Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Геннадий Сапрыкин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№4 (89) апрель 2009

X-Blades

Красота спасет мир.

Ф. М. Достоевский, «Идиот»

Для того чтобы взяться за создание боевика в стиле аниме на просторах СНГ, нужна либо недюжинная смелость и уверенность в успехе, либо бессмысленное упрямство. Зная печальный опыт компании Gaijin Entertainment, резонно было бы остановиться на втором варианте, ведь среди всех их проектов лишь «Адреналин» да «Братва и Кольцо» оказались более или менее заметными, и то далеко не в лучшем смысле.

Но в ноябре 2007 года кое-что изменилось — свет увидела «Ониблэйд». Та самая игра с уклоном в сторону аниме, главная героиня которой запомнилась отнюдь не обаянием, чувством юмора или интеллектом, но шикарными формами, «укрытыми» под белым лифчиком и стрингами.

В свое время мы не уделили особого внимания «Ониблэйд», и не зря. Да, девушка-воительница бодро скачет по уровням, не только покоряя тысячи противников красотой, но и демонстрируя отличное владение двумя клинками, парой пистолетов и кучей заклинаний. Ну да, неплохо, но нет предела совершенству.

Отметив популярность подобных проектов на приставках, Gaijin Entertainment решили переделать свое детище и отправить в турне по Xbox 360 и PlayStation 3. Но, естественно, не забыли они и про родную платформу — наш любимый компьютер. И вот теперь перед нами улучшенная версия игры двухлетней давности, под названием X-Blades. Особых отличий в балансе или сюжете, правда, не заметно, зато дизайн был переработан, да и картинка похорошела.

Блондинка атакует

Знакомьтесь, Лар... Аюми — знаменитая искательница приключений, археолог и охотница за сокровищами. Полная противоположность своей коллеге, причем не только на уровне «блондинка-брюнетка», но и в плане интеллекта — собственно, цвет волос и выражение лица героини уже о многом могут сказать. Объединяют их с мисс Крофт, пожалуй, две черты: сексуальность (обе притягивают взгляды мужчин пышными формами, вот только Аюми не стесняется их показать — те ниточки, что накинуты на нее, одеждой никак не назовешь.) и упорство. И если Лара зачастую знает, на что идет, и всегда готова к неожиданным поворотам, то блондинка — упертая, как баран, и ведет себя как любопытная капризная девчонка.

Ну, вот говорили же ей — не суйся ты за этим артефактом, если спрятали его — так явно не для того, чтобы нашли! Но, конечно, девушка проигнорировала голос разума, и вот она уже стоит в воротах храма, карту которого недавно нашла. Где-то внутри должно быть спрятано что-то сокровенное и могущественное...

А вот и оно! Только под охраной какого-то непонятного существа, смахивающего на здоровенного оборотня. Светлый — так его зовут — предупреждает, что артефакт не то что из хранилища выносить нельзя, но даже и притрагиваться к нему не стоит. Наверняка он повелся на внешность Аюми и понадеялся, что под красивой оболочкой нашлось место мозгам. Не тут-то было! Только-только он отвернулся, как загребущие ручки потянулись к запретному плоду. И вот уже высвободилось проклятие и вселилось в девушку. Естественно, теперь ей нужно снять чары, только мешать этому будут все вылезшие из «ящика Пандоры» существа, а их там целый разношерстный выводок. И первым под хвост получит Светлый — неважно, что он был полностью прав и предупреждал о последствиях. Изощренное, однако, у сценаристов чувство справедливости...

Не обошлось и без молодого человека, естественно, симпатичного, сильного и вообще героя. Отважного парня зовут Джей, он спасает Аюми как раз в тот момент, когда ее вот-вот догонит бабуля с косой. По-видимому, он такой же охотник за сокровищами, как и барышня, разве что владеет светлой магией и пытается помочь ей снять чары. Не получилось... кто бы мог подумать-то?

Через некоторое время блондинка вновь встречает парня, пользуется его помощью, а после всего — награждает своим проклятием. Отличная благодарность, чего уж там. То ли еще будет.

Всего в X-Blades четыре ключевых персонажа: Аюми, Джей, Светлый и Темный. Двое последних давно бы уже загнулись друг без друга: один сторожит артефакт Тьмы, другой — Света. И хотя драться надо и с тем, и другим, в конце концов придется выбрать, под чью дудку плясать. Да, в этом плане игра нелинейна — в ней две концовки, и к какой вы придете, зависит исключительно от стиля прохождения. Точнее даже не столько от него...

Крестовый поход

В X-Blades есть магия, много магии — около двадцати заклинаний. Каждое из них Аюми может изучить, но далеко не каждое стоит использовать. Условно их можно разделить на три школы: светлую, темную и нейтральную. К последней категории относятся всякие ледяные бури, огненные шары, землетрясения и прочее. Зло и Добро кардинально не отличаются, разве что девушка может на время становится порождением выбранного направления. Но выбирать все-таки приходится, и этот-то выбор и предопределит концовку.

Это создание с грустными глазами поначалу будет страшным противником.
Буйство красок во время очередной битвы. Ореол вокруг Аюми — поток получаемых душ.

Конечно же, овладеть магией просто так не выйдет. На каждое заклинание надо потратить определенное количество очков опыта, исчисляемое здесь душами убиенных противников. Большую часть времени с учебой проблем не возникает: цены невелики, можно гулять. Но периодически складываются ситуации, когда очков катастрофически не хватает, — и тогда приходится возвращаться на предыдущие уровни, чтобы вновь сразиться с уродцами и собрать их души. По правде говоря, это безумно раздражает. А потом, когда еще и по сюжету надо вновь устраивать марш-бросок по уже родным окрестностям, хочется выть...

Это раздражает: при всем обилии магических атак «горячих» клавиш только четыре. И это очень неудобно, ведь за одну схватку используется минимум шесть заклинаний. Переназначить кнопки можно в игровом меню, но делать это постоянно — весьма сомнительное удовольствие. Вот и приходится заходить в список способностей, нажимать «Использовать» и надеяться, что как только вернешься в игру — сможешь попасть по неприятелю.

Зачем все это? Да затем, что к трети врагов нужен индивидуальный подход: кого-то надо жахнуть шаровой молнией, кто-то (например, огненные духи) восприимчив исключительно к ледяным стрелам, а кто-нибудь другой — только к магии Света. Бестиарий монстров X-Blades довольно велик, но не похож ни на один из виденных нами в японских мультфильмах. Скорее — на сон голодного программиста. Ну где еще вы встретите трехногих крабов и гигантских одноглазых стрекоз, стреляющих лазерами? Все они глупы и давят не интеллектом, но количеством. Проблем особых не доставляют, в отличие от старших товарищей — боссов.

Оружие Аюми

Главная героиня имеет в арсенале специфическое оружие — «ганблэйды». Это одновременно и смертоносные клинки, и скорострельные пистолеты. Некоторых монстров (например, летающих) можно победить только с помощью точных выстрелов, другие должны пасть от рубящего удара.

И ту и другую часть ганблэйдов можно улучшать. К примеру, пистолеты стреляют тремя видами зарядов: обычными пулями, фейерверками и лучами бластера. Эти виды выстрелов можно улучшить за баллы опыта.

Постепенно Аюми изучит немало трюков с мечом. Например, она может подбросить противника в воздух и там уже превратить его в решето.

После того как вы пройдете игру, героиня получит два дополнительных костюма на замену своим «ниточкам». Один из них улучшает регенерацию, другой — повышает стойкость девушки.

Битвы с ними вызывают двойственное чувство. С одной стороны, раздражают, потому что слишком затянуты (особенно с Темным, когда для победы нужно около трехсот-четырехсот ударов мечом). С другой — развлекают, так как сложны. Но не надейтесь, что на легком уровне сложности все пройдет как по маслу, — этого не будет! Вам предстоит переигрывать снова и снова, пока вы либо не удалите игру, либо не победите.

Чем бы еще заняться?

«Отмороженная» Аюми против ледяного элементаля.
Аюми в окружении недоразвитых динозавров.

Помимо постоянных драк, Аюми собирает различные артефакты, каждый из которых может улучшить ее навыки. Золотые, серебряные и рубиновые влияют на стрельбу и владение мечом (наземный и воздушный бой), а серебряные ромбы добавляют в копилку души врагов. И, кстати, не только они: на уровнях всегда есть разрушаемые объекты, в которых обычно тоже хранятся очки опыта.

А после прохождения игры до конца нам предлагают попробовать свои силы, устроив повторный марш-бросок, но уже на самом тяжелом уровне сложности. Правда, вряд ли кто-нибудь захочет это сделать, ведь сам по себе мир не вызывает никаких эмоций. Он какой-то серый, неинтересный, пустой, что ли... Начисто лишенный юмора и каких-либо достопримечательностей — фактически перед нами набор арен для потасовок. А вспомните ту же серию Devil May Cry, где каждая новая комната — произведение искусства, а мир — цельное пространство, без четкого разделения на уровни.

Техническая сторона вопроса

Но не только это может оттолкнуть от игры. Дело в том, что графика отстала от даты релиза года так на три-четыре. Да, модель Аюми довольно симпатична, да, спецэффекты красивы и вызывают бурю эмоций, но вот все остальное... Персонажи прорисованы отвратительно, детализация уровней — средненькая, чтобы не сказать иначе. Лично мне не очень понравилось наблюдать за схваткой героини и страшненьких ящеров на угловатом берегу моря. Слава богу, хоть видеоролики сделаны не на движке игры — они двумерные, в стиле аниме.

Звук нареканий не вызывает. Больше всего мне по душе пришлась песня в главном меню, но игровые мелодии тоже не подкачали. Здесь преобладают стили minimal, electro и alternative. Опять-таки напрашивается сравнение с Devil May Cry, где музыке уделено огромное внимание, но звучат в основном тяжелые композиции.

Оценить по достоинству игру актеров не получилось из-за малого числа реплик и обилия клишированных фраз: «Ты меня не победишь!», «Проклятие? Сейчас помогу!» — и тому подобного бреда. Обаятельный Данте и его команда в этом плане оказались на две головы выше Аюми и Джея.


***

На просторах экс-СССР конкурентов у детища Gaijin Entertainment быть не может. Но какой смысл в таких сравнениях? Серия Devil May Cry намного лучше, а на приставках и вовсе предостаточно подобных проектов, причем большинству из них X-Blades в подметки не годится.

Разработчикам, несомненно, есть к чему стремиться: разнообразить схватки, убрать ненужные пробежки, добавить логические загадки (пускай и не слишком тяжелые, но все же), улучшить картинку. Да и многопользовательский режим можно было бы придумать, хотя Gaijin Entertainment уже заявили, что намереваются реализовать его в продолжении. Что ж, из последних сил надеемся, что они учтут ошибки.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
6/106
динамичный игровой процесс, набирающий обороты в середине игры, магия, битвы с боссамизатянутые схватки приедаются, заново пробегать уже виденные уровни не слишком весело
Графика
6/106
дизайн в стиле аниме, неплохие спецэффекты, симпатичная фигурка главной героиникорявые модели персонажей, средненькая детализация
Звук
8/108
хорошая музыка в главном меню, неплохие композиции, игра актеровнет
Игровой мир
5/105
бестиарий, сбор артефактов, возможность выбора между добром и зломбедность окружения, ощущение пустоты, отсутствие юмора
Удобство
6/106
интуитивно понятное управление, ненавязчивый интерфейс«горячих» клавиш всего четыре, и это при около двадцати способностях
Новизна нет

Интерес повторной игры нет
Награда
журнала
МЕДАЛЬ
Вердикт: X-Blades — неплохой динамичный боевик в стиле аниме, но так и напрашивается на сравнение с Devil May Cry, а это ничего хорошего не сулит. Аюми еще расти и расти до мастерства и обаяния Данте. Рейтинг
журнала
62%


Назад