Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Александр Домингес
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№2 (51) февраль 2006

Восточный фронт: Неизвестная война

Человек — это мост от обезьяны к сверхчеловеку.
Мост через бездну. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.

Ф. Ницше


Прошло уже 60 лет с момента окончания Второй мировой войны. Но не стихают ее бои на экранах компьютерных мониторов. Боевики этой тематики сменяют друг друга, соревнуясь в исторической достоверности событий, правдоподобии моделирования оружия тех времен, безудержности авторской фантазии на тему «как это было» и «как могло быть». Среди игр о давно стихшей войне с фашизмом можно выделить два класса — «исторические», к которым с некоторыми оговорками можно отнести Call of Duty и Medal of Honor, и «альтернативные», то есть допускающие куда большие вольности по отношению к госпоже Истории. К таковым, без сомнения, относятся всенародно известные боевики Return to Castle Wolfenstein и Mortyr.

Ну что ж, полку «альтернативных» боевиков прибыло. Воронежская студия Burut Creative Team твердо решила сказать что-то новое в истории «сослагательного наклонения». Какое же «если бы...» привлекло внимание отечественных игроделов? В прицеле версификаторов оказалась некая таинственная экспедиция в Тибет, снаряженная на средства полумистической нацистской организации «Аненербе» и возглавляемая Эрнстом Шеффером. Что же понадобилось представителям Третьего рейха в далеком городе Лхаса? Именно на этот вопрос и отвечает сюжет игры «Восточный фронт: Неизвестная война». Шаг за шагом, теряя товарищей и уничтожая врагов, мы с вами пройдем кровавый путь от вопросов до окончательных ответов.

Чем заняться мертвецу в Германии?

Передо мной — ночная улица разрушенного войной европейского города. В руках у меня — ППШ, за спиной — винтовка Токарева с оптикой, рядом слышится напряженное дыхание боевых товарищей. От нас требуется совершить невозможное — проникнуть на военно-промышленный объект фашистской Германии.

Как сообщила разведка, ближние подступы к заводу, производящему таинственный препарат Т9, неплохо охраняются. Но нам нужна информация. Нам нужен тот, кто знает, где и что искать дальше. Поэтому — со щитом или на щите. Третьего не дано.

За поворотом — отрезок улицы, переходящей в площадь. В конце площади — укрепленные огневые точки. За ними — заводская стена, а в ней — дверь. Туда-то нам и надо. Резко сдаю влево, туда, где виднеется какое-то прикрытие из мешков с песком. Несколько коротких очередей — и встающие навстречу серые фигуры с «эрмами» в руках отлетают назад и сползают по стене. На земле — несколько гранат. Именно то, чего мне и не хватало.

Над головой ливень пуль — охрана вступила в бой. Пригибаюсь, беру гранату поудобнее, навесом швыряю ее в сторону вспышек впереди, за следующим укрытием. Взрыв и разлетающиеся ошметки.

Пулеметный огонь из дальнего гнезда уничтожает атакующих одного за другим. Эх, видно, такова судьба — товарищи щедро расплачиваются своими жизнями за секунды времени, отпущенные мне.

Перебегаю вперед, вижу какую-то трибуну. Похоже, именно отсюда бесноватые «наци» произносили свои речи. На этот раз демагогии не будет. Я к ней не склонен, да и аудитория не проявит понимания. Меняю ППШ на «токарева», ищу в прицел каску пулеметчика. Здорово мешает дульное пламя MG-42... Секундный перерыв (похоже, меняют ствол), лихорадочно ищу округлый силуэт вражеской головы. Вот он! Хлесткий звук выстрела, враг, нелепо взмахнув руками, валится навзничь.

Навстречу мне — подавляющий автоматический огонь. Но засиживаться нельзя, одна точно брошенная граната — и все, я не выживу. Сбегаю с трибуны, отправляю одну за другой три гранаты в сторону пулеметного гнезда. Пользуясь паникой, резко рву вперед, на дистанцию верного огня. Я уже ранен, но это не имеет сейчас значения. Обегаю заграждение, вижу несколько скудно освещенных фигур. Остатки содержимого диска правращаются в грохочущую очередь, тела врагов тряпичными куклами валятся друг на друга.

Все. Площадь чиста. Ждем саперов. Необходимо подорвать дверь в стене, чтобы попасть на территорию завода. Отбрасываю бесполезный теперь ППШ, поднимаю «Эрму». В патронах недостатка нет. Используя вражеские перевязочные пакеты, быстро привожу себя в порядок, собираю боеприпасы и гранаты.

А вот и саперы. Вэрывчатка заложена, несколько секунд томительной паузы, оглушительный взрыв. Вперед, в неизвестность предстоящего боя!

Предпосылки сюжета

Тема «сверхчеловека», несмотря на свою заезженность, продолжает тревожить умы сценаристов. Наш герой — именно такой «uber-Mensch», порожденный фантазией очередного маньяка-доктора. В отличие от классического типажа, этот доктор не претендует на мировое господство, а трудится не покладая рук во благо Третьего рейха и торжества арийской расы. Впрочем, подобная самоотверженность не придает ему симпатии в наших глазах.

Цель безумного доктора проста и незатейлива: воскрешение погибших солдат вермахта. Вроде бы и ничего особенного, но есть одна тонкость. Люди, пережившие, если так можно выразиться, смерть, обладают разнообразными сверхчеловеческими способностями. Вот тут-то и зарыта собака. Способности — это, разумеется, «зер гут», но неплохо бы и получить контроль над столь одаренными путешествием «туда и обратно» личностями.

Доктор Шеффер, несмотря на свою эксцентричность, разносторонне образованный человек. В его арсенале — и древние эзотерические знания об оживлении людей, и технологии под стать современным, и фармакология. Исследования приводят к объединению методик оживления, развития паранормальных способностей и подавления воли специальным препаратом Т9.

Игровой мир

Но вернемся к нашему герою. Он — явно «сырая продукция» с точки зрения создателя. Его способности нуждаются в развитии и улучшении. Поскольку судьба распорядилась так, что Карл Штольц вырывается из-под назойливой опеки персонала психиатрического госпиталя, его развитием и совершенствованием придется заняться нам с вами.

Игровой мир «Восточного фронта» предлагает для этого определенные средства и множество подходящих ситуаций. Но подробнее об этом — в руководстве.

Общая стилистика игры достаточно хорошо выдержана в соответствии с культурой фашистской Германии. Нацистская атрибутика и символика, интерьеры помещений, ландшафты местности — все это подчеркивает атмосферу историчности, пусть даже и альтернативной. Развилка событий ведь еще близка и не может вызвать сколь-нибудь серьезных изменений.

Каждый игровой уровень обладает своими особенностями. Нам предстоит побывать в психиатрическом военном госпитале, прогуляться по стратегически важному заводу, посетить военно-морскую базу, совершить побег из тюрьмы, некоторое время провести в подводной лодке, уничтожая вражеский конвой и отражая атаки пикирующих бомбардировщиков. Нам также доведется совершить отнюдь не мирную экскурсию по научно-исследовательскому институту «Аненербе» и взять штурмом укрепленный бункер, за бетонными стенами которого таятся ответы на многие вопросы.

Заглянем под капот

«Восточный фронт» разработан на основе второй версии движка X-Tend, известного по игре Kreed. Основное отличие новой версии — это так называемая «эмоциональная компонента». На мой взгляд, название не слишком удачное и не отражающее особенности X-Tend 2.0. Речь идет о системе «поощрений» за три выстрела в голову или три убийства ножом, произведенных за сравнительно короткое время.

Среди прочих особенностей X-Tend 2.0 разработчиками заявлены следующие:

  • система визуализации игровой сцены, использующая современные возможности DirectX 9.0;

  • пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0;

  • попиксельное освещение;

  • текстурирование с использованием карт среды;

  • бамп-маппинг и параллакс-маппинг на уровнях и моделях;

  • постэффекты;

  • динамические тени;

  • реалистичный алгоритм искусственного интеллекта противников;

  • объемные звуковые эффекты.


* * *

Хочется отметить еще несколько особенностей, призванных сделать игровой процесс реалистичнее.

Программная анимация гибких объектов

Движок обеспечивает программную анимацию травы, оконных штор, висящих проводов и веревок, паутины и т.п. Причем эта анимация привязана к игровым ситуациям. Так, например, ударная волна от взорвавшейся гранаты взметнет шторы на окнах, а идущий по траве персонаж заставит ее колыхаться.

Эффект контузии

При близком взрыве гранаты, даже если ее осколки прошли мимо, персонаж испытывает болевой шок. Это проявляется как графически (эффект смазанности и двоения изображения, смена положения камеры), так и аудиально (приглушение звука, характерный для контузии писк). Эффект длится некоторое время, после чего бесследно пропадает.

Графические фильтры

Их назначение — показать испытываемые персонажем эмоции. В некоторых ситуациях (как правило, боевых) слегка размывается изображение, изменяются его цвета, появляется эффект «шлейфа» от движущихся объектов.

Отражения на стекле

При определенных углах зрения, как и в реальности, оконные стекла могут отражать свет. Этот эффект добавляет реалистичности и позволяет иногда увидеть объекты, не находящиеся в поле прямой видимости.

Оглушение врагов

При нанесении повреждений врагам они могут падать и некоторое время не реагировать на окружающую обстановку. Если за это время их не убить, то они снова встанут и будут продолжать бой.

Индикатор попадания

Наконец-то этой полезной мелочью обзавелся и X-Tend. При попадании в вашего персонажа пуль или осколков по краям экрана появляются красные вспышки, приблизительно указывающие направление атаки.


* * *

Звуковое оформление игры выполнено весьма хорошо. Достаточно тщательно проработан эффект «направленности на источник звука», нет резких перепадов фона, заставляющих болезненно морщиться.

Впрочем, общую атмосферу реалистичных взрывов, выстрелов и прочих звуков давней войны несколько нарушает экспрессивная и излишне эмоциональная русская речь врагов-фашистов. Нет, я, конечно, понимаю, что Карл Штольц — урожденный берлинец и для него все сказанное должно быть понятно, но лексика и интонации персонажей несколько напоминают наивные фильмы времен перестройки о «разборках братвы».


* * *

Что же касается физики игрового мира, то она вызывает двойственные ощущения. С одной стороны, вроде бы и неплохо все проработано, но «невесомые» столы, стулья, ящики, бочки и другая утварь заметно портят общую картину. Да и неспособность героя подпрыгнуть выше собственных колен заметно раздражает в некоторых ситуациях.

Режим «friendly fire» — это, конечно, неплохо и иногда весьма удобно, однако тоже не добавляет игровому процессу реалистичности. Война есть война, и надежная спина товарища должна быть уязвима так же, как и ненавистная вражеская физиономия.

Не могу не отметить тот факт, что X-Tend 2 весьма неплохо справляется с просчетом большого количества физических объектов, имеющих место в игровых локациях. Так что если что-то сломано, то, где бы и сколько бы вы после этого ни бегали, разрушенный ранее предмет не восстановится.

Что мы имеем

В заключение — краткий итог. «Восточный фронт» — игра, отнюдь не претендующая на революционность, но достойная внимания. Ее сюжет хоть и избит, но скроен обстоятельно и добротно. В главном герое без труда просматривается личность, да и основные действующие лица также весьма колоритны и не напоминают «болванчиков для мебели».

Таким образом, моя рекомендация: побывайте в мире «Восточного фронта», и вы не пожалеете об этом.


Звук:10/1010/10
Графика:9/109/10
Интерфейс9/109/10
Сюжет и сценарий:9/109/10
Увлекательность:8/108/10
НаградаОРДЕН
Новизна:7/107/10
Безглючность:7/107/10
Искусственный интеллект:7/107/10
Интерес повторной игры:6/106/10
   
Рейтингжурнала 85%


Назад