Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВТАКТИКИ КИБЕРСПОРТА

Авторы материала:
Ирина Денисенко
Феликс Морозовский
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№5 (42) май 2005

Warhammer 40000: Dawn of War
Всего понемножку

Здравствуйте все, кто решил заглянуть на эту страницу нашего журнала. Почти каждый месяц выходят и, я надеюсь, будут выходить самые разнообразные советы по такой неординарной игре, как Warhammer 40000: Dawn of War. Вот и мы решили внести свою лепту в это благородное дело. Для начала мы подумали, что вам будут интересны общие советы по игре, а затем и сами развития. Здесь вы найдете: общие рекомендации, специальные советы и, конечно же, развития. Тренируйтесь, тренируйтесь и побеждайте!

Общие советы

Как вы уже догадались, в этой рубрике мы постараемся подробно рассказать о самых распространенных ошибках, интересных особенностях и дополнительных возможностях игры, а также о том, как правильно их использовать (или избегать). Т.к. эти советы охватывают все расы, любой игрок сможет найти для себя что-то полезное и необычное.

Сбои ИИ

Warhammer 40000, скриншот, 87KB

Зеркальные матчи всегда безумны и малопонятны.

Предположим, что вы выделили одну группу, состоящую из нескольких отрядов, и во время боя послали ее куда-то атаковать. Тогда обязательно проследите за тем, чтобы каждый отряд, составляющий группу, точно выполнил ваш приказ. Очень часто отряд просто останавливается и делает вид, что он не при делах. В этом случае выдайте ему персональные указания по поводу дальнейших действий. К этой же особенности можно отнести и то, что если ваша группа состоит из множества подразделений и вы через приказ «атаковать» направили их в какое-то место, автоматически бойцы разбредутся по очень большой территории. Тогда вам придется вручную расставлять отряды поближе друг к другу.

Проблема пролетариев

Естественно, рабочие — уязвимое место любой расы. Это необходимо учитывать, чтобы защититься самому и нанести максимальный вред противнику.

В наиболее невыгодном положении сейчас находятся еретики (Heretics) хаоса, так как чаще всего игроки принуждают их работать во время постройки храма хаоса (Chaos Temple), иногда оставляя им буквально одну единицу жизни. Любой быстрый вражеский отряд за секунду справится с несчастными рабочими, и придется строить новых, а вы сами знаете, чем это может грозить.

Warhammer 40000, скриншот, 87KB

Имперский орбитальный удар — это самое мощное оружие для сноса вражеского укрепления.

Имперские рабочие немного более жизнеспособны, а значит, справиться с ними будет труднее, хотя командиру эльдаров (Eldars) эта задача по силам.

Скульпторы (Bonesigners), состоящие на службе у эльдаров, наиболее защищены, ведь они даже умеют драться и телепортироваться в случае необходимости. Охоту за ними вполне можно сравнить с охотой на ведьм (в общем, лучше не ввязывайтесь в это).

И, наконец, подошла очередь орочьих гретчинов (Gretchins). Следует запомнить, что они обладают способностью маскировки (Gretchins infiltration research), которую необходимо исследовать как можно быстрее. Рабочие вполне справляются со своими прямыми обязанностями и в невидимом состоянии, а оно обеспечивает им полную безопасность от бойцов противника. Но здесь опять на сцену выходит уже упомянутый командир эльдаров...

Во-первых, он способен узреть их даже в этом состоянии; во-вторых, без этого он прекрасно обойдется, ибо видит, строится ли здание. И если да — командир эльдаров вызывает Психобурю (Imbue: Psychic storm), после чего гретчины тихо отходят в мир иной, подрывая экономику орков (их рабочие хоть и бесплатные, но изготавливаются непозволительно долго). При таком стечении обстоятельств единственный выход — спрятаться в ближайшем здании.

Ритуальное убийство

Обратите внимание на момент, когда какой-либо боец, командир или машина демонстративно добивают вражеского воина. Например, дредноут (Dreadnought) ломает жертве позвоночник и злорадно трясет бездыханное тело, Бальшой Железячник (Big Mek) хватает бойца в жестяную руку, трясет и за дальнейшей ненадобностью выбрасывает, а баньши (howling banshee) наносит упавшему на колени противнику серию ударов мечом или бесхитростно простреливает голову. Так вот, в момент такой демонстрации своей силы и ловкости все они становятся бессмертными.

Warhammer 40000, скриншот, 81KB

Если правильно управлять таким количеством вулканов, вам будет не страшно любое количество пехоты.

Возникает вопрос: как же это хитро использовать?

Допустим, вы играете за орков, и в вашу задачу входит остановить большое количество имперских войск. Тогда, если вы уже подошли к ним вплотную, советуем начать атаковать разведчиков (Scout marines): у них меньше всего жизненной силы, а значит, летальный исход наступит быстрее, чем в остальных случаях. Если вам повезет и Бальшой Железячник соблаговолит исполнить ритуал добивания, в вашем распоряжении окажутся две-три секунды абсолютного бессмертия вашего командира, что и поможет вам задержать остальные войска. Затем приступайте к обработке следующего разведчика и так далее.

Возможен и другой вариант: дредноут пустился атаковать вражескую пехоту. Тогда неприятелю необходимо как можно скорее отвести свои войска подальше от вашего бойца, иначе практически при каждом ударе последний будет убивать какого-нибудь воина и накрепко зажимать его в своей руке. И даже залп из 14 ракетниц не снимет с него ни одной единицы здоровья.

Фокусировка огня

Всем известно разрушительное действие, оказываемое фокусировкой огня (так называемый «focus fire»). Вы сможете снять со своего командира эту неприятность, просто присоединив его к какой-либо группе. Это окажет благоприятное воздействие на его шаткое здоровье, после чего вы сможете снова его отсоединить.

Это интересно: эльдары не падают! Точнее, падают, но только тогда, когда они уже мертвы. То есть при любых взрывах, если боец этой расы остался жив и ударной волной его отнесло на неопределенное расстояние, он сразу же оказывается на ногах и, не теряя ни секунды, снова бежит в атаку.

Командиры

У любого командира каждой расы есть свои отличительные черты (иногда они оказываются просто ошибкой разработчиков).

Warhammer 40000, скриншот, 96KB

Один выстрел вулкана разносит в разные стороны очень много пехоты.

Начнем с командора (Force commander). Его огромное преимущество проявляется в бою с другими командирами и заключается в определенном баг-ударе. Если вам повезло, то командир, по которому пришелся этот удар, остановится на месте как вкопанный и не сможет двигаться до тех пор, пока кто-то кого-то не убьет (или он вас, или вы его). Но есть два способа обрести былую подвижность: телепортироваться или сбить с ног Командора. Кстати, точно таким же преимуществом обладает Лорд хаоса (Chaos lord).

У Хранителя (Librarian), Чернокнижника (Chaos sorcerer) и Видящей (Farseer) отличия состоят в другом. При атаке зданий или любого живого бойца противника у них существует шанс нанести магический удар, который мало того что разбросает неприятелей в разные стороны, так еще и швырнет их на землю. Однако к таким последствиям никогда не приведут удары по командиру. Самым разнообразным набором магических ударов обладает Видящая эльдаров.

Теперь немного внимания уделим орочьим командирам: Бальшой Железячник на пару с Заправилой (Warboss) наделены уже описанным выше способом обретения бессмертия в процессе издевательств над хладным трупом жертвы.

Рамочки

Подошла очередь рассказать о некоторой художественной особенности, присущей игре: если вы раздали своим отрядам дополнительное вооружение, можете заметить, что их рамочка окрашивается в определенный цвет. Происходит это по следующей схеме: бежевая окантовка означает, что данный отряд специализируется против тяжелой пехоты, розовая — против морали (для приобретения такой рамки надо раздать бойцам огнеметы), синяя — против пехоты, зеленая — против техники, фиолетовый оттенок приобретается благодаря смешению двух и более специализаций.

Настройки

Это может показаться странным, но статистика показывает, что зачастую большинство игроков забывают правильно настроить параметры своих бойцов, а также менять их в зависимости от специализации отряда и ситуации на поле боя. Не забывайте, что все отряды, имеющие в своем распоряжении мощные дальнобойные орудия, должны иметь позиционную направленность только с дальним боем. И наоборот, все отряды, специализирующиеся на рукопашных схватках, должны иметь исключительно агрессивный тип атаки и неугасимое стремление перейти в ближний бой. Персонально определите параметры каждому отряду, и все будет хорошо.

Если враг пришел

Если вы видите, что коварный враг уже добрался до вашей стратегической точки и приступил к снятию флага, то рекомендуем заказать там свой наблюдательный пост. Это действие быстро прекратит все неприятельские поползновения.

И не забудьте, что самая уязвимая часть базы у всех рас — это генераторы и посты, так что заботьтесь о них очень тщательно.

Орки

Перейдем к более подробному рассмотрению проблем и достоинств орков.

Несложно заметить, что в народе большую популярность приобрел такой прием: отправить Бальшого Железячника в недолгое путешествие к противнику, убить рабочего/рабочих, отогнать отряд, усердно пытающийся занять стратегическую точку или попортить какое-нибудь здание. Если вдруг появится такая необходимость, телепортироваться домой.

Warhammer 40000, скриншот, 83KB

Располагать свалку пушек нужно примерно так.

Warhammer 40000, скриншот, 83KB

Или так.

Отметим, что особенные сложности на начальной стадии игры вас ожидают при противостоянии эльдарам. Это наблюдение основывается на том, что отряд тяжелой пехоты в составе хотя бы четырех-пяти пауков (Warp spiders) за две секунды оставит вас рыдать над трупами четырех шобл-рубак (Slugga boyz squad). Но именно в начале игры у противника не может быть одновременно много отрядов, а те, что имеются в наличии, вполне сможет взять на себя ваш командир Бальшой Железячник, тем самым избавив вас от их вредительства. Лишний раз напомним, что ваши рабочие как можно быстрее должны обрести невидимость. Для того, чтобы надеяться на успех в сражении с эльдарами, вам понадобятся штурмовики (Assault marine), постоянно переходящие в ближний бой, Бальшой Железячник с возможностью телепортации и рыдваны (Wartrack). Однако настоящим спасением и нерушимой опорой в ваших боевых действиях впоследствии станет Заправила.

Уже ни для кого не секрет, что орки крайне уязвимы для любой техники. Все это оттого, что их ракеты обладают совсем небольшой мощностью по сравнению с вооружением такого типа у других рас, и даже в огромных количествах не могут ничего поделать с многочисленной техникой. По этой причине стоит всеми силами стараться не дать неприятелю по полной программе обзавестись данным родом войск. Конечно, в качестве лекарства от этой неприятности вы можете предложить строительство убойных ходоков (Killa Kan), но, к сожалению, они очень дорогие и слишком медленные.

Но на этом слабые места орков не заканчиваются: можно еще упомянуть отсутствие дополнительного вооружения и вспомогательных отрядов, которые бы специализировались на тяжелой пехоте (конечно, кроме улучшения руки-грабли (power klaws), трафейного танка (Looted Tank) и атеческой пушки (big shooty boss weapons), но о ней чуть позже. Подведем неутешительные итоги: у приверженцев орков нет контр-оружия против космодесанта (space marines), пауков и других разновидностей такого рода войск, в том числе и гравитолетов. Вот и получается, что вражеская тяжелая пехота довольно успешно справляется с орковскими пехотинцами, а те мрут, как мухи. И это хотят назвать балансом?

На заметку: вы, наверно, заметили, что в один отряд помещается довольно большое количество рабочих. Учитывая это, вы вполне можете использовать их для отвлечения противника, чтобы быстренько перейти в желанный ближний бой.

Это важно: советуем строить свалку пушек (pile o gunz!) в той точке, на которой вы хотите укрепить свои позиции. В этом вам также поможет и двайной пулемет на крыше здания.

На заметку: если вы, находясь в тылу врага, пошлете в атаку один-два рыдвана, то этот маневр поможет вам разрушить несколько постов и генераторов. А с помощью турбоподдува (Turbo Boost) данные войска смогут быстренько оттуда сбежать.

Это важно: заметим, что пополнять ваши отряды до максимума абсолютно не выгодно и нелогично. И вот по каким причинам: 1) если вы собираетесь использовать пехоту в качестве боевой силы, то необходимо комплектовать отряд не более чем из шести бойцов, одним из которых должен быть командир, и оснащать их соответствующим оружием. Легко видеть, что чем большим количеством отрядов вы располагаете, тем больше оружия и командиров появляется в вашем распоряжении. При этом учтите, что военачальники имеют по 900 единиц жизни, что делает преимущество такой расстановки просто очевидным. Это касается рубак и пострелов (shoota boyz). 2) В случае громил (Stormboyz) ограничение на отряды повышается до восьми-девяти человек, хотя, конечно, лучше делать их поменьше, чтобы вам досталось как можно больше командиров. 3) Для отрядов раздолбаев (tankbustaz) характерна комплектация из семи человек и обязательно всех шести ракетниц. 4) Единственным исключением среди этого распорядка можно назвать отряд бойцов, находящийся под командованием Бальшого Железячника, который будет использован для ближнего боя. Именно его следует оснастить огнеметами и в процессе боя телепортировать вместе с главой группы в центр вражеской армии (в этом случае чем больше бойцов вы сможете перебросить в самую гущу сражения, тем лучше).

Атеческая пушка Бальшого Железячника

Warhammer 40000, скриншот, 84KB

Еще одно доказательство эффективности вулканов против пехоты.

Описывая в таких деталях рекомендованное поведение орков в некоторых ситуациях, мы, конечно, не могли не уделить внимания такому интересному и занимательному оружию, как атеческая пушка. В народе ее называют big imba shooty gay gun, и, надо признаться, есть за что. Счастливым обладателем этого убойного оружия может стать Бальшой Железячник, после чего он способен уничтожить отряд из восьми пехотинцев за три выстрела (ну, в крайнем случае, за четыре). Также стоит учесть и то, что залпы, произведенные из атеческой пушки, наносят повреждения по площади, а если по счастливому стечению обстоятельств на пораженной территории окажется два отряда, то умрут все. Теперь давайте вспомним о том, что у орков есть замечательное подспорье в лице дурдоков (Mad docs) (их численность может достигать четырех штук). Их неоспоримое достоинство заключается в том, что эти парни могут на некоторое время обессмертить выбранного бойца или отряд. С их помощью Бальшой Железячник за весь хорошенько удлинившийся промежуток своей жизни будет способен начисто уничтожить одну половину вражеской армии и достаточно сильно покалечить другую, что позволит вам иметь колоссальное преимущество перед атакой. Кстати, если здоровье Бальшого Железячника начинает неуклонно падать, то он просто телепортируется из центра сражения, чтобы стрелять уже из тыла.

Все это хорошо, но, как вы могли догадаться, ложка дегтя уже не за горами. Оружие такой силы не может быть получено в самом начале игры. Однако для того, чтобы обладать им, не надо заказывать улучшение на главное здание, достаточно только построить семь агитпунктов Граааа! (Waaahg! Banner). Вам может показаться странным, что мы так долго говорим о атеческой пушке, а ее даже нет в перечне свалки. Не волнуйтесь, данное улучшение обязательно появится там после окончания строительства седьмого агитпункта, и вы сможете за довольно скромную сумму оснастить заждавшегося Бальшого Железячника этим маленьким, но очень ценным атрибутом. Все-таки старая истина об отсутствии совершенства действует и в этом случае, т.к. и у данного великолепного оружия есть недостаток: для эффективного его использования необходим неусыпный контроль за вашим командиром. Специально или случайно, но у разработчиков получилось так, что Бальшой Железячник очень часто «тормозит», т.е. стоит и вообще ничем не занимается. Также он иногда игнорирует приказ об атаке, поэтому, если вы хотите избежать простоя в работе командира, назначайте удар по местности, а в случае необходимости изменяйте его на приказ «атаковать отряд».

Империя

Как-то так сложилось, что именно эта раса почти не обладает особенностями. Единственное, на что стоит обратить ваше внимание, это возможность эффективного использования сочетания штурмовиков и разведчиков со снайперскими винтовками (Sniper Rifle). Предложенное средство сможет в кратчайшие сроки предотвратить нападение одержимых (Possessed squad). Бойцы, входящие в эту группу, очень жизнеспособны и обладают мощной атакой в ближнем бою, но под воздействием снайперских винтовок они умирают так же быстро, как и вражеская пехота.

Warhammer 40000, скриншот, 88KB

Как бы солидно ни выглядела эта застройка, но с появлением Заводилы и при правильном управлении бойцами она падет.

Вы уже запомнили, что орки при любой возможности стараются перейти в ближний бой, т.к. только в этом случае могут иметь шансы на победу. Поэтому, играя против данной расы, будьте готовы к такому развороту событий. Подготовка, на наш взгляд, должна заключаться в раздаче разведчикам огнеметов при необходимости. Однако не стоит снабжать этим оружием космодесантников, потому что по окончании боя оно станет вам не нужно, но при этом все еще будет занимать несколько важных ячеек, которые можно оставить для тяжелых болтеров (heavy bollters) или плазменного вооружения (plasma pistols, plasma guns).

В зеркальном матче (это когда империя наносит удар империи) очень эффективно использовать разведчиков с плазменным оружием против десантников противника.

Это интересно: если ваш боец стрелял из ракетницы или болтера непосредственно перед тем, как его «уронили», то, поднявшись на ноги, он сможет возобновить стрельбу, не тратя времени на перезарядку. Кстати, очень удобно: встал и сразу выстрелил.

Эльдары

Нетрудно заметить, что ваши дозорные (Guardians) отличаются высокой скоростью передвижения, благодаря которой они могут бегать по вражеской базе, снимать флаги со стратегических точек противника и безнаказанно убегать, а также у них хорошо получается гонять рабочих неприятеля.

Warhammer 40000, скриншот, 72KB

Это после трех выстрелов атеческой пушки.

Как только вы начинаете игру, для борьбы с любой расой пригодятся пауки: они специализируются на пехоте, а именно из нее на первых порах и состоит вся вражеская армия. В дальнейшем этим же хорошо себя зарекомендовавшим паукам можно будет выдать экипировку для уничтожения зданий и техники. Но и это еще не все: данные отряды положительно проявят себя и после телепортации в тыл противника, где их главной задачей будет уничтожение разведчиков, культистов (cultists) и дозорных (а если вам повезло и вашим неприятелем оказался орк, то на его базе вы сможете убрать с дороги почти всех бойцов). Опять же, в случае противостояния с орками советуем обзавестись несколькими отрядами пауков. Это поможет вам за один раз лишить врага таких ключевых строений, как свалка пушек или пост наблюдения.

Запомните, что самая уязвимая часть базы у всех рас — это генераторы и посты, так что заботьтесь о них очень тщательно.

Эльдары обладают очень сильным (и, как многие считают, несбалансированным) оружием по сравнению с другими расами. К этой категории относятся вулканы (fire prism), гравитолеты со световым копьем (Grav Platform with Brightlance) и возможность подстраивать свою пехоту в зависимости от той, которой располагает неприятель. Что же будет происходить на поле после использования этого преимущества? Вулканы в сочетании с правильно подобранной пехотой окажутся способны разносить в клочья все вражеские подразделения (их, как пушинки на ветру, разносит в разные стороны тяжелое оружие вулканов). А любая техника просто ложится штабелями, не успев оказать должного сопротивления артиллерийским платформам. Командир в это время тоже не должен стоять в стороне: первым делом он должен использовать имеющиеся в наличии заклинания, а затем пробраться в армию противника, где будет наносить дополнительные удары по бойцам.

На заметку: очень важное место среди всех командиров, подчиненных эльдарам, занимает Видящая. С помощью своих заклинаний Психобуря и Перетасовка разума (Mind War) она за достаточно короткий промежуток времени уничтожает отряд, поглощенный захватом какой-то стратегической точки и состоящий из четырех шобл рубак, двух-трех разведчиков или четырех-пяти культистов.

Не забывайте о важности и нужности разведки, а для того, чтобы повысить ее эффективность, в самом начале игры телепортируйте рабочего на вражескую базу.

Представьте себе ситуацию: космический десант зажал вас на вашей собственной базе и принялся нагло расстреливать совсем не лишние здания из тяжелых болтеров. Конечно, вы не можете допустить такого нахальства в своем присутствии. Достойный ответ в этом случае будет такой: как только противник начал разрушать здание, быстро подбирайтесь к нему бойцами ближнего боя, такими как баньши, естественно, с заблаговременно включенной легкой поступью (fleet of foot), и спереди начните атаковать захватчиков темными жнецами (dark reapers). При этом ни в коем случае не позволяйте вражескому командиру обижать вашу Видящую.

Опять вернемся к случаю, когда вашим противником оказывается орда. В этой ситуации очень важно успеть построить гравитолеты со световыми копьями, иначе заявившиеся к вам рыдваны разберут вашу армию по косточкам.

Хаос

Warhammer 40000, скриншот, 32KB

И здесь Playboy...

В первую очередь не стоит забывать о том, что самое уязвимое место хаоса — это его преданные еретики.

Как известно, одна из любимейших стратегий любителей хаоса — это строительство одержимых и кошмаров (Horrors). По характеру действия это развитие можно причислить к hi-tech rush с использованием очень сильных бойцов, в кратчайшие сроки уничтожающих большие армии. Зачастую, когда необходимо выбрать командира для борьбы с вражеской пехотой, останавливаются на Чернокнижнике, попутно наделяя его всевозможными улучшениями. Не стоит пренебрегать и таким многократно проверенным сочетанием, как рапторы (raptors) и культисты, оснащенные гранатометами (Grenade Launcher). Также рекомендуется использовать космодесант хаоса (Chaos space marines) с ракетницами (missile launcher), которые способны расправиться с вражеской техникой. А вот вашей техникой должны стать хищники хаоса (Chaos predators), т.к. они специализируются как на пехоте, так и на тяжелой пехоте, а в случае необходимости могут быть переоборудованы так, чтобы наносить ощутимый урон технике и зданиям. Плюс ко всему они обладают впечатляющим количеством жизненной силы, что позволит им умирать не слишком быстро. В общем, эти бойцы подойдут на все случаи жизни. А вообще хочется заметить, что разнообразие игры за хаос — самое высокое, но подробнее об этом ниже.

Развития

Итак, все советы прочитаны и хорошо усвоены, начальные навыки получены. Пора перейти к описанию излюбленных стратегий каждой расы. Они тут не такие жесткие, как в Warcraft, поскольку точно указать, когда и где строить, может только ваша практика и суровый опыт, но вот ­что строить — это стоит рассмотреть. Не следует принимать описание идеи и примерную ее реализацию за четкие и неопровержимые требования, так что придется вам действовать по обстоятельствам, среди которых большую и важную роль играет карта.

Естественно, все развития вы можете увидеть на записях на диске.

Орки: big imba shoota gay gun

Как уже упоминалось выше, орки очень плохо реагируют на появление тяжелой пехоты (а это большинство пехоты врага), поскольку могут противопоставить ей всего три вида оружия: энергетические когти нобов (Nobs), трофейный танк и атеческая пушка Бальшого Железячника. Однако для получения когтей и танка вам понадобится усовершенствование главного здания, да и сами они (не говоря уж об улучшениях) недешевы.

Warhammer 40000, скриншот, 67KB

Разговор по душам. Кстате Большой Железячник в это время бессмертен.

Вы понимаете, что до необходимого количества денег еще надо дожить, а не имея эффективного оружия против основной части армии, сделать это очень сложно. Второй путь (атеческая пушка) более заманчив в этом плане, т.к. не требует особых денежных затрат и улучшений. Задача всего-навсего состоит в строительстве достаточного количества знамен победы. После получения страшной атеческой пушки вы не только сможете наслаждаться смертью восьми пехотинцев всего на третьем-четвертом выстреле, но и на продолжительное время обессмертить самого Бальшого Железячника, что даст вам неоценимую возможность разорвать на куски почти всю вражескую армию.

Вдобавок ко всем вышеперечисленным прелестям данное развитие не зацикливает вас на одном типе бойцов, а позволяет легко подстраиваться под ситуацию. Применимо оно на картах, оснащенных не менее чем пятью стратегическими точками, которые расположены на условно «вашей» территории. К такому классу относятся Deadman’s crossing и Valley of Кhorne...

Наконец-то после долгого предисловия вы попали в непосредственное начало игры, которое ознаменуется выделением гретчинов и нажатием клавиши R для пополнения их отряда. Вы уже осведомлены о том, что эти рабочие не требуют затрат золота на свое пополнение, но из-за этого появляются в вашем распоряжении очень медленно. Поэтому совершенно не хватает времени нажимать столько, сколько необходимо. В общем, заказали им пополнение, а уже имеющихся отослали строить первое из знамен победы. Если есть возможность, советуем расположить его поближе к выходу (он же вход) с вашей базы. После чего надо заказать еще одного гретчина, а первый отряд рубак отослать захватывать стратегическую точку. После чего пополняем второй отряд гретчинов и направляем их совместные усилия на строительство казарм. Не забывайте обращать внимание на количество имеющихся у вас Waaagh!, и, когда оно будет позволять, рекомендуем заказать вторую шоблу рубак. Они, как и предыдущие собратья, должны непрерывно заниматься захватом стратегических точек. При этом учтите, что приоритетными считаются те точки, которые расположены поближе к выходу с вашей базы (те, что разместились в недрах базы, могут быть освоены несколько позже).

Как только первое знамя победы украсит собой вашу территорию, необходимо заказать третий по счету отряд рубак, после чего у нас появится возможность произвести генератор. Теперь осуществите такой хитрый маневр: сразу же после заказа генератора отмените запрос на третий отряд. Это делается потому, что генератор нельзя заказать раньше, чем будет занято 14 лимитов, а до окончания строительства казарм еще надо подождать. Уже много раз мы обращали ваше внимание на то, что орковские рабочие должны быть невидимыми, а для этого необходимо заказать соответствующее улучшение. Когда казармы будут готовы, отправьте гретчинов, занятых на их строительстве, возводить наблюдательные посты на всех захваченных к этому времени стратегических точках. В казармах же следует нанять Бальшого Железячника. За несколько секунд до его появления закажите тилипартатор. Для этого командира на данном этапе игры может быть как минимум два применения:

  • временно возложить на него обязанности разведчика (для того чтобы наконец-то выяснить, кто же наш противник, и если им окажется приверженец орков, то развитие в пушку будет не эффективным);
  • заставить его гоняться за пауками, шастающими по вашей базе, или просто мешать врагу жить. Если же вам противостоят хаос или империя, то советуем все же построить третий отряд рубак.

После того, как в вашем распоряжении окажутся два наблюдательных поста, неплохо построить второе знамя победы. Если вам досталась база, покинуть которую можно только через один выход, то улучшите ваши посты, расположенные на входе первыми, постройте рядом с ним один-два агитпункта Граааа!, после чего вы сможете обзавестись сразу двумя генераторами. В противном случае возведите еще несколько постов и хотя бы два агитпункта Граааа!. Стоит заказать свалку пушек после того, как вы начнете собирать 92 флажка. Проверьте, сколько у вас генераторов, и если меньше двух, то дозакажите необходимое количество после свалки пушек. Далее все свое внимание уделяйте строительству агитпунктов Граааа!, пока лимит не достигнет 80.

В процессе этого непрерывного пополнения не забудьте сделать улучшения крутые атцы, силавое поле, дикая пальба. Не забудьте превратить все оставшиеся посты слухачей в посты с волыной. Неплохо снабдить командирами все имеющиеся у вас отряды, а если вы сражаетесь против эльдаров, то двум из них раздайте ракетницы. Как только 80-й лимит станет близкой реальностью, рекомендуем заглянуть на свалку пушек, где вашим глазам предстанет новое улучшение атеческая пушка. Именно его и следует немедленно заказать. А вот к моменту его окончания четыре дурдока должны в полной боевой готовности ожидать ваших приказов и, в случае необходимости, обеспечивать Бальшому Железячнику бессмертие. Этого командира на данном этапе лучше присоединить к отряду и обязательно поставить на дальний бой.

После чего вы уже вполне готовы атаковать противника. Он в это время тоже не сидел без дела и наверняка уже занял критические точки и мысленно провожает секунды, которые остались до его победы. Конечно, ведь он, наивный, еще не знает, что недолго ему осталось пребывать хозяином на критических точках. Три-четыре выстрела из вашей новой блестящей пушки уничтожат отряд пауков, космодесанта или десанта хаоса, а вместе с ними и ликование, поселившееся в душе неприятеля. Итак, отсчет победы остановлен, и вы к тому же обладаете неплохим доходом. К началу нападения у вас уже должно быть начато строительство цеха Железячника, в котором вы будете производить рыдваны и отправлять их на помощь вашей армии. Как только ваш противник увидит такое безобразие, он немедленно начнет быстрое производство техники, поэтому на свалке пушек заказывайте улучшение разбабах, а в казармах, естественно, строим 2-3 отряда раздолбаев.

Дальнейшие действия уже зависят от того, кем же оказался ваш противник. Если он играет за эльдаров, то усовершенствуйте свое главное здание и произведите все необходимые действия для получения Заправилы. Комплектация войска примерно такова: Бальшой Железячник, Заправила и множество раздолбаев с ракетницами (если вы совсем не стеснены в материальном плане, то можете обзавестись двумя казармами). Обязательно сделайте улучшения самые крутые атцы, безбашковая пальба и полный разбабах (что сделать раньше, второе или третье, зависит от ситуации на поле боя). Еще желательно сделать улучшения мощная браня и савсем мощная браня. Если денег все еще много, начинайте производить дорогостоящую технику.

Warhammer 40000, скриншот, 75KB

Самый эффектный и эффективный удар Видящей.

Теперь предположим, что вы играете против империи. В этом случае, как только вы захватите все стратегические точки, вам понадобятся рыдваны в больших количествах, а также тренировка новых отрядов во главе с командирами. Оснащать их оружием (ракетницами или тяжелыми болтерами) следует в зависимости от ситуации. Конечно, старайтесь уничтожить противника поскорее. Если вы увидите, что он пополняет свою армию штурмовиками, не беспокойтесь, рыдваны и болтеры смогут уничтожить их в два счета. Более приоритетными для уничтожения считаются отряды космодесанта, оснащенного ракетницами, ибо с тяжелыми болтерами без проблем справятся два-три рыдвана и Бальшой Железячник.

И, наконец, для противостояния хаосу вам понадобятся все те же сооружения и вдобавок гигантское количество ракетниц и отряды раздолбаев.

Существует также вероятность, что вас быстро атакуют. В этом случае постарайтесь уничтожить вражеского командира, а вражеские бойцы погибнут от огня множества пушек, расположенных на ваших зданиях. А невидимые гретчины будут чинить их при необходимости. Отбившись от такого нападения, стройте свалку пушек, если у вас ее еще нет, закажите хотя бы три шоблы рубак, наймите командиров, раздайте бойцам бальшие ружжа (не забудьте про Бальшого Железячника) и начинайте ответную атаку. Попутно закажите улучшение крутые паццаны. Если же противник засел в глухую оборону, то занимайте ключевую точку и развивайтесь, как было описано ранее, и теперь ему уже никуда не деться.

Хаос: rush, rush, rush...

Как было сказано выше, хаос может в самом-самом начале игры получить бойцов, своей мощью превосходящих воинов всех других рас, которых можно получить к этому времени. Не скроем, что развиваться по приведенной далее схеме сможет только очень рисковый человек, потому что без всякого преувеличения можно сказать, что ставка здесь делается на «пан или пропал». Однако если все идет хорошо, а ваше микроуправление позволяет вам хоть как-то перемещать бойцов в нужные позиции, то вы вполне готовы к тому, чтобы воплотить данную стратегию в жизнь. Лучше всего она действует на картах с малым количеством стратегических точек (например, «Blood river»). Данное развитие не подходит для борьбы с орками.

Итак, в вашем распоряжении есть еретик, который должен сразу же отправиться на строительство генератора. Советуем применять к нему принудительный труд (Forced labor), пока генератор не изготовится наполовину. После чего лучше всего заказать второго рабочего и приступить к тренировке культистов. Свежеиспеченный еретик пусть поможет своему собрату возле генератора. Затем оба должны отправиться возводить храм хаоса. Вы помните, что первого еретика уже принуждали, а это значит, что настала очередь второго (оставьте ему после экзекуции 60-80 единиц жизни). Дождитесь появления первого отряда культистов, для которого уже давно готово первое задание: захватить две стратегические точки, желательно, расположенные в тылу. Как только рабочие закончат возиться с храмом хаоса, наймите в открывшемся здании лорда хаоса, а еретики пусть приступают к возведению жертвенного круга (sacrificial circle). Когда он будет готов, уничтожьте ваше главное здание кнопкой delete, закажите одержимых и обзаведитесь наблюдательным постом. Дождитесь появления лорда хаоса и с помощью уже известной вам кнопки delete лишите себя храма хаоса. Надеемся, что вы не забыли о том, что каждая принадлежащая вам стратегическая точка должна быть оснащена радарным постом (Listening Post). После появления отряда одержимых поставьте во главе него командира и отправьте свою армию к противнику.

Накопив 300 флажков, произведите в жертвенном круге взвод кошмаров. В тот момент, когда ваш отряд достигнет места нахождения базы противника, кошмары уже должны быть почти готовы. Как известно, этих существ можно просто телепортировать в нужное место, что вы и сделаете, как только они будут к этому готовы. Таким образом, это подкрепление как нельзя кстати окажется в тылу врага. По мере поступления на ваш счет необходимых ресурсов пополняйте отряд одержимых до максимума и используйте свой микроконтроль, чтобы не растерять войско.

Империя: быстрая атака

Особенная эффективность этой стратегии проявляется при борьбе с орками, однако ее применение не противопоказано и против других рас. Для ее реализации лучше всего выбрать карту, не изобилующую заграждениями и какими-то хитро разветвленными тоннелями. В остальном желаем успехов!

Warhammer 40000, скриншот, 87KB

Расправа с Видящей будет жестокой.

Первым зданием, которое вам понадобится, будут кельи-казармы (Chapel-Barracks), поэтому, как вы уже догадались, необходимо отправить кого-то на их строительство. Затем переводим свое внимание на главное здание и последовательно производим в нем рабочего (который поможет первому возводить кельи-казармы) и четыре взвода разведчиков (они как можно быстрее должны отправиться на захват первых стратегических точек). Как только казармы порадуют вас своим появлением, наймите в них командира, который должен собрать по карте три отряда разведчиков и вместе с ними начать охоту на какие-нибудь незадачливые орковские отряды.

Конечно, на этом наша армия не заканчивается, в подтверждение чему советуем заказать один-два взвода космодесанта. Тем временем рабочие пусть держатся подальше от мест сражений и тихонько строят наблюдательные посты на занятых точках. Когда будет заказан первый отряд космодесантников, начинайте в массовом количестве пополнять все отряды до максимума. Но не ждите окончания этого процесса, а уже отправляйтесь атаковать. Как ни странно, старайтесь сделать так, чтобы огонь всех вражеских пушек был сосредоточен на вашем Командоре, поскольку они наносят ему мизерный урон. Во время боя с вражеской армией не стесняйтесь и смело соглашайтесь на обмен командирами, поскольку слишком малы шансы того, что неприятель тоже собирался быстро вас атаковать, а значит, имеет на данном этапе достаточное количество войск. При наличии лишних средств к существованию рекомендуем строить генераторы, оружейную (armory) и т.д.

Эльдары против орков

Предложенное ниже развитие принадлежит к своеобразному классу неписаных стандартов (в данном случае стандарт эльдаров против орков). Конечно же, оно основано на знании и эффективном использовании самого уязвимого места орков — их малой способности справляться с тяжелой пехотой. Что касается карты: лучше подобрать поменьше, с не очень большим количеством ресурсов и несколькими проходами. С самого начала отошлите самых надежных разведчиков — пауков — проверить, против кого же вы сражаетесь на этот раз, потому что именно этот тип войск лучше всего справляется со всеми расами на начальной стадии игры. До конца следуйте этой стратегии, только если в качестве неприятеля выступают орки, в противном случае понадобятся некоторые модификации.

Вступление в игру не отличается особой оригинальностью: отошлите скульптора строить портал призывания (Aspect Portal), а сами в это время закажите второго рабочего, который поможет первому в осуществлении его нелегкой задачи. Затем, опять же неразлучной парой, пусть они снабдят вас генератором. В процессе этих перебежек с одного места на другое не забудьте в главном здании заказать три взвода дозорных. Как вы думаете, что они должны делать? Правильно, бежать занимать стратегические точки для того, чтобы скульпторы могли изготовить рядом с ними слышащие алтари (Listening Shrine).

Вы уже заметили, что казармы начали свою работу? Тогда ознаменуйте это событие заказом улучшения, чтобы получить возможность строить пауков и, конечно же, первый отряд этих несравненных созданий. В его первоочередную задачу входит разведка, а также уничтожение рабочих противника, его бойцов и всего живого, до чего есть объективная возможность дострелить.

Заметим, что ближний бой, в который будет стремиться перейти противник, грозит паучкам большой опасностью, так что не пренебрегайте возможностью телепортироваться и проведением всяческих маневров. Не слишком обрадует этих бойцов и появление Бальшого Железячника, т.к. он расправляется с ними очень быстро, но все-таки у вас остаются пути к отступлению.

После того как портал призовет первый отряд пауков, закажите там же Видящую. Когда на занятых вами стратегических точках будут готовы четыре слышащих алтаря (кроме того, один из них должен быть улучшен), постройте еще два генератора, а вслед за ними варп-маяк (webway gates). Затем дождитесь окончания возведения варп-маяка и обзаведитесь вторым отрядом пауков, а потом и третьим. К его появлению следует улучшить еще два слышащих алтаря, после чего крайне необходимо снабдить пауков экипировкой Варпа. Сразу опробуйте новое приобретение, уничтожив на вражеской базе какое-нибудь ключевое здание, например, свалку пушек. Подведем некоторые итоги относительно комплектации вашей армии: в ней должно быть много отрядов пауков, а во вратах начинайте производить гравитолет со световым копьем. Когда у вас накопятся два-три гравитолета, раздразните противника пауками, тем самым спровоцировав его на атаку с какой-нибудь стороны. Благодаря чрезвычайной маневренности ваших отрядов вы вполне сможете немного потянуть время для того, чтобы ваши гравитолеты напали с другой стороны и разрушили как можно больше вражеских зданий. Может случиться и такое, что игра непозволительно затягивается, а победы все нет и нет. Тогда рекомендуем построить технопортал (support portal) и начать в нем производство вулканов, пауков, гравитолетов со световыми копьями. Вот, собственно, и все, что вам может понадобиться для победы.



Назад