Лучшие компьютерные игры

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Автор материала:
Константин Закаблуковский
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№7 (92) июль 2009

Battlestations: Pacific

Продолжение или дополнение? Сравнить игру с Battlestation: Midway можно с помощью одного слова — «больше». Улучшено и увеличено все что можно — число миссий, количество техники, подрихтована и дорисована картинка. Тем же остался только игровой процесс — легкий и непринужденный. Отправили свои войска в бой — и с криком «Банзай!» лично рвемся в самое пекло.

Яркие краски моря

Battlestation: Pacific аркадна от и до, не стоит рассчитывать на серьезность, ведь все здесь подчинено действию, где главное действующее лицо — игрок. Если есть враг — его нужно видеть. Если они виден — его нужно уничтожить, да так, чтобы можно было полюбоваться разлетающимися в разные стороны крыльями и пробоинами в корпусе. Дистанция боя линейных кораблей не превышает двух миль, все как на ладони — выстрелы, попадания, разрывы снарядов, снесенные орудийные башни и исковерканные настройки. Самолеты могут дотянуться до более дальних целей, но сражение для них начинается с четырех кабельтовых. Все в угоду игровому процессу и зрелищности.

Главная же особенность — личное участие игрока в сражении. Можно выбрать любой вид техники под нашим контролем — управлять кораблем, летать на самолете или же охотиться за врагом на подводной лодке. Все остальное управляется компьютерными мозгами в меру их скромного разумения и отданных приказов. Но и без внимания к стратегической составляющей на высокой сложности многие сражения не выиграть — придется прикидывать, какой тип авиации лучше вызвать и с какой стороны заходить в атаку. Для этого добро пожаловать на тактическую карту — здесь можно раздать приказы всем своим подразделениям. Но прогресса по сравнению с предыдущей игрой наблюдать не приходится — как не было элементарной резиновой рамочки, не говоря уже о фильтрах по типам подразделений, так и нет.

Простоты игре добавила и автоматическая перезарядка боекомплекта у самолетов. То есть через некоторое время после сброса бомбы будет нарисована новая. Не реалистично? Так игра и не претендует на это, зато мы избавились от бесконечного взлета-посадки. Правда, редко когда удается выпустить две торпеды, сбивают зенитным огнем. А о возвращении и вовсе речи нет.

От Окинавы до Сиднея

Миссий стало почти в полтора раза больше. И если в Midway можно было поиграть за японцев только в нескольких дополнительных заданиях, здесь им отведена ровно половина из двадцати восьми. Нам предстоит поучаствовать в большинстве реальных морских сражений и десантных операций на Тихом океане во время Второй мировой войны и нескольких выдуманных. Надумана, впрочем, только альтернативная концовка за японцев, нужно было как-то оправдать их победу. Но сражения чуть-чуть прилизаны в угоду балансу и интересности — например, в сражении за Гуадалканал игроку не дают самолеты, хотя достоверно известно, что «Хиеи» получил несколько успешных ударов именно от торпедоносцев.

Восходящее солнце говорит нам о нашей победе!

Соревновательных миссий с повышенной сложностью, помимо кампании, теперь нет. Зато теперь оными можно назвать прохождение игры на высшей сложности, некоторые задания — настоящий вызов игроку. Помимо разной трудности выполнения, от чего зависит прочность и точность врагов, в каждой миссии есть дополнительные задания. Выполнив их все, скрытые и второстепенные, игрок награждается не только золотой медалью на экране выбора поля боя, но и улучшенными видами войск. Вместо бомбардировщика B-17 можно получить B-29, а линкор «Фусо» поменять на «Ямато».

К чему привыкнуть нельзя — так это к местной системе сохранений. Делаются они только в контрольных точках всего два–три раза за миссию, но главное, что запоминается минимум информации, если не сказать — мизер. Какие корабли были у сторон и какие точки захвачены, если оные присутствуют на карте. Все. При загрузке мы можем получить наш флот где угодно и как угодно. Так, в одном из заданий подводная лодка оказывается вообще в своей стартовой точке на другом краю карты. Все самолеты будут посажены, боезапас пополнен, а повреждения — залатаны. Интересно? Вряд ли. Потому играйте получасовые задания с одного наскока.

Вид на ночной Сиэтл с палубы подводной лодки.

Искусственный интеллект — это по-прежнему песня ужаса. Авиация лучше всего гибнет от вражеского или даже дружественного огня? Как бы не так, самый частый способ гибели в истребительном прикрытии — ритуальное самоубийство путем столкновения с союзником. Это, простите, какими словами описать? Выбор целей тоже примитивен — кого вижу, того и атакую, а если кто с другой стороны подберется, так это и не мои проблемы. Но это все же меньшая трудность, хотя без неприятностей с управлением на тактической карте играть было бы приятнее. Ведь главное здесь — не определение целей подопечным, а непосредственное участие в сражении.

Серьезной переработке подверглись земля и морское дно. Вместо зеленой мутной текстуры теперь симпатичная картинка, что позволило некоторое количество заданий сделать островными. Но это все красоты наземные, подводный мир оказывает непосредственное влияние на игровой процесс. На мелководье не стали запрещать перемещение кораблей, в этих местах у них просто падает скорость. Зато субмаринам досталось вовсю — для них отмели смерти подобны в самом прямом смысле. Они просто всплывают до минимально возможной глубины. И ладно если попадут в зону досягаемости эсминцев, здесь выжить можно. На отмелях их просто на поверхность вытолкнет, прямо под огонь орудий.


***

Новые кампании, интересные миссии, десятки видов техники и чуть больше упрощений — это положительные моменты. Еще бы не помешало улучшение мозгов своих подопечных и противников, нормальная работа сохранений и удобное управление. Работа проделана большая, но ощутимого прогресса не видно.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
8/108
несколько типов и множест-
во видов техники, награды
за миссии, улучшение войск
не отмечено
Графика
8/108
проработка земной поверхностинесколько устаревший движок
Звук
9/109
звуки боя, радиоперегово-
ры — подводки к событиям
убрали переговоры на японском, некоторая однообразность фраз
Игровой мир
9/109
значительная часть реальных сражений и операций на море на тихоокеанском театре военных действийне отмечено
Удобство
8/108
удобное управление всеми видами войск, очень высокая стабильность и отсутствие ошибок по сравнению с большинством игрпримитивный искусствен-
ный интеллект, необходи-
мость следить за авиацией
Новизна нет

Интерес повторной игры да
Награда
журнала
ОРДЕН
Вердикт: Почти все то же самое, что и в Battlestation: Midway, только еще больше и немного качественнее. Рейтинг
журнала
84%

На земле, в небесах и на море...

Авиация

Истребители. Главное их преимущество перед остальными видами самолетов — не скорость или маневренность, как могло бы быть, а калибр пулеметов. Потому они намного быстрее прочих расправляются с авиацией, патрульными катерами и транспортными кораблями. Большинство типов могут нести небольшую бомбу. Толку от нее, как правило, нет, но и лишней не будет. А некоторые образцы, такие как американский «Корсар» и японский экспериментальный «Синден», имеют более полезные ракеты.

Торпедоносцы. Заходят на малой высоте и сбрасывают свою единственную торпеду перед целью. Делать это необходимо с упреждением и как можно ближе к кораблю, поскольку жертва начинает активно маневрировать. Могут нести бомбы и использоваться в качестве штурмовиков, но эффективность их ниже из-за малого веса боеприпаса. В теории способны отстреливаться от преследующих истребителей, но толку от заднего стрелка почти нет. Исключением по боезапасу будут только летающие лодки японцев — они способны нести по четыре торпеды разом.

Маленький самолет-развед-
чик — и большая угроза врагам. Если они не на истребителях.
«Ока» — страшное самоубийственное оружие японских камикадзе.

Пикирующие бомбардировщики. Во многом аналогичны торпедоносцам, но их основное оружие — тяжелые бомбы больше тысячи фунтов весом. Менее уязвимы для средств ПВО, поскольку заходят на атаку на большой высоте, а затем уже бросаются вниз, но и мажут несколько чаще.

Бомбардировщики. Заходят на цель на большой высоте и сбрасывают пару десятков небольших бомб сразу. Полетать на них дадут всего в нескольких миссиях, да и то преимущественно в роли стрелка. Но если же придется бомбить вражеский флот, на корабли стоит заходить с носа или кормы, чтобы эффект был большим. Японские бомбардировщики вместо стандартного боезапаса могут нести летающие бомбы «Ока».

Самолеты-разведчики. Иногда присутствуют на миссиях, чаще всего придется выпускать их со своих крейсеров, линкоров и подводных лодок. Главное отличие — больший радиус обзора по сравнению со всеми остальными видами техники, это касается и обнаружения подводных лодок. Все разведчики — гидросамолеты, потому могут садиться на воду, а о возвращении на аэродром для них нет и речи. Из вооружения у них есть слабенький пулемет, у некоторых образцов — еще и бортовые и кормовые. Могут нести глубинные бомбы или, реже, торпеды.

Камикадзе. По понятным причинам используются только японской стороной. Это может быть самолет любого типа. Из вооружения у него только пулемет, но даже на камикадзе-«Зеро» он слабее нормального аналога. Зато при попадания в корабль он вызывает взрыв огромной силы, обычным самолетам такое недоступно. Быть может, и не удастся потопить вражеский линкор даже с пяти попаданий, но любое из них способно разрушить башни и вывести из строя почти все вооружение. Как разновидность камикадзе в игре есть и летающая бомба «Ока», выпускаемая с бомбардировщика. Она просто планирует в направлении цели, но можно на короткое время придать ей огромное ускорение.

Флот

Эсминец (Destroyer, DD). Младший из всех классов кораблей в игре, нам даже не дадут им управлять. Это означает и наименьшие размеры, минимальный калибр орудий и толщину брони. Тяжелый крейсер или линкор могут щелкать эсминцы как орешки. Но зато те умеют то, что другим не под силу, — у них на вооружении есть торпедные аппараты (их возможности и эффективность зависят от класса корабля) и глубинные бомбы. Потому они способны топить корабли практически в упор, нужно только суметь дойти, да и большая часть подводных лодок на их совести.

Легкий крейсер (Light Cruiser, CL). Самый странный тип кораблей в игре. Вроде как значительно больше эсминцев и лучше защищены, но основной калибр — все те же пятидюймовые орудия. Глубинных бомб не несут, да и маневренности и скорости для охоты на субмарины уже не хватит. Но большинство японских образцов оснащены торпедными аппаратами и в ближнем бою страшны.

Крейсер (Artillery Cruiser, CA). Это уже почти линкор, хотя много зависит от класса конкретного корабля и особенностей компоновки его орудий. Но значение имеет только главный калибр. Один крейсер способен уничтожить дюжину эсминцев без более крупных кораблей — просто за счет расстояния.

Линкор (Battleship, BB). Еще больше, еще крупнее — это самые большие корабли и в игре, и в мире. Орудия калибра двенадцать–шестнадцать дюймов бьют на полторы с лишним мили, то есть способны безнаказанно доставать большую часть кораблей. Потому бои линкоров зачастую превращаются в дуэль. Бронирование и живучесть, естественно, самые большие в игре.

Одинокий авианосец — легкая мишень для торпедоносцев.

Авианосец (Air Carrier, CV, Escort Air Carrier, CVE). Как правило — основа нашего флота и одновременно его главная защита от атак с воздуха. Могут нести несколько видов самолетов, а поднимать в воздух одновременно до четырех троек. Запас авиации на борту ограничен и обусловлен текущей миссией. Авианосцы по прочности сравнимы с крейсерами, а это не так уж и много. Потому стоит ставить их в самый центр ордера и при опасности уводить в наименее опасную его часть.

Транспортный корабль (Cargo Ship, AK). В игре не стали разделять все многообразие транспортов на подвиды. В итоге сухогрузы, танкеры, госпитальные и десантные суда выглядят схоже и обладают одинаковыми свойствами. Самое главное — это слабое бронирование. Корабль топится за один неторопливый заход истребителя. Только без десантных транспортов никуда — именно они выпускают баржи с солдатами для высадки на наземных островах.

Подводная лодка (Submarine, SS). Управление субмаринами мало отличается от оного у кораблей. Но добавлено третье измерение — помимо надводного положения есть еще и три подводных уровня следования. С первого можно пускать торпеды, но лодку легко засечь и уничтожить. Второй более безопасен, но вести огонь с него уже не получится. А третий полностью невидим для противника, но тут уже обшивка начинает трещать по швам от давления воды.

У японских и американских подводных лодок есть существенное отличие — императорский флот не счел нужным разрабатывать субмарины с кормовыми торпедными аппаратами. Но в остальном все сходно.

Патрульные катера (Patrol Boat, PT). Вооружены четырьмя торпедными аппаратами с боезапасом в двенадцать торпед и установками ПВО. Очень хрупки, за один заход истребитель под управлением игрока может потопить несколько катеров, искусственный интеллект такой точностью не отличается. Для артиллерии они тоже уязвимы, но тут уже на руку играет скорость, маневренность и малый размер — только они позволяют добраться до расстояния пуска торпед. По игровой механике патрульные катера больше похожи на самолеты, нежели на корабли — у них нет зональных повреждений, а на поле боя они зачастую появляются из верфей, сходных с ангарами.

Ракетные катера. Можно управлять ими только в последней миссии американской кампании. Они столь же хрупки, как и патрульные катера, но вооружение и ходовые характеристики совсем иные. Это десантные башни с установленными на них системами залпового огня в самой высокой в игре дальностью стрельбы. Точность ужасна, но это компенсируется числом снарядов в залпе. Пара удачных попаданий отправит на дно эсминец, а уж для штурма баз на берегу они подходят лучше всего.

«Кайтен». А это еще одно ужасное на взгляд чада западной цивилизации изобретение японской военной мысли — субмарины-камикадзе. Они выпускаются с подводной лодки и идут на цель.

Повреждения и ремонт

Иногда придется пострелять и из орудий подводной лодки.
Для уничтожения сухогруза достаточно одного истребителя.

У кораблей и подводных лодок зональная система повреждений. В зависимости от полученного урона возникнет одна или несколько проблем. А решать их мы должны, выбирая, на что направить усилия ремонтной команды, отныне единой и неделимой. Пробоины корпуса можно получить только от торпед, они ведут к очень быстрому затоплению корабля. Пожар начинается от взрывов бомб и попаданий снарядов, он менее опасен. Страшнее всего, когда обе проблемы возникают разом, придется выбирать, на что кидать ремонтников. Поломка двигателя ведет к полной остановке корабля, но чинится очень быстро даже без особых приказов. Потеря орудий идет «поименно» — куда серьезно попали, там оно и выходит из строя. Непосредственной угрозы живучести корабля нет, но шансы выиграть артиллерийскую дуэль резко снижаются. Если не идет борьба на одном из названных участков, команда будет заниматься ремонтом корпуса, постепенно восстанавливая его прочность до максимума. У подводных лодок вместо поломки двигателя другой параметр — повреждение перископа. Это не столь страшно, как кажется, из-под воды атаковать торпедами просто удобнее.

В прицеле, однако, зон поражения три. Попадание в погреб боеприпасов может вызвать взрыв и огромные повреждения, едва ли не до половины прочности. Это приоритетная цель: погреб всегда находится на носу. Попадание в двигательный отсек остановит вражеский корабль на короткое время, толку от этого нет. А вот попадание в топливный бак приведет в к пожару.

Прохождение

Награды за миссии

Правила прохождения совсем другие. У нас есть основные задания — их выполнять обязательно, а завершение последнего ведет к окончанию миссии. Они все могут быть известны заранее или же поступать по мере прохождения. Помимо основных встречаются задания второстепенные. Их провал не критичен. Они также могут возникать в процессе игры. И последнее — скрытое задание. Оно всегда одно и есть на каждой карте. Чтобы выполнить его, нужно читать подсказки перед миссией. Это, например, может быть фраза «ищите на дне океана» или «маленькие острова содержат большие секреты».

Выполнение основного задания означает бронзовую медаль за миссию, второстепенного — серебряную, а в дополнение к ним скрытого — золотую. От награды зависит, откроются ли новые виды техники, которой можно заменять один из существующих видов. Иногда отличное выполнение дает дополнительную боевую единицу в одной из последующих миссий.

Выбрать «наградное оружие» можно перед началом задания. Заменить можно только один вид техники. И если есть возможность — пусть это будет линкор. Сделать это позволяется в любой, даже пройденной миссии — как вам атака на Перл-Харбор на самолетах сорок пятого года создания?

Японская кампания

Attack on Pearl Harbor

Вот танкер в Перл-Харборе, который нужно уничтожить для выполнения секретного задания.

Авиационная миссия. Основные задания не очень сложные, дополнительное тоже выполнить легко. Зато скрытое здесь — одно из самых неочевидных в игре. Сопротивления на первых этапах нет — как будто в тире. Сначала на истребителе уничтожаем самолеты на аэродроме — можно приноровиться к управлению и осмотреться.

Затем нас пересадят на пикирующий бомбардировщик — нужно совершить два успешных попадания в линкор «Невада». Но не торопимся — ведь именно в этот момент нужно выполнить скрытое задание миссии. Неподалеку от цели начнет движение транспортный корабль «Неоши» — уничтожаем его в момент прохода мимо линкора «Калифорния». После займемся основной целью.

Следом отправимся в кабину торпедоносца. Основная цель теперь — линейный корабль «Западная Вирджиния». Дадут и дополнительную — уничтожить эсминец «Монахан». Миноносец можно утопить и на предыдущем этапе, но сейчас его обозначат, да и одного удачного захода хватит вместо трех.

Последняя часть миссии — опять на истребителе. И тут нам окажут сопротивление — нужно уничтожить пять самолетов. Или не окажут, все зависит только от нашей же расторопности — самолеты выруливают из ангаров, их можно жечь прямо на полосе.

Destruction of Force Z

С помощью бомбардировщиков необходимо уничтожить линейный корабль голландского флота «Принц Уэльский». Понадобится два–три захода, скорее всего, ценой потери звеньев. Всего у нас пять попыток. Затем будем сопровождать торпедоносцы все на тех же бомбардировщиках и оборонять их от налета «Буффало». Собьем истребители и тем самым выполним второстепенное задание.

Теперь пересаживаемся в «Нелли» и наносим удар по второму кораблю — «Репульс». Для выполнения скрытого задания нужно потопить этот линкор, пока не подошло подкрепление. Интересно, что не сделать это невозможно, — либо выиграем миссию, либо потеряем все самолеты и проиграем.

Battle of Java Sea

Тоже простая миссия — просто идем на крейсере в сопровождении эскорта и уничтожаем корабли объединенного флота американцев, британцев, голландцев и австралийцев. Второстепенное задание — потопить ничейный корабль с помощью торпед. Их можно использовать и против крейсеров противника, благо ими снаряжены и эсминцы, и наш флагман. Скрытое — не дать вражеским силам дойти до наших транспортов.

Saving the Shoho

Начинаем на крейсере, а из оружия доступны только средства ПВО. Нужно ждать, пока на авианосце «Сохо» не отремонтируют летную палубу. Сбиваем самолеты и ждем. Через некоторое время появится возможность запустить разведывательный самолет — он отправится на охоту за подводной лодкой (два дополнительных задания). Им же нужно будет пролететь чуть на юг к острову и уничтожить радиовышку — это задание скрытое.

Когда будет залатана палуба, поднимем в воздух истребители и продолжим противостоять авианалетам. Если к окончанию миссии авианосец будет цел более чем на половину — засчитают третье второстепенное задание.

Invasion of Port Moresby

Первая десантная операция и одна из самых интересных миссий в игре. Алгоритм основного действа прост — подходим к острову, уничтожаем командный центр, а когда территория станет нейтральной — высаживаем десант. Отправить солдат на штурм можно и раньше, но будут большие потери среди барж от огня береговых орудий. Двигаемся к следующему острову.

Уничтожаем оборону острова для высадки десанта.
«Хорнет» после нашей атаки еле дышит, еще пара торпед — и все.

На заметку: захват аэродрома даст доступ к бомбардировочной и торпедной авиации. Она очень пригодится при штурме порта Морсби.

Это было бы не столь интересно, не будь в игре случайных событий. Может быть обнаружена вражеская подводная лодка или отряд патрульных катеров, самолеты-разведчики или автомобильный конвой к вражеской базе. А иногда выпадает поиск обломков нашего самолета-разведчика. На все отводится определенное время, если укладываться в него — засчитают выполнение скрытого задания. Их количество зависит от скорости прохождения миссии, следующее подкидывают через некоторое время после завершения предыдущего. И чем дольше мы возимся с вскрытием обороны, тем их больше. Второстепенное же задание очень простое — уничтожить несколько отмеченных на карте батарей; это можно сделать мимоходом при переходе.

Hunt for the USS Hornet

Начало миссии сложное, хотя это можно сказать обо всех подводных заданиях в игре. Из трех подводных лодок нам доступна только одна, все прочие действуют по своему куцему разумению. Конвой охраняется парой эсминцев — бороться с ними нужно маневрированием и атаками с двух–трех кабельтовых. Дальше — нельзя, уйдет. Ближе — только из надводного положения, но тут и самому торпеду в борт получить можно. Впрочем, это очень хороший способ не попасть под глубинные бомбы, пусть и рискованный.

Но главную опасность здесь представляют не эсминцы, а подводные лодки противника. Они, в отличие от кораблей, атакуют торпедами и делают это не только на поверхности, но и на глубине. Сближаться на втором уровне с ними нужно носом, чтобы уменьшить профиль своей субмарины. В идеале с помощью маневра и нырянием между вторым и третьим слоем необходимо зайти к врагу с борта и уничтожить его.

Это важно: у японских подводных лодок нет кормовых торпедных аппаратов, что усложняет пляски с противником — теперь придется заходить только носом.

Когда не останется опасных противников — займемся транспортными кораблями. Отмеченные уничтожим в последнюю очередь, чтобы выполнить скрытое задание. Появится флот из авианосца «Хорнет» и сопровождающих его эсминцев. Нужно повредить главную цель, чтобы союзники смогли догнать его, — в итоге нам дадут немного поуправлять легендой японского флота, сверхтяжелым линкором «Ямато». Второстепенное задание — уничтожить «Каталину». Проще всего это сделать, выпустив свой палубный самолет-разведчик.

Invasion of Midway

Идем прямым ходом к острову Мидвэй. Второстепенное задание — выпустить восемь эскадрилий. Правильный совет, но это обязательно должны быть истребители. Впоследствии предстоит не один налет «Летающих крепостей», и они могут превратить наш флот в идущие ко дну куски металла. Пока остается только идти вперед и отражать налеты. Если у нас есть наградная подводная лодка — отправляем ее на восток.

Совет: субмариной первую часть пути лучше идти в надводном положении — быстрее и кислород не расходуется. А когда появятся патрульные катера — нырнуть.

Под крейсером можно проходить совершенно спокойно.

Вскоре появится дополнительная задача — потопить крейсер «Атланта». Можно идти вперед линкором, а можно и подводной лодкой порезвиться. Основные силы тем временем подойдут к Мидвэю, но предварительно стоит разрушить западный остров, чтобы клепаемые на верфи патрульные катера не мешали. Вскоре будет найдена вражеская подводная лодка; никаких заданий на нее нет, но лучше уничтожить во избежание веера торпед в корму. Одним из самолетов уничтожим шесть топливных складов — это большие белые цистерны — и тем самым выполним скрытое задание. И чем раньше мы это сделаем, тем меньше самолетов вылетит с аэродрома.

Совет: защита от налетов у аэродрома очень хорошая, и цена будет высокой. Но можно немного подождать и лететь вместе с не подконтрольными нам бомбардировщиками «Бетти». Они отвлекут на себя основные силы ПВО.

Когда остров будет взят, по очереди подойдут два авианосца с эскортом из крейсера и двух эсминцев каждый. Останется их потопить. Для этого у нас хватает огневой мощи линкора, только не забываем о прикрытии с воздуха и защите своих авианосцев. Хотя подводная лодка с этой задачей справится намного лучше — уж очень злы противники на высокой сложности.

Defense of Guadalcanal

Нужно защитить базу от высадки союзников. В первой части миссии необходимо потопить четыре транспорта. Два — это баржи, прущие на полной скорости к берегу. А еще пара — сухогрузы, стоящие позади и плодящие маленькие десантные лодки. Но помимо почти беззащитного десанта активно дружить придут еще и крейсер, два эсминца, патрульные катера и истребители.

Над аэродромом кружат две тройки истребителей. Им там самое место, пусть уничтожают подходящие к берегу лодки. Еще две ячейки займем бомбардировщиками — пусть атакуют корабли врага. А из гавани выпустим четыре патрульных катера в дополнение к стоящему рядом. Эта пятерка должна уничтожить первые две баржи. Затем наступит очередь крейсера, а после и эсминцев. Если корабли подойдут слишком близко, вместо патрульных катеров можно использовать торпедоносцы из гавани — они хоть и летают по одному, зато несут четыре торпеды сразу. После истребители будут бить подошедшие близко лодки, а катерами или самолетами добьем последние два десантных транспорта. А уничтожив абсолютно все корабли, выполним второстепенное задание. Если же берега не достигнет ни одна из лодок — засчитают еще и скрытое.

Начнется самая сложная часть операции — три волны массированного налета. В воздух поднимаем только истребители, а из дока — патрульные катера. При наличии бомбардировщиков можно их просто разбить для экономии времени. Не дадим разрушить базу — мы победим.

Solomon's Skirmish

Начинаем на крейсере, неподалеку еще два союзника. Нужно двигаться к точке сбора. И сразу же дают второстепенное задание — уничтожить разведывательный самолет. Ну что ж, на это и у нас есть аналогичный — выпускаем, и пусть охотится. Вскоре покажутся эсминцы, а один из них — еще одно дополнительное задание.

Вскоре появится линейный корабль в сопровождении трех эсминцев — нужно протянуть пять минут. Проще всего сделать это, убегая. Затем с помощью основных сил придется разгромить американский флот. У нас два линкора, а у противника три, правда, один на подходе. Чтобы выполнить все задания, придется очень постараться, ведь они противоречивы. Для скрытого нужно, чтобы на плаву остались все наши линейные корабли, а для последнего из второстепенных — чтобы все противники пошли ко дну.

Будем разменивать эсминцы и крейсера. Пока линкоры перестреливаются на дальности в полтора километра, подходим ими чуть ли не в упор и атакуем торпедами. Утонут — ну судьба у них такая, зато гордость японского флота спасут.

Attack on Sydney Harbor

Иногда на дне можно найти интересные объекты.
Острова поросли деревьями и больше не похожи на безжизненную пустыню.

Интересная и нестандартная миссия, хотя сложного в ней нет ничего. На маленькой подводной лодке пробираемся в гавань по отмеченным контрольным точкам. Идем на полном ходу, потому что кислорода не так уж и много. Сразу за ограждением нужно быстро свернуть направо, где на карте указан бакен, — на дне лежат обломки разбитого самолета и выполнение скрытого задания. Затем продолжаем движение по точками. Успеем зайти в порт до всплытия — засчитают и второстепенное. Теперь всплывать за кислородом можно безбоязненно, но только не впритык к патрульному катеру, конечно.

Осматриваем четыре отмеченных корабля. Достаточно подойти на четыре кабельтовых и посмотреть в перископ для идентификации. Затем один из них будет указан как цель — две торпеды, и победа в миссии.

Seizing the Fiji's

Необходимо захватить четыре острова. В нашем распоряжении линкор, авианосец, легкий крейсер и два десантных транспорта. А хорошими результатами в предыдущих миссиях можно получить призовую подводную лодку класса I-400. Для этого стоит потрудиться, пользы здесь будет много.

Просто идем от острова к острову, с юго-запада на восток, постоянно держа в воздухе истребители. Вскоре появится подводная лодка — уничтожить ее можно только с помощью самолетов или своей субмарины. Задания на нее нет, но утопить нужно.

Второстепенных заданий два — потопить севший на мель линкор к северу от третьей точки и расправиться с прибывшим авианосным флотом. Тут то и поможет подводная лодка. Скрытое задание — поиск минного поля с самолета-разведчика, оно находится чуть западнее последнего острова.

Meet the Germans

Летим на самолете навстречу немецкой подводной лодке, делая крюк по западной стороне карты, и садимся возле цели. Второй эпизод миссии — уничтожение конвоя из одного эсминца и трех транспортных кораблей. Немецкая субмарина перейдет под наше командования. Это все еще разминка перед сражением. Последний и решительный бой будет чуть позже.

Нам противостоят авианосец и пять эсминцев. Американский флагман и три указанных корабля из его сопровождения нужно будет потопить. А чтобы выполнить второстепенное задание — отправить на дно всю эскадру. Авианосец выпускает бомбардировщики с глубинными бомбами, они попортят немало крови. Эсминцы выходят из ордера по одному, вот их и уничтожаем одной субмариной. Вторую отправляем атаковать флагман. Потрепанные подводные лодки отводим на дистанцию больше мили и всплываем на поверхность. Так орудия кораблей не достанут, а авиация не сможет доставить проблем. Описать что-то более конкретное сложно — ситуация каждый раз складывается разная. Секретное задание — каждая из субмарин должна потопить хотя бы по одному кораблю.

The Road to Hawaii

Миссия исключительно на истребителях. Сначала нужно поддержать десант, уничтожая береговые укрепления и патрульные катера. Но на самом деле это второстепенная цель — сначала займемся дополнительными заданиями. Второстепенное — потопить два отходящих на север транспорта, они будут прямо перед нами. А секретное — уничтожить радиовышку и всю оборону на самом западном островке. Теперь возвращаемся к главной задаче.

Американцы перейдут в контратаку. Предстоит отбить налет двух троек самолетов с парашютистами; ни один из них не должен долететь до базы. Так что никакого уничтожения истребителей. Затем — уничтожить два транспорта. Наш нынешний самолет бесполезен, его можно только разбить. Нам дадут такой же, но уже камикадзе. Врезаемся в цели и топим. Последний корабль с боеприпасами бьем точно так же, попутно взрывая два авианосца.

Invasion of Hawaii

Не уберегли авианосец от атаки камикадзе.

Море, только море... и долгий путь между двумя точками. Сначала с запада придет флот противника — линкор, легкий крейсер и несколько эсминцев. Пока что поднимаем торпедоносцы с одного своего авианосца и камикадзе со второго, но не шлем их в атаку. Уничтожаем несколько кораблей охранения и лишь после этого отправляем самолеты на линкор. Останется добить всю мелочь из главного калибра «Ямато».

Теперь поднимаем в воздух и истребители, и камикадзе с той же целью. Нас ждет очень жестокий налет бомбардировщиков и торпедоносцев, главной же целью наших самолетов должны стать B-29.

Следующая цель — прорыв блокады. С двумя линкорами в охранении. Идут они широким фронтом, потому стоит отвести авианосцы глубже в тыл и на фланг. Рецепт все тот же — камикадзе и торпедоносцы, но с заходом с востока. Последний рывок — еще один линкор, «Айова», с охранением из эсминцев.

Скрытое задание — запустить разведывательные самолеты и обнаружить подводные лодки до начала их атаки.

Американская кампания

Battle of the Eastern Solomons

Авиационная миссия — для начала нужно сбить десять самолетов. После начинается контратака, а нам придется сопровождать бомбардировщик и отражать вражеские атаки. Достигнув точки назначения, пересаживаемся в бывшего подопечного и атакуем конвой. Основная цель — три транспортных корабля, а второстепенная — сопровождающий их эсминец.

Последняя атака — на эскортный авианосец «Рюдзе» и сопровождающие его крейсер и эсминец. Можно бить сразу, а можно оставить флагман напоследок и тем самым выполнить скрытое задание по уничтожению всего флота японцев.

Battle of Cape Esperance

Поддержим на крейсере своих союзников — уничтожим два эсминца и легкий крейсер. С последним необходимо быть осторожным и не подходить ближе чем на пять кабельтовых — он очень резво пользуется торпедами. Нужно не дать потопить союзников, они нам еще пригодятся, это еще и наше второстепенное задание. Затем маленькое обучающее задание — отремонтировать корабль.

Нам на встречу подойдут два крейсера. У нас их тоже два, но один всего лишь легкий. Зато и эсминцев пара — в них наше спасение. Просто подходим в упор и, пока крейсера ведут артиллерийскую дуэль, выпускаем торпеды в борт с двух–трех кабельтовых.

Теперь нас ждут сразу два дела. Одно — пойти на выручку тонущему кораблю, это дополнительное задание. Туда отправляем легкий крейсер с эсминцем. Второе — атака торпедных катеров и идущий с запада эсминец. Тут остается вторая двойка кораблей, а поможет в борьбе с мелочью наше ПВО. Помним про маневры, противник не может предсказать наше поведение и выпускает торпеды, исходя из наших текущих действий.

Когда разберемся с противниками, с севера подойдет конвой. Его оставим для возвращающегося легкого крейсера, а тяжелым пойдем на запад, к найденным там транспорту и эсминцу. Их уничтожение — скрытое задание миссии. Останется отправить на дно отмеченные танкеры.

Battle of Santa Cruz

Сначала простые задания — запуск двух троек истребителей и защита своего авианосца от нескольких атак японских самолетов. Затем самая настоящая дуэль между авианосными соединениями. Вторыми двумя тройками должны стать торпедоносцы. Они одновременно атакуют японский флагман, а мы, сидя в истребителе, прикрываем их от звена «Зеро».

Последняя атака на «Дзуйхо».
Торпедный удар милосердия по полузатопленному авианосцу «Хорнет».

Вторая часть миссии посложнее. К нам на помощь придет линкор с эскортом и большое соединение крейсеров и эсминцев с авианосцем. Но «Хорнет» бездействует из-за повреждений, и его придется потопить. Сделать это можно торпедами эскортирующих его эсминцев, тем самым выполнив второстепенное задание. Линкором мы сможем управлять, а крейсера пойдут своим маршрутом, пока не встретят группу из трех линейных кораблей противника. Потопить их — секретное задание миссии. Это сложно, но возможностей у нас предостаточно — ведь на нашей стороне авиация и торпеды миноносцев. Да и пока будет идти сражение, подойдет наш линейный корабль «Южная Дакота». После победы соберем остатки двух эскадр в одну и пойдем на перехват основной цели — авианосца «Дзуйхо».

Про наш авианосец «Энтерпрайз» тоже не забываем — направление к нему должны прикрывать истребители. Но еще лучше вывести их вперед, чтобы отражать атаки, идущие и на линкор. Останется совсем немного — подвести эскадру во главе с линкором на дистанцию залпа и послать вперед бомбардировщики.

Defence of Henderson Field

Сначала отражаем атаки бомбардировщиков в сопровождении истребителей на аэродром, идущие с авианосца на севере карты. Помимо них, к японцам с запада прилетают самолеты-разведчики, ищущие наш конвой.

На заметку: если сбивать разведчиков, наши транспортные корабли обнаружат значительно позже. Смысл в этом один — торпедоносцы сбивать сложнее, поскольку они начинают атаковать раньше.

Пока транспорты следуют к берегу, с запада подойдет крейсер, преследуемый эсминцем и патрульными катерами. Спасти его не получится никак — он потопит своего противника и взорвется. Вроде как от торпед, даже если лодки уничтожить. Это все равно нужно будет сделать, чтобы они не дошли до транспортов. Зато нам дадут доступ к пристаням и находящимся там патрульным катерам. Ими нужно будет потопить два подошедших эсминца (это будет еще и выполнением скрытого задания), а затем использовать их для дополнительной защиты от атак с воздуха. Авианосец к этому моменту уйдет за пределы карты, и при всем желании потопить его не удастся.

Когда конвой причалит, придется продержаться еще минуту, пока идет разгрузка. Если до этого момента доживут все его корабли, будет выполнено и второстепенное задание. Последняя волна атаки — бомбардировщики, идущие с запада.

1st Battle of Guadalcanal

Одна из самых тяжелых миссий в игре. Для начала выстраиваем боевой порядок. Крейсер «Сан-Франциско» будет основной ударной силой и флагманом, за ним пойдет легкий крейсер «Атланта», а справа выстроим эсминцы. Пока что от сопровождения мало проку, зато ближе к противнику они будут первыми целями.

Пару миноносцев уничтожаем без проблем. Но дальше подходит основной флот, за которым мы и охотимся. Опасность представляют тяжелые крейсера, включая и главную цель — «Нагаро». Идем перпендикулярным курсом левым бортом, отстреливая эсминцы. Когда большая их часть будет потоплена, идем своими и пускаем торпеды в борт. Можно сделать это чуть ранее — десяток в такой толпе куда-нибудь да попадет, а к атаке как раз перезарядятся. Более точные советы здесь дать сложно, многое зависит от удачи и меткости стрельбы с обеих сторон. Но в целом схема рабочая.

Совет: в этой миссии на редкость удачно подбрасывают снабжение. Во время боя с «Нагаро» это будет ускоренный ремонт, а при встрече с линкором — усиленная броня.

Подойдет еще один наш легкий крейсер в сопровождении двух эсминцев, а за ним — линкор «Хиеи». Пока наши основные силы идут навстречу, с двух миноносцев выпускаем торпеды по мере перезарядки. Веером, чтоб уж наверняка нарвался хотя бы на одну. Когда подойдет флот — проделываем то же самое остальными эсминцами. Если потеряем меньше пяти кораблей за миссию — зачтут выполнение второстепенного задания, а в случае расправы над «Хиеи» за пять минут еще и скрытого.

2nd Battle of Guadalcanal

Торпеда с вражеской торпед-
ной лодки прошла рядом. Вот почему нужно находиться носом к противнику.

Интересная и разнообразная миссия, хотя легкой ее не назовешь. Начинаем на субмарине, необходимо потопить три транспортных корабля из конвоя. После нужно нырнуть на максимальную глубину, чтобы уйти от преследования. Наступит очередь патрульных катеров и авиации — на их долю придется еще девять кораблей, идущих в трех группах. Сейчас самое время выполнить секретное задание миссии — на северном острове нужно уничтожить три гидросамолета.

Вторая часть миссии — самая тяжелая, нужно утопить одиннадцать кораблей и при этом не потерять свои линкоры, чтобы выполнить дополнительное задание. Быстро даем задний ход и производим отстрел эсминцев, начиная с ближайшего. Любое движение вперед или повороты приведет к торпедированию. Потопив всю четверку, переключаемся на крейсер, постепенно поворачивая на юго-запад. Так мы окажемся под прямым углом к армаде из шести кораблей во главе с линкором. Постепенно огибаем эскадру, стараясь держаться на расстоянии максимальной дистанции огня и перестреливаясь с линкором. Это нужно, чтобы нейтрализовать тяжелый крейсер расстоянием. Хотя много тут зависит от везения — иногда можно тот самый крейсер потопить первым при удачном попадании, а иногда линкор нам особо удачно зарядит в оружейный погреб. Склонить чашу весов в нашу пользу поможет снабжение — усиленные снаряды.

Invasion of Tarawa

В меру легкая миссия, можно расслабиться после предыдущей. Для начала отобьем атаку торпедоносцев на наши эсминцы, это не быстро и не сложно. Затем начнется подготовка к вторжению, и наша роль в этом деле основная. Нужно уничтожить отмеченные батареи на острове за отведенное время. А если еще и все средства противовоздушной обороны подавим, нам засчитают выполнение скрытого задания. Еще и жизнь себе облегчим. После нас пересадят на такого же «Корсара», но с ракетами, для подавления бункеров. Опять на время, и опять его вдоволь.

Тут же начнется атака торпедоносцев на транспортные корабли. Придется защищать, работа такая, а если ни одного не потопят — выполним второстепенное задание. Последний рывок — сидя в кресле бомбардировщика, уничтожить японский штаб на острове. Нам будут активно мешать «Зеро», но у нас ведь поблизости есть две эскадрильи «Корсаров». Останется отбить слабенький налет бомбардировщиков, и миссия будет завершена.

Battle of the Philippine Sea

Под нашим началом два авианосца и группа прикрытия из легкого крейсера и трех эсминцев. Собираем их в одну эскадру, выставляя впереди эскорт. Первая атака — это мелочь, все интересное начнется после нее.

На просторах карты ходят три авианосца с прикрытием, нужно уничтожить два из них. Но один в сопровождении линкора «Конго» — это второстепенная цель миссии. Вроде бы все просто, но на высшей сложности это серьезный вызов игроку. Для начала нужно организовать противовоздушную оборону эскадры. Необходимо поднять четыре звена истребителей и, самое главное, распределить их вокруг флота. Если они будут привязаны к близким точкам, то скажутся и все недостатки искусственного интеллекта по выбору целей. Они в погоне за ближайшей жертвой просто пропустят подлетающие с другой стороны торпедоносцы. А вторая четверка — уже атакующие самолеты. Сначала, и как можно быстрее, топим авианосец без линкора в группе, а потом и сопровождающие его корабли, чтобы не присоединились к другой.

Через некоторое время прибудет подводная лодка. Она обязательно будет находиться в миле от группы с «Конго». Хорошо если корабли будут приближаться, но, скорее всего, придется их догонять. И это ошибочное решение — не хватит запасов воздуха на столь длительный переход, и она всплывет в самый неподходящий момент. Потому отводим на безопасное расстояние и поднимаемся на поверхность. Затем, когда один авианосец будет отправлен на дно и напор ослабнет, сможем искать жертву с воздуха и ждать, пока она не будет близка к краю карты. Там и организуем встречу, помощь с воздуха не будет лишней. Сохранив подводную лодку в целости, мы выполним скрытое задание.

Divine Wind of Leyte

Встреча с камикадзе — не самое приятное событие. Особенно когда они по ту сторону фронта. Вот от них и будем отбиваться. Под нашим контролем только средства ПВО, сбивать нужно самих камикадзе, торпедоносцы и бомбардировщики. Именно в таком порядке снижения приоритета. На истребители пусть компьютерные союзники патроны тратят.

Затем возглавляем атаку на аэродром — уничтожение ангара почти полностью устранит угрозу с воздуха. В следующем эпизоде мы на «Корсаре» с ракетами должны подавить три верфи. Но для начала уничтожим две, а после займемся дополнительными заданиями. Они долгие и нудные, но сделать это нужно. Для второстепенного придется уничтожить все тридцать точек противовоздушной обороны. А для скрытого — две крепости; их можно бить только ракетами. Нам будут активно мешать вражеские истребители, поэтому понадобится множество заходов.

Последний рывок — атака торпедоносцами на линкор «Мусаши». Особых сложностей не будет, просто беспрерывно атакуем. Но и тянуть не стоит, корабль стремится добраться до наших авианосцев.

Battle of Cape Engano

Зачастую без тактической карты не обойтись — вот и сейчас мы отправляем торпедоносцы в атаку.
Когда эскорт уничтожен, с конвоем можно делать все, что угодно.

На двух линкорах отбиваемся от атак с воздуха, здесь тоже будут камикадзе. Впереди три островка, но проходы между ними перекрыты минными полями. Идем к левому, оттуда мы сможем достать авианосцы.

С юго-восточного угла подойдет побитый в боях авианосец «Энтерпрайз» с хорошим эскортом. Выводим из группы два тяжелых крейсера и встречаем маленькую эскадру противника. Линкорами идем на запад, с авианосца поднимем истребители. Частично самолеты нужны для прикрытия кораблей, но кидать их прямо в пекло не стоит — скудного умишка не хватит, чтобы не лезть на вражескую ПВО. Вместе с авианосной группой разведчик обнаружит конвой. Здесь тоже пригодятся таланты летчиков-истребителей.

Когда «Айова» и «Южная Дакота» подойдут к вражеской эскадре, нужно быстро уничтожать ближайший авианосец. Благодаря этому вдвое ослабнет напор самолетов, и орудия противовоздушной обороны начнут справляться с натиском. Дальше уже можно топить эсминцы и транспорты в конвое.

Разбитый конвой — выполнение секретного задания, а сохранение обоих линкоров — второстепенного.

Sub on Patrol

Начало привычное — нужно уничтожить конвой из четырех транспортных кораблей и двух эсминцев охранения. Начать нужно с эскорта, это не только обеспечение безопасности, но и второстепенное задание. Да и второй уровень погружения здесь уже запретный, как в остальных местах третий, — корпус начинает трещать по швам.

А продолжение — совсем не свойственное субмаринам. На берегу находится девять целей, которые нужно уничтожить. В воздухе летают бомбардировщики, с обычными, а не глубинными бомбами. При их приближении нужно нырять. Самая сложная постройка для разрушения — ангар на южном острове, он за горочкой. На него можно потратить больше времени. Здесь же стоит подплыть к самолету — выполнится секретное задание, а мы обзаведемся новым транспортным средством.

После разрушения зданий на берегу посадим самолет рядом с подводной лодкой. А затем снова под воду — нас ждет крейсер и три очень недружелюбных эсминца.

Air Raid against Indochina

Расчищаем путь для бомбардировщиков на «Корсарах». Нужно уничтожить патрульные катера, два эсминца и несколько тяжелых стационарных орудий ПВО за отведенное время. А еще стоит потопить уходящие сухогрузы, это секретное задание миссии.

После сопровождаем бомбардировщики на истребителях другого типа — P-38 «Лайтинг». Долетит хотя бы один — мост будет разрушен. Теперь начнется охота за поездом, тут главное оторваться от преследователей, а сражение пусть кипит над проливом. Но для выполнения второстепенного задания стоит заняться нудным делом — уничтожением тридцати наземных сооружений вокруг железной дороги. И заняться этим придется быстро, поскольку поезд идет к границе карты.

Invading Iwo Jima

Посидим в кабине бомбардировщика в роли стрелка и попытаемся сбивать истребители. Небольшая сложность в обилии дружественных целей. Затем нас перекинут в кабину сопровождающего истребителя, где мы продолжим заниматься охотой на вражеские самолеты. Когда бомбы будут сброшены, начнется высадка.

Сначала полетят две волны летающих лодок. Первая — плотной группой, а вторая разделится на две поменьше. Затем появится подводная лодка — необходимо ее забросать глубинными бомбами с гидросамолетов-разведчиков.

Теперь атакуем уже мы. На выбор «Буффало» и «Корсары». Берем последних, поскольку теперь нам нужны ракеты. Распределяем оставшиеся звенья по карте, чтобы прикрывали транспорты, а сами отправляемся бомбить остров. Наши цели — два аэродрома и три верфи, непрерывно производящие войска. А по совместительству это еще и второстепенные задания. Разрушить их все нужно до того, как наши силы подойдут к берегу.

Battle of Okinawa

Одна патрульная лодка — ничто, а полдюжины — смерть небольшой эскадре.

Последняя битва нетороплива и не особо сложна. Если у нас выполнены задания на золото, мы получим еще один линкор и сможем создать две эскадры. Начать атаку лучше будет с двух крайних баз. Если эскадра только одна, лучше стартовать с северной, чтобы нейтрализовать аэродром. Алгоритм простой — уничтожение командного центра и захват.

Совет: для нейтрализации всех построек достаточно уничтожить главное здание, без захвата. Например, ракетными катерами.

Через некоторое время подойдет транспорт с эскортом из одинокого эсминца. Им предстоит преодолеть небольшой участок в юго-западном краю карты, примерно три квадрата по вертикали. А противников куда больше. Поскольку это второстепенное задание — озадачимся сопровождением. Отличной компанией сухогрузу будет крейсер, его нужно отправить в точку встречи сразу после начала миссии.

Вторая серьезная проблема — подошедший сверхтяжелый линкор «Ямато». Аэродром к этому времени должен быть уничтожен, чтобы мы могли поднять в воздух авиацию. Пара налетов торпедоносцев и бомбардировщиков, обстрел главным калибром своих линейных кораблей, самоубийственные атаки эсминцев — его ждет морское дно. Если мы сделаем это быстро и «Ямато» не дойдет до мелководья, будет выполнено секретное задание. Ну а дальше уже ничего не будет мешать окончательному захвату Окинавы.



Назад