КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ДУЭЛЬНЫЙ КЛУБ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№1 (98) январь 2010
вид для печати

Эадор. Сотворение

Жанр:
Разработчик:
Artifactorium
Издатель:
Artifactorium
Системные требования:
Не заявлены, но думаю, что вам хватит!
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
за одним компьютером
Рейтинг: 84%

Эту игру не ждали. Она пришла из ниоткуда, сразу завоевав сердца, дни и ночи любителей пошаговых стратегий. «Штука заразная, предупреждаю сразу», — именно с такими наставлениями мы рассказывали друзьям о мире астрала и плавающих в нем Осколков.

Обойти Эадор в Дуэльном клубе было бы непростительно. Сперва пугала затянутость больших карт, настораживало отсутствие сетевой игры, но все это меркло перед сотнями зданий, отрядов, провинций и случайных событий. Где еще вы найдете такое? Как не испытать этот мир в сражении против живого противника?

Отбросив сомнения, мы сели играть. Александр обязался нести знамя света, а Сергей — тьмы. Мы условились не брать войска противоположной стороны, но сможем ли остаться верными выбору? Ведь доброта и злоба проявляются не только в «карме» бойцов, но и в ежедневных поступках! Что лучше — спасти рабочих или горящую лесопилку? Простить взяточника или посадить его на кол? Заработать сотню монет или выпустить единорога? Мы сами еще этого не знаем.

Дуэлянты об игре

Александр Яковенко

Программист, журналист. Обожает разбираться с новинками, особенно если они непривычные, оригинальные и просто странные. Интерес возрастает вдвое, если дело касается пошаговых стратегий, — ведь ему до сих пор снится первая «Цивилизация».

Год рождения: 1981

Образование: системное программирование

Игровой стаж: 20 лет

Коротко об игре

«Эадор» взял лучшее от Heroes of Might and Magic, но ощущения от игры совсем другие. В «Героях» слишком легко было высчитать оптимальное решение, общая стратегия подчинялась математике. Здесь же нередко приходится измерять в золоте добрые поступки, риск, собственные слова. Все это делает игру очень живой.

В то же время мой опыт в «Эадоре» ограничивается однопользовательскими режимами. Насколько вообще игра приспособлена для борьбы между людьми?

Сергей Зверев

Переводчик, преподаватель, журналист. Играет во все, что видит. Особенно любит пошаговые стратегии, ролевые и карточные игры. Взращен на X-Com и Icewind Dale II. Азарт и эмоциональность часто приводят его к проигрышу, но временами, наоборот, помогают.

Год рождения: 1975

Образование: иностранные языки

Игровой стаж: 21 год

Коротко об игре

Когда мы в последний раз видели пошаговую стратегию такого уровня глубины? И чтобы не далекий космос и надоевшие лазеры, а мечи, герои и магия...

В голову приходит лишь 2003 год и Age of Wonders. Но «Эадор» затягивает гораздо сильнее, интригует массой неизвестного и чем-то напоминает игры прошлого. Те, к которым не прилагались огромные PDF-ки с подробными разъяснениями, и сами они не подыгрывали игрокам, а, наоборот, сопротивлялись изо всех сил. Кому-то это может показаться недостатком, но лично меня влюбило в игру с первых же часов.

Бой 1. Копьем в бубен

Люк: Темная сторона сильнее?

Йода: Нет. Быстрее, проще, соблазнительней.

х/ф «Звездные войны: Империя наносит ответный удар»

Зверев: Моя эадоровская жизнь начинается в болотной локации — подходящее место для сил зла. И ведь правда — добрые лекари поселились бы в светлых горницах, порядочные мечники в каменных замках. А нас, значит, со всей нашей вселенской злобой, темной стороной силы и прочими нехорошестями — туда, в болото.

Яковенко: Добрые дела очень ценны! В том смысле, что цена у них высокая. Если в начале боя выбрать гуманный путь, то гарантированы проблемы с экономикой. Предчувствую, основной статьей доходов станут трофеи, так что и героя выберу под стать — простого и надежного, как его же меч, воина. Геноцид зомби и скелетов — это ведь благая стратегия, верно?

Болотная вонь

Зверев: Первая провинция скоро покорится шаманским бубнам!
Яковенко: Против ополченцев герой выходит почти в одиночку.

Зверев: Карта маленькая, лечиться сложно, прочных «танков» нет. Решение напрашивается само собой — агрессия, толпа, клади своих, прошибай чужих. Первый козырь у злых — шаманы. Дешевые, максимальный урон с дистанции для войск первого ранга, да еще и проклинают! Из недостатков — умирают от одного чиха и требуют кристаллов как для найма, так и для содержания. Выводы? Шаманов нам нужно много, чтобы враги просто не успевали подойти. Решение? Нанять героя-командира в надежде быстро развить командование и сколотить большую и дешевую армию, которая снесет все на нашем пути.

Что это за сброд — пращники, ополченцы... Кого вы мне дали? Свеженанятый командир сил зла Дагалор брезгливо морщится. Что это за вонючие болота на краю земли, что это за забытая дьяволом деревня, где я, кто все эти люди?

Сейчас мы тут наведем порядок. Выгнать их и нанять... Нет, погодите, это слишком по-доброму! Начнем постройку тотема, а тем временем разменяем этих неудачников в сражениях. Будет от них хоть какая-то польза.

Первые бои проходят как по маслу. Стартовые войска постигает участь пушечного мяса, я получаю единичку к «командованию», строю лагерь варваров — и неожиданно армия обретает симпатичные очертания. Три шамана, командир и два варвара. Вперед, злодеи! Черт, вас же еще лечить как-то надо. Придется плюнуть на принципы и построить святилище... Фу, какое же противное слово, но нам нужна магия лечения. Возводим храм и затариваемся тремя заклинаниями. Так, ну, держитесь все! Пора выбираться из этих болот.

Яковенко: Скромный размер карты предвещает близкую встречу со Зверевым. Времени на раскачку нет, так что нужно с первого же хода набирать опыт. Тут-то воин по имени Ралкор и пригодится!

Зверев: Белая магия на службе у тьмы.
Зверев: Степь, холмы, болота — все в хозяйстве пригодится!

Наш первый принцип — экономить золото в дебюте. Поэтому план на игру таков: против монстров наймем дешевую армию, предназначенную для уверенных, но не слишком красивых побед. Даже ополченцы сгодятся. А вот для настоящего врага мы приготовим вариант куда более атакующий, способный и в защите постоять, и оперативно напасть.

То же касается и магии. Для монстров мы запасем «магические искры»: легкие ударные заклинания не сложнее удара топором. А вот против человека они бесполезны, в нужный момент их место в магической книге займут «лечение» и «волшебная броня».

Куда же закинула нас судьба? Северо-запад карты, вокруг болота и леса, рядом парочка деревень, какое-то море на западе. Неужто Питер?!

А вот и первая схватка в ближайшей трясине! Болотные твари злобно сопротивлялись. Ралкор еле ноги унес, бойцы не выжили! Впредь буду осторожнее, стану тщательно выбирать врага. Пока же время для захвата ближайших провинций.

Новые хозяева

Зверев: Соседние провинции покоряются одна за другой. Зло шагает по осколку, и ему это нравится! Местные детишки весело пляшут вокруг тотемов, жуют дивные грибы, бьют в бубны, путешествуют в астрале, а в свободное время швыряются друг в друга боевыми топорами. Вот оно — полезное шаманье влияние!

Яковенко: Дикие табуны вытащат экономику из болота.
Зверев: Стрелки на холмах — главная проблема современного шаманизма.

Тем временем Дагалор получает еще единичку командования и развивает экономические навыки. Зачем платить войскам больше, если можно меньше? А сэкономленные деньги пустим на развитие столицы — всем планам план. А где-то там, на севере, добренькие людишки пусть переплачивают втридорога... Они поймут, как ошибались, кода познакомятся с нашей армией поближе. «Все товары по пять кристаллов!», «Найми двух шаманов, третий — бесплатно!», «Преимущество варвара — его цена!» Так и победим.

На заметку: преимущества шаманов перед лучниками резко проявляются в начальных боях со скелетами. Они практически неуязвимы для стрел, но магические выстрелы сносят их на раз-два.

Глухомань, Болота слез — все эти жалкие провинции вокруг темного замка падают под моим натиском. Я несу им процветание и новый порядок! В степях возводятся мельницы. Их ветряки поскрипывают под мрачным солнцем Эадора, принося в казну дополнительное золото, приближая мою мечту — владеть всеми и всем.

Искатель приключений Вольный Стрелок просит денег, обещая принести ценные трофеи после исследования храма. «Выделить 80 золотых монет и 20 кристаллов», — пишу я кровью невинных на белом листе... Мошенник ускользает с моими деньгами. Ищи-свищи. «Какой молодец, прям как я в молодости», — ностальгическая улыбка расплывается на хмуром лице Дагалора.

Командир достигает четвертого уровня, и в армии уже восемь человек. Но люди ли это? Да какая разница. Я рвусь на север, чувствуя до боли знакомое присутствие светлых сил... Какой-то лесок... теперь мой лесок. А что там за лесом?

Яковенко: В Эадоре у каждого героя есть выбор — идти войной на соседние провинции или исследовать собственные. Первый вариант означает постоянный, но скромный доход, во втором случае мы сразу получаем большой приз.

Вообще-то много денег сразу лучше, чем мало и потом. К тому же у «добрых» войск, то есть владельцев положительной кармы, зарплата намного выше. Видимо, надбавка за невредность. Короче говоря, деньги в казне не помешают.

Яковенко: Половинчики предложили сделку, но ответ им не понравится.
Яковенко: Пикинеры хороши в защите, ведь всегда бьют первыми.

Несмотря на инстинкт, выбираю «мало и потом». Во-первых, соседей рано или поздно придется завоевывать. Во-вторых, этот путь легче планировать в зависимости от собственных сил, то есть он безопаснее. В-третьих, некоторые провинции дают дополнительные ресурсы: дерево или железо. По умолчанию их приходится закупать у жадных торговцев, так что после очередного захвата цены могут резко упасть.

План «операции антимонстр» в действии: армия состоит из пикинеров и лекарей. Такой наличный состав дешев и эффективен против нейтральных армий, не способных на хитрые действия.

На заметку: если в армии есть лекарь, полезно чередовать сложные сражения с простыми. Тогда встреча со слабыми монстрами становится целебным отдыхом.

Вскоре я вижу необходимые ресурсы. В очередном лесу половинчики активно добывают дерево, так нужное в моем замке! Не раздумывая атакую маленький народ. Объективно оценив силы, местные жители предлагают договориться: мне достаточно убить 15 разбойников, и они признают центральную власть. Найти 15 душегубов — задача реальная, но сколько времени уйдет на поиски?! Так я экономически отстану от противника. Нет, лучше покорить их силой.

И тут пришел лесник

Зверев: Вступив на земли врага, я готовился к худшему. Шаманы так хрупки, у варваров нет щитов, герой вообще для вида, кроме как лечить и экономить деньги ничего не умеет, хоть и мнит себя страшным злодеем. Но ведь мы — шаманья банда! Прокляну всех! Закидаю всех астральными ударами, смерчами негативной энергии прожгу их доспехи.

Все произошло быстрее, чем я думал. Мы вторглись в провинцию с подозрительными красными флагами на крышах. Она пала без сопротивления, и тут пришел он. Большой, сияющий, благородный. Его мифрильные доспехи вызывали резь в глазах. Рядом с его огромным мечом топоры варваров выглядели игрушками с китайского рынка.

Зверев: Чтоб командовать семью злодеями, артефакты не нужны.
Яковенко: Орда подкралась незаметно.

«Броню распилить, меч продать, накладную и ведомость мне в кабинет», — сухо процедил я, стараясь не смотреть на пылающий мифрил. Через несколько минут все было кончено. Что я почувствовал, расправившись с заклятым недругом? Легкое разочарование, что все так быстро закончилось? Облегчение, что все позади? Не знаю, прочь, прочь эти мысли, они до зла не доведут. Выручив изрядную сумму от трофеев и захватив замок Добра, удаляюсь на покой. Ведь таким, как я, тоже иногда нужно отдыхать.

Яковенко: Скоро, надеялся я, появятся воины второго ранга — каждый из них стоит трех «первоклашек». Как только скоплю достаточно денег, пора будет действовать силой. Захваченные половинчики дали хороший плюс к экономике, а герой перешел к глубокому изучению уже доступных земель.

Ралкор словно поселился в склепах и разбойничьих логовах. Цель у нас одна — сокровища для новой армии! Для встречи со Зверевым нужна будет и новая магия, так что я построил храм колдовства.

Вдруг, когда я поближе знакомился с лесными жителями на юге, рядом возник вражеский герой. Вот сюрприз! Так рано я его не ждал. Что делать? Отступать? Но на полное перевооружение просто нет денег. Остается принять бой — и будь что будет.

А было плохо: с юга пришла целая орда. Пока вражеские варвары разрывали пикинеров, мне оставалось анализировать собственные ошибки. Пожалуй, я был слишком осторожен в дебюте, атакуя заведомо слабых врагов. Это означало минимум опыта для героя — вот он и сейчас ничего сделать не смог.


Разбор полетов

Сергей Зверев: тавка на rush полностью оправдалась. Мне немного повезло, что у Александра не было лучников, но, с другой стороны, тогда у него было бы много иных проблем еще до нашей встречи.


Александр Яковенко: Я предал принципы добра, убив мирных половинчиков ради экономической выгоды. Именно этот момент стал ключевым, ведь я открыл путь противнику, да и сам потерял значительную часть войска. Что мне стоило выбрать мирный вариант, договориться с маленьким народом, пригласить их же для защиты? Поделом!

Бой 2. Робин Гуд против Чингисхана

— Да ведь имея оружие и добрых товарищей, чего еще может просить рыцарь?

— Денег, — напрямик сказал Ааз.

Роберт Асприн, «Еще один великолепный МИФ»

Яковенко: Второй бой пройдет на большей карте, так что позабочусь-ка я о безопасности героя. В конце концов, он мой сильнейший боец! Решено, выберу в качестве персонажа разведчика — он и с луком хорошо обращается, и по глобальной карте быстро бегает. А в первых рядах пусть будут простые мечники.

Зверев: Дарос, южанин, варвар. Талантов командира нет, магии нет, тугого лука с острыми стрелами... Хм, тоже нет. Есть широкая грудь, густая борода и свирепый взгляд. Но самое главное — самозабвенная преданность делу Зла.

Мы снова идем на север, но на этот раз путь наш длиннее, армия меньше, а личное геройское участие в боях колоссально. Вблизи леса, холмы и равнины. Я предвкушаю огромную и богатую империю, которая вскорости разрастется вокруг столицы. Лесопилки, шахты, мельницы, золото, войска... Я уже вижу все это. Я иду.

Экономика дубинки и топора

Зверев: Первым делом в лес, шаманы без грибов не воюют.
Яковенко: Случайное золото в дебюте — праздник!

Яковенко: На первых порах и один в поле воин. Этот «один» — мой герой с почти автомобильным именем Клирен. Между прочим, так легко придумать целую компанию из фантастических героев: шаман Бензи, красавица Карда, могучий Шасс, хитрый Рул... Такие мысли немного отвлекают от привычных первых ходов, пока я захватываю ближайшие земли.

Герой должен поскорее донести до соседей принципы добра! Поэтому лучник прикрыт только парой ополченцев, способных разве что закрыть командира собственным телом. Надеюсь, подвиг от них не потребуется: враги просто не успевают подойти.

Было бы надежнее выставить в бой мечников, защищенных кольчугами, но это затормозит развитие. Лучше я потрачу золото на алтарь, чтобы пораньше заполучить лекаря.

Я успел победить лишь один отряд, когда случилось радостное событие. Торговцы вдруг съехались ко мне на ярмарку, не иначе — отпраздновать начало войны. Радость приняла весомую форму в виде 191 золотой монеты. От счастья я даже не пожалел пяти кристаллов на фейерверк!

Скажу честно: моя щедрость легко объяснима. Скоро у меня будет явный избыток кристаллов, так что любая возможность пристроить их куда-нибудь — благо. Пока ресурсы бездельно лежат в кладовке, противник получает преимущество.

Яковенко: Разведчик? Лучник? Главное — магия!

Впрочем, главная проблема не в этом. Насколько же унылая местность вокруг! Да что там, столица и та стоит прямо в болоте. На горизонте нет даже маленького леса, так что с дровами ожидаются проблемы.

Яковенко: Вокруг болота да холмы... И не туды, и не сюды.

Зверев: Мой план по захвату всего плохо лежащего прост, но несколько экстремален. Мы не будем нанимать варваров, я ведь сам воин. Шаманы и никого, кроме шаманов! Сплошной расстрел. Сплошные проклятия. А кто подойдет, отведает нашей богатырской силушки от героя лично. Получится ли сохранить живыми хрупких дедушек с бубнами? Ведь в прошлом сражении у Дагалора было целых три варвара впереди! А вот сейчас и проверим.

Хрясь! Моя степь. Хрясь, мой лес. В какой-то момент не хватает кристаллов, угораздило же меня построить магобашню с лечением в неподходящий момент. Но ничего, время терпит... Мастерские, лесопилки. Кузницы, шахты. Сила не во зле, нет. И уж тем более не в добре. Сила в деньгах. И их у нас должно быть много!

Пополнить армию новым отрядом удается лишь на четвертом уровне. Выбираю самое принципиальное, воистину варварское продолжение — еще один шаман! Проклятия дают о себе знать, хотя пращники и лучники доставляют много хлопот. В столицу регулярно прибывают гробы с мертвыми шаманами — это праздник для всех нас. Погребальный костер, столб огня до неба, и вот уже новый, молодой шаманчик трясет боевым бубном.

Дарос медленно растет, получая новые навыки защиты и нацеливаясь на марш-броски и ускорения. Быстрое бронированное по самое не хочу чудовище — вот его будущее.

Веселые встречи

Зверев: Двенадцать мертвецов. Увы, двое из них наши.
Зверев: Стрелок не опасен, он проклят шаманами.

Яковенко: Пусть герой — профессионал в разведке, но в душе-то он маг! Такое вот хобби у него (точнее, у меня). Быстро построенный храм хаоса резко облегчает бои, ведь в начале каждой схватки я вызываю бесов. Как приятно, что демонические твари служат делу добра, а заодно решена проблема пушечного мяса.

На заметку: заклинания некроманта тоже увеличивают армию посредине боя. Это даже эффективнее, ведь поднять скелет можно рядом с вражеским лучником! Увы, с нежитью такие фокусы не пройдут — нельзя поднять зомби из разрубленного скелета.

Среди первых зданий есть Кристалл силы. Вообще-то он увеличивает прирост ресурса «кристаллы», но мне важна вспомогательная функция. Если постучаться в это архитектурное излишество, то глухой голос выдаст задание. Цель проста: убить девять зомби. Что ж, я бы и так это сделал.

Помните, я говорил, что ресурсы не должны залеживаться в кладовой? Будем считать, я добился цели: казна пуста, золота еле-еле хватило на арбалетчика. Ну что ж, будем добывать золото в бою. На сей раз я не буду гнаться за большой территорией, зато максимально изучу доступный мне участок.

Зверев: 163 в день!
Зверев: Неизвестно кто неизвестно где добыл неизвестно что.

Будни заключаются в последовательном взломе всех склепов в округе. Когда денег нет, одна лишняя трата не делает погоды! В провинции Дурш-Бооз обнаружилась пустая магическая башня. Всего за 50 монет я получил теоретически полезное здание — хотя пригодится оно нескоро.

Хорошая новость: на юго-востоке найден табун лошадей. Доброе дело во всех отношениях: это и прибыль, и приличная экономия.

Зверев: Продвижение на север остановлено отрядом из гарпий, эти девочки нам пока не по зубам. Отправляемся на юг, к концу мира. В одной из провинций — эпидемия свиной язвы. Жители обвиняют местную ведьму и требуют ее казни. Приказываю доставить в замок, допрашиваю. В итоге — какая-то травка-муравка, и все здоровы! Вот он, научно-злой подход. А этим простолюдинам лишь бы на кол посадить. Фу!

Под моим контролем десять провинций. Герой достиг шестого уровня. Золото течет ручьем, и с каждым трактиром, с каждой шахтой его приток возрастает. Я уже готов принять под свои флаги бойцов второго уровня, но не могу решить, кто из них самый злой... Громилы с огромным здоровьем и тяжелым ударом? Убийцы с ядовитой атакой, умеющие стрелять? Громилы, убийцы, громилы, убийцы... Мои размышления прерывает заезжий всадник пятого уровня. «Я готов служить вам, о повелитель. Простите за откровенность — мне плевать на зло и добро. С вас тридцать золотых монет, и пользуйтесь моим быстрым скакуном, атакой с разгона и пикой».

Предложение очень заманчиво, но тридцать монет в ход? Это в два раза больше, чем берут обычные всадники! Однако так не придется строить ристалище для их найма, а это целых 500 монет с гаком, думаю я. Что ж — нанимаю! Посмотрим, оправдаются ли вложенные деньги. Между делом изучаю магию хаоса — «сжечь снаряды». Очень уж вражеские лучники достают шаманов, одетых в тряпки. Теперь у меня будет маленький козырь в рукаве...

Яковенко: Армия подобрана специально под гарпий.
Зверев: Мирная столица воинственных варваров.

Какой-то авантюрист просит денег на исследования руин. Риск оправдался — он приносит мне алебарду с калечащим ударом и мощной атакой. Да еще и перчаточки на мага, что ж — тоже пригодятся.

Владения расширяются, и все больше людей приходит с предложениями. Что хочет этот бродяга? Вызвать джинна за 500 монет? Какое хамство... Доставить его в темницу и выведать секрет с помощью кусачек, купленных за пять медяков. Что? Он умер от пыток? От же ж, палачи-любители, и за что я им плачу?

Доход превышает 150 монет в ход. В столице построен театр, наемный всадник с героем вгрызаются в нейтральные армии, как кроты в мягкий чернозем, но с севера я все еще заблокирован очень и очень нехорошими ребятами. Не будем спешить, а сперва наведем порядок там, где можно. Зло еще не созрело.

«Друзья» спешат на встречу

Яковенко: Наконец-то я нашел девять зомби и выполнил задание! Убить их не проблема, а вот отыскать непросто. Не откладывая, герой отправился за наградой. Премией могут быть и кристаллы (для меня абсолютно лишние), и золото (крайне необходимое), но я выбираю случайный магический предмет. Под фанфары мне выдают... бесполезный командирский флаг. Скверно. Мерзко. Просто отвратительно. Долгожданный приз отправляется в дальний угол сокровищницы.

Яковенко: Крылья врагов не спасут.
Яковенко: Все равно единорожьи котлеты невкусные.

Другая проблема: я фактически заперт на полуострове в северо-восточном углу карты, и место здесь закончилось. Путь «на большую землю» один, но там поселились гарпии. В этих же холмах добывают нужное мне железо — без него войска второго уровня будут непозволительно дороги.

Вообще-то гарпии для Клирена по-настоящему опасны. Поэтому специально к ним подготовлюсь: лекарь и арбалетчик отдохнут, а в армии останутся только суровые мечники. Магическую книгу наполню «бесовскими» заклинаниями.

Сражение вышло нелегким: хоть вызванные бесы и приняли первый удар, два мечника все-таки погибло. Хорошо, это были новобранцы. Что же, путь свободен? Да, в новое болото. И там нас готовы встретить оч-чень недружелюбно.

Зверев: Через некоторое время я чувствую, что попал в странную ситуацию. Доход огромный, веду отстройку лесного квартала. Но мне не хватает командования, чтобы создать по-настоящему серьезную армию.

Куда тратить деньги, как усилиться? Ведь главный принцип наших войн прост: «Если у вас скапливается много денег, значит, вы делаете что-то не так!» Нанимаю второго героя и заставляю его исследовать родовую провинцию. Пусть он найдет скрытых скелетов, магов и прочих бездельников, которые прячутся в моих лесах. Будет на ком потренироваться. Пытаюсь выполнить задание, взятое после постройки кристалла, но копейщиков днем с огнем не сыскать. Убил шесть. Семь... Да ну их.

Зверев: Озера в центре карты — залог шаманьего здоровья.
Яковенко: Добрый герой с бесом в кармане.

Потом в приграничных районах нахожу гномью лавку с кольчугами... О-хо-хо, ребята. Кольчуга героя: защита +5, защита от выстрела +4, боевой дух +3 и, что самое славное, — никаких ограничений в скорости. Цена? Эмм... 1128 золотых. Ну и замечательно — теперь у нас есть цель.

Увлекшись зачисткой местности и поверив в собственную неуязвимость, заходим в логово пауков. «Я разрублю их гадкие тельца на части», — рычит Дарос, бросаясь прямо в густую паутину. Пауки неспособны пробить его защиту, но мы совсем забываем про яд. В итоге стремление дать герою как можно больше опыта заканчивается плачевно. Он гибнет, плачущие шаманы волокут его в столицу для воскрешения, потеряно приличное время. Злодейка-судьба для злого героя.

Утешение приходит скоро. Сделка с дьяволом приносит замечательное копье с первым ударом. Нечистый исчезает в зловонных клубах серы, а Дарос с умилением глядит на новую игрушку. Такая ценность — и всего лишь за какую-то там «тонкую эфирную субстанцию существа, заключающего контракт». Не разобрался, что это за штуковина, но сделка явно в мою пользу!

Чему научил нас Эадор?
Автор игры Алексей Бокулев замышляет очередное коварство.
  • Если вызвать золотой дождь, падающие с огромной скоростью монеты поубивают кучу народа. Но ничего страшного! Деньги можно будет извлечь из трупов и получить отличную прибыль.

  • Лучший способ борьбы со взятками — узаконить их.

  • Если вы отправите подданных на переговоры с троллем, он попросит в следующий раз прислать мясо помоложе. Не беда — устраните единственного свидетеля, старца-друида, которым даже тролль побрезговал. И тогда никто не узнает о ваших дипломатических «талантах».

  • Не просите ничего у злых джиннов — сами придут и сами все дадут! Одна загвоздка: злого джинна от доброго не отличить.

  • Если вы встретите в лесу единорога, продайте его монстрологам на органы. Это живые деньги!

  • В тихом омуте действительно черти водятся: тринадцать штук, все — второго ранга и очень злые.

  • Если вы не знаете, в чем купать рыжих половинчиков — жабьей икре, алмазной крошке или грязи, — то вас проклянут навеки. Трижды.

  • Русалка — не только ценный полуфабрикат для ухи, но и сотня монет за проданную чешую.

  • Если ваши виноделы сделали отличное вино, а доход не понравился, велите им сделать в два раза больше. А когда не справятся, оштрафуйте наглецов — лишняя монетка всегда кстати.

  • Хуже всего в Эадоре приходится палачам: выпытает секрет у мага — тот проклянет, и выпадут все зубы, не выпытает — высекут плетьми за профнепригодность. И так каждый день.


Редакция журнала не несет никакой ответственности за воплощение вышеуказанных советов в игре или реальном мире.

Сделки с дьяволом

Яковенко: Важнее всего сейчас — получить войска второго ранга. Шахта с железом у меня есть, но металла все равно не хватает. Дефицитный металл — это золото, конечно. Такое впечатление, что доспехи гвардейцев вовсе не стальные!

Зверев: Империя зла. Очень зла.
Яковенко: Нет, не продам! Самому пригодятся.

Доход с провинций едва-едва позволяет кормить войско, ведь в маленьких городках за государственный счет построены разве что амбары. На прибыльные мельницы никогда не хватало средств — все монеты шли на зарплаты.

Тут, как на грех, купцы предлагают обменять местных девушек на две сотни монет. Заманчиво. Но населением не торгуем, только жертвуем в боях.

Клирену приходится обшаривать дальние закоулки окрестных болот, отнимая у местных скелетов и варваров последнюю копейку. Такая активность полезна и для героя — он доходит до десятого уровня, где можно получить новую профессию. Впрочем, я не распыляюсь: разведчик остается разведчиком, лишь навыки стрельбы улучшаются.

Ко «дню рождения» получаю сюрприз: сам дьявол предлагает сделку. Откровенно говоря, эта операция далека от этической чистоты. С другой стороны, мы не расисты и не оцениваем собеседника по цвету кожи или длине рогов.

На заметку: сделки с дьяволом ухудшает настроение простых жителей. Если ваша родная провинция восстанет и там будет слабый гарнизон, вы проиграете весь бой!

Судя по дьявольскому подарку, я совершил исключительно благое дело. В сокровищнице появился эльфийский лук, усиленный по всем возможным параметрам. Вот теперь можно и расширить маршруты прогулок.

Яковенко: Профессиональная ориентация для разведчика.
Яковенко: Хороший подарок от дьявола.

Зверев: Еще одна сделка с диаволом — сапоги. Жизнь +7, атака +1, недурно, он меня любит. Я, правда, толком не понял, что он взял взамен после того, как уже забрал душу (как мне растолковали позже) за копье. Ну, да какая теперь разница!

Долгое ожидание заканчивается, и вот она — тысяча монет на кольчужку. Меня теперь просто нельзя убить. Просто нельзя, ей-бо... Э... Ну, в общем, верьте мне — нельзя. Новый навык командования, и под наши знамена становится еще один всадник. Конечно, он салага по сравнению с первым, но бегает все равно очень шустро.

Настало время протаранить северные болота. Варварским нутром чую — что-то за ними не так. Бродят там наверняка поганые рыцари и обделывают свои добренькие делишки. Бр-р-р! Они хотят моей смерти, не иначе.

Собираюсь с мыслями. Целую проклятую пентаграмму. Вспоминаю свою варваршу-прабабку и ее наставления на путь зла. И тут, когда я уже собрался ринуться в бой на глупых троллей, их территорию захватывает светлые! Это мой шанс. Шанс ударить первым. И я ударил.

Nice to kill you!

Зверев: Герой чуть не захлебнулся слюной.
Зверев: Большая империя — грандиозная стройка.

Яковенко: В прошлом бою я лично открыл дорогу между собственной вотчиной и замком Зверева, в результате чего и проиграл. Удивительно, но сейчас я повторяю то же действие — возможно, ту же ошибку. Выбора у меня нет, я и так засиделся в родном болоте, пока зло захватывает мир.

Правда, на сей раз у меня хорошая армия: опытный арбалетчик, два бронированных с ног до головы гвардейца, лекарь, мечники на подхвате. Да и герой пришел не гусей пасти!

Единственный недостаток дружины очевиден — у всех войск предельно низкая скорость. А если Сергею понравились шаманы и он будет обстреливать моих молодцев издали? На этот случай есть заклинания: вызванные бесы легко долетят до вражеского тыла.

Хорошо бы получить магию второго уровня, но золота на это нет категорически. Разве что подождать десяток ходов, пока Сергей получит критическое преимущество.

Итак, я прорываюсь сквозь опасные болота... чтобы натолкнуться на вражеского героя.

Что же приготовил мне Зверев? Так и есть: в тылу врага толпится целый выводок шаманов. Эльфийский лук помогает бесам убивать их, но проклятия все равно нависают над моими пехотинцами. Я способен развеять одно из них, но не может же герой разорваться — пусть лучше стреляет.

Яковенко: В карманах полно барахла, слишком дешевого, чтобы продавать.

Теоретически гвардейцы сильнее всадников, но с учетом проклятий счет равный. Воины размениваются почти по принципу «всех на всех», когда в дело вмешивается вражеский герой. Пехотинцы берут его в кольцо, но без толку: у этого зверюги словно две жизни. Еще удар, еще немного! Давай же!

Яковенко: Дома уже тесно. На прорыв!

Зверев: Глянув на вражескую армию, я понял, что все будет серьезно. Герой-лучник моего уровня. Арбалетчик. Мечники, гвардейцы. Первым делом проклинаю всех стреляющих. «Сжечь снаряды» — на героя. Дарос и двое всадников бросаются вперед, его кольчуга сейчас должна показать, за что, собственно, уплачена тысяча монет.

Шаманов приходится подтягивать, один из них сразу плюхается в траву от двойного выстрела — даже проклятый этот лучник очень опасен. Завязывается страшная мясорубка, мне удается снести лекаря светлых. Минус мой всадник-салага, минус вражеский гвардеец. Противник тратит ход на вызов беса, чтобы заткнуть дыру в своих рядах, но тот развоплощается с одного выстрела.

Концентрирую удары и магию (у меня осталось еще одно «сжигание снарядов») на вражеском герое: мне удается подобраться к нему вплотную. Первый удар моего копья заставляет мечников и гвардейца поежиться. Наконец-то холодное тело лучника падает!

Итог — мой выживший шаман и всадник идут вместе с героем дальше. А трупы врагов я похоронил прямо там. В болоте, где когда-то жили глупые-глупые людоеды.

Вскоре разведчики сообщают: империя добра опустела. Замок заброшен, флаги над провинциями исчезли. Этот осколок теперь наш, и темная сторона силы правит бал. Надолго ли?


Разбор полетов

Александр Яковенко: Проиграл я в первую очередь экономически — в провинциях был минимум зданий, и мирный доход остался мизерным до конца боя. Именно золота не хватило на мощные заклинания, так что разведчик лишился важного преимуществом перед воином. Мой герой пришел на поле боя, кутаясь в куцую тунику, а противник сверкал гномьей кольчугой да эльфийскими кольцами. Эстет! Урок на будущее: добро должно быть не только с кулаками, но и с толстым кошельком.


Сергей Зверев: Во время этого боя мне удалось скопить много-много золота и разжиться вкусными побрякушками. Хотя, конечно, победу принесло не это. Просто темная сторона силы толще.


ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ
2 1
ПОБЕДА СЕРГЕЯ ЗВЕРЕВА
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.7
проголосовало человек: 173
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования