Лучшие компьютерные игры

ИГРЫ ПРОШЛОГО

Авторы материала:
Геннадий Сапрыкин
Денис Гундоров
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№4 (89) апрель 2009

Год 1984-й

Год прошел, и наступил 1984-й. Бруней получает независимость, в Нигерии происходит очередной военный переворот, а Ливия и Марокко создают единое федеративное государство. Участие в тринадцатых летних Олимпийский играх СССР бойкотирует, проводя на всякий случай масштабные учения с применением крылатых ракет. Да чего только не было, разве все перечислишь? Ну а события игровой индустрии ознаменовались появлением двух новых платформ: Commodore 64 и Macintosh от Apple. Ну и, конечно же, игры. После небольшого кризиса 1983 года их было особенно много.

Самые лучшие экземпляры по нашей версии — перед вами.

King’s Quest I: Quest for the Crown

Жанр:
квест
Разработчик:
Sierra On-Line
Издатель:
Sierra On-Line

Перед вами — прародитель квестов, какими мы знаем их сейчас. Когда-то он совершил настоящий переворот, предложив игрокам не текстовое приключение, а рисованную и анимированную 16-битную картину.

Создали его Роберта и Кен Вильямс, основатели знаменитой Sierra Online. В те времена было большой редкостью, чтобы несколько человек работали над одним проектом: зачастую один энтузиаст садился за разработку и тратил на это несколько недель. Но над King's Quest I кроме известной супружеской пары корпело еще пятеро программистов. И длилась работа около восемнадцати месяцев. Бюджет игры составил 700 000 долларов — серьезная сумма на тот период развития индустрии.

Выполняя задания для короля Эдварда, можно легко утонуть
или оказаться съеденным.

Сейчас мы ненадолго перенесемся за тридевять земель в царство Дэйвентри (Daventry), где пожилой король Эдвард ищет достойного преемника. Он призывает сэра Грэхема и предлагает отправиться на поиски трех могущественных артефактов, чтобы доказать свою преданность монарху. Когда тот принесет все необходимое, Эдвард будет уверен, что престол отойдет достойному и отважному человеку.

Но королевство вовсе не такое безопасное, как может показаться на первый взгляд. Это сказочная страна, в которой живут не только добрые лепреконы, но и злые колдуньи, озерные монстры, огромные волки и огнедышащие драконы. И Грэхем повстречает на своем пути каждого из них, причем столкновение далеко не всегда станет приятным сюрпризом. Решив переплыть озеро, будущий король рискует отправиться на корм тамошним обитателям, а зайдя в лес — с трудом унесет ноги от ведьмы на метле.

Хотя King's Quest I — это сказка, она в первую очередь остается квестом, а в те далекие времена не любили делать легких игр. Если сюжет и незамысловат, то задания периодически вызывают головную боль. Нельзя просто взять да и забрать нужные артефакты — прежде надобно разрешить череду задач, без которых прохождение окажется лишенным смысла. А ведь здесь можно совершенно спокойно зайти в тупик или застрять на одном месте, и, как говорится, ни влево — ни вправо. И в таком случае придется начинать сначала. Съело чудовище? Фальстарт, возвращение на линию! Крючконосая старуха превратила в сахарного человечка? Туда же! А что? Сказки разные бывают...

Учтите — в этой вас не пожалеют. Но если все же захотите увидеть, как все начиналось, волшебный мир Дэйвентри всегда ждет и будет ждать гостей...

Что было дальше: игра получила «платиновый» статус и переросла в большую серию (к некоторым частям мы еще обязательно вернемся) И закрутилось-завертелось — вторая часть, третья, четвертая, пятая... Королевские квесты просуществовали без малого четырнадцать лет! А в 2006 году Sierra (уже в составе Vivendi Games) повторно выпустила King’s Quest Collection — сборник всех игр серии.

Castle Wolfenstein

Жанр:
боевик
Разработчик:
Muse Software
Издатель:
Muse Software

В этом же году появился на свет дедушка или даже прадедушка всех шпионских боевиков. Да-да, ни Гаррета, ни Сорок седьмого, ни Сэма Фишера, ни Кейт Арчер никогда бы не было, если бы не Castle Wolfenstein.

Разработкой занималась компания под названием Muse Software, основанная аж в 1978 году. Изначально она выпускала неигровые проекты и даже успела создать текстовый редактор (напоминающий Word, но значительно проще). Castle Wolfenstein был первой игрой студии.

Одни фашисты вокруг! Ну когда же мы найдем дневники
Евы Браун?

И ставка в этой игре была сделана на осторожность. У вас не получится сломя голову пронестись по уровням и застрелить все, что движется и не движется. О нет, в подобном случае мишенью станете вы сами. Да и не факт, что пробежка сможет хотя бы начаться, ведь некоторые двери заперты, а значит, надо взламывать замки. Конечно, это не такой мучительный процесс, как в современных играх, но повозиться придется.

Но даже если вам и удастся открыть двери, вряд ли вы заберетесь дальше следующего уровня, не обыскав трупы противников и не покопавшись в ящиках. А ведь в них обычно лежат патроны и гранаты, правда, сундуки тоже зачастую заперты, так что и тут придется повозиться. Разве что вы решите пару раз стрельнуть по коробке, чтобы она открылась сама по себе. Но вот незадача: если внутри спрятаны гранаты, вас порвет на мелкие кусочки.

Это интересно: в некоторых сундуках спрятаны весьма занятные вещи: шнапс, униформы, медали, пушечные ядра и... дневники Евы Браун! Жаль, что прочесть их нельзя, — можно было бы узнать немало подробностей личной жизни Гитлера. А если выпить горячительного напитка, то герой икнет, а прицел начнет прыгать по экрану, не давая нормально стрелять.

Важно не забыть, что можно улучшать амуницию и подбирать новые пушки. И помните, что переть в лобовую — равносильно прыжку рыбкой в асфальт. Все шестьдесят комнат и пять этажей замка требуют аккуратности. И хотя в то время жанр stealth action еще был в диковинку, сейчас-то мы уже знаем, с чем его есть.

Что было дальше: серия Wolfenstein жива и по сей день, чего не скажешь о ее создателях. В 1987 году Muse Software приказала долго жить, успев перед этим (в 1984-м) выпустить Beyond Castle Wolfenstein. Через пару лет после закрытия компания id Software выкупила права на игру и в 1992-м подарила нам Wolfenstein 3D, который стал родоначальником трехмерных боевиков. За ним последовали Return to Castle Wolfenstein и многопользовательский проект Wolfenstein: Enemy Territory. А сейчас мы с нетерпением ждем новой части сериала, под неожиданным названием... Wolfenstein!

Пока мы играли в King’s Quest I и Castle Wolfenstein...
  • 1984-й год был указан Джорджем Оруэллом как время действия его знаменитого романа «1984».

  • На мировые экраны вышли «Терминатор» и «Полицейская академия», а советский зритель увидел «Любовь и голуби».

  • Образовался дуэт Modern Talking и металл-группа Sepultura, а группа Queen выпустила альбом The Works.

  • 20 июня скончалась известная и любимая миллионами Фаина Раневская.

Sopwith

Жанр:
аркада
Разработчик:
BMB Compuscience
Издатель:
BMB Compuscience

Вы ведь знаете, что означает слово «классика»? Pac-Man, огурец с молоком, казаки-разбойники, Людвиг ван Бетховен... тысячи примеров. Если же говорить о классике компьютерных игр, то не упомянуть Sopwith просто решительно невозможно!

Еще до наступления расцвета эры симуляторов, когда игры были чуть ли не черно-белыми, компания, состоящая из двух человек, придумала авиационный аркадный симулятор — Sopwith. Выполненная в условиях жутчайшего минимализма, игра обладает одним ценным свойством — увлекательностью. Знаете, что приблизительно услышат посторонние, если им взбредет подслушивать за дверью, пока вы играете в эту игру? «Да! Жми! Вверх! Ну кто так летает?! Бомбу, бомбу! Н-н-н-на!..» Без всякого преувеличения: даже избалованные сверхсовременной графикой и самым реалистичным гулом турбин взлетающего истребителя вряд ли останутся равнодушными к Sopwith.

Игра предлагает нам три режима. Первый — одиночная игра. Этот режим придуман с одной-единственной целью: немного освоиться в игре. Вы можете просто летать, стрелять, сбрасывать бомбы без всякой цели, просто привыкая к игре, приноравливаясь к поведению самолета.

Бомбить, стрелять и не погибнуть самому. Коварный Game Over поджидает на каждом вираже...

Это интересно: будучи изначально компьютерной игрой, Sopwith обладает крайне интуитивно непонятным управлением: запустив игру, многие с удивлением откроют для себя существование на клавиатуре квадратных скобочек и прочих странных клавиш.

Второй — игра против компьютера. Тут уже есть цель: победить все самолеты противника и разрушить все его здания. Кажущаяся простой, но на деле довольно тяжело выполнимая задача. Основная помеха игроку — самолеты врага. Они никогда не появляются этаким роем, окружающим наш одинокий биплан, чаще всего по одному или по двое. Но легче от этого не становится! Подбить вражеский самолет бывает очень тяжело. Тут нет каких-то определенных тактик, просто устраивайте «собачьи бои» и пытайтесь, пытайтесь одержать верх. Ну а если у вас на хвосте пара вражеских пилотов...

Ну и наконец, третий режим — многопользовательский. Как и в любой другой игре, один из самых интересных. Противостоять соперникам электронным — тяжело, а настоящим — тяжело вдвойне. Но и интересней в столько же раз, если не больше!

Это интересно: как и большинство шедевров, Sopwith — дело случая. Разработчики придумали игру как простейшую демонстрацию их собственного сетевого продукта, известного как Imaginet.

А знаете, что означает слово «популярность»? Сегодня, в двадцать первом веке, спустя двадцать пять лет существует большое сообщество поклонников игры, которые продолжают придумывать новые уровни для Sopwith, а также всевозможные подражания. Вот это она и есть, популярность.

Что было дальше: на следующий год Дэвид Кларк, создатель игры, выпустил... Sopwith, продолжение с оригинальным названием (в народе все же получившее негласное имя Sopwith 2), а в 2000-м вышла Sopwith: The Author’s Edition.

Sokoban

Жанр:
логическая игра
Разработчик:
ASCII Corporation
Издатель:
Spectrum Holobyte, Inc.

А теперь мы попали в мир, состоящий из коробок и кирпичных стен. Отсюда нет выхода, так что человечек, обреченный на вечное заточение, может только переходить из комнаты в комнату. И так пока не дойдет до последней, пятидесятой. А что будет потом, мало кому известно, ведь далеко не каждый сумел пройти Sokoban до конца.

Думаете, тяжело? А ведь это только первый уровень.

Игра имеет долгую историю: она создана в 1980 году, а издана компанией Thinking Rabbit в 1982-м в Японии. Неожиданный успех натолкнул разработчиков на мысль о продолжении. Их вышло три: Boxxle, Sokoban Perfect и Sokoban Revenge. И началось... Популярность головоломки была настолько ошеломительной, что Sokoban мигом перенесли на все возможные платформы и виды компьютеров.

Смысл игры прост — вот вам уровень, вот коробки, вот место, куда их надо затолкать. В общем, большущий ящик вам, господа, в руки и большущую занозу вам в мозг.

Звучит просто, да? Ну-ка попробуем... Первые шесть-семь комнат можно преодолеть без труда, а вот дальше стало труднее. Ведь это же надо еще додуматься и правильно рассчитать, как, что и куда передвинуть. Пара неосторожных движений, и выковырять коробку из угла уже не получится. А на последних уровнях для победы надо сделать около тысячи ходов.

Это интересно: как оказалось, Sokoban — это не только развлечение, но и отличное поле деятельности для ученых. С помощью игры изучали теорию сложности вычислений, а также на ее основе тестируют искусственный интеллект.

Надоело играть в гордом одиночестве или хочется похвастаться мастерством перед товарищем? Пожалуйста, попробуйте сразиться друг против друга на очки (в конце каждого уровня от количества сделанных шагов зависит итоговый балл). Ну а если приелись однотипные уровни — сконструируйте свой.

Что было дальше: естественно, успех породил огромное количество пародий и подражаний, например, Chip's Challenge и Rock'n'Diamonds. Люди до сих пор создают уровни для Sokoban, в игру можно сыграть даже в интернете.

Пока мы играли в Sopwith и Sokoban...
  • В продажу поступил первый Apple Macintosh.

  • Президент Рейган отдал приз американской морской пехоте покинуть Бейрут.

  • В Турции в последний раз применили смертную казнь.

  • В США основали корпорацию Dell Computers.

Robot Odyssey

Жанр:
логическая игра
Разработчик:
The Learning Company
Издатель:
The Learning Company

В те седые времена мало кто из любителей логических развлечений прошел мимо «Одиссеи робота». И еще меньше тех, кто самостоятельно добрался до финала.

Начинается игра довольно неожиданно: после короткого сна про роботов наш персонаж в буквальном смысле проваливается сквозь кровать в... Роботрополис, подземный мир роботов. Оказавшись в столь странном положении, мы должны найти выход наружу. Что делать, неясно, но, к счастью, мы повстречали трех дружелюбных жителей, с помощью которых и предстоит решить все загадки таинственного роботизированного подземелья.

Роботы, чипы, сканеры. Но что же вы хотели увидеть в Роботрополисе?

Первое, что стоит посоветовать игроку, — включить обучающий режим. Честное слово, если вы не имеете на руках диплом инженера-робототехника, лучше прислушаться к встроенным советам!

Вся изюминка Robot Odyssey состоит в том, что наше альтер эго не имеет возможности самостоятельно выбраться наружу, а Sparky, Scanner и Chekers (три наших помощника) не будут слушаться нас просто так. Их надо запрограммировать. Сам этот процесс уже можно назвать игрой в игре, настолько интересно он реализован. Наш персонаж проникает внутрь того или иного робота и перестраивает его микросхему нужным в данный момент образом.

Если на первых уровнях игры для решения всех задач достаточно помощи всего одного электронного друга, то на более поздних игроку придется комбинировать действия двух или даже трех роботов. И процесс этот требует не только смекалки, но и неординарного мышления. То есть мало умения запрограммировать роботов и координировать все их действия — надо сначала понять, каким же образом можно вообще решить проблему, а потом проверить догадку на практике. И надеяться, что она верна, иначе роботы могут быть потерянными навсегда. Но никто, конечно, не запрещает сохраняться.

Увеличивающаяся от уровня к уровню сложность становится серьезным вызовом для многих игроков — но тем слаще победа! Удовлетворение от успешности найденной комбинации и выверенности действий железной троицы — вот чем игра привязывает к себе. Высказывания «лучшая логическая игра, которую я когда-либо видел» в самых различных вариантах просто окружают описания Robot Odyssey, а иногда можно встретить и такое: «Знаете, как я стал программистом? Я играл в Robot Odyssey!»

Что было дальше: в руководстве к игре написано «Robot Odyssey 1», и хоть продолжения и не было, другая игра от тех же разработчиков, Rocky’s Boots, может по праву считаться предшественником — тематика схожая. Но если знамя падает, его поднимает кто-то другой: в 1991 году вышла схожая логическая игра с элементами обучения: Castle of Doctor Brain от Sierra. А есть еще The Incredible Machine, Gertrudes Secrets... Что же касается идеи непрямого управления, ее переняли многие игры других жанров — например, популярные стратегии Majesty и The Settlers.

Alley Cat

Жанр:
аркада
Разработчик:
Synapse Software Corporation
Издатель:
IBM

Ну кто, скажите, в душе не мартовский кот? Или милая кошечка? Итак, еще один шедевр 1984 года — Alley Cat.

Забудьте, что вы — человек. Вы — кот. Нахальный черный котяра, дворовый, судя по всему. Что надобно такому в первую очередь? Правильно — набить брюхо. Но сделать это не так уж и легко: в первую очередь нам будут мешать другие охотники за приключениями из семейства кошачьих, а также соседский бульдог, по странной прихоти судьбы на нюх не переносящий нахальных черных дворовых котов.

Знакомая ситуация? Уверен, миллионы людей вспомнят определенные серии приключений неких Тома и Джерри. И немудрено, ведь, кроме прочего, Alley Cat стилистически очень похожа.

Обычный день обычного кота. А для нас — целый мир.

Но мы о котах. Легкие помехи нас не смущают: собаки и коты-конкуренты остались позади. Наверху — окна. Каждое окно — это новое приключение. Конечно, многим людям свойственно выкидывать мусор с балкона или из окна, но и это не проблема. За каждым окном нас ждет интересная мини-игра, основная цель которой заключается в поиске еды. Вы ведь не забыли, что нам сперва нужно? Развлечений много: можно выпить молоко из миски собаки, проживающей в доме, или сложить из подручных средств пирамидку, чтобы достать канарейку, а можно потаскать вкусной рыбки.

Наконец кошачий желудок успокаивается, пора подумать и о... правильно, белых пушистых кошечках! Именно этот возможный приз ожидает нашего черного хулигана, если мини-игра успешно пройдена. Почему возможный? Потому что ни одна уважающая себя кошечка не будет проявлять благосклонность к первому попавшемуся котяре, даже такому чертовски обаятельному, как наш черный хулиган. Это значит, что благосклонность пушистого комочка надо заслужить смелостью и ловкостью: избегая конкурентов-котов и уворачиваясь от стрел купидончиков, наш герой спешит к объекту приязни.

Но вот цель покорилась. Что дальше? Ну как что: окон много, и каждое несет новое приключение, результатом которого будет коллекционирование беленьких кошечек. Да и коты в мусорках становятся все наглее и наглее, а соседские бульдоги — быстрее и злее...

Alley Cat была своеобразным взрывом 1984-го. Несложное управление, всего парой кнопок, классическая картинка CGA, неплохо стилизованная под мультфильм, а звук... Звук был просто потрясающим для PC-Speaker’а. Понятия не имею, как это вообще возможно, но протяжно-разочарованное «мя-а-а-а-у-у-у-у», выдаваемое им при поражении нашего нахального черного друга, очень похоже на настоящее!

Игра для всех возрастов, Alley Cat вполне может выступать в роли семейного турнира в выходной день. Веселые поражения и задорные победы дворового кота навсегда вошли в историю компьютерных игр.

Что было дальше: прошли годы, но тема весенних развлечений кошачьих и времяпрепровождения homo sapiens практически не изменилась со временем. В 2004 году поклонники игры сделали мобильную версию игры — Alley Cat’s Life (или Mobile Cat), а в 2006 году они же придумали сиквел — Alley Cat 2. И что вы думаете? Черные нахальные дворовые коты все так же едят и встречаются с беленькими пушистыми кошечками. Действительно, ничто не ново под луной.

Пока мы играли в Robot Odyssey и Alley Cat...
  • С 24 по 29 июня 1984 года состоялся шахматный турнир «СССР — весь мир».

  • На раскопках шумерского города Ур впервые были найдены доказательства существования древнего... лизинга.

  • 3 апреля 1984 года был открыт бар с самой длинной стойкой (103,6 метра), под названием «Lulu’s Roarhouse».



Назад