками, а не с перемещением в пространстве.
И еще я никогда не стал бы делать продолжение, как бы о том ни просили поклонники игры. Вся прелесть творений от Тима Шафера в том, что каждый раз выходит нечто новое и необычное.
Вот такая история, сеньоры и сеньориты... A dicha, все закончилось благополучно. Бесчестный Гектор превратился в клумбу, обездоленные мертвецы вернули себе законные билеты и наконец-то смогли покинуть Землю мертвых. Мэнни же за свой доблестный поступок получил от начальства призовой билет на Девятый экспресс и вместе с Мече отправился в Девятый мир. А нам остается сожалеть, что золотая эпоха квестов от LucasArts давно осталась позади...