Ночь, ливень, тьма. Доносится собачий лай и резкие окрики фашистов. Идет погоня, и кто-то определенно скоро умрет — уйти еще не удавалось никому. Но откуда бежит неведомый обреченный? Уж не из зловещего ли замка, в окнах которого мерцает свет? Скорее всего... Но что он забыл в Вольфенштейне?
Об этом месте ходит множество слухов. Одни говорят, там проводят эксперименты над людьми. Другие утверждают, что собственными глазами видели за мутными стеклами огромные нечеловеческие тени. Третьи уверены, что в стенах крепости практикуют черную магию... Впрочем, знаете, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать небылицу, благо практически любую игру серии Wolfenstein можно найти на прилавках магазинов.
Однако к фашистскому замку мы вернемся чуть позже. А сейчас послушайте о его старшем брате, который стал прототипом знаменитого Вольфенштейна...
Вевельсбург находится в Германии, южнее города Падерборн. Его построили в начале XVII века по приказу архиепископов Падерборнских — им нужна была вторая резиденция. Правда, назвали замок почему-то в честь одного из его следующих владельцев — рыцаря-разбойника Вевеля фон Бюрена.
Репутация у этого места откровенно жутенькая. Считается, что на протяжении XVII века в стенах Вевельсбурга тысячи пленников, которых обвиняли в ереси и колдовстве, были запытаны до смерти. Во время Семилетней войны нижние и подвальные комнаты превратили в тюрьму: клетки и камеры, которые находились в западной башне, простояли там вплоть до 1802 года.
Вевельсбург неоднократно разрушали и захватывали. В период Тридцатилетней войны замок пал под натиском шведской армии, и его удалось отстроить только благодаря князю-архиепископу Теодору-Адольфу фон дер Рекке. А в 1815 году, когда Вевельсбургом владела Пруссия, в северную башню ударила молния. Начался пожар, после которого уцелели лишь наружные стены.
Необычная покупка
В январе 1933 года, во время предвыборной избирательной кампании Гитлера, Генрих Гиммлер входил в состав делегации, которая путешествовала по Вестфалии, «земле Германа и Видукинда», как ее называли. Известный своей жесткостью Гиммлер с детства увлекался историями о рыцарях и всем, что с ними связано. То ли поездка через Тевтобургский лес и ночлег в замке Гревенбург пробудили в нем детские воспоминания, то ли он все продумал заранее — однако по возвращении Гиммлер всерьез задумался о покупке какого-нибудь старинного замка для СС.
В течение года он посетил еще две средневековых крепости, но они не произвели на него должного впечатления. Лишь в ноябре 1933 года Гиммлер нашел то, что искал. При виде Вевельсбурга он переменился в настроении и пришел в крайнее волнение — настолько ему понравился замок. Уже в августе 1934 года последний был передан в распоряжение СС за мизерную плату.
Кто или что обратил внимание Гиммлера на Вевельсбург? Существует несколько различных версий — по одной из них покупка была связана с его интересом к ордену иезуитов, а также к Тевтонскому ордену рыцарей. Дескать, треугольный замок отлично подошел бы для создания мощной крепости.
Другая версия имеет отношение к богатой истории Вевельсбурга. На этом месте в 782 году Видукинд Саксонский, вождь саксов, дал бой армии Карла Великого и победил франков. Здесь же римляне под командованием Публия Квинтилия Вара разбили лагерь, чтобы сразиться с германскими борцами за свободу и независимость. Но армия и ее предводитель полегли в битве в Тевтобургском лесу.
Недалеко от Вевельсбурга находится лесное святилище Экстернштайне, с древних времен привлекающее паломников со всего мира. В скалах Экстернштайне высечено множество исторических и святых барельефов, а возле самой вершины притаилась небольшая молельня, подобраться к которой не так уж и просто.
Наибольший же интерес представляет версия, тесно связанная с Карлом Вилигутом. Он был главой отдела СС по изучению ранней истории, а также сотрудничал с организацией «Аненербе». Именно Вилигут вдохнул жизнь в легенду о «Последней битве у березы», в которой армия Запада должна была схлестнуться с армией Востока.
Вилигут не только был членом СС, но и активно сотрудничал с одной из самых загадочных организаций фашистской Германии — «Аненербе». «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков» не только занималось постижением традиций и верований предков, но и проводило опыты над людьми, далекие от «всего самого светлого».
Карл Вилигут проводил раскопки в Вевельсбурге, в районе северной и юго-западной башен замка. Причиной для них стало «видение» исследователя, однако, судя по всему, духи послали ему ложный сигнал. В дальнейшем Вилигут участвовал в раскопках на холме Мург в Черном лесу (недалеко от Баден-Бадена) и в Экстернштайне.
Будучи неоязычником, Вилигут ввел понятие ирминизма. Он полагал, что это была истинная германская религия и, вместе с тем, одна из древнейших. По его мнению, Библия была написана предками германцев и посвящена богу по имени Крист, но текст украли и подделали христиане, масоны и иудеи. Надо полагать, разом.
Вилигут также считал себя потомком древних святых и утверждал, что может общаться с духами. Они-де рассказали ему о том, какой Земля была тысячи лет назад, когда ее населяли гиганты, гномы и прочие мифологические существа. Звучит все это в лучшем случае фантастично и является порождением явно нездорового разума.
Гиммлер всерьез предполагал, что страны Востока могут напасть на Европу, так что Вилигут обрел в нем союзника. По легенде в жестоком бою победят белокурые, голубоглазые арийцы, которые встретят врага в несокрушимом бастионе. По мнению Вилигута, оплотом человечества в будущей схватке должен был стать Вевельсбург.
Возможно, именно поэтому Гиммлер всерьез принялся за реконструкцию замка, на которую только за первый год ушло около пятнадцати миллионов марок. Всего Гитлер выделил на восстановление двести пятьдесят миллионов марок: работы должны были закончиться в начале шестидесятых годов.
Однако Гиммлер хотел не только отстроить замок, но и превратить его в мощную крепость. Было решено переселить жителей всех окрестных деревень, а сами поселки сравнять с землей. На их месте должен был вырасти грандиозный комплекс, в стенах которого находились бы не только новые башни и дворцы, но и, например, аэродром. В планах значилось создание мощной внутренней инфраструктуры: Гиммлер хотел, чтобы в Вевельсбурге были собственные водохранилище и электростанция, а от самого замка отходили несколько подъездов к ближайшей автостраде. Судя по сохранившимся чертежам, планировалась нечто куда большее по размеру, нежели Ватикан.
К счастью, «перестройке» не суждено было случиться, однако в окрестностях Вевельсбурга по приказу Гиммлера успели построить концентрационный лагерь Нидерхаген. Заключенных использовали в качестве бесплатной рабочей силы во время реконструкции замка. Из четырех тысяч военнопленных от усталости, жестокого обращения и проблем со здоровьем скончалось более тысячи двухсот. Еще пятьдесят шесть были расстреляны.
Развитие замка
Ради поставленной цели Гиммлер шел на любые жертвы, человеческие жизни значили для него крайне мало. Если уж он собирался сделать Вевельсбург центром мира после победы фашистской Германии над войсками союзников, то стоило привести замок в должный вид...
Чем он, собственно, и занялся, разослав своих эмиссаров по всей Европе. Они грабили музеи и частных коллекционеров, отбирали лучшие экспонаты и переправляли их в Вевельсбург. Каждая из комнат получила свое собственное оформление, состоящее из подлинных предметов разных эпох: картин, скульптур, мечей, щитов, доспехов, драгоценностей и одежды, которая принадлежала известным историческим личностям. Комнаты представляли собой иллюстрацию традиций, образа жизни, свершений и верований арийцев.
Когда в Вевельсбурге проходили встречи высших чинов СС, те каждый раз получали новые апартаменты. Гиммлер считал, что это поможет им пропитаться духом эпохи, стать ближе к истории и религии своей нации. Только сам он никогда не менял комнату и никому не позволял заходить в нее, когда его не было на месте.
Его личные апартаменты были оформлены в честь Генриха I Птицелова. Это был любимый исторический персонаж Гиммлера, с которым он всерьез отождествлял себя. По некоторым сведениям, Гиммлер верил в реинкарнацию и считал, что он и есть знаменитый король.
Вскоре в Вевельсбурге появился музей арийской культуры, одним из главных экспонатов которого считалось копье Судьбы, или копье Лонгина. Этой пикой римский сотник якобы пронзил бок Иисуса Христа, распятого на кресте. Откуда бы ему там взяться? По слухам, Гитлер в так называемый «венский период» приказал вывезти его из Вены в Нюрнберг (Святое копье было одним из атрибутов императорской власти). Гиммлер же успел сделать копию и отправил ее в Вевельсбург.
Некоторые ученые полагают, что именно копье Судьбы можно увидеть в планах крепости. Правда, это скорее домыслы и догадки, нежели факты, ведь ни в заметках архитектора Вевельсбурга, ни в заметках Гиммлера ничего не говорится о копье, а ученые «Аненербе» и вовсе полагают, что императорская атрибутика никак не связана с германскими символами господства.
Приписывают Вевельсбургу и связь с другим знаменитым артефактом — Святым Граалем. Кое-кто уверен, что Гиммлер знал легенду о перерождении арийцев, в которой говорилось, что если кровь Христову налить в чашу Грааля и ею снова капнуть на копье Судьбы, то возникнет новая арийская раса. Другой вопрос, существовала ли вообще такая легенда? Никаких доказательств тому нет. Скорее всего это мистификация.
Искал ли Гиммлер Грааль? Возможно. Наверняка не просто так он в 1933 году вызвал в свой штаб Отто Рана — самого известного знатока истории Грааля в Германии. Ран написал книгу «Крестовый поход против Грааля», в которой показывал артефакт как «камень света», который относился к ереси катаров.
Это интересно: имя Рана также связывают с легендарной деревушкой Ренн-ле-Шато и церковью Марии Магдалины.
Гиммлера впечатлило это произведение, и Рана приняли в «Аненербе». С этого момента фашистская Германия финансировал все его поиски и исследования, которые в итоге ни к чему не привели. В 1936 году Рана приняли в СС, где он получил звание унтершарфюрера (командующего группой солдат от семи до пятнадцати человек). Летом он уехал в Исландию, а по приезду командование направило его в концлагерь Дахау. В 1938 году Ран подал рапорт об увольнении.
Тайны Вевельсбурга
Помимо музея арийской культуры, в замке находилась школа идеологической подготовки эсэсовцев. Вскоре ее убрали, и Вевельсбург превратился в штаб Гиммлера и место, куда были вхожи только высшие чины СС. Что любопытно, Гитлер никогда не бывал в крепости — несмотря на то, что выделил на ее реконструкцию колоссальные деньги.
Самым важным местом во всем Вевельсбурге считается северная башня. Здесь находится «Зал обергруппенфюреров», или «Зал баронов», как его называют некоторые. Над входом выгравирована надпись «Domus mea domus orationis vocabitur», которая переводится как «Дом мой наречется домом молитвы». Это фраза одного из великих библейских пророков — пророка Исайи. Возможно, эти слова появились задолго до того, как замок перешел в ведение Гиммлера, ведь под «Залом обергруппенфюреров» раньше находилась молельня.
Здесь двенадцать колон, двенадцать дверей и двенадцать ниш для окон, а на полу посередине — рисунок двенадцатиконечной свастики, или «Черного солнца». Комнату не успели отреставрировать до конца, однако ходили слухи, что Гиммлер собирался сделать двенадцать геральдических эмблем по всему залу.
Почему именно двенадцать? Генерал СС Карл Вольф вспоминал, что Гиммлер обожал мистификации и обыгрывал все так, словно он был королем Артуром, а начальники отделов СС — рыцарями Круглого стола. И тех и других было ровно двенадцать.
Святилище высших фашистских чинов находится под «Залом обергруппенфюреров». Это склеп, в котором проводились различные оккультные ритуалы, из которых достоверно известно лишь об одном — «крещении кровью». Здесь же наверняка должны были отпевать высших чинов СС.
На полу находится небольшое углубление, похожее на каменную купель. Внутри нее свастика, вокруг — двенадцать пьедесталов. По одной из версий, в случае смерти одного из членов «Черного ордена» (так называли верхушку СС) его герб должны были сжечь в этом углублении, поместить в урну и поставить на один из пьедесталов. В середине склепа находятся трубы для подачи природного газа, что может значить только одно: Гиммлер хотел, чтобы в этом месте горел вечный огонь.
Это интересно: и склеп, и «Зал обергруппенфюреров» задуманы так, что, в какой бы его части вы ни находились, как бы тихо вы ни говорили, ваш голос все равно будет хорошо слышен. Наибольший эффект достигается, если встать в углубление или на мозаику Черного солнца и что-нибудь прошептать. Возможно, Гиммлер приказал сделать такую акустику, чтобы никто не общался за его спиной во время собрания.
По слухам, в этом же склепе Гиммлер складывал кольца «Мертвая голова», чьи владельцы были убиты во время войны. Это были серебряные кольца, на которых находились череп с костями, свастика, руна «хагалаз» (символ братства) и две руны «совило» (символ победы). На внутренней стороне было выгравировано имя владельца, фамилия, дата вручения, подпись Гиммлера и аббревиатура «S Lb», которую можно расшифровать как «Его любимцу». Такие кольца получали только лучшие из эсэсовцев. Дизайн был придуман Гиммлером и Вилигутом. Украшение носилось на безымянном пальце левой руки черепом к себе.
Новое начало
Вплоть до 1945 года в Вевельсбурге проходили собрания глав СС. Но когда Гиммлер понял, что победы не будет, он приказал вывезти из замка все ценные экспонаты (по слухам, копию копья Лонгина он прихватил с собой) и взорвать его.
Так как с взрывчаткой были проблемы, люди Гиммлера заложили противотанковые мины в юго-восточной башне и в еще паре мест. Вевельсбург загорелся и продолжал гореть, когда в округе появилась третья пехотная дивизия США. Американские солдаты вовсе не собирались тушить пожар и ждали, пока он сам не потухнет.
На протяжении 1948-1949 годов велась реконструкция замка, после чего его превратили в музей и, одновременно, молодежную турбазу. Сейчас она одна из самых больших в Германии и насчитывает двести четыре места. На месте концлагеря Нидерхаген в 2000 году установили памятник.
Современная интерпретация
Там где что-то заканчивается, обязательно берет начало что-то новое. Так и с замком Вольфенштейн из знаменитой серии. В чем его сходство с Вевельсбургом? Что позаимствовали разработчики для классических игр?
Внешне фашистская крепость нисколько не похожа на треугольный замок в Падерборне, зато имеет явное сходство с планами перестройки Вевельсбурга. Что в Return to Castle Wolfenstein, что в Wolfenstein перед нами предстает массивное сооружение, окруженное стеной и множеством башен. Внутри — собственно замок, здания поменьше, дворики и даже мосты. Почти все это есть в заметках архитектора.
Имена нескольких злодеев перекочевали прямиком из истории СС. Так, например, создателя суперсолдат в Return to Castle Wolfenstein зовут Тотенкопф (Totenkopf). Переводится это как «Мертвая голова». Ничего не напоминает? Другим противником в этой же игре стал Генрих I Птицелов. Вряд ли это совпадение.
Наконец, в серии Wolfenstein большую роль играют опыты над людьми и выведение подконтрольных воле создателей страшных монстров. С Вевельсбургом это вряд ли связано, зато в «Аненербе» опыты над людьми ставили вовсю. А по слухам, и не только там, но и в некоторых концлагерях — например, в Дахау.
Параллельный мир «Черное солнце» из Wolfenstein, скорее всего, навеян именно двенадцатиконечной свастикой в «Зале обергруппенфюреров», а также книгой 1991 года «Черное солнце Ташилумпо» (Die Schwarze Sonne von Tashi Lhunpo), в которой впервые связываются «Черное солнце» и Вевельсбург. На обложку даже поместили фотографию «Зала баронов» с мозаикой на переднем плане.