Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Макс Кузьмин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (100) март 2010

Team Fortress 2
Солдатня

Был морпехом... воином клана солдафонов.

Джейк Салли, к\ф «Аватар»

  • Оружие
  • Снаряжение
  • Война против разных классов
  • Rocket-jump

Всякий раз, когда автор заводит в приличном обществе разговор по теме близкой и оттого волнующей — компьютерным играм и всем сопутствующем, — одна его хорошая знакомая возводит очи к небу и меняет выражение лица на снисходительно-скептическое. Дескать, ох уж эти мальчишки... И хвала богам, что дело не идет дальше мимики и жестов, иначе бы автор, воздев руки, воскликнул: «Да, черт побери, мальчишки! Нам бы что-нибудь сломать, разрушить, опустошить... аннигилировать, в конце концов!»

17 декабря 2009 года, Team Fortress 2, обновление «Война». Всем мальчишкам, дяденькам и дедушкам представился замечательный повод намять друг другу виртуальные бока, попутно что-нибудь разрушив и поломав. Далее следуют скромные и ненавязчивые советы тем из них, кому по душе больше суровая армейская муштра, чем долгие и беспробудные запои.

Ракетомет

Основное оружие, на котором держатся почти все классовые возможности и особенности. Первый и главный из них — в младенчестве забавный трюк из первого Doom, а ныне полновесный атрибут боевых действий во многих сетевых боевиках. В TF2 в то числе. Речь, если кто-то еще не догадался, о такой штуке, как rocket-jump (см. врезку).

Rocket-jump

Кто бы мог подумать, но у этой способности существует аж четыре разновидности!

  • Вертикальный прыжок — прыгаем, смотрим вниз, приседаем и стреляем. Применяется, чтобы мигом забраться на какое-нибудь высокое труднодоступное место.

  • Длинный прыжок — прыжок и выстрел не просто под ноги, а под углом. Если рядом стена, то стрелять можно и в нее. Используется для того, чтобы за короткое время преодолевать значительные расстояния. Солдаты на «клановых войнах» благодаря этому приему оказываются в начале матча на центральной точке какой-нибудь cp_well или cp_badlands аккурат в одно время с быстрыми разведчиками. Выкиньте ваш «Эквалайзер»! Высота прыжка, соответственно, теряется, но увеличивается его длина.

  • Прыжок от стены — комбинация двух предыдущих приемов. Вертикальный прыжок у какой-нибудь высоченной стены и уже наверху выстрел в саму стену. На выходе — умопомрачительный для новичка полет, позволяющий забраться в совершенно неожиданные для противника места.

  • Прыжок со «стрейфом» — вершина воздушной акробатики. Прыгаем и уже в воздухе меняем направление полета. В длинном прыжке, например, можно уклониться в сторону градусов этак на 30-35.

Отработать все эти приемы поможет карта rj_rocketeer со все того же fpsbanana.com.

Далее — три немаловажных приема ракетометом против любого врага.

  • Подбрасывание (bouncing) — выстрел сопернику под ноги с целью подбросить в воздух, помешать движению и сделать максимально уязвимым. Подмечайте, в какую сторону бежит противник? и стреляйте в землю не в то место, где он должен оказаться в тот или иной момент времени, а чуть на опережение.

  • Жонглирование (juggling) — стрельба под ноги противнику, по какой-то причине оказавшемуся в воздухе и теперь приземляющемуся. Какой бы эта причина ни была: «bouncing» или какой-либо прыжок. Легким классам с лихвой хватает двух ракет, а ребятами потяжелее (солдат, подрывник и пироман) приходится жонглировать чуть подольше.

  • Воздушная стрельба (air-shooting) — аналог жонглирования, только оппонент подвергается гонениям теперь уже по воздуху. Цель та же — разобраться с противником, пока он дезориентирован и очень уязвим. По навыку использования этого приема, как правило, можно определить, насколько хорош тот или иной солдат. Пытаясь избежать экзекуции, более опытный соперник может изменить в воздухе направление движения (так называемый «стрейф»). Но это не панацея, так как траекторию даже в таком случае можно определить, внимательней наблюдая за тем, как себя ведет противник. Вдобавок даже если вы промахнетесь, соперник получит сколько-то урона при приземлении (если будет падать с достаточной высоты).

Конечно, на словах все это очень просто, но на деле взять и устроить с наскоку противнику такое недолгое воздушное путешествие не выйдет. Нужно попрактиковаться. Это, конечно, не «годы тренировок», но какое-то время потратить придется. Следуем на fpsbanana.com, качаем карты tr_rocketshooting (для развития «жонглирования» и «подбрасывания»), tr_airshot (тренировка стрельбы по цели в воздухе) или tr_walkway (здесь можно практиковать все три приема; карта отмечена, кстати, в официальном блоге разработчиков как весьма удобная для тренировок), и вперед! Еще несколько моментов:

  • на полную используйте завидный радиус поражения вылетающих из вашего ракетомета снарядов. Стреляйте в пол, стены, потолок, рядом с которыми, по вашему мнению, вот-вот покажется неприятель. По той же причине без зазрения совести палите по контрольным точкам и тележкам, где иногда для захвата собирается целая толпа;

  • урон от ракеты становится тем меньше, чем дальше она летит;

  • первым перезаряжайте всегда ракетомет;

  • прицел лучше установить такого цвета, чтобы не сливался с окружением и был виден на фоне дыма от своих ракет: например, зеленый;

  • до некоторой степени можно, наведя прицел на само укрытие, посылать залпы за него, но только в том случае, если оно в левой части экрана (см. картинку);

  • сквозь союзные постройки инженера ракеты не пролетают; стреляя рядом, бойтесь пораниться.

Там, где прицел, — примерно то место, куда нужно стрелять, чтобы
подбросить противника.
Несмотря на то что прицел смотрит в стену, мы без проблем поразим цель за ней. Эдакая стрельба из-за укрытия.

Прямой удар

Тот же ракетомет, только снаряды летят почти в два раза быстрее, бьют больней на четверть, но радиус поражения просел на 70%. Вдобавок противник в воздухе получает добавочный урон, в простонародье — «мини-крит». Последнее — весомый плюс всем более или менее владеющим стрельбой по противнику, болтающемуся в воздухе, и сочувствующим. Надо ли говорить, что и сам air-shooting упрощается, так как ракета летит гораздо быстрее. Автору долго не забыть момента, когда вражеский солдат был собственноручно убит в воздухе ракетой, которая пролетела почти через все открытое пространство на ctf_doublecross. К этому, правда, нужно привыкнуть.

Стоит также отметить, что:

  • из-за повышенной скорости выстрелы на опережение обретают больший смысл, чем если бы в руках был обычный ракетомет, хотя на небольшой дистанции последний компенсирует это большим радиусом поражения;

  • подкинуть неприятеля в воздух этим оружием несколько сложнее;

  • уменьшается эффективность против классов быстрых и изворотливых, таких как разведчик или поджигатель, но в неповоротливого пулеметчика попасть с «Прямым ударом» в руках гораздо легче.

Искривленный позвоночник? Ломит суставы? Боли в спине? Идите мимо и не мешайте отдыхать!

Дробовик

Каждый мало-мальски приличный солдат скажет вам, что это средство смертоубийства дано не только для того, чтобы по делу и без громыхать траурными залпами. Более того, он, обрывая фразу на полуслове, ехидно хмыкнет и с довольным видом припомнит, как с дробовиком в руках...

  • ...прекращал мучения. Верный способ добить израненного в поединке противника — послать вдогонку один-два контрольных заряда дроби;

  • ...изматывал противника. Негодяй из вражеской команды всеми силами старается избежать близкого контакта? Не тратьте силы и боезапас, стараясь попасть в него ракетами, от которых на большой и средней дистанции несложно увернуться. Доставайте дробовик и до возможной встречи лицом к лицу пытайтесь нанести какой-нибудь урон. Разведчику обычно после такой обработки хватает одной меткой ракеты;

  • ...сходился вплотную. Если нелегкая свела вас с противником лицом к лицу, лучше сразу достать дробовик, так как в ближнем бою вы рискуете пострадать от снарядов из своего же ракетомета;

  • ...не терял надежды. Пускай всех тех, кто к этому причастен, поразит скопом бубонная чума, сибирская язва и коровье бешенство, но факт остается фактом — в ствол ракетомета умещаются лишь четыре снаряда и ни щепоткой пороха больше. И поэтому время от времени приходится перезаряжаться. Но если уж ситуация такова, что снаряды в «обойме» закончились и невдалеке виднеется чья-то кровожадная физиономия, единственно верное решение — подправить эту рожу парой выстрелов из дробовика.

Товарищ генерал-майор, испытание орбитального десантирования прошло успешно! Показатель выживаемости личного состава в норме — 5%!

Придя в себя через несколько минут, он замотает головой, отгоняя остатки чертовски приятных воспоминаний, по-отечески хлопнет вас по плечу и скажет:

— Не стоит пренебрегать этой штукой, сынок.

Знамя победы

Или попросту «труба». То есть натурально и без преувеличений, если вам посчастливится оказаться как раз в том месте, где бравая армада противника под этим воодушевляющим знаменем внезапно решит совершить выверенный тактический удар, самое время делать большие изумленные глаза, изрекать сакраментальное «дело — труба!» и бежать без оглядки прочь.

Если кто-то будет спрашивать у вас, что же такое «превоз-
могающие силы противника», смело ссылайтесь на эту картинку.

На заметку: звук, издаваемый трубой, разный у каждой из команд. Они немного отличаются интонациями, и для синих это два гудка супротив одного у красных.

Ну и что же страшного в этой «дудке»? Давайте разберемся.

  • Для того чтобы набрать весь заряд полностью, солдату надо нанести противнику в общей сложности 850 единиц урона. И при этом постараться не погибнуть.

  • Все союзники, находящиеся рядом с несущим знамя солдатом, обретают дополнительный плюс к урону — «мини-криты». Что интересно, противник начинает получать дополнительный урон от горения после гудка, даже если был подожжен еще не вдохновленным пироманом до него. Пушка одухотворенного видом боевого знамени инженера тоже проникается происходящим и начинает стрелять больнее.

  • Время действия — 14 секунд, на то, чтобы продудеть, надо около трех. Итого 17 секунд леденящего душу ужаса для вражеской команды.

И даже если рядом никого из союзников нет и помощи ждать неоткуда, использовать заряд совсем не глупость. Погибнув, вы его попросту потеряете, а если примените — есть шанс выбраться из трудной ситуации. А там, быть может, подтянется кто-то из своих и простая попытка спасти собственную шкуру перерастет в полномасштабное фланговое наступление!

Бронеботинки

Если вас хлебом не корми, дай сделать rocket-jump, эта обувка вам придется впору, потому что с ней на ногах урон от таких прыжков будет уменьшаться на 75%. Урон по себе будет уменьшаться от выстрелов не только в пол, но еще и в стену или потолок. Если выстрел пришелся в противника и вы оказались близко, то урон по себе будет таким же, как если бы ботинок на вас не было.

И все бы хорошо, кабы не заменяли они такую хорошую штуку, как дробовик. Что до применения, то обновка эта будет полезна скорее солдату-одиночке, так как если рядом медик, то никакие болячки от залпов под ноги будут не страшны.

Все еще вешаете на счастье над входом в жилище подкову? Бросьте этот моветон. Уже который сезон в моде бездыханные тела поверженных врагов!

Забавный момент — если на ногах бронированные ботинки и вы выполняете насмешку с «Эквалайзером», то никакого героического суицида не произойдет. Более того, если позволяет пространство над головой, вы, как всамделишный космический корабль, стартанете ввысь, заодно изничтожив мельтешащую возле места запуска живность. И, вот вам еще подарочек, — выполните достижение «Where eagles dare». Хотя для последнего достаточно и добротного вертикального прыжка. С незыблемой ракетой под ноги, конечно.

Лопата

Самый лучший друг солдата... Что? Саперная лопата!

Все просто и без откровений даже после обновления. Несмотря на то что лопатка саперная, копать могилы павшим товарищам и рыть оборонительные укрепления, к сожалению, все еще нельзя. Нужно терраформирование — пожалуйте в Периметр, или вот вам шкура земляного червяка (не Джима, нет, речь о Worms), залезайте.

Применяется в основном в двух случаях: когда некогда перезаряжать ракетомет с дробовиком или нужно кого-то бесшумно замочить в сортире.

Что до урона, то он одинаков для всего оружия ближнего боя у всех классов, с той лишь разницей, что чье-то бьет быстрее, чье-то медленней. Исключения — шпионский нож и биты разведчика. Хотя стоит упомянуть длиннющий шотландский меч — он достает несколько дальше. И отдельной строкой — разблокируемое оружие ближнего боя для солдата, с которым все гораздо интересней...

Эквалайзер

Взяв в руки эту штуку, будьте готовы, что доктора будут сильно на вас ругаться. Но не из-за того, что вы курите прямо в палате или пристаете к медсестрам, а по той простой причине, что лечить вас будет нельзя. Безо всякого сарказму, если медик наведет на вас прицел своей лечебной пушки, то услышит лишь привычное «пык-пык», будто никакого пациента нет и в помине. «А на нет и суда нет, бегайте с этим вашим «одним ХП», — подумает док и найдет кого посговорчивей. Доходит до абсурда, казалось бы, вот он медик, но из всего оружия остался «Эквалайзер», а на другое никак не переключиться, потому что боезапас был, да весь вышел.

Сколько драматизма! Кто-то приделал ноги Большой Пушке, не иначе.

А теперь главное: с помощью этой кирки можно бегать с нечеловеческой скоростью и раздавать налево и направо какие-то феерические тумаки, но при условии, что здоровье у вас будет на минимуме. То есть, грубо говоря, чем меньше ваш параметр здоровья, тем быстрее вы бегаете и тем больше урона наносите в рукопашной. Хотя даже с одним очком здоровья быстрее разведчика вы бегать не будете, но это единственный из всех девятерых, кого вы не сможете догнать!

По этой логике выходит так, что если вражеский пироман вдруг удосужился вас поджечь, то с каждым «тиком» вы будете бежать все быстрей и быстрей. Верно лишь отчасти. Образно говоря, скорости у солдата переключаются только в некотором диапазоне: 1-40 очков здоровья — самая высокая, 41-80 — чуть медленней, 81-120 — еще медленней и т.д. С уроном принцип расчета тот же, но «скоростей» уже не пять, а гораздо больше. Есть подозрение, что таковых нет вообще, так как на графике на tf2wiki.net/wiki/Equalizer увеличение урона отображено просто — прямой линией.

Помимо оголтелой беготни по уровню с целью ткнуть кого-нибудь незадачливого в темечко, пригодится эта штука и в том, чтобы вовремя свалить из драки, когда чаша весов не в вашу пользу. Или же быстро добраться куда-нибудь, главное — не забыть по прибытии подобрать в том месте аптечку, и совсем хорошо, если вас там ждет — не дождется заботливый дружеский врач. Неплохой вариант — использовать в бою повысившиеся маневренность и урон, когда, казалось бы, вот оно — поражение. Этакая последняя надежда.

За точными характеристиками каждой из вещей следуйте на уже упомянутый tf2wiki.net. Благодаря данным с этого ресурса, то есть зная, каков урон у того или иного оружия и каково количество здоровья у каждого класса (с учетом того, «накачан» он медиком или нет), без труда можно рассчитать, кому и сколько урона нужно нанести, чтобы отправить скрипеть зубами в комнату возрождения. Или же, наоборот, трезво оценить ситуацию и вовремя дать деру от слишком зубастого неприятеля.

Особенности схватки с каждым из классов

Что будет, если вовремя
не заметить угрожающе выглядывающее из-за угла дуло пулемета? Результат,
как говорится, налицо.

Разведчик. Не стреляйте ракетами, пока он не использует двойной прыжок. Отбегает далеко — в любом случае доставайте дробовик. Разве что он не стоит на месте.

Солдат. Если ниже вас — устраиваем ракетный дождик (лучше, чтобы в руках был простой ракетомет). На одном с вами уровне — пытайтесь подбросить и жонглировать, благо это медленный класс и предугадать его движения не так сложно. Выше вас — применяйте rocket-jump.

Поджигатель. Бойтесь толчка воздухом и, встретив в опасной близости, не спешите стрелять ракетой, так как хороший пироман предсказуемо нажмет M2. А очень хороший в таком случае будет реагировать на выстрел, а не на ваше внезапное появление. Тогда делаем залп куда-нибудь в сторону, а следующий — уже в него, благо время между выстрелами ракетомета меньше, чем у его способности выталкивать сжатый воздух.

Подрывник. Разрушайте липучки дробовиком или отталкивайте ракетами. Приближайтесь, когда он использует липучки, и отходите, когда он метит в вас «банками». Заметили на нем щит — доставайте дробовик.

Это интересно: незамысловатые движения, совершаемые подрывником во время насмешки с «Шотландским сопротивлением», — не что иное, как отсылка к фильму «Храброе сердце», причем не единственная, потому что есть еще достижение «Bravehurt». В киноленте дикие горцы во главе с персонажем Мела Гибсона этим поднимали себе, образно говоря, боевой дух перед схваткой с английским неприятелем.

Пулеметчик. Сражаться в открытую вблизи или на средней дистанции — самоубийство. Хотя можно с успехом использовать укрытия, если таковые поблизости имеются, и радиус поражения ракет. Если вы вдруг столкнулись нос к носу, можно попробовать отскочить «длинным прыжком», коли пространство позволяет, конечно. Если в пылу схватки удалось подобраться к нему незаметно — стреляйте из дробовика, чтобы по звуку ракет он не распознал в вас достаточную угрозу.

You can’t stop rock-n-roll!

Инженер. Стреляя по пушке, старайтесь зацепить и самого инженера. На пушку первого уровня хватает двух ракет. Опасайтесь ракет турели третьего уровня, даже если вы вовремя заметили угрозу и успели отскочить обратно за укрытие — отскакивайте как можно дальше. Турель любого уровня можно без труда уничтожить, пользуясь правилом «правой стороны».

Медик. Сам по себе небольшая угроза, но по сути — ваша главная цель. Единственное, чего стоит опасаться, — «уберзаряд». Однако его можно разорвать, раз за разом подбрасывая дока в воздух и преграждая ему путь своим телом. Пациент медика, как правило, бежит вперед и мало внимания обращает на то, что творится за спиной.

Снайпер. Всегда принимайте во внимание, что этим ребятам очень удобно в вас целиться, когда вы делаете ракетный прыжок. Подкрались незаметно — рубите лопатой.

Шпион. Все просто как дважды два — видите подозрительную личность, посылайте два залпа из ракетомета. Надо ли говорить, что целым и невредимым после такой проверки останется только кто-то из своих?


Благодарю за помощь в написании статьи персонажей Wolf и Lemon, а всем остальным хочу пожелать снайперской меткости, чудовищной реакции, обходительных докторов и пары-тройки глаз на затылке. Удачи!



Назад