КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Михаил Иванов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№8 (93) август 2009
вид для печати

Empire: Total War
Поднять паруса!

Жанр:
Разработчик:
Creative Assembly
Издатель:
Sega
В России:
SoftClub
Системные требования:
Pentium 4 2,4 GHz, 1 GB, video 256 MB (Shader Model 2.0)
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
интернет, локальная сеть
Рейтинг: 88%

Серое рассветное небо, плеск волн о борт и гудение ветра в снастях. Парус на горизонте! Да не один или два, там идет целая эскадра! Канониры — к орудиям, порты открыть, абордажным командам — оружие к бою!

В Empire появилась долгожданная возможность управлять баталиями не только на суше, но и на море. Разработчики постарались на славу — искусственный интеллект не дает спуску и легко справляется с вашими флотами. В этой статье мы разберемся, как одержать над ним победу.


Крепкие нервы у этих ребят, которые всего лишь «обеспокоены» такими дырами в бортах!

Хочу сразу предупредить — если вы выберете максимальный уровень мастерства противника (в этой статье я описываю именно такую ситуацию), то моментально решить все проблемы не получится — компьютерный флотоводец все же очень хорош. Ваша задача — перехватить инициативу и помешать реализовать схему, в которой он наиболее силен.

В кампании автоматический расчет боя нередко дает лучшие результаты, чем ручное управление, особенно при столкновении двух армад — чем больше у вас кораблей, тем сложнее за всем уследить и легче ошибиться. Есть только одно «но»: это так, если предполагаемый исход сражения — в вашу пользу. Если же анализ предсказывает успех противнику — надеяться на победу автопилота вам не приходится, в соответствии с прогнозом он приведет вас к разгрому. Впрочем, главный повод взять командование на себя — спортивный интерес. Совершенный компьютерный стратег — это вызов, который надо принять! А теперь посмотрим, как именно он добивается побед.

Анализ тактики

Начнем с пары тривиальных мыслей. Если изначально силы противников равны, то победит, скорее всего, тот, чьи пушки больше попадут по врагу. Если бы речь шла о сражении кораблей современного типа, орудия которых установлены во вращающихся башнях, это утверждение ничуть не помогло бы понять причины победы. Однако нам нужно не только зарядить пушку, но и сманеврировать так, чтобы цель оказалась напротив вашего борта. Учтем и то, что при залпе в упор больше ядер попадут в цель, чем при стрельбе издали.

Другой фактор связан с механикой игры. На корабле, атакованном несколькими противниками, команда скорее всего взбунтуется и откажется сражаться. Таким образом, концентрация огня на одной цели поможет сократить как минимум эффективное число вражеских судов. Поэтому классическая линейная тактика, в которой каждый корабль бьется со своим противником, нам не подходит: надо наваливаться кучей.

Обратите внимание на направление ветра. Благодаря правильному маневру я не оставил оторвавшемуся от своих французу выхода: куда бы он не повернул, получит два залпа в корму.
Применять или нет? Галеры

Из-за весел галеры менее зависимыми от ветра, а пушек на них всего 4, но направленных по курсу судна. Эти орудия — не хлопушки: ее огневая мощь в несколько раз выше, чем у брига или шлюпа. Однако сложного рельефа рифов и скал, где галера получила бы преимущество над линейными кораблями за счет малых размеров и маневренности, в игре нет, а штиль никогда не бывает полным. Так что у ЛК достанет маневренности повернуться бортом, а 30 его ядер куда убедительнее четырех. В общем, на самой ранней стадии игры галеры могут принести пользу, но потом останется только пустить их на растопку.

Как решает эти задачи компьютер?

Нет, этот корабль не имел никакого отношения к контрабанде ядерного оружия!

Итак, предположим, что мы на севере, враг на юге, ветер западный, а мы оставили автоматическую расстановку судов. Как только начнется бой, компьютер направит свой флот кильватерным строем (в одну или несколько линий) против ветра, охватывая вашу эскадру полукольцом. Курс вражеских кораблей всегда перпендикулярен направлению на какое-то из ваших, и пушки противника стреляют так часто, как позволяет перезарядка. Вы, отдав приказ, направляете корабль по прямой, а не кривой (в нарушение законов физики он пойдет даже под углом в несколько градусов к ветру). Из-за этого постоянно держать цель в зоне обстрела не удается, и вы, во-первых, теряете время (пушки уже заряжены, но требуется ручная корректировка курса, чтобы выставить борт), во-вторых — проигрываете в маневре, ведь смены курса градусов на 30 требуют времени. Получается, что флот железного стратега стреляет в полтора-два раза чаще, а если кому-то вы приказ отдать забыли, то превосходство станет еще больше. Кроме того, те ваши корабли, которые стояли наиболее близко к вражескому строю, получают залпы от всех подряд, в то время как на остальных ваших судах моряки играют в шахматы, нарды и салочки. Компьютер во вторую линию отправляет поврежденные корабли, но ставит их так, что они становятся более трудной целью, сами продолжая стрелять. Что же мы можем ему противопоставить?

Это интересно: по крайней мере, вам не приходится думать, как передать приказы. Единственным способом были сигнальные флаги, но в дыму от выстрелов их порой было невозможно различить.

Подготовка к сражению

У нас есть два пути: мы можем ограничить маневр противника и заставить скучиться, или, наоборот, расколоть его флот. Из первого нередко вытекает второе: те корабли, что первыми успевают выбраться из кучи-малы, устремляются к вам и оказываются в меньшинстве. Однако эта тактика хорошо работает, если компьютер ошибается, и его корабли сталкиваются в толчее, а на максимальной сложности это редкость. Надежнее полагаться на «расчленение» эскадры противника.

Это интересно: описанная далее тактика основана на приеме, впервые примененном эскадрой Джорджа Родни в битве при Доминике в 1782 году. Cмена ветра позволила англичанам вклиниться в разрывы между кораблями французов. Те дрогнули и бежали в беспорядке, а 104-пушечный флагман «Париж» и еще три корабля были захвачены.

Перед началом боя поставьте свои корабли так, чтобы противник оказался с подветренной стороны. Это позволит вам быстро перейти в атаку. Впрочем, не переусердствуйте: если вы выставите корабли слишком далеко, то дадите в начале боя компьютеру лишнее время на исправление ситуации. Сдвиг примерно на 10-20% от ширины стартовой области вполне достаточен.

Курсы парусных судов относительно ветра. В красной области лобовое сопротивление парусов превышает движущую силу, и идти таким курсом корабль не может. Величина этой области зависит от конструкции судна и парусов.

Это интересно: на самом деле наветренное положение давало и ряд других преимуществ. Во-первых, дым от выстрелов пушек сносило ветром, мешая противнику целиться и маневрировать, а насколько он был густым — можете посмотреть на полотнах маринистов. Во-вторых, ветер заставляет судно крениться, и над водой показывается часть наветренного борта ниже ватерлинии. Думаю, не надо объяснять, как опасно повреждение в этой части — ведь после боя еще надо суметь добраться до гавани. В-третьих, из-за крена орудия отклоняются от горизонтали. На наветренном борту они поднимаются вверх, что затрудняет стрельбу по корпусам кораблей. Правда, при сильном ветре положение несколько менялось: тут уже находившийся с наветренной стороны корабль не рисковал открывать нижние орудийные порты, чтобы не зачерпнуть ими воду.

Наша цель на первом этапе — разделить вражескую эскадру на части и быстро пустить ко дну минимум пару их посудин, чтобы затем, пользуясь численным преимуществом, разобраться с остальными. Если наш флот растянется кильватерным строем, последние корабли прибудут на место слишком поздно. Поэтому выбираем построение в две линии. По той же причине существенно уплотним строй: в каждой линии расстояние между кораблями не должно превышать длины корпуса. Поставьте линии в шахматном порядке, чтобы левая не мешала правой вести огонь.

Применять или нет? Автоматические построения

При командовании крупной эскадрой объединение кораблей в группы и назначение им строя (чаще всего — кильватерного) может здорово облегчить управление. Однако у этого решения есть и свои минусы. Строй аккуратно идет по прямой, но при крутых поворотах нередки столкновения — идущий полным ходом корабль втыкается в корму или борт лидера, уже начавшего маневр, чего в ручном режиме вы не допустите. Кроме того, компьютер автоматически расставляет корабли в строю в том порядке, в котором они выведены на панель состава флота, а значит флагман всегда будет стоять впереди. Первому кораблю в начале боя достается больше всех, а мы совсем не хотим отправить адмирала на корм рыбам. В общем, я не рекомендую использовать эту возможность без необходимости.

Как распределить корабли между линиями? Левая — удобная цель вражеских канониров. Если поставить в нее тяжелые корабли, они едва ли затонут, но получат повреждения. С другой стороны, им точно ничто не помешает вести огонь, и вы сохраните легкие суда. Если слева пустить легкие, первое из них почти наверняка быстро получит критические повреждения, но основные силы останутся в целости. Я чаще использую второй вариант: без потерь равную битву не выиграть, а легкие корабли едва ли решат судьбу сражения.

Лучшим решением в этой ситуации будет развернуть все четыре корабля по ветру и уйти подальше от потерявшего мачту тяжелого француза — у врага еще достаточно судов, сначала разберемся с ними.

Орудия к бою!

Итак, битва началась. Идите вперед параллельно вражеской эскадре. Если вы правильно выставили свой флот, то чужой флагман сразу повернет по ветру, чтобы обойти ваш строй полукругом. Когда по дистанции противник окажется в пределах досягаемости ваших орудий, слегка поворачивайте корабли вправо, чтобы ваши канониры быстрее нашли цель и, соответственно, раньше зарядили пушки для следующего выстрела.

Правильные действия арьергарда. Наш корабль стреляет с обоих бортов, подставляясь только самому легкому из противников. Он не попадет под правые борта французов, но помешает третьему кораблю врага уйти из-под перекрестного огня. А вражеский флагман следующий залп получит в корму.

На заметку: более опытные экипажи быстрее перезаряжают пушки. Для всех типов кораблей изначально перезарядка занимает 22-24 секунды, каждая лычка сокращает это время примерно на полсекунды. Точнее эффект измерить сложно, так как эта величина отчасти случайна. Примерно столько же занимает и поворот корабля на 180 градусов (оверштаг несколько быстрее, чем фордевинд), но зависимость этого параметра от опыта мне экспериментально обнаружить не удалось. Таким образом, не имеет смысла совершать разворот после бортового залпа, чтобы сразу выстрелить другим бортом — поворот займет больше времени, особенно у опытных экипажей.

Сближающиеся флоты обмениваются первыми залпами: чтобы не все вражеские ядра достались вашему флагману, лидер более слабой линии должен идти вровень с ним или чуть впереди, вызывая огонь на себя. Если он уцелеет к моменту сближения, не кидайте его в мясорубку, а совершайте поворот оверштаг на 180 градусов — будет ловить корабли, выходящие из боя.

Основная часть вашего флота должна повернуть перпендикулярно вражескому и разделить его на части. Важно сделать это вовремя. Слишком поздно — и половина вашей эскадры оказывается далеко за кормой противника. Слишком рано — и компьютер развернет свои корабли по ветру и уйдет. В этом случае не все потеряно, но положение осложнится, ведь у железного адмирала будет пространство для его идеально выверенных маневров. Нужный момент вы научитесь ловить с практикой; он наступает не раньше, чем флагман противника поворачивает в вашу сторону в надежде зайти в тыл, и не позже, чем ваш лидер поравняется с третьим с конца кораблем противника. Ваши корабли должны дать очередной залп перед поворотом  — перезарядятся, пока будут идти на сближение. Обратите внимание — чаще всего авангард поворачивает раньше, когда арьергард еще продолжает движение: замыкающие должны, повернув, удерживать в прицеле вражеский флагман. Массированного обстрела он долго не выдержит и изрядно огорчит чужих матросов.

Применять или нет? Таран
Опасных врагов можно вот так заблокировать маленькими кораблями — и ваши тяжелые корабли смогут сделать пару лишних залпов.

В век паруса проткнуть чужой борт железным бивнем, как на греческой триреме, не выйдет, для этого у нас, в конце концов, есть пушки. А вот подставить свой борт чужому кораблю может быть очень даже полезно. Во-первых, он на время лишится возможности маневрировать и не сможет обстреливать ваше судно. Во-вторых, артиллеристов, которые не смогут попасть в корпус врага при стрельбе в упор, вы спишете на берег в первом же порту. В-третьих, если враг был на ходу, то у него неплохие шансы сломать если не мачту, то хотя бы бушприт.

Встретив трех противников, французы совсем не хотят сражаться дальше.

Это поворотный момент боя. От того, как вы проведете следующую пару минут, зависит судьба сражения. Назначьте приоритетные цели для ваших артиллеристов (Alt+мышка на корабле противника). Концентрируйте огонь на флагмане и 74-пушечных судах. Так как для каждого корабля приоритетная цель только одна, а вы будете использовать орудия с обоих бортов, назначайте цели правого борта (из хвоста вражеского строя) — они прикрыты легкими кораблями, которые вас интересуют меньше. По левому борту прикрытия не будет, и нужные корабли сами попадут в прицел.

Что мы получим в результате? Вражеский флот не сможет удерживать кильватерный строй и действовать по схеме. В куче-мале он снаружи, а вы внутри: как минимум у половины ваших кораблей работают пушки обоих бортов, у него — только левого. В левый же борт приходятся все ваши залпы, так что число исправных орудий у него уменьшается. Прикажите кораблям поворачивать на 180 градусов сразу же, как только они дойдут до линии движения врага: попадать под залп другого борта, все орудия которого целы, не входит в ваши планы. Если вы предполагаете, что не сможете эффективно вклиниться всеми силами вглубь вражеской эскадры, прикажите паре кораблей идти параллельно противнику и обстреливать корабли, пытающиеся выбраться из сутолоки.

Развиваем успех

В следующей части сражения вам не обойтись без режима активной паузы — иначе вы не сможете уследить за всеми судами, взаимодействие которых играет основную роль. Вы должны сосредотачивать огонь 2-4 кораблей на одной цели, тогда после нескольких залпов команда почти наверняка взбунтуется. Не прикладывайте сверхусилия, чтобы сразу потопить врага — крупные суда достаточно прочны, чтобы не пойти ко дну быстро. Вы только потеряете позицию и время на маневры. Часть чужих пушек на некоторое время замолчала — уже хорошо, сосредоточьтесь на следующей цели. Не распыляйте силы — близость союзников улучшает боевой дух ваших матросов.

Применять или нет? Ручное управление огнем

Как правило, давать бортовые залпы вручную, щелкая на пушках левого или правого борта, не стоит. Хотя канониры и пытаются поймать ближайший вражеский корабль в прицел, угол поворота пушек невелик, и все одновременно навести на цель возможно не всегда, так что часть ядер пропадет впустую. Если вы хотите подойти поближе, чтобы выстрелить более эффективно, лучше отключить до нужного момента «Стрельбу без приказа». Ручное управление нужно для другого. На самом деле пушки стреляют несколько дальше, чем показывает диаграмма, и по команде «залп» могут поразить цель, в которую иначе не стали бы стрелять. Фантастической эффективности от таких выстрелов ждать не приходится, но если вам важно не подставить свой корабль под огонь, такой метод вполне пригодится.

В концовке боя все решает боевой дух экипажей. Приходится рискнуть и отойти от почти потопленного француза, чтобы не дать второму зайти с кормы.

Вполне может случиться так, что сражение начнет поворачиваться не в вашу пользу — вы понесли существенные потери, или компьютер сумел сманеврировать и реализовать свою классическую тактику, не сулящую вам ничего хорошего. Не стойте на месте, уходите бакштагом за пределы огня основных сил врага, а потом меняйте курс на галфвинд, чтобы не давать позиционного преимущества. Главное — держать корабли более или менее вместе, в то же время, заставив противника растянуться. В таком случае у вас будет шанс сконцентрировать все силы и реализовать большинство. Помните — карта большая, и ограничиваться исходным кусочком нет необходимости.

Чаще всего по ходу боя несколько судов выбрасывают белый флаг и ждут, кто же станет победителем, а судьба сражения решается одним-двумя кораблями с каждой стороны. На этой стадии поддержание боевого духа ваших моряков еще важнее, чем раньше. Не пускайте врагов за корму и вовремя тушите пожары; постарайтесь сохранить флагман. Выводите суда из-под продолжительного обстрела, хотя бы прикрыв другим. Ну а по отношению к противнику постарайтесь применить те же советы с противоположным знаком.

Неравный бой

В стратегическом режиме идеально равные условия вам едва ли встретятся. Если ваш флот превосходит вражеский и количественно, и качественно, тактика имеет меньшее значение: бог и на стороне больших эскадр тоже. В противоположном случае самая хитроумная тактика едва ли поможет вам победить. Если пришлось принять бой, пытайтесь как можно сильнее растянуть вражеский флот, стреляйте с максимальной дистанции книппелями. При умелом маневрировании и изрядной удаче у вас есть шансы потопить несколько кораблей противника, прежде чем остальные достанут вас своими залпами.

Применять или нет? Книппеля и картечь
Хотелось бы понять, какая сила удерживает кливер и как с такими парусами этот корабль не сильно отстает от моих.

К сожалению, в 99% случаев нужны только ядра. Эффект книппелей сильно занижен: сильный ветер быстро порвет продырявленный парус в клочья, а в игре даже в шторм корабли спокойно идут под такими рваными тряпками, что и штаны матросу не хватило бы сшить. Кроме того, сильно преувеличены возможности корабля маневрировать без мачт: каким образом им удается разворачиваться, ума не приложу — якорями гребут, что ли? На самом деле такие опытные моряки, как голландцы, в основном старались с подветренной стороны повредить паруса и мачты противника, чтобы затем добить беззащитную жертву. Здесь такое не проходит. Примерно то же с картечью: залп в упор по оси корабля мог выкосить все живое на палубе, а матросов на реях — продырявить заодно с парусами. В игре же они заметно не сказываются на численности команды. Положение немного меняется после того, как вы проделаете дыр в бортах — но тут уже проще затопить врага…

Если количественное преимущество на стороне противника, но класс кораблей примерно одинаков, весьма вероятно, что как максимум вы можете уменьшить численность вражеского флота. В таких условиях в целом рациональнее сосредотачивать огонь на легких кораблях врага: их вы можете успеть отправить на дно, а более тяжелые, скорее всего, сможете только потрепать.

Когда враг превосходит числом, крупные корабли сосредоточим в арьергарде. Авангард должен только отвлечь и задержать основные силы врага, дав время пустить ко дну флагман противника и сопровождающие его корабли.

Великаны и пигмеи

Наш бриг выполнил свою задачу — после этого взрыва вражеский корабль получил огромные пробоины, загорелся
и сдался.

Следующий случай — когда один флот превосходит числом, зато другой состоит из более крупных кораблей. 86-пушечный линейный корабль стоит кучи бригов, на которых стволов куда больше, так как те своими мелкими ядрами почти не наносят вреда противнику. Если ваш ЛК противостоит легким судам, компьютер выберет свою стандартную тактику. Вот только в этом случае она совершенно неэффективна. Вы можете делать практически все, что угодно, и, в конце концов, превратите корабли противника в богатый улов дров для жителей ближайшего побережья. А вот в противоположной ситуации шансы не велики, но есть. Не пытайтесь действовать с расстояния: долго лавировать так, чтобы держаться вне секторов обстрела, невозможно, ведь повернуть корабль можно куда быстрее. Ваша задача — идти на сближение и попытаться заблокировать врага с носа (парой кораблей) и кормы. Это сложно, но почти единственный путь к небыстрой победе: рано или поздно ваши ядра проковыряют обшивку.

Впрочем, есть и второй способ. Это, в некотором роде, реализация классической тактики, не предусмотренной создателями игры: применения брандеров. Безоружный корабль, набитый горючими и взрывчатыми веществами, на максимальной скорости добирался до плавучей крепости врага, цеплялся абордажными крючьями и взлетал на воздух. Тут в роли брандера выступит бриг, прижатый вплотную к борту противника. Выпущенные в него в упор ядра часто вызывают взрыв — и вот он повреждает обшивку куда сильнее, чем любые орудия.


***

Пожалуй, ни в одну игру я не проигрывал так много, как в Empire — думаю, не меньше полусотни морских баталий потребовались, чтобы найти верную тактику и научиться ее правильно применять. Надеюсь, что эта статья поможет вам сменить поражения на победы куда быстрее. Семь футов под килем!

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.1
проголосовало человек: 266
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования