КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Тимур Хорев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№6 (43) июнь 2005
вид для печати

Microsoft Flight Simulator 2004: Century of Flight (MSFS2004)
Верхом на маленькой «Цессне»

Жанр:
симулятор техники (авиасимулятор)
Издатель:
Microsoft Games
Системные требования:
PIII-450GHz, 128MB, 8 MB Video (PIV-1GHz, 256MB, 32 MB Video)
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
нет
Рейтинг: 87%

Вчера на территории городского кладбища разбился четырехместный самолет.

Спасатели уже извлекли тела 76 жертв трагедии...

Жуткий случай

Давайте отложим в сторону краски и кисточки. Сложим в дальнюю коробочку дополнения и улучшения для симулятора. И даже не будем трогать пепелац братьев Райт. Потому что пришла пора полететь по-настоящему. А для этого надо выкатить из ангара старый, добрый четырехместный самолет «Cessna С172SP». Мертвую петлю на нем не сделаешь, но он для этого и не предназначен. Он прост и удобен, как велосипед. Он понятен и надежен. В его винтиках, шпунтиках и рукоятках невозможно запутаться. Наконец, это самый успешный самолет своего класса, и вот уже многие поколения буржуазных летчиков делают свои первые шаги в небо на «Цессне».

Спецификации «Cessna Skyhawk С172SP»
MSFS, скриншот, 32KB

Высота самолета 2,7 м

Размах крыльев 11 м

Максимальная загрузка 380 кг

Взлетный вес 1111 кг

Дальность полета свыше 1000 км

Пробег при взлете/посадке 288/168 м

Потолок 4115 м

Максимальная скорость 228 км/ч

Скорость сваливания с закрылками 87 км/ч

Именно на этом самолете Microsoft Flight Simulator: 2004 предлагает вам пройти первые несколько базовых уроков в обучающем режиме. Вы попадете в цепкие лапы виртуального инструктора-графомана Рона Махадо. В целом уроки достаточно толковые (и я советую пройти их обязательно), но эксцентричное и слегка диковатое чувство юмора Рона поймет не каждый: «И не трогайте эту кнопку, иначе — ха-ха-ха — у вас скоро будет полный рот земли!»

На диске: смотрите видеоурок по пройденному материалу — взлет и посадка на «Cessna C172SP».


В этой статье я научу вас летать и приземляться. Мы не будем углубляться во взаимоотношения летчиков и диспетчеров. Никакой теории и головоломных рассуждений о аэродинамике и об углах атаки. Я даже не заикнусь о навигационных инструментах (чур меня, чур!) и правилах полетов, потому что для первых уроков все это слишком сложно. А летать — просто. Вы сами это увидите.

Это важно: я пользуюсь джойстиком, и подразумевается, что у вас тоже есть такой. Без джойстика летать очень неудобно — лучше даже и не пробовать.

Ой, сколько кнопочек!

Создаем новый полет. Выбираем самолет (вы уже знаете, какой), погоду — потише, время суток — посветлее, время года — по вкусу. Аэропорт желательно выбрать маленький и провинциальный. Трепыхания самолетика в «Кеннеди» или «Домодедово» не приведут диспетчеров в восторг, так что лучше не мешать большим самолетам и не вылезать на шумные трассы. Лучше сначала вообще не начинать полет на взлетной полосе. Выберите в меню аэропорта внизу слева место старта («Runway») — одну из стоянок — «Parking».

Клайду Цессне — человеку и самолету
MSFS, скриншот, 37KB

Основатель фирмы «Cessna» Клайд Цессна родился в 1879 году в американской глубинке. В 1909 году, когда авиация только «выпрыгнула из пеленок», он увлекся самолетами, купил себе один и начал «окучивать амбары», катая пассажиров и выступая на авиашоу.

Набрав огромный опыт в полетах и строительстве самолетов, он сложился с еще одним авиатором, Ллойдом Стирмэном, и открыл контору по строительству бипланов. Уже тогда Клайд знал, что будущее — за монопланами, и в 1927 году он отделился и основал «Цессна Эйркрафт Компани».

Первые самолеты продавались хорошо, но тут грянула Великая Депрессия, и «Цессне» пришлось переключиться на постройку гоночных самолетов. Тогда же Клайд Цессна отошел от дел.

Ситуацию спас новый экономичный самолет C-34 «Эйрмастер», строившийся вплоть до войны, во время которой «Цессна» строила тренировочные самолеты.

И только в 1948 году появился самолет «Цессна 170» — предтеча главного героя нашей статьи. Тогда он еще был с хвостовым шасси. В 1956 году из него сделали «трехколесную» модель «172». До наших дней эта модель дожила почти в неизменном виде. Модифицировался профиль крыла, топливные баки, иллюминаторы. Приделывался более мощный двигатель и убирающиеся шасси. Всего было изготовлено более сорока двух тысяч самолетов семейства «Цессна 172».

Симуляция началась. Собственно, чтобы оказаться в воздухе, надо лишь сняться с тормоза («.»), выбраться на взлетную полосу, дать полный газ и, когда самолет наберет скорость, потянуть джойстик на себя. Вы в воздухе. Как говорится, куда хочу, туда лечу.

Но сначала давайте освоимся с управлением. Мешает шум двигателя. Выключите его, ухватившись мышью за ключ в зажигании (слева внизу) и дернув его влево. Осматриваться вокруг проще всего хаткой джойстика, но сойдет и цифровая клавиатура. Приборная доска закрывает почти две трети экрана — досадно. Нажмите «W» — и на экране останутся только шесть основных инструментов. Еще одно нажатие — экран девственно чист. Еще раз — и огромная приборная доска вернется на экран.

Клавиша «S» предназначена для смены видов: обычный с плоской панелью, виртуальная трехмерная кабина, вид из диспетчерской башни, вид снаружи. Обратите внимание: комбинация Ctrl+S включает/выключает вид с птичьего полета. А если вы найдете клавиши квадратных скобок, то сможете держать на экране сразу два вида. Например, смотреть на приборную доску и одновременно видеть самолет сзади. Можно даже растянуть дополнительное окошко так, чтобы вы «летели» позади своего самолета. Само собой, не забываем про волшебные «+» и «-». И советую сразу же отключить «пьяную камеру» в меню видов (красная галочка в View Options).

Если вам вдруг потребовалось посмотреть вверх или вниз, используйте комбинации «Shift+Enter» и «Shift+Backspace». В режиме виртуальной кабины вы можете, используя разные комбинации «Shift, Ctrl, Shift+Ctrl» + «Enter, Backspace», двигать пилота в любую сторону: пересадить на место второго пилота, пробить головой потолок и выскочить наружу, сесть на крыло. Я обычно поднимаю сиденье вверх («Shift+Enter»), чтобы видеть больше. Если пилот вылез незнамо куда, то мгновенно вернуть его на место поможет «пробел».

На заметку: ускорение времени — хороший повод скоротать долгие часы полета. Заведует им клавиша «R», а потом те же «+» и «-».

Взлет

Насмотревшись на свой самолет снаружи и изнутри, проверив, хорошо ли реагируют рули и элероны на движения джойстика, открыв и закрыв дверь самолета («Shift+E»), можно заводить двигатель — «Ctrl+E».

На этом месте добропорядочные виртуальные летчики жмут тильду («~»), прослушивают автоинформатор по погоде (ATIS), выходят на частоту башни и просят разрешения на вылет. Из башни приходит информация о том, по какому пути выруливать на взлетную полосу. Если аэропорт незнакомый, то всегда можно включить «дорожку из желтого кирпича», которая приведет самолет к полосе.

Но у нас с вами аэропорт маленький, он не управляется диспетчерами, да и лететь далеко мы не собираемся. Поэтому взгляните на схему аэропорта сверху, сориентируйтесь и без спешки выруливайте на предварительный и исполнительный.

Какую держать скорость? Такую, чтобы самолет не пытался взлетать на поворотах. Прибавили газ — и вперед. Смотрим по сторонам. Сделайте клавишей «-» из камеры «рыбий глаз» или вообще повесьте ее снаружи, чтобы видеть машину со стороны. Случается так, что бетонная дорожка пересекается со взлетной полосой: как на настоящем перекрестке, остановитесь и посмотрите по сторонам. Убедитесь, что вам на голову никто не садится.

Перед желтой полосой, за которой начинается взлетная полоса, остановитесь. Диспетчер должен разрешить вам взлет — выкатывайте самолет на полосу и сверните в нужную сторону. Вы — на исполнительном.

Быстро пробежимся по шести основным инструментам. Они прямо перед вами. Слева направо, сверху вниз они обозначают:

MSFS, скриншот, 14KB
Скорость (относительно воздуха).
MSFS, скриншот, 11KB
Крен (силуэт самолета) и скольжение (шарик в ватерпасике). При поворотах желательно загонять шарик в центр, но, если вы этого не сделаете, ничего страшного не случится.
MSFS, скриншот, 12KB
Линия горизонта и положение осей самолета относительно горизонта (авиагоризонт).
MSFS, скриншот, 13KB
Компас. Север, юг и остальные части света. Круг разделен на 360 градусов. Север — 0, восток — 90, юг — 180, запад — 270. Обратите особое внимание: номер взлетно-посадочной полосы означает ее направление (без одного нолика в конце).
MSFS, скриншот, 12KB
Высота. Измеряется в футах. Переправить ее на метры можно в меню, но делать этого не советую — будет трудно общаться с диспетчерами.
MSFS, скриншот, 12KB
Вертикальная скорость (вариометр). Чуть ли не самый важный инструмент — на него начинающий пилот смотрит чаще всего.

MSFS, скриншот, 26KB

Взлетаем, стараясь держаться над полосой.

Со всем этим уже можно взлетать. Выкрутите газ на максимум («F4»), зажмите тормоз на несколько секунд («.») и отпустите. Постарайтесь не слететь с полосы: против вас будет работать вращающий момент винта — он сносит самолет влево — и боковой ветер, если он есть. Исправляйте ситуацию плавными поворотами джойстика. Достигнув скорости в шестьдесят узлов, аккуратно потяните джойстик на себя, но так, чтобы самолет не задрал нос слишком высоко (смотрите на авиагоризонт: если вертикальная шкала кончилась — это слишком высоко).

Следите и за скоростью — она должна расти, а не падать. Если вы слишком резко задерете нос, то самолет рухнет, не успев толком набрать высоту — а этого нам не надо (впрочем, можете попробовать уронить его пару раз, если вы до этого сохранитесь — «;»). Вообще говоря, набирая высоту, очень легко получить крен, сбиться с курса и свернуть не туда. Пока вам не важно, куда лететь, это не страшно. Но впредь стоит поглядывать на индикатор крена и исправлять его, аккуратно наклоняя рукоятку джойстика в стороны.

Набрав тысячу футов, опустите нос до уровня горизонта (джойстик от себя), убавьте газ наполовину. Предстоит самое сложное — выровнять самолет так, чтобы он летел на одной высоте.

Полет по прямой

Так уж получилось, что не любят самолеты просто так лететь в одну сторону. Постоянно тянет их то вверх, то вниз — горки американские изображать. А штурвал вечно придерживать не будешь — руки устанут. Чтобы заставить машину лететь на одной высоте, существуют триммеры — маленькие подобия элеронов.
MSFS, скриншот, 54KB

Полностью рабочая виртуальная кабина придаст игре дополнительную реалистичность.

В кабине самолета найдите ребристое колесо справа от штурвала — это оно и есть. Его можно крутить мышью, но намного проще пользоваться клавишами «Home» и «End». Вам надо триммировать самолет, пока указатель вертикальной скорости не остановится около нуля. Сначала давим на клавиши (смотрите, как вертится колесо), потом просто щелкаем по ним, чтобы поймать нужное положение триммера. Стрелка застыла на нуле.

Мы летим на одной высоте на крейсерской скорости порядка восьмидесяти-девяноста узлов. Постарайтесь выбрать на компасе направление и придерживаться его, исправляя курс, если самолет будет «гулять» (чаще всего — налево из-за вращающего момента).

Теперь достаточно лишь слегка подобрать газ, чтобы самолет начал снижаться, и наоборот — увеличить его, чтобы перейти в набор высоты. Эти маневры лучше совершать с джойстика, помня одно правило: при наборе высоты надо давать газ, чтобы не потерять скорость и не свалиться. При спуске стоит газ прибирать (можно — до упора), чтобы самолет не разогнался до опасной скорости.

Развороты

MSFS, скриншот, 52KB

Маленькая «Цессна» прекрасно подходит для полетов над красивыми пейзажами.

Поворот — это легко. Накрените самолет, и он начнет поворачивать сам. Перед тем, как выйти на нужный курс, верните машину в горизонтальное положение. Труднее при этом сделать так, чтобы не менялась скорость и высота. Для этого надо, во-первых, накренять самолет плавно, чтобы угол был не больше, чем указывает крайняя метка крена на авиагоризонте. Во-вторых, пользуясь тем же авиагоризонтом, надо следить, чтобы центральная точка индикатора «лежала» на линии горизонта или чуть выше его. Для начала попробуйте развернуться как бог на душу положит, потом начинайте посматривать на приборы. Контролируйте высоту полета по вариометру, стараясь, чтобы стрелка не скакала сильно ни вверх, ни вниз. Поворот считается допустимым, если высота изменилась не более чем на сто футов.

Во время поворота выдерживайте угол крена. Стоит пользоваться виртуальными педалями, чуть-чуть доворачивая джойстик в сторону разворота. Старайтесь загнать шарик в центр ватерпасика, но только если у вас хватает внимания одновременно и на авиагоризонт, и на вариометр. Если не хватает — пусть шарик катится куда хочет. Поворот будет не самым эффективным (со «скольжением» внутрь или наружу), но мы ведь только-только оперились!

А уже пора садиться...

Посадка

MSFS, скриншот, 59KB

Навострившись, можно легко приземлиться и из такого положения.

Да, посадка — самая ответственная и тонкая часть полета. Секрет ее в том, чтобы привести самолет в нужное место с нужной скоростью, высотой и направлением. Не уследил за скоростью или высотой — грохнулся о бетон или пролетел мимо. Проморгал направление — промазал мимо полосы, тоже приятного мало.

MSFS, скриншот, 56KB

Все главные приборы видны, и ничто не загораживает вид. Садимся.

Но не надо дрейфить — все не так страшно. Во-первых, наша «Цессна» сажается очень легко и охотно, прощая мелкие ошибки в управлении. Во-вторых, можно сколько угодно тренироваться на кошках. Набив руку, вы посадите самолетик из любого положения на одних лишь кончиках пальцев.

Найдите в Африке пустыню и попробуйте посадить самолет прямо на песок. Как вариант: в Антарктиде на лед или в море на воду (правда, для этого придется брать увесистый самолет с поплавками). Сбавьте скорость до восьмидесяти узлов. Выкрутите закрылки — щитки, позволяющие самолету держаться в воздухе на малых скоростях, — на максимум («F8»), приберите газ. Посадочная скорость — 65-70 узлов.

MSFS, скриншот, 52KB

Набрали высоту — выходим на нужный курс и триммируем самолет.

Оттриммируйте самолет так, чтобы он спускался со скоростью пятьсот футов в минуту. Начинайте ловить момент, когда земля приблизится метров до трех-пяти. Смотрите на альтиметр, но и глазам своим тоже доверяйте (особенно если включить внешний вид). Ага, вот мы совсем рядом с землей. В этот самый момент осторожно поднимите нос самолета, чтобы замедлить падение, — и еще сильнее приберите газ. Вам надо добиться того, чтобы самолет не плюхнулся на землю, а осторожно «поцеловал» ее, — тогда не будет неприятного «козления» — кенгуриных прыжков. Поймав колесами землю, уберите газ до минимума и начинайте тормозить. Не исключено, что у вас получится настоящая посадка с первого же раза.


При посадке в аэропорту предполагается, что вы будете использовать радиомаяки, чтобы аккуратно выйти в створ взлетно-посадочной полосы. Но навигация и маяки — отдельная и очень сложная тема, поэтому пока выходите на посадку «на глазок». Тренируйтесь выполнять «коробочку»: взлет, поворот налево, затем еще раз налево, еще раз — и сели на ту же полосу с другой стороны. Можно, не останавливаясь, снова взлететь и повторить: по-русски этот тренировочный прием называется «конвейер», по-английски — «touch and go».

MSFS, скриншот, 45KB

Приземлились в Сочи. Позади — кавказские предгорья.

Методика проста: приближаемся к полосе издали с выпущенными закрылками. Скорость — порядка семидесяти узлов. Вертикальная скорость — стабильная, пятьсот футов в минуту. Для новичков очень трудно лететь параллельно полосе, и они часто «виляют», пытаясь выйти на ее воображаемую ось. Вам поможет компас и «чувство самолета». Но не стоит резко дергать джойстик, пытаясь «нащупать» полосу. Движения должны быть очень плавными: качнули крылом влево, качнули вправо. Активные маневры приведут к сваливанию. Если скорость упадет ниже допустимой — опять сваливание. Если запищал индикатор и появилась надпись «Stall», не вздумайте тянуть джойстик на себя, вместо этого прибавьте газ и, наоборот, слегка опустите нос самолета.

MSFS, скриншот, 19KB

Вид с башни позволит взглянуть на самолет со стороны.

За соблюдением глиссады (пологой посадочной траектории) следит сама полоса. Красный цвет огней означает, что вы ниже глиссады и можете воткнуться в землю раньше полосы. Приподнимите нос и прибавьте газ. Белый цвет огней значит, что вы слишком высоко и можете просто не вписаться в полосу. Если вы видите и красный, и белый сигнал (друг над другом или два красных плюс два белых в ряд) — вы летите правильно. Чувствуете, что промазали мимо полосы, — не надо трепыхаться. Уходите на второй круг, выкрутив газ до максимума и убрав закрылки («F6»).

Если вы вписываетесь в полосу, все идет по обычному сценарию: вы должны оказаться над началом бетонки на высоте трех-пяти метров. Уберите вертикальную скорость до минимума, приподняв нос и убрав газ. Самолет плавно парашютирует на бетон. Вы только что успешно приземлились. Тормозите и уходите с полосы на первом же повороте.


Вот мы с вами и научились летать. В следующей статье нас ждут радиомаяки и диспетчеры, мечтающие наставить блуждающего пилота на путь истинный.

...словно черный ворон, Руст
MSFS, скриншот, 37KB

Неувядаемой славой покрыли себя самолеты модели «Cessna C172P» в 1987 году, когда юный немецкий авантюрист Матиас Руст решил прорваться через «железный занавес» и посадить свой самолетик на Красной площади аккурат в День пограничника.

MSFS, скриншот, 39KB

28 мая он вылетел из Швеции в сторону СССР, сымитировав крушение масляным пятном в море. Его много раз обнаруживали, и по тревоге даже вылетали истребители — но несколько совершенно неправдоподобных счастливых случайностей (авиашоу, облака, отключенные на ремонт радары) помогли Русту добраться до Москвы. У собора Василия Блаженного он стал раздавать автографы, пока его не взяли под белы ручки. Страна была в шоке: немецкий самолет сумел издевательски прокрасться в сердце столицы сквозь хваленые заслоны противовоздушной обороны. Был снят министр обороны и командующий ПВО, полетели головы высшего командования.

Русту дали четыре года, но просидел он всего восемнадцать месяцев. Когда Матиас вернулся на родину, ему в первую очередь вкатили иск за потраченные на поисковую операцию деньги. Дальнейшая жизнь у немецкого хулигана не сложилась. Славы хватило ненадолго. Вскоре Матиас вновь сел — на этот раз за поножовщину. А несколько лет назад попался на краже свитера. Одежду тащить — это вам не Красную площадь покорять.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
7.3
проголосовало человек: 78
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования