Wolfenstein
Цирк «Базука» — это то, что делал бы весь мир субботними вечерами, если бы нацисты выиграли войну. Это был Шестой рейх.
х/ф «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998)
Когда Вторая мировая уже рассмотрена в тысяче ракурсов, а однотипные боевики и стратегии давно приелись, хочется чего-нибудь свежего, нового. Ну, или как в нашем случае, хорошо забытого старого. Воевать с сексапильными нацистками, кровожадными монстрами и скелетами в форме СС куда веселее, чем в сотый раз брать Сталинград или участвовать в высадке союзников, вы не согласны?
Спустя восемь лет после побега из замка Вольфенштейн Би Джей Блажкович вновь появляется на наших мониторах. Он несколько преобразился и теперь больше напоминает бригадира из девяностых, нежели секретного агента Великобритании. Хотя, может, это конспирация такая?
Во время задания на немецком линкоре «Тирпиц» Блажкович находит удивительный медальон, который чудом спасает его от гибели. В английском отделении Управления секретных операций (УСО) агента просвещают, что вещица была символом древней секты, поклонявшейся Черному Солнцу столетия назад. Все ее члены погибли в результате катаклизма, но относительно недавно Тулийское общество возродило древние традиции и обряды. В рядах этой организации числятся высокопоставленные нацисты, а именно — сотрудники подразделения паранормальных исследований СС.
В ближайшее время Третий рейх начнет раскопки и исследования в Айзенштадте — немецком городке, который оказался единственным местом на планете, где можно добыть кристаллы, увеличивающие силу медальона. Старые знакомые из «Кружка Крейсау» готовы оказать посильную помощь в истреблении фашистов и сборе секретной информации, так что Блажковича без права на отдых и комиссионные отправляют вершить справедливость.
В Wolfenstein то и дело упоминается Черное Солнце — как некое измерение, обрести власть над которым значило бы покорить Землю. Что же это такое на самом деле, и откуда взялось подобное название?
Понятие Черного Солнца ввела в 1888 году теософ Елена Блаватская. Она говорила о единой сущности всех религий и философий мира и упоминала о «Центральном Солнце» как центре Вселенной и причине всего сущего. Понятие «Черного Света» Блаватская связывала исключительно с арийской расой и ее учениями.
Большинство людей знают о Черном Солнце как о символе фашизма, ведь оно приобрело известность во времена Третьего рейха. Понятие ввел в оборот Карл Виллигут, а немецкие ученые объясняли, что свет Черного Солнца придавал необычайные способности нордической расе, однако теперь, когда знания утеряны, его могут видеть лишь избранные, духовные личности. Таковыми считались члены правительства Третьего рейха, в частности Генрих Гиммлер.
Именно в его замке, Вевельсбурге, есть несколько изображений Черного Солнца, самое известное из которых выложено мозаикой и находится в так называемом «Зале обергруппенфюреров» в северной башне. Хотя удивляться тут на самом деле нечему, ведь Гиммлер всячески поддерживал оккультизм, а с его замком связано множество легенд, в части которых речь идет об экспериментах над людьми и попытках открыть проход в другое измерение. Также Вевельсбургу приписывают связь с Золотым Граалем и Копьем Судьбы (копьем, которым римский сотник пронзил бок Иисуса).
Ну как могли сценаристы первых частей Wolfenstein пройти мимо столь известного и загадочного места?
Однажды в оккупированном немцами городе
По традиции все плохо уже с самого начала: у немцев нашелся загадочный осведомитель, который предупредил их о прибытии Би Джея. После бойни на вокзале и феерического взрыва поезда уже не секретный агент оказывается на улицах Айзенштадта, ведомый проводником на явку «Кружка Крейсау». Ну а дальше Блажкович попадает в водоворот событий, в которых замешаны высшие чины Третьего рейха, тайное общество «Золотой рассвет» и паранормальные силы.
Би Джей выполняет задания по всему городу, носясь из одного района в другой. Айзенштадт не то чтобы поражает размерами, но впечатляет деталями: вот полуразрушенный дом, который навсегда стал могилой для десятка солдат, вот кладбище танков, а вот и хорошо охраняемый штаб СС. Тихое спокойное утро периодически разрывают звуки выстрелов: это фашисты устроили облаву или же сами угодили в засаду ополченцев.
На улицах практически никого нет, кроме вездесущих патрулей да членов «Кружка Крейсау». Мирные граждане прячутся по домам и квартирам и лишь изредка собираются в единственном уцелевшем баре — «Вороново гнездо». Но и тут с легкостью можно попасть в передрягу, ведь никогда не знаешь, чего ожидать от пьяных немецких солдат.
В некоторых районах идут ожесточенные бои: это агенты «Кружка Крейсау» пытаются выпроводить фашистов или пробиться в какое-то здание, чтобы освободить одного из своих. Не то чтобы пленник был им верным другом, просто он может проговориться под пытками, а это дорого обойдется организации.
Заброшенные дома стали убежищем для бездомных и беглецов или превратились в тайные обзорные пункты ополченцев. Почти в каждом жилище осталось что-то от предыдущих хозяев, будь то картины, одежда или драгоценности. Если посчастливится найти припрятанные деньги или золото, их всегда можно обменять на черном рынке на что-нибудь полезное: хлеб, консервы, воду или, как в случае Би Джея, на улучшение оружия.
Заботливые активисты «Кружка Крейсау» отметили торговцев на карте агента, однако далеко не всех. Некоторых можно найти в руинах домов, других — в канализации, а третьих — так и вообще под боком у фашистов. И ведь их тоже можно понять: бизнес есть бизнес.
Единственное, чем не торгуют на черном рынке, — информация. Небезопасное это дело, так можно и пулю схватить, и какая разница, чьей она будет — фашиста ли, друга ли. Легче найти нужные данные самому, главное быть внимательным, ведь записка на салфетке может оказаться тайным кодом, а указания на листе у двери вполне могут исходить от самого генерала Цетты — человека, стоящего за работой СС в Айзенштадте. Конечно, на бумагах могут быть сведения совершенного иного рода — например, планы оружия или информация о секретных исследованиях, проводимых где-нибудь в подземных лабораториях.
Хотя фашисты в городе не так давно, они уже успели развернуть грандиозные работы, и, естественно, не на виду у всех. В госпитале проводятся испытания невидимых убийц, на консервном заводе пробуют в деле новую пушку, а в недрах аэродрома строят невидимые самолеты. Где-то в подземном бункере ставят опыты над людьми, пытаясь вывести новый вид, а в это время в замке на окраине Айзенштадта генералы СС пытаются открыть портал в измерение Черного Солнца, чтобы превратить простых солдат в непобедимое войско, которое докажет всему миру, что арийская раса стоит выше всех остальных.
Часто в результате использования чужеродной энергии люди превращаются в чудовищ, не покорных никому, даже Третьему рейху. Порождения параллельного мира уничтожают на своем пути все и вся, и остановить их подчас невозможно.
Из-за нескольких подобных случаев подразделение паранормальных исследований СС было вынуждено еще больше сосредоточиться на опытах. В результате на свет появились живые мертвецы, книжники, элитные войска и тяжелая пехота. Кто-то владеет магией, кто-то быстр и практически неуязвим, кто-то способен уклоняться от пуль, а кто-то чрезвычайно силен. Но всех их объединяет одно — интеллект.
Каждый противник, от простого солдата до тяжелого пехотинца, здраво мыслит и действует в соответствии с ситуацией. Если штурмовому отряду СС удалось зажать противника в угол, они попробуют выкурить его гранатами, а затем откроют шквальный огонь. На поражение, разумеется. Если же враг Третьего рейха представляет реальную угрозу, солдаты спрячутся, чтобы перегруппироваться и снова пойти в бой.
Но иногда фашисты вынуждены бежать с поля боя. Каким бы постыдным ни было бегство от одного человека, оно может оказаться спасительным, особенно когда у одиночки в руках сверхмощное оружие, а сам он владеет потусторонними способностями и ничем не уступает прославленному генералу Цетте и известному своей жестокостью Гансу Гроссе.
Свежий взгляд
Не только верхушка Рейха пользуется энергией Черного Солнца — «Золотой рассвет» предоставил Би Джею возможность переходить в другое измерение, именуемое Тень. Это своего рода граница между нашим миром и миром Черного Солнца, в которой обитают только призраки. Попасть туда можно лишь с помощью тулийского медальона, и то ненадолго, ведь рано или поздно его заряд заканчивается.
Заряжать волшебное украшение можно в кругах Силы — этаких родниках потусторонней энергии. Каждый, кто оказывается в Тени, становится быстрее и сильнее, а если вставит в медальон дополнительные кристаллы, то обретет великое могущество. К примеру, сможет укрыться за энергетическим щитом, замедлять время или увеличивать убойность своего оружия.
Эти способности заметно разнообразят жизнь агента Блажковича, к тому же они помогают ему выжить, ведь как справиться с монстрами, превосходящими тебя во всем, даже в размерах? О каком честном бое может идти речь, когда на обычного человека нападает огромная Королева призраков? Когда нацистка с явно извращенными замашками пытается дотянуться до Би Джея кнутом? Когда генерал СС в теневом мире оказывается ужасным монстром? Нет, без способностей, дарованных медальоном, никак не справиться.
Даже самое серьезное оружие — и то построено на энергии Черного Солнца. Фотонная пушка разит фашистов испепеляющим лучом, орудие Тесла поджаривает током целые отряды, а «ляйхенфауст 44», точно великая и ужасная BFG, может свалить одним залпом кого угодно. Не хватает только кнопки, по нажатию которой нам показывался бы весь арсенал Блажковича, и мы в считанные секунды определялись бы с выбором.
Непрерывные бои
Жаль, что все это недоступно в многопользовательском режиме, хотя оно и понятно — баланс есть баланс. Wolfenstein предлагает нам три игровых режима: «Командный бой», «Задание» и «Секундомер». Первый — классическая вариация на тему «стенка на стенку». Второй потребует от одной команды выполнить какое-либо задание, вроде взрыва генераторов или похищения статуэтки. Ну а «Секундомер» — то же самое, что и «Задание», только по выполнении цели команды меняются, и побеждает та, которая справилась с приказом быстрее.
Доступны три класса бойцов — инженер, медик и солдат. Последний — танк, который отлично ладит с любым оружием и закладывает взрывчатки. Инженер может построить укрытие и создать ящик с патронами, а медик лечит себя и соратников по команде, не забывая при этом создавать аптечки.
За убийства врагов начисляются деньги, которые можно потратить на улучшение оружия и теневой способности, уникальной для каждого класса. Сделано это очень грамотно и тонко, чтобы не создать дисбаланс: новичок едва ли легко справится с ветераном, но и последний не может сразить противником выстрелом в большой палец правой ноги.
Многопользовательский режим Wolfenstein только развивается, однако там уже обитает довольно много игроков. Пока что сразиться можно на восьми картах, а участвуют в потасовке максимум двенадцать человек.
Шаг вперед
Первый патч уже доступен на многочисленных ресурсах, и мы уверены: скоро подоспеют новые обновления. К счастью, однопользовательской кампании они не нужны. Разве что будет приятно, если разработчики уберут возрождающиеся блокпосты на улицах Айзенштадта.
В остальном придираться к Wolfenstein не стоит. За долгие годы игра, конечно, изрядно изменилась, но разнообразные уровни, умные противники, захватывающие битвы и прекрасная атмосфера убеждают в том, что новый виток серии — это шаг навстречу эволюции. Что ж, будем ждать продолжения, на которое намекает ролик после финальных титров, а пока досконально изучим новое творение.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 | свобода передвижений по городу, разнообразие уровней, уйма оружия, кардинально различаю- щиеся противники, схватки с боссами | слишком частые битвы на улицах Айзенштадта со временем приедаются |
Графика 8 | красивые пейзажи, качественные эффекты, тщательно прорисованные декорации, дизайн параллельного мира | средненькая детализация персонажей |
Звук 8 | отличная музыка, множество эффектов | некоторым актерам не хватает убедительности |
Игровой мир 9 | отлично переданная атмосфера города на военном положении, неплохой сюжет | нет |
Удобство 8 | интуитивно понятное управление | контрольные точки, куча лишних кнопок |
Новизна да Интерес повторной игры да | Награда журнала | Вердикт: Формула Wolfenstein проста: старые традиции, приправленные смесью из F.E.A.R. и Call of Duty и сдобренные голливудским размахом. Новые приклю- чения Би Джея Блажковича проходятся на одном дыхании, а главное — надолго запоминаются. | Рейтинг журнала 86% |
В Wolfenstein много действа, крови, оторванных конечностей, оружия, врагов, уровней и секретов. Описать все в рамках одной статьи невозможно, но наша задача — вооружить вас информацией и снабдить ценными советами, чтобы впоследствии фрицы разбегались при одном только звуке шагов Би Джея Блажковича.
Начнем мы, как водится, с общих советов, которые помогут в любой ситуации.
В самом начале, при выборе уровня сложности, хорошенько подумайте, что вы хотите получить от игры. Как уже говорилось выше, противники очень умны, слаженно работают в команде и прекрасно знают, когда нужно спрятаться, а когда — пойти в наступление. Вероятно, оптимальный выбор — третий уровень сложности: он лишь немного отличается от второго, но ему далеко до четвертого.
Старайтесь не растрачивать патроны на рядовых солдат — одного выстрела им вполне хватит, главное, попасть в голову, горло, пах или... пятую точку. Да-да, ранение туда почему-то смертельно.
По уровням раскидано множество мешков с деньгами, золотых слитков, сундуков с драгоценностями, магических фолиантов, папок и портфелей с важными данными. Так как сбор всего этого добра добровольно-принудительный, запомните несколько простых правил, которые облегчат задачу.
Во-первых, все то, что блестит, — действительно золото. Если в углу что-то сверкает, будьте уверены, этот предмет вам необходим.
Во-вторых, если компас показывает в одну сторону, с упорством идите в другую — там обязательно что-нибудь найдется. Если не документы и не деньги, то патроны уж точно. И не забывайте проверять шкафы: солдаты Третьего рейха часто хранят в них свои сбережения.
В-третьих, пользуйтесь переходом в параллельную реальность: большинство фолиантов спрятано в стенах, а «Тень» окрашивает тайники в красный цвет.
Враги обожают закидывать Би Джея гранатами. Большинство игроков старается быстренько спрятаться или отбежать, чтобы взрывом не покалечило. Однако не все знают, что гранату можно подобрать и отправить по обратному адресу, а это — наилучший вариант из всех возможных.
Как гласит поговорка, наглость — второе счастье. Не хотите долгие минуты сидеть за ящиками? Лезьте на рожон, не забывая скакать горным козликом. От такого нахальства фашисты зачастую оборачиваются в бегство или прячутся по норам, где их легко достать.
Если закончились патроны, а перезаряжаться времени нет — бейте прикладом. Би Джею нужна пара ударов, чтобы отправить противника в вечный нокаут.
Несмотря на то, что на карте отмечен всего один торговец черного рынка, их довольно много. Некоторые прячутся в канализации, другие обитают в полуразрушенных зданиях, ну а третьих можно встретить неподалеку от фашистских баз.
Если экран окрасился в черно-белые цвета, это не значит, что пора менять видеокарту, — просто где-то рядом находится генератор, который поглощает силу медальона и не дает воспользоваться Тенью. Подобные штуковины расставлены на каждом уровне в нескольких экземплярах и нуждаются в моментальном уничтожении.
Оружие
Как настоящий герой, Би Джей таскает с собой арсенал, достойный небольшого магазинчика. Восемь стволов и гранаты — очень неплохо, особенно когда ничего бесполезного среди них нет. Однако сделать выбор в пользу того или иного оружия придется: на честно отобранные у фрицев средства Би Джей улучшает снаряжение у торговцев на черном рынке, а так как денег много не бывает, на все не хватит.
MP-40
Доступные улучшения: Компенсатор отдачи ($1000) Глушитель ($500) Барабанный магазин ($500) Крупный калибр ($2000) Доработанная нарезка ($1000) |
Немецкий пистолет-пулемет времен Второй мировой сослужит Би Джею хорошую службу. Полностью улучшенный MP-40 — идеальное оружие вплоть до конца игры. Глушитель делает его тихим, компенсатор отдачи и доработанная нарезка — чуть ли не точнее винтовки, а барабанный магазин увеличивает патроны вдвое. Ну а крупный калибр тут ни к чему: MP-40 в любом случае проигрывает по убойности автомату.
Kar-98
Доступные улучшения: Доработанная нарезка ($500) Глушитель ($500) Обойма ($1500) Крупный калибр ($1000) Снайперский прицел ($2500) Штык ($500) |
Враги страшатся одного хорошего снайпера, наверное, даже больше танковой дивизии, а превратить Kar-98 в снайперскую винтовку проще простого. Именно благодаря ей выигрывается большинство боев в Wolfenstein, так что обязательно позаботьтесь о правильном вложении средств. Глушитель позволит тихо орудовать в тылу врага, улучшенная обойма — быстрее перезаряжаться, а доработанная нарезка на первых порах заметно уменьшит отдачу. О штыке и крупном калибре даже не думайте — это лишняя трата денег.
MP-43
Доступные улучшения: Доработанная нарезка ($500) Барабанный магазин ($500) Подсумок ($750) Крупный калибр ($1500) Штурмовой прицел ($3000) Компенсатор отдачи ($1000) |
Этот немецкий автомат прослужил Третьему рейху всего три года (1943-1945), зато успел навести шороху среди врагов фюрера. Хотя бы потому, что название — обманка, придуманная Гитлером, ведь «MP» означает «пистолет-пулемет».
MP-43 становится полезным только во второй половине игры. Улучшить его надо полностью, иначе чересчур мощная отдача сведет на «нет» использование штурмового прицела. Подсумок и барабанный магазин значительно увеличат количество патронов, ну а приобретение крупного калибра сыграет роль в боях с сильными противниками и боссами.
Панцершрек
Доступные улучшения: Облегченный вариант ($1000) Бризантная взрывчатка ($500) Подсумок ($500) Ракетный стабилизатор ($500) Магазин ($2000) Кристалл наведения ($2500) |
Немецкий ручной противотанковый гранатомет хорош против толп противников (до получения более значительного оружия), против снайперов, когда патроны для винтовки закончились, и против танков и автомобилей. В остальных случаях он бесполезен, так что смысла в покупке улучшений нет.
Фламменверфер
Доступные улучшения: Улучшенная бензопомпа ($1000) Увеличенный баллон ($1000) Карбюрация ($2000) Перегрузка помпы ($500) |
Огнемет — штука эффектная, но не особо эффективная. Он годен против больших скоплений народу, но совсем не подходит для битв с сильными противниками. А следовательно, ни о каких улучшениях и речи быть не может — лишние деньги лучше вложить во что-нибудь другое.
Фотонная пушка
Доступные улучшения: Фокусирующая линза ($1500) Катализатор Тени ($500) Суперконденсатор Тени ($1000) Усилитель луча ($1000) Гибкий луч ($2000) |
Одно из самых мощных оружий агента Блажковича, которое годится и для ближнего, и для дальнего боя — лишь бы все улучшения имелись. Фотонная пушка бьет лучом, который в буквальном смысле испепеляет врагов. Одинаково хорошо как против рядовых солдат, так и против не в меру активных жертв экспериментов, так что даже и не думайте экономить.
Орудие Тесла
Доступные улучшения: Улучшенная батарея ($1000) Шаговый трансформатор ($1000) Генератор II ($500) Генератор дуги ($500) Улучшенная катушка ($2000) Индукция тока ($2000) |
Пожалуй, лучшее оружие ближнего боя. Тесла так и не успел доделать его, зато ученые Третьего рейха произвели на свет «нечто», излучающее ток в таких количествах, что запросто можно изничтожить целую армию. Чем Би Джей, собственно, и пользуется.
Полностью улучшенное орудие Тесла способно за раз свалить до десяти противников, причем не только солдат, но и книжников, и нюхачей (о них мы поговорим чуть позже).
Ляйхенфауст 44
Доступные улучшения: Преобразователь галлия ($1000) Некритовый резонатор ($1000) Рефрактор Планка ($2000) Иридиевый контейнер ($1500) |
Пусть вас не пугает название, ведь это оружие — залог успеха в любом сражении. Без него вам не одолеть финального босса; да что там — вам даже не добраться до него без полностью улучшенного «ляйхенфауста»! Что это такое? Аналог BFG из Doom, который стреляет огромными синими сгустками энергии. При попадании они либо испепеляют противников, либо подбрасывают их воздух (если это кто-то очень сильный). Еще одно свойство «ляйхенфауста» — создание антигравитационного поля, которое часто помогает открыть ворота.
Граната Mdl. 24
Доступные улучшения: Бризантная взрывчатка ($3000) Гранатный подсумок ($2000) Разрыв на осколки ($1000) |
Гранаты полезны примерно до середины игры, потом появляется мощное оружие вроде фотонной пушки, и надобность в них отпадает. Соответственно, лишние затраты ни к чему. Приобретите гранатный подсумок и сделайте гранаты разрывными, но даже не думайте покупать бризантную взрывчатку — сэкономленные три тысячи пойдут на улучшение теневых способностей.
Теневая жизнь
Выполняя задание на линкоре «Тирпиц», Би Джей чудом остался жив благодаря найденному медальону. За секунду до того, как в агента начали стрелять, невзрачная побрякушка создала энергетическое поле, отразившее пули и обратившее в прах всех, кто был на борту. По возвращении на базу Блажкович передал медальон ученым, чтобы те разобрались, что к чему.
Несколько позже на археологических раскопках, которые вели фашисты, Би Джей обнаружил идентичное украшение. Один из ученых организации «Золотой рассвет» объяснил, что медальоны принадлежат давно не существующей тулийской секте. С их помощью можно войти в так называемую Тень — нейтральное пространство между нашим миром и миром Черного Солнца.
Пребывание в Тени делает человека быстрее и сильнее, однако ненадолго: заряд медальона ограничен, и для его восстановления понадобятся Круги Силы — этакие родники потусторонней энергии.
На заметку: заряд можно пополнить из канистр с голубым веществом, а также убивая призраков в Тени. Однако последнее чревато тем, что они могут озлобиться и напасть всем скопом.
В каждый медальон можно вставить кристаллы, с помощью которых потустороннее украшение превращается в страшное оружие. В медальоне Блажковича таких аж четыре штуки, так что сейчас мы поговорим о каждом из них, а также об улучшениях, доступных на черном рынке.
Тень
Доступные улучшения:
Внутренний свет ($1500)
Теневое зрение ($2000)
Внутреннее сияние ($1500)
Гармонические колебания ($2000)
Первый кристалл Би Джей получает спустя пару минут после того, как завладеет медальоном. Именно благодаря ему агент может входить в Тень, а также пополнять запас энергии и видеть слабые места (они обозначены красным) противников.
Каждое из улучшений Тени выглядит многообещающим, однако не все они оказываются полезными. Так, например, теневое зрение, с помощью которого можно увидеть врагов сквозь стены, работает только на расстоянии два-три метра (а то и меньше), что делает его бесполезным. А хваленое скоростное восстановление энергии (при покупке гармонических колебаний) даром никому не нужно, потому что Круги Силы есть чуть ли не в каждом помещении.
Хорошей покупкой можно назвать лишь внутренний свет и внутреннее сияние, ведь они значительно увеличивают заряд медальона, а в большинстве схваток его нужно использовать по максимуму.
Щит
Доступные улучшения:
Отражающий кристалл ($1000)
Реактивный кристалл ($3000)
Энергетический щит — полезная штука, особенно когда противник превосходит вас численностью (то есть всегда). Пока Би Джей укрыт щитом, ему не страшны ни гром, ни молния, ни даже вооруженные до зубов солдаты Третьего рейха. Не возьмет даже граната, брошенная под ноги. И хотя эта способность используется не так часто, как может показаться, покупка улучшений — необходимый шаг.
Отражающий кристалл активирует функцию «Меня зовут Нео»: сначала останавливает пули, а затем отправляет их обратно. Когда в Блажковича стреляет десять-пятнадцать врагов, важно вовремя воспользоваться щитом, а дальше берете сок, чай или кофе и наблюдаете за феерическим шоу.
На заметку: периодически на крышах домов или в каких-нибудь труднодоступных местах прячутся снайперы. Для того чтобы определить их местонахождение наверняка, необходимо самому словить пулю и остаться при этом в живых. Щит для этой цели подойдет как нельзя лучше.
Реактивный кристалл действует еще круче: после его покупки каждый, кто прикоснется к щиту Би Джея, умирает. То есть если не хочется ждать, когда противники передохнут от своих же пуль, просто устройте боулинг с таким раскладом: вы — мяч, фрицы — кегли. Работает безотказно.
Усиление
Доступные улучшения:
Пронзающий кристалл ($1000)
Проникающий кристалл ($2000)
Как нетрудно догадаться, эта способность увеличивает урон, наносимый Би Джеем. Если раньше вам требовалось семь-восемь выстрелов, чтобы убить огнеметчика, то усиление позволит ограничиться двумя-тремя.
По правде говоря, нужно оно в исключительных случаях, вроде битвы с финальным боссом и нападения пяти и больше мощных существ, или для пробивания энергетических щитов — все остальное время можно прекрасно обходиться и без усиления.
Улучшения, доступные на черном рынке, — лишняя трата и без того быстро заканчивающихся средств. Пронзающий кристалл позволяет пробивать легкие укрытия, вроде ящиков и баррикад из столов, но зачем тратить тысячу долларов, когда любые деревянные предметы и так разлетаются в щепки?
Другое дело проникающий кристалл, благодаря которому и стены — не преграда. Но и тут загвоздка: использовать его разумно только в паре с покупкой теневого зрения, а ведь оно не дает подсматривать сквозь стены. Делайте выводы.
Замедление
Доступные улучшения:
Замедляющий кристалл ($1000)
Срезающий кристалл ($3000)
Пожалуй, самая полезная из всех теневых способностей. С помощью замедления времени можно легко избежать огня из станкового пулемета, ракетного обстрела и множества ловушек. Более того, если шансы выжить обратно пропорциональны количеству врагов, то единственная возможность уцелеть — включить замедление и быстренько убежать.
Торговцы черного рынка предлагают два кристалла, способных улучшить и без того отличную способность. Первый, замедляющий, практически останавливает время, что в некотором смысле развязывает вам руки. Например, дает отличный шанс перебить группу фашистов прикладом.
С покупкой срезающего кристалла жизнь изменится еще больше. Теперь каждый раз, как Блажкович активирует замедление, медальон будет выпускать энергетическую волну, которая мгновенно убивает всех противников в округе. Ну разве не прелесть?
Золотая армия
Одно из достоинств Wolfenstein — разношерстная компания противников, которых не объединяет ничего, кроме знамен, под которыми они сражаются. Солдаты СС, скелеты, гигантские уродливые монстры, нацистки, летающие гранатометчики, маги и многие другие пытаются добраться до Би Джея Блажковича. Но мы ведь этого не допустим, правда?
Пехота СС
Солдаты и офицеры СС — безжалостные, преданные Третьему рейху бойцы. Они патрулируют улицы Айзенштадта, устраивают засады и облавы и практически никогда не ходят поодиночке. На первых порах пехота будет вашим единственным противником, а впоследствии — одним из сильнейших, и не из-за хорошего вооружения, но благодаря численности и слаженным действиям.
Большинство рядовых солдат вооружено пистолетами-пулеметами MP-40, и лишь единицы — винтовками Kar. 98. Офицеры предпочитают автоматы MP-43, что делает их опасными противниками в ближнем бою. Однако в целом проблем с пехотой СС возникнуть не должно: они моментально умирают при точном попадании в голову, горло, сердце или печень, а также в пах и пятую точку. То есть фактически куда ни стрельни — все равно убьешь. Но как же без подводных камней?
Один из них — солдатская каска. Порой пуля пробивает ее, однако зачастую либо рикошетит, либо сбрасывает головной убор. Так что если хотите тихо перебить отряд врага, цельтесь преимущественно в лицо или шею, но не выше: солдат моментально среагирует на слетевшую каску и поднимет тревогу, а лишний шум нам ни к чему.
Еще одна проблема — чересчур слаженная работа в команде. Если Би Джей окружен, прорваться можно только с помощью «Замедления» или отражающего пули «Щита»: бросаться на амбразуру бессмысленно — фрицы не оценят.
Ну и самое страшное, что может произойти с Блажковичем, — это засада, все участники которой прикрыты энергетическими щитами. Пробить их можно только с помощью «Усиления», но добрую треть игры эта способность не открыта. Что делать, чтобы выжить? Убить книжника — лысого мага в темных очках.
Книжники
На археологических раскопках, которые имели отношение к Черному Солнцу, немцы нашли множество фолиантов. Командование СС обратилось за помощью к своим лучшим ученым: они должны были тщательно изучить рукописи и научиться применять знания на практике. Так появились книжники.
Это одни из самых гнусных и опасных противников. И дело вовсе не в живучести и не большой силе — книжники научились ставить энергетические щиты, отражать пули, уклоняться от выстрелов, передвигаться с огромной скоростью и кидаться энергетическими сгустками.
Они никогда не ходят поодиночке — лишь в сопровождении отряда пехоты или нюхачей (о них чуть ниже). Если вы видите, что кто-то из солдат укрыт щитом, значит, не миновать беды. Также о присутствии книжника можно узнать, если как следует прислушаться: эти персонажи несут дикую околесицу низким голосом, часто переходя на крик.
Стрелять в адептов Черного Солнца можно долго и нудно — результата не будет. Нестись на них сломя голову — тоже не лучший вариант. Лучше взять винтовку или MP-40, прицелиться и выстрелить в голову — одной пули обычно хватает. Если с точностью вы не дружите... что ж, тогда воспользуйтесь «Замедлением» и разрядите обойму пистолета-пулемета в грудь и живот книжника.
В том случае, если вы оказались в закрытом помещении с кучей солдат и одним из этих подлецов, на помощь придет орудие Тесла в паре со «Щитом» или «Замедлением».
Тяжелая пехота
Эти солдаты стали первыми, кто опробовал всю мощь энергии Черного Солнца сначала на себе, затем — на врагах Рейха. Тяжелый пехотинец вооружен фотонной пушкой и закован в тяжелую броню. Он передвигается довольно медленно, не умеет бегать, зато чертовски силен, разрушает все на своем пути (включая двери, ящики, шкафы) и может вытащить Блажковича из Тени.
Что делать, когда ни гранатомет, ни «ляйхенфауст» не в состоянии помочь? Попробуйте войти в Тень — и увидите слабые места тяжелого пехотинца: на его плечах есть два контейнера с энергией Черного Солнца, которые необходимо взорвать. Подойдет любое огнестрельное оружие — ни гранаты, ни «ляйхенфауст», ни фотонная пушка, ни даже детище Теслы тут не помогут.
Как только оба контейнера будут сломаны, на спине появится третий. Попасть в него, стоя лицом к тяжелому пехотинцу, непростая задача, поэтому включите «Замедление» и либо забегите за спину, либо подойдите сбоку. Ну а потом быстро шарахнитесь в сторону — бронированный кусок железа разлетится на много маленьких кусочков.
Инферналы
Инферналы — трупы, оживленные энергией Черного Солнца. От человека в них остался разве что облик, все остальное — нечеловеческую скорость, магические способности, бычью силу — подарил параллельный мир. Зачастую инферналы появляются из ниоткуда, иногда их призывают нацистки.
Монстры бывают двух типов — красные и зеленые. Первые метают красные сгустки энергии и вооружены пистолетом-пулеметом, зато не слишком живучи и сильны в ближнем бою. Зеленые инферналы не в пример сильнее и быстрее, да и магия у них значительно мощнее.
Как бороться? Для начала запомните: никогда, ни при каких обстоятельствах не позволяйте этим монстрам приблизиться к вам вплотную. Пара ударов когтистой рукой — и часика через два тело Блажковича будет валяться в ближайшей канаве.
Есть два проверенных способа побить инфернала. Вы можете воспользоваться либо «Усилением», либо «Замедлением». В зависимости от этого будет развиваться бой:
Если воспользоваться «Усилением», то лучше взять либо MP-40, либо MP-43 и начать беспорядочную стрельбу. Не забывайте прыгать и уклоняться от атак, и очень скоро это безобразие закончится.
«Замедление» дает чуть больше возможностей для расправы. Во-первых, оно требует меньших энергетических затрат от медальона; во-вторых, в вашем распоряжении весь арсенал, ведь теперь инфернал двигается не так быстро. Для скорой расправы отлично подойдет «панцершрек», «ляйхенфауст» или «фламменверфер».
Нюхачи
Нюхачи — нечто среднее между человеком и агрессивно настроенной обезьяной. Их вывели в результате опытов в одной из подземных лабораторий СС. Вначале нюхачи вели себя непредсказуемо, периодически набрасывались на солдат и ученых, но затем утихомирились. Они совершенно безобидны на дистанции, передвигаются довольно медленно и бьют достаточно слабо. Однако берут эти монстры совершенно другим, а именно — количеством.
В одном отряде их может быть от пяти до десяти, а если во главе идет книжник, то нюхачи могут стать реальной угрозой. Однако победить их не так уж трудно: наиболее эффективным в этом деле оказалось орудие Тесла, которое может поджарить разом весь отряд. Не нужны даже никакие теневые способности — просто чуть отойдите назад или залезьте на ящик, чтобы обеспечить себе преимущество. Ну а все остальное — дело времени.
Элитные войска
Те, кто не играл в предыдущие части Wolfenstein, будут весьма удивлены, что элитные войска СС представлены сексапильными барышнями, брюнетками и блондинками. Одолеть в поединке женщину? Оказывается, это не так уж просто.
Нацистки — прекрасные акробатки и с легкостью уклоняются от пуль на дальних дистанциях. Блондинки стреляют зелеными сгустками энергии и стараются подобраться поближе, чтобы выцарапать вам глаза (в прямом смысле). Брюнетки зачастую вооружены хлыстами и стараются сохранять среднюю дистанцию, чтобы еще параллельно отстреливаться красными энергетическими шарами. Вот и гадай после этого, кто победит в извечной войне цвета волос...
Чтобы одержать верх над элитными войсками, Блажковича лучше всего спрятать за «Щитом» и отправить в ближний бой, где на выручку придет МР-40 или МР-43 — кому что больше нравится. Также отлично подходит фотонная пушка, которая не оставляет нацисткам ни единого шанса.
Теневые убийцы
Впервые вы повстречаете этих противников в госпитале, чтобы все оставшееся до конца время оглядываться по сторонам и внимательно прислушиваться — вдруг в пустоте послышатся шаги или раздастся какой-то шорох. Что характерно, те же эмоции вызывали убийцы в F.E.A.R. 2, разве что справиться с ними было легче. Чего греха таить, наемники Третьего рейха чуть ли не точная копия врагов сержанта Бэккета, даже звуки они издают одинаковые — потрескивание тока.
Большую часть времени теневые убийцы невидимы. Они обожают подкрадываться сзади или внезапно выпрыгивать из-за угла, а где неожиданность, там и скорая победа. Убийцы вооружены двумя длинными энергетическими кинжалами, так что если Би Джей вовремя не начнет отстреливаться или не отбежит в сторону — все, хана.
Как же бороться с таким противником? Войти в Тень, а в идеале — воспользоваться «Замедлением». Дело в том, что убийцы невидимы лишь потому, что большую часть времени обитают в Тени, а значит, нужно оказаться в одном положении с ними. «Замедление» в данном случае хорошо тем, что остужает пыл врагов и дает время сделать несколько выстрелов в голову или грудь. Иногда, правда, «несколько» равняется десяти-пятнадцати, но что поделаешь?
Измененные
Эти большие ужасные твари — то, во что превратились солдаты Рейха в мире Черного Солнца. Такими назад вернулось большинство офицеров, поэтому опыты решили прекратить. Однако нескольким монстрам удалось выжить.
Невзирая на их размеры, измененные — одни из самых слабых врагов. Нет, они, конечно, очень сильные и несколькими ударами способны вбить Би Джея в пол, но вот с интеллектом и маневренностью у монстров беда. Они разгоняются, чтобы впечатать главного героя в стену, но если отойти вбок, то сами же и влетают в нее, а потом долго крутят головой и пытаются понять, где же Блажкович.
Издеваться над несчастными тварями можно часами, находя все новые объекты, в которые их можно врезать. Но если нужна быстрая победа, тут поможет «ляйхенфауст» — достаточно одного выстрела, чтобы обратить измененного в пепел.
Ракетометчики
Это единственные летающие войска в стане СС. Они быстры, они подвижны, они все время крутятся над головой и буквально засыпают ракетами. Однако, как и в предыдущем случае, не так страшен черт, как его малюют.
Чтобы одолеть ракетометчика, достаточно раз десять выстрелить в него из MP-40 или MP-43 или воспользоваться ручным гранатометом — главное, хорошо прицелиться. Ну а если патронов не так много, оглядитесь в поисках более мощного оружия: поразительное совпадение, но летающие войска появляются только там, где стоят турели или станковые пулеметы.
Огнеметчики
Одни из самых мощных противников, которых лучше держать на расстоянии. Они закованы в среднюю броню, медлительны, однако струя пламени из огнемета бьет очень далеко, так что, завидев огнеметчика, старайтесь стрелять в голову из пистолета-пулемета или автомата. А лучше бейте из фотонной пушки или «ляйхенфауста».
Боссы
Кроме среднестатистических врагов, Би Джей, естественно, столкнется с чрезвычайно сильными и опасными противниками, битвы с которыми могут затянуться надолго. Но раз уж время — деньги, а мы не хотим сорить ни тем, ни другим, нужно найти золотую середину, то есть победить без особых потерь. О том, как это сделать, сейчас и поговорим.
На диске: видеопрохождение всех боссов Wolfenstein.
Генерал Цетта
Габаритный и весьма мерзкий генерал СС — причина появления Блажковича в Айзенштадте. Английский агент считает его своей основной целью, после уничтожения которой все проблемы должны разом исчезнуть. Однако все оказывается не так просто, и генерал — не более чем пешка. Довольно сильная, впрочем.
Именно Цетта дал указание захватить город, начать раскопки и использовать энергию Черного Солнца для создания мощного оружия. Правда, он вовремя сообразил, что нельзя делиться всеми знаниями с верхушкой правительства, — нужно и на себя поработать.
Результат трудов генерала Би Джей видит моментально: толстяк порхает по полю боя, словно бабочка, перелетающая с одного цветка на другой. Что за чертовщина? Ответ находится в Тени: именно тут видна настоящая сущность Цетты — большой ползучий монстр с толстым панцирем на спине. А так как единственное уязвимое место — тот самый панцирь, то сражаться придется исключительно в Тени.
Прежде всего, не торопитесь и осмотрите арену: на ней находятся три больших круга Силы, над которыми висят генераторы — именно тут Би Джей может зарядить медальон. Однако энергией Черного Солнца активно пользуется и генерал, чтобы утолщать свой панцирь.
Наша стратегия такова: сбить броню со спины монстра, дождаться, когда он встанет в круг Силы и активирует генератор, а потом расстрелять машину, например, из MP-43. И так три раза. Единственная проблема — коронная атака Цетты: от его тела расходится круг смертоносной энергии; два попадания — и Блажкович труп. Но выход есть, и довольно простой: если ударная волна направлена в голову или торс, нужно присесть; если генерал пытается бить по ногам — подпрыгнуть.
Когда все три генератора взорвутся, Цетта станет беззащитным, и тут уж не пожалейте патронов, чтобы добить его. Ну а когда дело сделано, пора бежать с консервного завода, ведь все начинает рушиться.
Королева призраков
Доигравшись с Черным Солнцем, генерал Тотенкопф и его помощник Ганс призвали на крышу замка громадное чудовище — Королеву призраков. Это похожее на гигантского паука создание настроено решительно, так что Би Джей усаживается в турель и начинает стрелять.
А делать это нужно безостановочно, ни в коем случае не подпуская монстра к Блажковичу, иначе он погибнет после первой же атаки. После определенного количества поглощенного свинца Королева упадет и откроет свое уязвимое место — брюхо. С каждой стороны у нее находится по два кокона, которые необходимо уничтожить.
Как только один из них взорвется, Королева исчезнет в Тени, а на смену придут либо агрессивные призраки, либо не менее агрессивные жуки. Важно не проморгать ни одного из них, ведь будет обидно погибнуть от какой-то мелкой твари. Когда волна монстров иссякнет, противница покажется вновь, но ее появление ознаменует поломку турели, так что придется бежать к соседней.
Сделать это непросто, потому что Королева разбрасывает по земле мины, которые можно увидеть в Тени. Самое время воспользоваться «Замедлением» и, обходя опасные участки, сесть в турель. Проделывать вышеперечисленное нужно до тех пор, пока все четыре присоски не взорвутся и не откроется портал в измерение Черного Солнца, куда затянет Королеву, а также Би Джея, правда, ненадолго.
Уже через пару секунд секретный агент окажется на мосту, ведущем из замка. Но перед самыми воротами Королева появится вновь, чтобы дать решающий бой. Чтобы одолеть монстра, нужно двигаться назад, активно стреляя из «ляйхенфауста». Через некоторое время чудовище телепортируется за спину Блажковичу, а словив еще пару энергетических сгустков, вернется обратно на мост, где и уляжется помирать. Грех не помочь ей в этом деле: надо подойти и заложить взрывчатку на голове Королевы. Спустя несколько томительных секунд тварь разорвет на мелкие кусочки.
Ганс Гроссе
Ганс — правая рука генерала Тотенкопфа. Это накачанный двухметровый бритоголовый фриц, который больше всего любит убивать. Блажкович уже сталкивался с ним в баре «Вороново гнездо», но не стал лезть в драку, чтобы не сорвать операцию под прикрытием.
Что ж, теперь у него появился второй шанс. Правда, действие разворачивается не в уютном тихом заведении, а в измерении Черного Солнца. Да и Ганс заметно изменился: он облачен в тяжелую броню, держит в руках два пулемета с подствольными гранатометами, и у него появился тулийский медальон — точь-в-точь как у Би Джея, даже кристаллы те же.
Назвать грядущий поединок равным язык не поворачивается. Схватка поделена на три этапа. Задача каждого — лишить Ганса одной из его способностей, то есть избавить от «Щита», «Замедления» и «Усиления», причем именно в этой последовательности.
Первый бой проходит на арене с двумя рядами крутящихся колонн, на каждой из которых находится по одному кругу Силы. В центре стоит Ганс, окруженный энергетическим щитом. Пробить его можно только при помощи «Усиления», а стрелять лучше из самого мощного оружия — «ляйхенфауста». Каждый раз, когда вы нанесете немцу ощутимый урон, он будет присаживаться на корточки, а затем взрывать одну из колонн.
Тактика здесь нужна следующая: включили «Усиление», дважды выстрелили из «ляйхенфауста», выключили способность и спрятались за одной из колонн. Запас энергии пополняется мгновенно, однако источник сразу же иссякает, так что для полной зарядки нужно подбежать к двум колоннам. Так как они все время двигаются, бегайте и старайтесь подольше задержаться в укрытии, чтобы не попасть под раздачу и восстановить здоровье.
Как только заряд медальона пополнится, снова включайте «Усиление» и дважды стреляйте — от злости Ганс разрушит еще одну колонну. Быстро бегите в укрытие, восстановите здоровье и идите в лобовую атаку. Один-два выстрела из «ляйхенфауста», и здоровяк упадет на колени, а Би Джей тем временем разрушит один из его кристаллов.
После этого платформа деформируется, превратившись в лабиринт с зеркальным полом. Это самая сложная часть схватки, ведь теперь Ганс активно использует «Замедление» и двигается с огромной скоростью. Он с легкостью может пробежать мимо Блажковича и расстрелять его. Чтобы уравнять возможности, вы тоже должны пользоваться «Замедлением», а при виде Ганса — открывать прицельный огонь из «ляйхенфауста».
Когда вы нанесете ему серьезный урон, он взлетит в воздух и начнет ракетный обстрел. Бегите по лабиринту и спрячьтесь под одним из крутящихся механизмов — так вы убьете двух зайцев одним выстрелом: и от ракет спасетесь, и заряд медальона пополните, ведь под каждый механизмом находится круг Силы.
Очень скоро обстрел закончится, и Ганс спустится вниз — обратите внимание на то, куда он приземлится. Дальше включайте «Замедление» и вновь палите из «ляйхенфауста». Еще один взлет в небо и игра в прятки, еще один обстрел — и фриц снова окажется на коленях. Подойдите к нему и уничтожьте очередной кристалл.
Раздастся взрыв, и Блажковича сбросит с горы вниз — да-да, оказывается, там что-то есть. А именно — тент со снаряжением. Хватайте патроны и бегите вверх по узенькой дорожке. Ганс притаился на скале слева и стреляет ракетами. Убить его вы никак не сможете, да и «Щит» не спасет: самое верное — вооружиться MP-43 и взрывать ракеты еще в воздухе. Добежав до конца, Би Джей встанет в круг Силы, который поднимет его на верхнюю платформу, а также восстановит энергию медальона. Видите каменный мост наверху, рядом с тем местом, где прячется Ганс? Стрельните по нему из «ляйхенфауста», и фриц поспешно ретируется.
Продолжайте путь и через пару секунд увидите немца, стоящего на платформе справа. Включайте «Усиление», берите МР-43 и палите до тех пор, пока он не улетит. Через пару метров вы увидите небольшое ущелье, которое заканчивается теневой лестницей. Там вас поджидают нюхачи, много нюхачей. Поэтому заранее вооружитесь детищем Теслы и, как только вскарабкаетесь, стреляйте. При этом желательно прорваться на уступ чуть дальше — туда монстры никак не залезут, а ведь будет еще несколько волн.
Как только орда уродцев передохнет, снова выбирайте МР-43 и активируйте «Усиление» — Ганс находится на скале справа. Несколько выстрелов — и он опять улетит, чтобы приземлиться в конце дороги, по которой вы уйдете. По неосмотрительности он встал у самого края — объясните ему, что это было глупо, сбросив вниз.
Что ж, теперь можно спокойно подняться и с чистой совестью разрушить машину Тотенкопфа. Но не судьба: Ганс, оказывается, не разбился, и теперь он стоит на краю спускающейся вниз платформы, вопя что-то о расплате. Пока он едет вниз, воспользуйтесь «Усилением» и МР-43, а потом убегайте, пока не найдете круг Силы, чтобы пополнить заряд медальона. Фриц все время будет позади, так что постарайтесь спрятаться за какой-нибудь стеной и дважды стрельните в него из «ляйхенфауста». Он вновь на коленях, и Блажкович уничтожает последний кристалл, а вместе с ним и великого Ганса Гроссе...
Поздравляю с прохождением игры!
Назад