Если есть хоть какая-то возможность играть за русских, я играю за русских...
Неизвестный компьютерный стратег
Многие люди, играющие в компьютерные игры, при возможности выбирают сторону, которая им ближе по духу исторически или как-то иначе. Прекрасным примером этого может служить фраза, вынесенная в эпиграф. Судя по форумам, посвященным Rome: Total War, для многих игроков «своей» фракцией стали скифы. О том, как скифам Рим взять, и пойдет речь в этой статье.
Это важно: скифы недоступны для игры даже после прохождения имперской кампании за один из римских родов, так что придется немножко изменить настройки. Эта информация уже выходила в журнале, но повторюсь: в файле ..\Rome — Total War\Data\world\maps\campaign\imperial_campaign\descr_strat.txt нужно перенести строчку scythia из блока nonplayable в блок unlockable. Если игра только установлена, перемещать название нужной фракции следует в блок playable. Такую же операцию можно проделать и для остальных «неиграбельных» фракций, но не стоит трогать римский Сенат и повстанцев: по неясным причинам может нарушиться стабильность игры.
Изначально скифы занимают четыре огромных по площади, почти с четверть карты, очень бедных провинции. С севера никого ждать не приходится, пара мятежных провинций и край карты, на востоке и юго-востоке, возле современного Каспийского моря, — Парфия, рядом с которой — одна из провинций Армении, дальше — море. На западе, в некотором отдалении, живут германские племена, чуть южнее — Дакия и Фракия.
Сложность игры скорее средняя, чем тяжелая, хотя более правильным будет назвать ее переменной. Трудное начало, особенно в финансовом плане, полное господство лет через десять-двадцать в качестве войск и потеря военного преимущества после реформы Мария у римлян.
Преимущества, превращающиеся в недостатки, и наоборот — обычное дело!
Минусы | Плюсы |
|
|
Карта мира...
Для начала нужно сделать экономику прибыльной: при первой возможности возводятся порты и рынки. Исключение — столица, Поселение скифов: она на острие боевых действий, и в ней нужно возводить только военные строения. Здесь будет создаваться главная ударная сила скифского войска. Налоги самые низкие, для роста населения. Немного особняком стоит сельское хозяйство — кроме весьма скудных денег оно приводит к росту населения. Все бы хорошо, но после достижения статуса города это становится ненужным и даже опасным. Так что если население растет хорошо — не стройте, снести поля и пашни будет нельзя. По этой же причине очень нежелательно отдавать управление городами ИИ: обязательно построит эту «нужную» цепочку зданий.
На заметку: дороги первого уровня дают только ускорение перемещения армий, ничего более. Строить их стоит, но не в ущерб другим строениям.
Торговля — двигатель прогресса. Торговые соглашения нужно заключать со всеми, до кого дотянутся дипломаты. Сначала деньги потекут тоненькой струйкой, но по мере захвата провинций с богатыми ресурсами и развития портов польются рекой.
![]() |
Нужно знать, что в стране делается: строим смотровые вышки. |
Есть еще один способ получения денег — война. Будут провинции — будут деньги. По окрестностям отправляем небольшие армии из генерала и трех-четырех отрядов конных лучников на захват мятежных провинций (одна в Крыму и две — на северо-западе), попутно уничтожая мятежников и строя сторожевые вышки для полного контроля над территорией.
На востоке от государства скифов находится Парфия. С ней желательно заключить союз, чтобы не получить удар с тыла в неожиданный момент. Кроме того, союз имеет второе назначение — уж очень они любят перекупать наших агентов. Конечно, можно и напасть, но овчинка выделки не стоит: придется держать войска на востоке, теряя время и рискуя получить армию под свои стены от западных соседей. Да и к Риму эта война не приблизит нисколько. Армения, находящаяся чуть южнее, тоже не нападет, они с Парфией будут заняты войной друг с другом, идущей с переменным успехом.
С германцами общих границ изначально нет, а после они будут связаны с кем-нибудь войной. Главные и тяжелые бои развернутся на Балканах и вокруг них. Фракия, Дакия и Македония будут пытаться делить регион, оспаривая наше право на него.
Первая жертва наших империалистических побуждений — Фракия. Ее нужно атаковать сразу же, в 270 году, лидером фракции, тремя отрядами конных лучников и одним отрядом пеших, от Поселения скифов до Поселения гетов можно дойти за ход и приступить к его осаде. После Земли гетов — атака на Тилис, столицу Фракии, и окончательное уничтожение фракции. Если все сделать быстро, то Тилис будет нашим, если нет, то фракийцев добьют македоняне. В любом случае, война с Македонией неизбежна: они, как и мы, очень хотят получить золотые рудники Фракии и Пропонтиды.
К моменту войны будет возможность строить воинов с секирами, их для нормальных боевых действий нужно четыре-шесть отрядов в каждую армию. Отбив Тилис или нападение на него, занимаем Византию и продвигаемся в сторону южной части Балканского полуострова. Если в одном из македонских городов будет построен большой храм Артемиды, улучшающий стрелковое оружие на три единицы, — просто замечательно! Соседний город делаем кузницей военных стрелковых кадров, предварительно построив в нем священный круг Колаксая, и переобучаем в городе с храмом. Всю балканскую кампанию можно сравнить с тренировкой на мышах: за время войны с Македонией будут наняты и приобретут ценный опыт несколько элитных отрядов, а в случае особо успешного развития — целая армия. Замечательный способ подготовиться к войне с римскими фракциями.
Особо следует обратить внимание на захват Коринфа. В чьих бы он руках ни был (а скорее всего, он будет под контролем македонян), захватить его стоит ради статуи Зевса, дающей значительный прирост к лояльности во всех городах.
Примерно в одно время с нападением македонян с запада от столицы следует ожидать даков, которым тоже не сидится на месте и хочется расширить свою территорию за счет наших провинций. Основа их войска — пехота, прекрасно расстреливаемая еще на подходе, и немного лучников. Особых проблем не доставят, но силы отвлекут. Зато и провинций прибавится.
Дорога на Рим открыта! Бруты вышибаются с Балкан на удивление быстро, и у них остается только столица в Италии. В отместку они очень любят высаживать десанты возле Афин и Коринфа, но достаточно держать там гарнизоны отборных лучников по шесть-восемь отрядов. Продлится это недолго: две-три высадки — и войска у Брутов закончатся, а в одном городе быстро серьезную армию не построить. Расправившись с Брутами, можно браться за Юлиев и после захвата их городов на севере Аппенинского полуострова — на штурм Рима! После взятия Вечного города и уничтожения остатков Брутов и Юлиев можно взяться за дом Сципионов. Или сделать их своим протекторатом — за сумму, граничащую с нескромной.
Куда дальше расширять нашу империю? (Да, Рим взят, теперь уже империю!) Дело вкуса: скифским победоносным армиям уже нет достойного противника.
Звериный стиль |
Основным занятием для скифов была война, мужчины племени были организованы в группы «воинов-зверей» — своеобразные военные союзы. Ассоциация с животным понуждала воинов во время боя вести себя соответствующим образом: сражаться с врагом, как разъяренные собаки, волки, медведи. Естественно, что воинственный быт скифов не мог не отразиться и на их культуре. Для скифского искусства характерны изображения определенным образом стилизованных сильных, быстрых и чутких животных. Фигуры этих животных как бы охраняли их владельца от беды. Когти, хвосты и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы, иногда на этих местах помещали полные изображения животных. Копытные изображались с подогнутыми ногами, хищники — свернувшимися в кольцо. Нельзя назвать ни одной категории бытовых предметов, которые не стремились бы украсить кочевники, тысячи изделий из металла, дерева, бересты, кожи имели общие художественные мотивы — изображения различных животных (оленя с поджатыми ногами, свернувшегося хищника, грифа и др.) и сцены борьбы хищников или нападения хищников на копытных. |
Флот вообще нужен скифам в единственном случае — перевозить отряды по Черному морю, между поселениями скифов и гетов, Херсонесом и Танаисом, да на случай необходимости высадиться в Армении. То есть когда понадобится, тогда и нужно строить. Воевать же им — бесполезная трата денег, лучше на эти средства построить еще один сухопутный отряд.
На заметку: одна из проблем игры на высоком уровне сложности боев — невозможность управления флотом и, как следствие, трудность сделать его боеспособным из-за частых поражений. У скифов проще: нет флота — нет проблемы.
...и сражений
На заметку: скифам нельзя набирать войска где придется — в каждом городе, ориентированном на войну, должна быть отстроена священная роща Колаксая и чертоги славы. Отряд, набранный с тремя или четырьмя единицами опыта, гораздо ценнее такого же неопытного.
Через пару лет в скифской армии появятся воины с секирами, единственный доступный вид пехоты, но в бою они стоят многого. При максимальном развитии поселения для создания армии новые отряды будут создаваться сразу с четырьмя единицами опыта — это почти в полтора раза сильнее неопытного отряда. |
|
| Еще через год, после строительства площадки для обучения, можно будет нанимать отряды пеших лучников, но полезны они только при осаде и защите городов, а с остальными задачами гораздо лучше справятся конные стрелки. |
В конюшнях можно тренировать кавалерию варваров — самая обыкновенная легкая кавалерия, можно нанять один-два отряда, на первое время. |
|
| Боевые псы, как и у всех фракций, лают, пугают, кусают. Насмерть. |
Когда население одного из городов достигнет шести тысяч, можно закатывать пир по всей Скифии: вскоре на страже Родины появятся элитные подразделения, основа военной мощи государства!
Пешие отборные скифские лучники — лучшее, что может быть для защиты городов: их шквальный огонь способен выкосить половину нападающих еще на подходах к городу. |
|
| Благородные скифские лучники — не только конные стрелки, но и легкая кавалерия. Если у противника нет отрядов лучников, их одних хватит для победы, без поддержки других отрядов. А если есть, то задача только осложнится, но не станет невыполнимой. Лучший скифский отряд и один из лучших отрядов в игре, недостаток всего один — низкий показатель штурма. |
На заметку: конные лучники попадают по своей пехоте гораздо реже, видимо, потому что выше сидят. Еще один плюс для них.
Скифские аристократы, еще один элитный отряд: хорошая тяжелая конница с очень мощным штурмом, отряд первого удара, для длительного ближнего боя не очень хорош. |
|
| Немножко особняком стоят амазонки — охотницы за головами и благородные скифские лучницы, строить их можно только при святилище богини плодородия Апи, соответственно, второго и третьего уровней. Даже учитывая их достоинства — хорошую эффективность топоров охотниц против брони и большую скорость, — их наем не имеет смысла: пополнить отряд можно только в городе с таким же храмом и начальный опыт они получить не могут. Если охотниц держать в армии, то только в качестве убийц разбегающегося противника. |
А скифские лучницы, на мой взгляд, присутствуют в игре исключительно для антуража, практической пользы от них никакой. Единственное, в чем они превосходят благородных скифских лучников, — скорость, в остальном — сплошные недостатки. |
|
Первый противник, с которым доведется столкнуться, — Фракия. Конницы и лучников у них пока еще нет, есть пешие отряды фалксменов, гоплитов-ополченцев и пельтастов. Вполне хватит начальных конных лучников для борьбы с ними. Единственная проблема, которая может возникнуть, — четыре генерала в двух провинциях, нужно всеми способами избегать встречи на поле боя больше чем с одним из них. Иначе рассеют нашу стрелковую конницу и, увы, об армии придется забыть. Лучший выход — бегать недалеко от их столицы и атаковать вылезших пройтись по делам фракийских генералов. Как подойдут воины с секирами — можно брать город. Даки не сильно отличаются от фракийцев, но успеют в придачу к своей пехоте построить лучников и собак. Следующие — македоняне. Основа их армии в этот период — множество легкой копейной конницы и два вида фаланги начальных уровней. Македонские легкие копейщики обладают очень хорошим штурмом, но в ближнем бою слабы, а фаланги ходят настолько медленно, что гибнут под стрелами еще на подходе. Сложно может быть только при отсутствии своей конницы и пехоты. Состав армий остальных фракций зависит от времени, когда с ними придется столкнуться; точных советов дать нельзя, а общие — чуть ниже.
![]() |
Отряды Брутов уже бегут, вскоре дрогнут и остальные, хотя против них — горстка благородных скифских лучников. |
В начале игры будем воевать тем, что есть, конными лучниками, расстреливая отряды противника и отступая при его приближении на безопасное расстояние. Не очень динамично, если не сказать немного нудно, но регулярное появление скрещенных мечей на карте гарантировано. Кантабрийский круг использовать без надобности не стоит — отряды быстро выматываются. Если у противника есть генерал или отряд лучников, это задача для нашего генерала, но весьма вероятно, что конных лучников придется вести в рукопашную для удара в тыл генералу противника. При появлении в армии нескольких отрядов воинов с секирами эффективным станет построение в два ряда: впереди пехота, позади конные лучники. После конные лучники в армии заменятся на благородных, а по флангам их будет прикрывать кавалерия. Оптимальный набор отрядов в армии — генерал, пять-шесть отрядов пехоты, шесть-восемь отрядов благородных скифских лучников и столько же скифской аристократии.
![]() |
Стрелять уже нельзя, и сейчас конные лучники вступят в ближний бой. |
Условно противников можно разделить на тех, у кого есть конница, и у кого ее нет. Если у противника только пехота и застрельщики — великолепно, бой уже можно считать выигранным: конные лучники в передней линии двигаются на противника и держатся на дистанции стрельбы, когда строй распадется в погоне за ними, очередь за конницей. Впрочем, когда вражеские отряды готовы дрогнуть и побежать, можно и нужно атаковать их отрядами благородных скифских лучников. У противника появились лучники? Тоже не проблема: все то же самое, только при случае связать лучников ближним боем, опять-таки, можно благородными скифскими лучниками. Такая тактика позволяет уничтожать армии врага, превосходящие по численности в несколько раз. Гораздо сложнее, если у противника есть конница, и все зависит от того, как он ее использует. Если идет на пехоту в лобовую атаку — это его горе, ничто не мешает ударить ему в тыл конницей. Когда пытается обойти с флангов любым видом кавалерии — идем на перехват своей тяжелой конницей, штурма которой хватает, чтобы отряд противника побежал с поля боя; не хватит удара одного отряда — рядом есть еще два-три. После уничтожения конницы добиваем пехоту с тыла. В защите все еще проще: стоя на месте, лучники стреляют значительно точнее, так что до наших рядов дойдут далеко не все. Когда два строя сошлись в рукопашную, отменяем лучникам стрельбу по готовности и отправляем охотиться на несвязанные боем подразделения или в качестве легкой конницы на сложных участках атакуем противника с тыла.
Отдельная песня плача — штурм городов. Это тот случай, когда не хочется, а надо. Ради опыта войск и ради экономии ходов. Если стены деревянные, ворота ломаются тараном, а лучники расстреливают осажденных. С каменными стенами иначе: атаковать пехотой с осадными башнями или лестницами с двух-трех разных сторон, чтобы войска не оказались зажатыми между противником, с захватом ворот и башен. После захвата башен по лестницам на стену идут лучники. Внутри придется воевать только пехотой и пешими лучниками: конница используется в крайнем случае.
Немного истории |
Точной картины того, откуда появились скифы, не существует и, наверное, уже не появится никогда. Значительная часть информации о них исходит из «Истории» Геродота. Они пришли из степей. Скифы появились в VII веке до н.э. и завоевали значительную часть современного Ближнего Востока, а веком позже были вытеснены мидийцами в Северное Причерноморье. Их владычество в регионе продолжалось до конца III века до н.э., после чего скифы были вытеснены сарматами на территорию Крыма. На полуострове они основали новую столицу — город Неаполь скифский, недалеко от нынешнего Симферополя. Следующий их расцвет приходится на II век н.э., связанный с контролем над торговлей в регионе и землями полуострова. Еще век спустя скифское царство было уничтожено готами. Впоследствии название «скифы» утратило свой первоначальный смысл и им стали называть достаточно большую группу народов. Интересны взаимоотношения Скифии, Греции и Македонии в период, предшествующий событиям игры. С греками скифы всегда уживались с выгодой для обоих народов, согласно некоторым источникам, некоторые скифы нанимались в греческую армию, о чем свидетельствуют их изображения на вазах. Разногласия между народами появились гораздо позже, во II веке н.э., когда скифы начали оказывать давление на Херсонес в Крыму. Македоняне же, ведомые амбициями Александра, не могли удержаться от соблазна захватить северные города греков и земли скифов. В 331 г. до н.э. наместник Фракии Зопирион вторгся в эти земли, но был разбит войсками греков и скифов при попытке захватить город Ольвию. Вот и причины нелюбви фракийцев и македонян к скифам: хотели войну — ее и получат. Напоследок приведу один интересный отрывок из «Истории» Геродота о происхождении скифского народа по их собственным словам: «По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксая, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племена катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет». |