StarCraft 2 — это две игры в одной. И хотя они и не разделены на два исполняемых файла, как в каком-нибудь Modern Warfare, ошибиться невозможно. Многопользовательский режим и кампания живут своей жизнью, как в коммунальной квартире, лишь изредка встречаясь на общей кухне. Они созданы для разных игроков, у них свои правила и принципы, свои карты и даже наборы войск. И чем глубже анализировать, тем заметнее эти различия.
С сетевым режимом мы знакомы уже добрые полгода. Знаменитая «бета» собрала десятки тысяч игроков, по всему миру шли полноценные чемпионаты, а разработчики трудились над ювелирными корректировками баланса по итогам матчей между профессионалами. Неудивительно, что в финальной версии игры изменилось немногое. Добавилась пара карт, стабилизировалась связь с серверами, буквально накануне релиза появился полноценный компьютерный оппонент и групповые бои... и все. Кампания, напротив, оказалась в определенном смысле сюрпризом.
Начнем мы все-таки с кухни — того общего, что есть у одиночной игры и сетевого режима. Перед нами классическая RTS старой школы: с планомерным строительством базы, очередями постройки и следующими из них вариантами развития. Количество войск традиционно упирается в лимит, повышаемый по ходу партии. Есть пехота, техника, авиация; флота нет за полным отсутствием воды. Войска и здания строятся в обмен на два вида ресурсов: простые минералы и веспен — газ, обычно расходуемый на технологическое развитие и продвинутые войска. Собственно, все это вам наверняка знакомо по первому StarCraft. Не изменились и участники боевых действий: фундаментальные терраны, футуристичные протоссы, бесчисленные зерги.
Изменения в массе своей — косметические, добавляющие в игру все то, что давно считается хорошим тоном в жанре. Удобное объединение в группы. Возможность назначать клавиши-цифры зданиям. Масштабирование и вращение карты. А в сумме — современный стратегический движок, куда с минимальными изменениями перекочевал классический набор войск и умений. Требовательность к микроконтролю при этом заметно снизилась: тому, кто сумел грамотно распределить свое время, более не требуется остервенело щелкать мышкой до полного изнеможения.
В сети
StarCraft 2 — в первую очередь соревновательная игра. Сетевым режимом занимались всерьез, тонко балансируя микро- и макроуправление, равновесие между расами на всех уровнях развития. До мелочей проработанные карты, разумная рейтинговая система, общение между игроками — за кулисами проекта виден кропотливый труд сотен специалистов.
Игроков разделили на лиги (серебряная, золотая, платиновая, алмазная) — в соответствии с уровнем мастерства, который игра определяет на протяжении пяти отборочных боев. Каждая лига состоит из множества дивизионов, по сотне человек в каждом. Они постоянно прибавляются по мере регистрации новых участников. Серия успехов позволяет добраться до верха рейтинга в своем дивизионе и перескочить в более высокую лигу, серия неудач — наоборот. Единой таблицы нет, но она и не нужна. Ведь пара сотен мастеров экстра-класса все равно выяснят отношения на чемпионатах, а остальным гораздо проще ориентироваться на 26-е место платиновой лиги, нежели на какую-нибудь 6283-ю строчку в общемировом зачете.
В рейтинговых боях основную роль играет автоподбор — вы выбираете расу, запускаете поиск, и игра автоматически подыскивает близкого по уровню оппонента (а если такого с ходу не нашлось, может свести с чуть более сильным или слабым). Причем если вы сумели одолеть более опытного противника, это принесет дополнительные призовые очки, а если уступили более слабому — увеличит штраф за поражение. За время вне сети накапливаются так называемые «очки отдыха», повышающие призовой балл в случае победы. Такой подход в какой-то мере уравнивает тех, кто играет от случая к случаю, с упорными фанатами, безвылазно сидящими в мультиплеере. Похожим образом это сделано в World of Warcraft, где отдохнувший герой получает удвоенный опыт.
Помимо одиночных дуэлей один на один есть варианты 2х2, 3х3, 4х4 и «против всех». А социальные сервисы, позволяющие заводить друзей и объединяться в группы, позволяют вступить в бой слаженной командой с единой тактикой, не оставляя ни малейшего шанса группе случайных игроков аналогичного уровня. Есть режим против компьютера, есть пользовательские игры, где можно сражаться в том числе на самодельных картах (скоро здесь наверняка появится своя «дота»). Результаты этих партий, с очевидностью, не влияют на рейтинг.
А вот с групповыми рейтингами поступили очень остроумно. Когда команда игроков объединяется и вступает в игру, для нее заводится отдельная строчка в итоговой таблице командных боев. С такими же лигами и дивизионами, как и для режима 1х1. Вполне реальна ситуация, когда двое игроков по отдельности уверенно сидят наверху платиновой лиги в одиночном зачете, а вместе они не поднимаются выше «серебра». Пример, кстати, не вымышленный.
В чем уникальность?
Много приходится слышать про уникальный, совершенно гениальный баланс StarCraft. Однако далеко не все представляют себе, о чем речь. Все три расы одинаково сильны? Помилуйте, добиться этого легче легкого: достаточно сделать их более или менее одинаковыми (как, к слову, когда-то поступили разработчики Heroes of Might & Magic 3). Несложно добиться паритета побед / поражений и другим путем — просто анализируя статистику матчей. Выяснили, что одна раса сильнее других, — рубанули с плеча, ослабили войска, немного замедлили строительство, и готово.
Баланс StarCraft интересен своей цельностью и проработкой во всех аспектах.
Баланс сил. Действительно, нет самой сильной или откровенно слабой расы.
Баланс микро / макро. Игрок не простаивает, но и не суетится от начала до конца боя, игра равномерно распределяет его время и внимание.
Баланс ресурсов. Минералы и газ расходуются так, что подходят к концу почти одновременно.
Баланс типов войск. Нет бессмысленных боевых единиц — любой род войск может лежать в основе выигрышной тактики.
Баланс состава армии. Все войска имеют уязвимости: полноценная армия состоит как минимум из двух-трех разных отрядов.
Баланс земля / воздух. У каждой расы есть войска земля-воздух, воздух-воздух и воздух-земля, уравновешенные так, что ни одна раса не имеет очевидного преимущества в любом из трех типов столкновения.
Баланс толпы / титанов. Сбалансированы средства уничтожения многочисленной толпы и крупных бронированных боевых единиц.
Баланс видимость / невидимость. Каждая раса располагает адекватными средствами атаки в режиме невидимости и защиты от невидимого противника.
Баланс rush-атак. Ранние атаки можно отразить средствами, по стоимости не превосходящими затраты на атаку.
Баланс технологий. Равновесие сил сохраняется на протяжении партии.
Этот список можно уверенно продолжать. Упомянуть про «баланс форсирования препятствий», «баланс экспансии», «баланс карт». Важно, что в StarCraft уравновешены все перечисленные факторы, и это при том, что все расы кардинально отличаются друг от друга и по способам развития, и по манере ведения боя.
Можно с уверенностью утверждать, что все перечисленное в равной мере относится и к первой, и ко второй части игры. Взяв за основу отработанный сеттинг, разработчики несколько лет доводили его до ума, а потом еще полгода обкатывали на игроках. Первая часть эволюционировала добрые двенадцать лет регулярных патчей, вторая прошла этот путь в разы быстрее. Разумеется, впереди нас ждет не один десяток заплаток, но и сейчас уровень балансировки достоин высочайших похвал. Во многих направлениях игростроя Blizzard конкурирует уже только сама с собой.
Лоскутный мир
Пожалуй, единственный серьезный недостаток сетевого режима — деление мира на резервации. Есть американская версия, есть европейская, российская, и все они решительно несовместимы между собой.
Разработчиков можно понять. Во-первых, для каждого региона действуют соответствующие условия оплаты, да и возиться с трансатлантическим трафиком, по всей видимости, задача не из числа приоритетных. Как бы там ни было, продюсер игры — Тони Су — ответил на наш вопрос уклончиво: мол, об интеграции мы, конечно, подумываем, но так чтоб вот прямо сейчас — не планируем.
Условия оплаты игры сильно отличаются. В Европе игрокам предложат роскошную коллекционную версию, а в Южной Корее подписку на игру автоматически получает каждый, у кого оплачена учетная запись в World of Warcraft. Российским игрокам повезло меньше. Джевел продается за 500 рублей, коробочная версия — за тысячу, а через интернет можно приобрести себе неограниченную подписку...
Да. StarCraft 2 — первая RTS в истории игровой индустрии с платной помесячной подпиской. Понятно, что касается это в первую очередь сетевого режима: в минимальную поставку игры уже включено четыре месяца, а для прохождения кампании этого более чем достаточно. Кроме того, единожды активировав учетную запись на Battle.Net, дальше уже можно играть без соединения с интернетом — правда, не будет работать сетевой режим и система достижений.
Ну а тем, кто планирует устраивать баталии с себе подобными, придется платить в любом случае. Локальная сеть среди опций не предусмотрена. Считайте, что перед нами классическая онлайновая игра от Blizzard... просто в жанре RTS.
Кампания
Wings of Liberty — первая часть трилогии StarCraft 2, где мы участвуем в сюжетных событиях со стороны терранов. В будущем ожидаются еще две: Heart of the Swarm за зергов и Legacy of the Void за протоссов.
Кстати, немного поиграть за протоссов дадут уже сейчас: несколько миссий представляют собой воспоминания темного храмовника Зератула, доступные главному герою через кристалл памяти.
Но это лирика. А пока с нами — старый знакомый Джим Рейнор.
Когда-то он был преступником. Затем — шерифом на захолустной колонии. А потом его угораздило присоединиться к революции Арктура Менгска, свергнувшего правительство Конфедерации. Джима оно тоже не устраивало по ряду причин, но, как оказалось впоследствии, Менгск в роли правителя оказался еще хуже. Одержимый жаждой власти, тот отдал на растерзание зергам целую планету. Среди жертв числилась Сара Кэрриган — девушка-призрак, с которой у Джима возникла стойкая взаимная симпатия. А ведь ее даже не убили; ее инфицировали, превратив в гибридное существо — Королеву Клинков, наделенную силой командовать ордами зергов.
Это была далеко не единственная неприятность, случившаяся с Рейнором после того, как он покинул родную колонию. Неожиданно для самого себя он встрял в конфликт между зергами и протоссами, в результате чего помог древней расе избежать истребления. Но вот среди людей слава пошла на редкость дурная. Менгск объявил Рейнора предателем и террористом; за его голову назначена награда. А сам Джим странствует по космосу, вечерами напивается в баре и строит планы по свержению Менгска с насиженного трона. О Кэрриган он старается даже и не думать...
Большую часть игры команда Джима Рейнора скитается по просторам космоса на борту крейсера «Гиперион». Игровые меню стилизованы под помещения корабля — на мостике можно рассмотреть звездную карту и выбрать следующий пункт назначения, в кают-компании — посмотреть телевизор, рассмотреть трофеи, поставить новую композицию в музыкальном автомате или сыграть в мини-игру Lost Viking — космический скроллер на движке самого «старкрафта».
На корабле кипит жизнь. Члены команды занимаются исследованиями и усовершенствованием арсенала, редкие гости и космические контактеры предлагают задания. Со многими можно пообщаться после миссии, чтобы, как минимум, узнать самые свежие сплетни.
Кампания нелинейна. У каждого персонажа — своя цепочка заданий, порядок выполнения которых остается на ваше усмотрение. В двух местах предусмотрены сюжетные развилки; быть может, принятое решение аукнется в последующих главах трилогии. Часть миссий можно вообще не выполнять — до конца необходимо довести только цепочку Тайкуса. За выполнение большинства заданий положена денежная награда, выражаемая в галактических кредитах. Они тратятся на покупку улучшений для войск и зданий, а также на услуги наемников.
Наемники
В кают-компании подозрительный тип с ноутбуком предложит воспользоваться услугами наемников. Контракт с ними покупается за кредиты, но для вызова во время миссии придется доплатить ресурсами.
Бойцы вызываются в «Притоне наемников» и появляются на поле боя практически мгновенно. Тем и ценны — помогают заткнуть дыры в обороне или оперативно усилить наступающую группу, когда времени на подготовку войск в казармах уже нет. А еще они, с очевидностью, заметно сильнее своих не-элитных аналогов.
Уникальные войска кампании
Перечислять все строения, пехоту и военную технику мы не будем — хотя бы потому, что в июньском номере это уже делал White-Ra. Другое дело, что войск в кампании стало заметно больше: часть из них не вошла в сетевой режим в ходе оптимизации арсенала, а в сюжетных миссиях пришлась к месту. О них и поговорим.
Технологическое развитие
Если в сетевой игре улучшения заказываются в арсенале, инженерном комплексе и лабораториях, то одиночную кампанию решили этим не перегружать. Вместо этого в распоряжении главного героя есть некоторый запас валюты, пополняемый почти в каждой миссии, а «Лаборатория» и «Арсенал» разместились прямо на борту флагмана. Зайдя в арсенал, мы увидим список открытых войск и зданий; для каждого есть две доступные модернизации — в целом очень полезные. Дополнительная броня, дальность стрельбы, усиленная атака, более вместительный бункер. На покупку всех улучшений кредитов не хватит, но это и не нужно. У любого игрока есть определенный набор любимых войск, вот их-то и стоит усовершенствовать по максимуму.
Другая сторона прогресса — технологии инопланетных рас. Во многих миссиях по карте разбросаны скелетики древних существ, обломки загадочных агрегатов и прочий мусор, представляющий немалый научный интерес. Их сбор обеспечивает бортовую лабораторию «очками исследования», потихоньку заполняющими похожие на ДНК столбики прогресса в изучении технологий зергов и протоссов. На каждом следующем уровне исследования потребуется выбрать одно из двух глобальных улучшений (второе тотчас же станет недоступно).
Все «лишние» очки исследований конвертируются в кредиты по курсу десять тысяч к одному. Кроме того, в лаборатории можно получше присмотреться к добытым артефактам, почитать записи эксцентричного профессора Игона Стетманна и пообщаться с прелестной госпожой Хэнсон. Миссии Зератула, активируемые через кристалл памяти, также доступны именно здесь.
Исследования протоссов
Улучшения вооружения также увеличивают скорость атаки на 5%
Улучшения брони также увеличивают запас прочности и здоровья на 5%
Эффекты вполне равноценны. В каком случае вы будете чувствовать себя увереннее: если будете сильнее бить или если будете лучше защищены?
Хранилища строятся мгновенно
Перерабатывающие заводы добывают веспен на 25% быстрее
Стоит исходить из того, не забываете ли вы своевременно строить новые хранилища. Если вдруг да, то первый вариант сэкономит вам кучу нервов. В противном случае имеет смысл брать ускоренную добычу газа.
Для добычи веспена более не нужны КСМ
Можно производить два КСМ одновременно
Первый вариант ценен не столько экономией на рабочих, сколько отсутствием необходимости держать рядом с газом командный центр. Как минимум в двух миссиях — «Сверхновая» и «Лоно пустоты» — это сослужит вам большую службу.
Ворон. Умеет видеть невидимое, устанавливать автотурели и модули точечной обороны, а также запускать ракеты класса «Гончая».
Научное судно. Умеет видеть невидимое, облучать органические цели радиацией и чинить технику.
«Ворон» — штука всецело замечательная, но его трудно променять на машинку, способную чинить технику в автоматическом режиме, да еще и не расходующую на это ресурсы. Многие предпочитают воевать пехотой именно потому, что медики позволяют сражаться без потерь, — а теперь свои медики появились и у техники.
Лабораторный реактор, совмещающий функции лаборатории и реактора
Пехота прибывает сразу в точку сбора в орбитальных капсулах
Второй вариант был бы бесконечно ценен в сетевой игре, но компьютер сложно удивить неожиданным десантом пехоты в тыл. А вот возможность производить сразу двух «Торов» переоценить сложно.
Исследования зергов
Автоматическая турель для бункеров
Запас прочности бункеров повышается на 150 единиц
Лишние единицы прочности, конечно, повышают шансы на то, что обитатели бункера успеют отбиться. Но не лучше ли взамен иметь дополнительное орудие, которое поможет оперативно проредить ряды нападающих? И ремонт обойдется дешевле.
Мощная пушка для командного центра (постройка перестанет летать)
Автоматическая огнеметная турель, способная закапываться в землю
Сложно променять вызов МУЛов и возможность летать на большую пушку, пусть даже очень убедительную. А турельки — они турельки и есть, дополнительный рубеж обороны.
Хищник. Противопехотная боевая единица, наносящая урон по площади.
Геркулес. Вместительный транспорт, быстро десантирующий войска.
«Геркулес» за всю кампанию всерьез пригождается только в одной миссии — «Фактор Мебиуса». Там критично иметь вместительный транспорт, к тому же гарантирующий пассажирам жизнь даже в случае его уничтожения. «Хищнику» найти применение проще.
Запас энергии у специалистов повышается на 100 единиц
Воздушная и наземная техника понемногу ремонтируется сама
Если вы делаете ставку на специалистов, то первое улучшение может иметь смысл. Во всех других случаях рекомендуем брать второе — меньше придется гонять КСМ на починку побитой армии.
Постройка, берущая выбранного зерга под контроль
Постройка, уменьшающая скорость зергов вокруг себя
Преимущество второй в том, что она не требует непосредственного руководства. Эффект замедления достаточен для того, чтобы дать осадным танкам время на дополнительный залп. Но если перспектива ручного управления вас не пугает, то взятие под контроль дает более весомое преимущество.
На сегодняшний день в СНГ нормально работают две версии — российская и европейская. С Америкой или Кореей лучше не связываться: слишком большие расстояния для нормального пинга. Список вариантов для российской версии достаточно широк.
Европейская версия не предусматривает повременной оплаты, она изначально «вечная». Ключ продается в интернете примерно за 60-70 долларов США. Если вы просто хотите пройти кампанию и попробовать на зуб сетевой режим, смело берите самую дешевую российскую — потом сможете продлить подписку. Если искать более активный онлайн и в целом более вежливый коллектив (субъективное мнение редакции!), то это Европа.
На борту «Гипериона»
А теперь — пара слов о ключевых персонажах, чьи судьбы оказались плотно переплетены с судьбой главного героя. Список сознательно неполон, за скобками остались те, чье упоминание уже само по себе было бы нахальным «спойлером».
Близзард не был бы близзардом, если бы в игре вдруг не оказалось пасхальных яиц. Но небо не упало на землю, реки не повернули вспять, все в порядке вещей. Слава «яйцам».
В миссии «Звезда экрана» можно получить доступ к секретному заданию. Отыщите в юго-восточном углу карты нейтральный исследовательский центр и разрушьте его. После этого на звездной карте появится миссия «Сердце тьмы».
В миссии «Время Ч» пробейтесь на северо-западную базу зергов. Там, прямо к северу от веспенового гейзера, можно найти таурена-пехотинца восьмидесятого уровня. Едва вы его заметите, как он тут же спрячется в ближайшем сортире. Пощелкайте по будке мышкой — увидите, что произойдет.
В миссии «Песочница дьявола» разведайте юго-восточный угол карты. Там, на маленьком островке, можно обнаружить самого Diablo — главного злодея из одноименной игры.
В миссии «Шторм в гавани» в юго-западном углу карты находится кладбище слонообразных исполинов, богатое бесхозным газом. А чуть восточнее, на дне узкого пролива, можно разглядеть контейнер с вмурованным в него человеком.
В миссии «Сердце тьмы», сразу после того как вы вызовете подкрепление, обследуйте скалу на северо-восток от посадочной площадки. С нее будет виден соседний астероид, на котором приплясывает от нетерпения вооруженный до зубов мурлок-космодесантник.
Еще один мурлок обитает в миссии «Зов джунглей» на западном краю карты, сразу слева от третьего по счету источника терразина.
После того как к вам присоединятся «призраки», зайдите в арсенал и рассмотрите вблизи их вооружение. Если какое-то время ничего не предпринимать, на контейнере материализуется Нова, которой здесь, в принципе, находиться не положено.
Голографической танцовщицей в кают-компании работает ночная эльфийка из World of Warcraft.
В сухом остатке
Игра практически безупречна. Многопользовательская ее часть стала полноценной киберспортивной дисциплиной еще до релиза. Она не только успешно вытеснила первый StarCraft, но и перетянула часть аудитории из других игр. Кампания фундаментальна и проработана, миссии сделаны с фантазией и на редкость разнообразны, игровое меню исполнено на таком уровне, что сразу и не поймешь, что это просто меню. И даже локализаторы героически прыгнули выше головы, кропотливо исправив графические надписи и подогнав артикуляцию под речь актеров. Во всем этом великолепии есть только один крупный FAIL. Персонажи и их диалоги.
Мы не станем гадать, какие удивительные процессы в недрах студии Blizzard привели к такому результату. Но факт, что диалоги сплошь построены из шаблонных фраз уровня фантастического сериала. Персонажи архетипичны до неприличия, их отношения наивны и натянуты. Эпический пафос не разбавлен ни граммом живого юмора и парадокса, от чего с первых минут становится приторно.
Сетевая игра — безусловный шедевр, одиночный режим — увы, обычная RTS. Добротная, интересная, адски увлекательная... но все же не гениальная.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 10 | невозможно оторваться — сначала от кампании, а потом и от сетевого режима | не отмечены |
Графика 8 | красочно, узнаваемо, качественно | |
Звук 7 | локализованные диалоги переиграны, зерги озвучены комично | |
Игровой мир 8 | сбалансированная система трех принципиально разных рас | неинтересные персонажи кампании |
Удобство 10 | продуманный интерфейс, удобное управление | не отмечены |
Новизна нет Интерес повторной игры да | Рейтинг журнала 91% | Вердикт: Образцовая стратегия и киберспортивная дисциплина, образец для подражания на многие годы. Картину немного портит только изобилие сюжетных банальностей в кампании и переигранные интонации актеров. | Награда журнала |
Прохождение
Задания на Мар-Саре
День независимости
Учебная миссия. Проведите отряд из точки А в точку Б, помогая местному населению поднять восстание против Менгска. Побочное задание — расстрелять по пути семь статуй императора.
Для минимизации потерь назначайте своему отряду цели вручную, а под конец не стесняйтесь прятаться за спины ополченцев.
Вне закона
Награда — 45000.
В баре, где пьянствовал Джим Рейнор, появляется старый приятель Тайкус Финли и предлагает добыть артефакт по заказу ученых из объединения «Мебиус».
С самого начала сбегайте на север и заберите минералы и газ для ускорения стартового развития. Затем накопите немного войск и помогите повстанцам на юго-западе отбиться от Доминиона. Они радостно перейдут под ваши знамена, снабдив вас медиками. Теперь можно посетить базу Доминиона и устроить там погром.
Время Ч
Награда — 55000.
Сюрприз, сюрприз! Тот самый артефакт зергам тоже небезынтересен, и очень скоро те заявятся в гости — бороться и искать, найти и перепрятать.
Миссия строго оборонительная, нужно лишь продержаться указанное время. Застройте мосты бункерами, чтобы ни одна собака не просочилась, и наплодите солдат с медиками на все доступные ресурсы. Трижды за миссию нужно будет подобрать группу выживших — сначала на востоке, затем на севере и северо-западе. Происходить это всегда будет между волнами атак, так что откликайтесь сразу же. Не ограничивайтесь застройкой нижней платформы — под конец зерги начнут десантироваться и на возвышенность с базой.
Задания Хорнера
Большое ограбление поезда
Награда — 110000, 3 очка исследования зергов.
Хорнер прознал, что Доминион вывозит с Тарсониса ценный груз; правда, неясно, в котором из составов. Впрочем, если перехватывать все подряд, можно неплохо заработать.
Всего поездов будет восемь. Первый пройдет без какого-либо сопровождения, второй — уже с охраной. В промежутке между вторым и третьим составами ждите визита на свою базу. После уничтожения третьего враг начнет возводить бункеры вдоль трасс — расстреляйте сколько успеете, пока они не достроились. Выезд пятого поезда ознаменуется появлением патрульного отряда мародеров — его можно избегать (местонахождение отмечается на карте) или все-таки постараться ликвидировать. Шестой и седьмой поезда окажутся ускоренными, а восьмой снова будет еле ползти, но на его защиту бросят немалые силы.
Для атаки составов очень пригодятся бункеры вдоль путей. Они будут связывать боем отряды сопровождения, давая возможность спокойно разобраться с поездом.
В левом верхнем углу есть место для побочной базы — враг туда не наведывается. Охраняется морпехами и пушечкой, занять его нетрудно.
В самом начале миссии вам укажут месторасположение трех брошенных «аспидов», еще три придется поискать самим — обследуйте возвышенности. Скелеты зергов для исследований валяются вдоль трасс: на юге, западе и юго-востоке от основной базы.
С ножом у горла
Награда — 120000, 3 очка исследования протоссов.
Старый знакомый экипажа «Гипериона» — полковник Орлан — слывет экспертом по взлому, но предпочитает выгодно продать добытую информацию Доминиону. А пока идут торги, ангажирует наемницу Миру Хан отвлечь Рейнора. Та предлагает следующие условия: если Джим заплатит ей раньше генерала, она перейдет на его сторону.
Задача — добыть должное число минералов раньше Орлана. Первым делом снесите все добывающие базы противника, а потом займитесь сбором строительного мусора и протосских артефактов для исследований. Первый — у нижнего выхода с основной базы, второй чуть левее северной базы Орлана, а третий — на мыске справа от южной.
Перебейте большую часть рабочих Орлана и понемногу атакуйте командный центр, чтобы выжившие КСМ бросались его чинить, — это уменьшит запас ресурсов врага.
После того как вы накопите нужную сумму, база на юге перейдет в ваше ведение вместе с войсками. На захват позиций Орлана их хватит с лихвой.
Машина войны
Награда — 120000, 3 очка исследования зергов.
точное число рабочих позволит строить войска непрерывно.
На планете Валгалла разрабатывается и готовится к презентации на телевидении новый боевой робот «Один». Если выкрасть прототип и с его помощью захватить здание телецентра, в вечернем выпуске новостей могут появиться пикантные подробности.
Ответственным за выполнение задания назначили Тайкуса. Он вооружен тяжелым пулеметом и совершенно неуправляем — просто следуйте за ним, поддерживая огнем и медицинской помощью. Буквально сразу у входа стоит первая капсула с исследовательским материалом для лаборатории — не пропустите. Две другие капсулы встретятся вам по пути, одна на северо-западной базе, другая на восточной.
Как только Тайкус пересядет на «Одина», у него откажет передатчик, и он продолжит творить беспредел по своему разумению. Всегда таскайте за ним парочку КСМ и своевременно чините гиганта, по мере сил поддерживая войсками. Главный ваш враг — призраки, которые снайперскими выстрелами прореживают ряды ремонтников. Остальные враги их отчего-то игнорируют, но все же старайтесь держаться у робота в тылу.
Это интересно: оказавшись у руля «Одина», Тайкус начинает увлеченно цитировать Дюка Нюкема — в частности, когда заводит разговор о том, что пора-де жевать жвачку и драть задницы.
На протяжении всей миссии стройте «миражи», по возможности сохраняя их численность, — у восточного края карты готовится сойти со стапелей сверхтяжелый крейсер «Локи», и для его уничтожения потребуется порядочная мощь.
Звезда экрана
Награда — 120000.
Операция по подмене экипажа «Одина» прошла тихо, незаметно и успешно.
У вас будет буквально несколько минут, чтобы причинить как можно больше разрушений. Стреляйте в скопления врагов, чтобы одним выстрелом задевать сразу всех. Уничтожая здания, старайтесь открывать огонь вдали от вражеских войск — так-то они неактивны, но если рядом начнется пальба, тут же включатся в бой. Убить не убьют, но задержат.
Сразу по истечении выделенного времени «Один» телепортируется на базу. Тут же прикрепляйте к нему пару КСМ, подхватывайте прилетевшего «Тора» и двигайтесь довершать начатое. Начать обход лучше всего с севера — там находятся космопорты, и вы так обезопасите свою базу от авианалетов. На юге же расположены заводы легкой техники, отбиться от которой гораздо проще. Уделите немного внимания укреплению своей базы и продолжайте победоносное шествие, понемногу подключая новых «Торов» и ремонтников.
Это важно: в юго-восточном углу карты располагается нейтральная постройка, помеченная как «Мирные жители Корхала». Если ее уничтожить, откроется доступ к секретной миссии.
Когда карта опустеет, можно приступать к загрузке данных в телестанции. Соберите возле одной из них всю армию, одного бойца поставьте на маркер, а остальными готовьтесь отражать атаки. После того как вы загрузите третью порцию данных, передача пойдет в эфир.
Сердце тьмы
Награда — 25000, 3 очка исследования зергов, 4 очка исследования протоссов.
В разрушенном здании на Корхале обнаружились сведения о засекреченной лаборатории Доминиона, замаскированной под склад бериллия. Там же и содержались коды доступа, что позволило небольшой разведгруппе тут же сунуть в нее нос.
Возглавляет группу сам Рейнор. Живучесть и урон у него повышены, а кроме того, он умеет пользоваться взрывчаткой для расчистки пути, а также подбирать и использовать валяющееся на уровне оружие. Оно бывает трех видов — гранаты (для скоплений врагов), плазменное ружье (для особо крепких) и генератор временного разлома (замедляет все объекты в области действия). Экономьте оружие на обратный путь — покидать лабораторию предстоит в спешке.
Кроме того, на уровне встречаются консоли, с помощью которых можно напакостить врагу — открыть клетку с зергами, активировать турели, вызвать подкрепление. Варианты вполне равноценны.
Реликвии протоссов для исследований — одна в клетке, из которой вы выпускали зергов, другая в зале с бруталиском. Для получения очков исследования зергов предлагается оного бруталиска убить — соглашайтесь.
После взрыва реактора выведенный гибрид вырвется на волю, и от него придется убегать. Старайтесь не ввязываться в драки, оставленные в живых враги помогут гибрида отвлечь. Если он подберется совсем уж близко — используйте генератор временного разлома.
На обратном пути можно подобрать еще две реликвии протоссов: в юго-западном углу зала, где идет ожесточенная свалка между зергами и протоссами (расчистите себе путь гранатой), и вторая буквально в следующей комнате, под охраной зилотов.
В зале с детенышами ультралиска помните, что яйца вылупляются, если подойти к ним вплотную. Обходите их, или расстреливайте издали.
Задания Хэнсон
Эвакуация
Награда — 100000, 3 очка исследования зергов.
С далекой планетки поступил сигнал бедствия — на колонию напали зерги и вот-вот всех пожрут. Джим сломя голову бросается на помощь и обнаруживает, что колонистов требуется сопроводить в космопорт.
Время от времени жители будут погружаться в транспорт и двигаться к точке эвакуации. Проще всего приставить к ним мобильную группу, которая будет двигаться на шажок впереди автобуса, расчищая ему путь.
Отправляйтесь на поиски исследовательского материала в период затишья, сразу после того, как транспорт прибудет к месту назначения. Первый кусочек валяется прямо под космопортом, второй можно найти за первым поворотом налево со стороны базы, мимо бункера и вниз. Третий — в ответвлении справа, примерно посередине трассы. Там же можно найти и уйму бесхозных ресурсов.
Имейте в виду, что, даже если транспорт взорвется, жители еще могут добраться до космопорта пешком. Как только планету покинут пятьдесят человек, задание будет считаться выполненным.
Эпидемия
Награда — 110000, 2 очка исследования зергов.
С подачи зергов вирус обратил население колонии в зомби-мутантов. Доктор в отчаянии, но Рейнор знает верное средство против заразы — выжечь все к чертям.
Мутанты сгорают под прямыми солнечными лучами, поэтому миссия условно поделена на две циклично сменяющиеся части: ночью приходится оборонять базу от нашествия, а днем — носиться по округе и уничтожать зараженные здания.
Зомби поначалу наседают только с двух сторон, но за пару ночей доломают баррикады на юго-западе — следите за их запасом прочности и не дайте застать себя врасплох. Проходы достаточно узкие и замечательно застраиваются бункерами. Сажайте в них огнеметчиков вперемежку с морпехами и оставляйте ремонтника дежурить неподалеку. Днем бойцов можно высаживать из укреплений и присоединять к карательному отряду, а к вечеру загонять обратно.
Это интересно: зараженные жители при атаке кричат каноничное «убей меня». Тайкус даже заметит, что ситуация напоминает ему какое-то старинное кино.
Чтобы добыть материал для исследования с минимальными потерями, в первую ночь засеките месторасположение искомых заразителей, днем переместитесь к ним вплотную, а по наступлении следующей ночи они выкопаются прямо к вам в объятья.
Судьба гавани
Награда — 125000.
Беженцы обосновались на планете Гавань на границе с владениями протоссов. В один не такой уж прекрасный день связь с колонией оборвалась. На месте Рейнор обнаруживает армаду протоссов, нацеливающую орудия на планету — там обнаружились зараженные люди. О том, чтобы сохранить им жизнь, протоссы даже слушать не хотят, разве что готовы уступить Джиму возможность убить всех самому, да еще и обещают одарить технологиями. Доктор Хэнсон считает, что людей еще можно спасти — в ее лаборатории вовсю идет разработка вакцины. Чью сторону принять в этом конфликте — решать вам. От этого выбора зависит сюжет, а также то, какие очки исследований достанутся вашей лаборатории.
Вариант протоссов — Шторм в гавани
3 очка исследования протоссов.
Доктор Хэнсон совсем не в восторге от принятого Джимом решения и заперлась в лаборатории, а вам тем временем предстоит устроить маленький Стратхольм на отдаленной планетке.
Очаги заражения существуют двух видов — потенциальные и уже состоявшиеся. Первые можно и нужно уничтожать, пока они зреют, — об их возникновении будет сообщать Мэтт, услужливо подсвечивая место на карте. Туда необходимо лететь викингами — сначала уничтожать летающие отряды вроде муталисков и хозяев стаи, а потом садиться и приниматься за наземные. Миссия специально «заточена» под этот род войск, так что позаботьтесь о том, чтобы викингов у вас было много.
К уже существующим очагам лучше идти пешком. Укрепите базу с севера и юга, соберите штурмовой отряд — и вперед. Если поступит сообщение о возникновении нового очага, отвлекитесь и слетайте туда «викингами», после чего возвращайтесь к прерванному занятию.
Однако докладывать об успешном избавлении от заразы некому, запершаяся в лаборатории Ариэль оказалась заражена, и ее пришлось пристрелить.
Вариант беженцев — Тихая гавань
Вражеский материнский корабль «Воздаятель» медленно и неумолимо ползет от поселения к поселению, выжигая их одно за другим. Он пока неуязвим за счет силового поля, подпитываемого тремя нексусами, и в первую очередь нужно разрушить их.
Сразу после того как «Воздаятель» расстреляет одно поселение, к следующему направляется небольшая эскадрилья авианосцев и излучателей пустоты — убивать мирных жителей. Ее надо оперативно сбивать викингами, а штурмовой отряд тем временем должен разобраться с нексусами. Формировать его лучше всего из техники — стоящие на защите колоссы сжигают пехоту пачками. При первой же возможности поддерживайте группу викингами — они могут атаковать колоссов, да и последний нексус окажется прикрыт авианосцами.
Перемещаясь по карте, старайтесь не переходить дорожку «Воздаятелю» — кораблик очень эффективно прожаривает пространство вокруг себя лазерами. Как только рухнет последний нексус, направляйте викингов в атаку — они могут стрелять с безопасной дистанции и легко справятся с заданием.
Протоссы на взбучку, к слову, не обиделись.
Задания Тоша
Песочница дьявола
Награда — 110000, 3 очка исследования зергов.
На планете Рэдстоун можно добыть минералы повышенной ценности, на которые сейчас никто не претендует, ибо местные вулканы не ко времени разбушевались.
Уровень лавы поднимается лишь время от времени, а потом снова спадает, к тому же до возвышенностей она все равно не достает. Но минеральные поля расположены исключительно в низинах, и добывать ресурсы можно только в период затишья.
Так и происходит вся миссия — дожидаетесь, когда лава уйдет, сажаете командный центр вблизи одного из минеральных полей и копаете, стараясь при этом тратить поменьше, чтобы не затягивать с накоплением нужной суммы. Налеты зергов будут происходить регулярно, а защищать постоянно перемещающийся КЦ иначе как мобильным отрядом пехоты не получится. Это основную базу можно бункерами укрепить, а в низинах они моментально сгорят.
В самом начале миссии сбегайте на возвышенность на севере — там пасутся несколько КСМ и болтается в воздухе неприкаянный командный центр. Там же, еще чуть севернее, есть отряд головорезов, согласный к вам присоединиться. Еще нескольких пришлет вам в подарок Тош, остальных придется разыскивать по всей карте. Обследуйте все возвышенности, на которые в состоянии запрыгнуть головорезы, — найдете кучу бесхозных ресурсов. Не постесняйтесь наведаться в укрепления зерга — защищены они так себе, а из разрушенных зданий тоже можно добыть ресурсы.
В юго-западном углу карты обитает пригодный для исследований бруталиск. Убейте его головорезами — подлетаете поближе, даете залп, отпрыгиваете, снова даете залп — и так далее. Долго гнаться он за вами не станет, спустится вниз со своей возвышенности и потопает на место, наивно подставив спину.
Зов джунглей
Награда — 120000, 3 очка исследования протоссов.
Еще один вид ресурсов, нужных Тошу, — редкий газ терразин. Его можно добыть на отдаленной планете Бел-Шир, чем, кстати, и занимаются обитающие там протоссы. Впрочем, это не те протоссы, с которыми водил знакомство Рейнор, а религиозные фанатики из секты талдаримов. Терразин они называют «дыханием жизни» и почитают за святыню, строя алтарь вокруг каждой канистры с газом.
С одной стороны, так даже проще — не надо ничего копать, достаточно подогнать к алтарю КСМ, демонтировать канистру и увезти на базу. С другой — талдаримы вскоре начнут запечатывать алтари. Сам не гам и другим не дам.
Канистр требуется собрать семь, а алтарей на карте целых тринадцать. Поэтому реагировать на каждое известие о том, что-де гадкие протоссы запечатывают алтарь, необязательно. Наметьте себе семь штук ближайших, их и обороняйте.
Вражеские войска будут появляться в трех случаях. Во-первых, если талдаримам вздумается запечатать алтарь, в его сторону выдвинется маленькая экспедиция, возглавляемая зондом-рабочим. Чтобы свернуть операцию, достаточно уничтожить зонд, но с охраной разбираться все равно придется. Во-вторых, когда ваш КСМ примется изымать одну из канистр, за ним отправится карательный отряд. И наконец, в-третьих, протоссы время от времени будут просто наведываться на вашу базу.
Лучшее время для сбора реликвий — как раз после отражения одного из таких набегов, когда наступит временное затишье. Одна реликвия традиционно валяется у выхода с основной базы (чуть севернее ее, кстати, имеется отличное место для возведения базы побочной, надо только выбить оттуда протоссов). Вторая на северо-западе между двумя крайними алтарями. Третья — в северо-восточном углу под приличной охраной.
В обратный путь с канистрой КСМ пускается автоматически. Его стоит охранять, но даже если рабочего взорвут, канистра останется валяться на земле, и ее можно будет подобрать.
Выберите сторону
Награда — 125000 + 50000.
Оказывается, ресурсы Тошу нужны не на продажу, а для осуществления дерзкого плана по освобождению из тюрьмы группы фантомов и создания центра по подготовке новых кадров. Фантомы — особое подразделение призраков. Они сильнее, хитрее и безжалостнее, но спецподготовка имеет побочный эффект — фантомы становятся одержимыми жаждой убийства. Об этом поведает девушка-призрак Нова и предложит альтернативу — фантомов перестрелять, а центр по их обучению уничтожить. Выбор за вами. От него зависит не только развязка конфликта, но и то, какие войска вы сможете строить в дальнейшем — фантомов либо призраков.
Вариант Тоша — Побег
Нова предупредила Доминион о готовящемся вторжении, и пробиваться к тюрьме придется через серьезные укрепления. Рейнор разместил неподалеку от входа собственную базу, с которой время от времени будут выдвигаться штурмовые отряды. Управлять ими нельзя, под вашим контролем окажется только сам Габриэль, обладающий впечатляющим набором умений.
Он постоянно невидим и может безнаказанно расстреливать врагов, держась за пределами действия детекторов. Постоянно держите палец на кнопке «Удерживать позицию» (по умолчанию H), чтобы не позволять ему гоняться за врагами. Прореживать вражеские ряды очень удобно умением «Взрыв мозга» — оно наносит урон по площади, оглушает врагов и не требует времени на перезарядку. Морпехам и медикам хватит двух «взрывов» подряд, остальных можно добить и вручную. «Псионный щит», поглощающий 300 единиц урона в течение 10 секунд, позволяет какое-то время прожить под массированным обстрелом. Например, для того, чтобы подбежать к ракетной турели и быстро ее разрушить, после чего спокойно перестрелять ослепших врагов, или быстро проскочить контролируемый ею участок и напасть на врагов с тыла. Наконец, энергозатраты легко компенсируются умением «поглощение», которое высасывает из союзников половину здоровья и конвертирует в чистую энергию. Старайтесь подпитываться от мародеров — они самые живучие. А если Габриэля ранят в бою, можно подлечиться у союзного медика.
Если откроете два тюремных блока по пути, получите поддержку аспидов и осадных танков. И деньги — по 25000 за каждый открытый блок. В первом нужно пробежать к танку под «псионным щитом» и спокойно всех расстрелять. Подходы ко второму патрулирует «ворон» — можно достать его серией «взрывов мозга» либо же отсиживаться в слепой зоне справа внизу, пока кораблик не отлетит, убивать сколько успеется врагов и снова прятаться обратно.
Под конец вам выделят ядерные ракеты с указанием «взорвать ворота тюрьмы». Этого делать не нужно — чтобы они открылись, требуется перебить всю охрану, так что ракетами можете пользоваться по своему разумению. После того как рухнет последнее здание, фантомы вырвутся на свободу.
Вариант Новы — Призрачный шанс
Нова и небольшой десантный отряд высаживается на базе Тоша с заданием уничтожить склад джория, баки с терразином и пси-излучатель — три главных компонента для подготовки фантомов. Поначалу действовать приходится раздельно. Нова со своей постоянной маскировкой подбирается к запорному механизму двери, морпехи с медиками ее прикрывают, помогая уничтожать турели. После того как дверь откроется, отряд воссоединится, но дальше можно проходить и в одиночку.
Умение Новы «Подчинение» позволяет получать постоянный контроль над одним из врагов, а «Снайперский выстрел» — быстро и эффективно разделываться с пехотой. По пути к первой цели не забудьте подстрелить парочку фантомов на балкончиках, за каждого из них положена награда в 5000 кредитов. Учтите, что миссия состоит из трех отдельных карт и после прохождения одной возврата уже не будет. Сам склад охраняется парой крейсеров — подчините один из них и наблюдайте за перестрелкой, а когда его взорвут — захватывайте второй.
На следующей карте Нова окажется в одиночестве, пока не расчистит посадочную площадку. К ней сразу устремятся враги, возглавляемые детектором-«вороном». Быстро переманите его на свою сторону и спокойно всех убивайте. После высадки отряда берите головорезов в охапку и перепрыгивайте через ворота к запорному механизму. Далее продвигайтесь вперед, пока не придет сообщение от Тоша о неком «подарочке, от которого вряд ли получится увернуться». Впрочем, избежать ядерного удара проще простого — достаточно отойти в сторонку. Затем загоните головорезов на возвышение справа и взорвите расположенные на нем турели. На возвышении слева находится ракетная шахта, к которой Нова легко получит доступ. Теперь у вас есть ядерная ракета, но прежде чем ее применять, сгоняйте головорезов на северо-западный островок и пристрелите еще одного фантома.
На третьей карте вам выделят авиацию. Можете немного погонять банши туда-сюда и уничтожить все, до чего дотянетесь. Далее следуйте на юг, там в клетке мается ультралиск. Выпустите его, и он внесет некоторую сумятицу во вражьи ряды. Чуть восточнее скучает угнанный у Доминиона «Тор» — весьма достойная цель для подчинения. С его помощью можно зачистить всю остальную карту, только против фантомов в одиночку его не выпускайте — оглушат и порубят псионными хлыстами.
На севере располагается ракетная шахта, немного западнее от нее — очередной фантом, который попытается достать Нову ядерным взрывом. Еще двое пасутся на возвышении в центре и на юге, а двое последних легко ушибаются ядерным взрывом вместе с пси-излучателем.
В благодарность за поимку преступника Тоша девушка откроет повстанцам доступ к документации по подготовке «призраков» и отбудет по своим делам.
Это интересно: Нова должна была стать главной героиней боевика StarCraft: Ghost, и воевать ей там предстояло, помимо прочих, с «призраком»-ренегатом по имени Габриэль Тош.
Задания Тайкуса
Хватай и беги
Награда — 55000, 4 очка исследования протоссов.
В этой миссии придется работать на опережение, пробившись через заслоны протоссов раньше, чем это сделают зерги. Но лучше всего запереться на своей базе и копить силы, отражая редкие атаки. А когда войск соберется достаточно — разом преодолеть все баррикады и первым ухватить артефакт.
Но для начала соберите протосские реликвии. Одна валяется прямо у выхода с базы, другая виднеется за обрывом слева — чтобы до нее добраться, придется сделать небольшой крюк через зерговские позиции, но укрепления там несерьезные. Еще одна реликвия лежит на полуострове на юго-востоке, а последнюю можно обнаружить перед самым залом с артефактом — в узеньком аппендиксе справа.
После того как ваши войска доберутся до артефакта, вас попытаются уничтожить ожившие статуи, так что в зал заходите не в одиночку.
Большие раскопки
Награда — 120000, 3 очка исследования протоссов.
«Мебиусы» попытались добыть очередной артефакт с мертвой планеты, но их исследовательская группа вдруг перестала выходить на связь. На планете водятся протоссы-талдаримы, искренне верящие, что терраны пришли осквернять их святыни. В принципе, они правы, но зачем же зарываться? Тем более что у археологов имеется внушительный довод в виде 170-гигаваттной лазерной установки, с помощью которой нужно попытаться вскрыть древний храм и извлечь его содержимое. Процесс этот занимает время, и все это время пушку необходимо оборонять. Заставьте северный вход на базу бункерами и осадными танками, а вот на юге бункеры разместите в низине — там есть место для побочной базы, которую тоже неплохо бы защитить.
Когда вы отразите несколько набегов, командование включит ручное управление установкой. Впрочем, с ее помощью стоит жечь только самых опасных врагов — в первую очередь бессмертных, колоссов, архонтов и авиацию. Ведь все то время, что пушка стреляет по врагам, она не раскапывает вход, затягивая миссию.
Еще через некоторое время Мэтт укажет месторасположение трех реликвий протоссов, доступ к которым тоже необходимо продолбить пушкой. Охраняются они несерьезно, так что при первой же возможности соберите маленький штурмовой отряд и сбегайте на разведку.
Когда запас прочности у входной двери практически иссякнет, ждите массированного набега протоссов. Но отбивать его уже не придется...
Фактор Мебиуса
Награда — 120000, 3 очка исследования зергов.
Зерги вычислили месторасположение базы «Мебиусов» и всерьез вознамерились завладеть результатами исследований. Ученые успели эвакуироваться, но не уничтожить архивы записей. Посланные наемники не справились с этой задачей, сгинув где-то в разрушенном городе, и теперь от вас требуется довершить начатое и по возможности найти выживших.
Наша база располагается на острове, а три здания с архивами — на материке. Кэрриган не знает точно, где их искать, и будет методично обшаривать все постройки подряд, пока не доберется до нужных.
Первый архив можно уничтожить буквально сразу же, высадив на ближайшую к нему крышу все доступные войска; только держите их подальше от края, чтобы не попадать под огонь гидралисков. Заодно подберете нескольких наемников.
Второй архив тоже больших затруднений не вызовет — сначала нужно высадиться на крыше на полпути, перестрелять ползучих споровиков и всех, до кого дотянутся стволы, а затем перелететь на следующую возвышенность, откуда вам уже машут рукой наемники. После зачистки это место окажется пригодным для возведения побочной базы. Сюда же рекомендуется перегнать и производственные постройки, чтобы не пришлось возиться с транспортировкой войск; с этой крыши есть удобный спуск на улицы города.
Третьего архива можно опять достичь «крышевым» методом, высаживаясь на возвышенности с наемниками, а можно просто собрать большой кулак войск и прогуляться к нему пешком. Столкновений с Кэрриган можно не опасаться, когда она занята разрушением зданий, ей не до мирской суеты.
Зерги станут регулярно наведываться на вашу основную базу, то выкапываясь у ее подножья через червя нидуса, то высаживаясь десантом на повелителях, то посылая авиацию.
Чтобы добыть требуху бруталиска для исследований, необходимо озаботиться воздушной поддержкой — стоит вам его атаковать, как подтянутся муталиски и повелители стаи. Если рядом не будет дежурить стайка викингов, десантная группа долго не протянет.
Сверхновая
Награда — 120000, 4 очка исследования протоссов.
Очередной артефакт находится на планете, у которой вот-вот взорвется солнце. С запада на восток медленно, но уверенно движется огненный фронт, выжигающий все на своем пути. Вас, разумеется, высадят с западной стороны карты, и вам потребуется пробиваться на восток через орды протоссов, отвоевывая у них плацдарм за плацдармом.
Надолго окапываться здесь незачем — все равно на вашу базу скоро наползет огненная стена, так что готовьтесь часто перелетать с места на место. Едва переместившись, принимайтесь добывать газ, а в космопортах (настоятельно рекомендуется достроить еще хотя бы один) — производить банши. Наземная техника в этой миссии уверенно пасует — враг слишком силен, а накопить достойную армию вам не дадут. А вот против вертолетов-невидимок у него из аргументов только фотонные пушки да малость авиации, терпеливо выжидающей, пока у банши не кончится энергия. Для борьбы с последней придется создать выводок викингов.
Исследовательские элементы располагаются почти по пути. Один прямо рядом с местом высадки, второй чуточку дальше, у первого по счету подходящего места для посадки на юге. Третий — строго к северу от него же. И наконец, четвертый лежит далеко на юго-западе, на самом краю карты.
Задания Зератула
Шепот судьбы
3 очка исследования зергов, 3 очка исследования протоссов.
Прогулочная миссия без каких-либо особых фокусов; просто следуйте инструкциям. Активно используйте оба специальных умения Зератула, чтобы уменьшить потери. «Узами пустоты» можно обездвиживать и постройки, и бойцов — старайтесь перед каждым боем «выключать» одного из опасных противников. При первой же возможности отключайте или уничтожайте детекторы. Если их перед вами сразу два, то один опутывайте «узами», а ко второму телепортируйтесь «скачком» и уничтожайте. Берегите сталкеров, с авиацией придется сражаться постоянно. Не стесняйтесь отступать «прыжком» и регенерировать щиты по мере необходимости.
Очки исследования протоссов вам достанутся автоматически в момент обыска храмов, а за зерговскими предстоит погоняться. Первый инкубатор попадется вам по пути. Второй спрятан в левом нижнем углу карты — перепрыгните пропасть и разделайтесь с ним, но учтите, что там засада. Третий инкубатор сыщется в самом конце миссии, перед третьим храмом. Не спешите становиться на маркер, сначала запрыгните на возвышение чуть южнее, преодолейте пропасть и разрушьте преграду из камней. Вот он, родимый, тараканами охраняемый.
Заходите в храм и сразу приготовьтесь очень быстро бежать. Преграды на пути не разрушайте — преодолевайте «скачком», это сэкономит уйму времени. На возвышение с точкой эвакуации запрыгнуть не удастся, придется обходить.
Страшная правда
3 очка исследования зергов, 3 очка исследования протоссов.
Зератул отправился на Закул, чтобы встретиться с таинственными Хранителями архивов, способными расшифровать текст пророчества. По прибытии на место обнаруживается, что Хранители теперь «служат высшей силе», а именно — изрядно болтливому гибриду протосса и зерга. Эта тварь, неуловимо похожая на архангела Тираэля, будет возрождаться каждые несколько минут и приходить к вам на базу, чиня разрушения. Турели против нее практически бесполезны. Лучше всего с ней справляются тяжелые пушки «бессмертных», коих придется наплодить в изрядном количестве.
Для получения очков исследований протоссов необходимо восстановить питание у трех заброшенных построек. Две из них находятся буквально рядышком и охраняются одним несчастным бойцом. А вот чтобы подобраться к третьей, придется разрушить одну из вражеских баз, и с этим делом лучше не торопиться — укреплена она на совесть. Впрочем, на ней установлено очень мало фотонных пушек, а иных детекторов и вовсе не водится, так что можно сравнять ее с землей горсткой темных тамплиеров.
Вторая база врага располагается с противоположной стороны, на западе. Если ее уничтожить, это частично избавит вас от налетов на вашу базу. К атаке на основную вражью базу подготовиться нужно как следует — на нее можно попасть только через узкий мостик, который очень удобно оборонять. Обязательно озаботьтесь противовоздушными войсками, иначе вражьи излучатели пустоты безнаказанно выжгут любую вашу армию. И бессмертных, бессмертных побольше!
Отголоски будущего
4 очка исследования зергов, 2 очка исследования протоссов.
Из исполинского трупа давно почившего Сверхразума еще можно извлечь капельку пользы. Вступив в контакт с его нервными окончаниями, Зератул способен вытянуть немного информации об ощущениях Сверхразума непосредственно перед гибелью.
Пригодных для контакта отростков насчитывается четыре. Обеспокоенные зерги окопались вокруг каждого из них, а вдобавок собираются регулярно атаковать базу протоссов, десантируясь из сети нидуса. В эти моменты армию лучше держать дома, помогая отбить атаку, а сразу после этого — устраивать вылазки.
Колоссами имеет смысл погулять вдоль западного края карты — там полно ресурсов на возвышенностях. Но одних их туда отпускать не стоит, у зергов водится авиация.
Очки исследований добываются при вступлении в контакт со Сверхразумом, а также при восстановлении питания обелисков. Один находится на ближайшем к базе возвышении, что на северо-востоке, другой — на севере, рядом с обесточенным заводом робототехники.
Переждите несколько атак на базе, копите силы, а когда почувствуете себя уверенно — обойдите карту по периметру, расчистив подходы ко всем нервным узлам. Теперь останется только прогнать Зератула по тому же маршруту.
В кромешной тьме
3 очка исследования зергов, 3 очка исследования протоссов.
Суть проблемы сводится к тому, что придет толпа зергов и гибридов и сровняет базу протоссов с землей. Противиться этому бесполезно, единственное, что можно сделать, — это сохранить архив знаний в специальном хранилище, где его, может быть, когда-нибудь найдут иные разумные расы. Для этого необходимо продержаться порядка двадцати минут, за это до кучи начислят три очка исследования. Еще три очка вы получите, если перебьете как минимум две тысячи врагов.
С самого начала миссии постройте побольше рабочих, штук 40-50, чтобы обеспечить непрерывный приток финансов, и начинайте производить войска, отдавая предпочтение колоссам и бессмертным. Обязательно сделайте все улучшения брони и вооружения, и чем раньше, тем лучше. Едва упретесь в лимит войск — утыкайте все пространство вокруг архива фотонными пушками.
Для удобства управления армией можно немножко схитрить — вместо того чтобы гонять войска вручную, приказать им патрулировать площадку, задав долгий-долгий маршрут следования по кругу с помощью клавиш Shift и A. Особое внимание уделяйте хозяевам стаи — они умеют атаковать с безопасной дистанции, и автоматически ваши войска до них не достанут. На этот случай всегда держите под рукой группу истребителей и уничтожайте хозяев стаи по мере появления.
Когда к вам присоединится последний полководец — Артанис на материнском корабле, — начинайте активно использовать умение «воронка», удаляя часть вражеской армии с поля боя. Впрочем, к этому моменту продержаться останется уже совсем чуть-чуть.
Задания на Чаре
Лоно пустоты
Награда — 125000, 4 очка исследования протоссов.
Последняя часть артефакта находится на заброшенной космической станции, где мало того что кишмя кишат талдаримы, так еще и гравитонные поля повсюду. Здоровье ваших отрядов в таких полях убывает с удручающей скоростью, так что вся надежда на самые «толстенькие» отряды. Крейсера, например.
Для уничтожения каждого из генераторов гравитонного поля требуется пять выстрелов из «Ямато». Следовательно, вылетать «на дело» рекомендуется минимум пятью крейсерами, но лучше просто безостановочно строить их на протяжении всей миссии — лишними не будут. Продвигаясь на запад, не забывайте о том, что враг будет совершать регулярные набеги на вашу базу, причем самыми разнообразными войсками. После потери всех построек вы проиграете, даже если ваш флот уже не будет умещаться на одном экране, так что за базой придется следить в оба.
В северной части карты есть место для побочной базы. Фундаментально отстраиваться там бессмысленно — все равно наверняка снесут пешими рейдами, так что просто добудьте оттуда все ресурсы и забудьте о ее существовании.
По карте разбросано четыре тюрьмы, в которых сидят «обычные», не фанатичные протоссы. Если их освободить, они помогут в бою, к тому же за это будут начисляться очки исследований. Гравитонное поле на них не действует (как и на врагов, пока у них активен щит), но вражеские укрепления напичканы детекторами, так что лучше всего применить темных тамплиеров для сбора бесхозных ресурсов и в обороне — с десантными группами они справляются на ура.
У самого артефакта начнутся большие проблемы — там дежурит материнский корабль, в маскировочном поле которого прячется изрядно авиации, а сам он умело пользуется «воронкой». Его проще всего расстрелять из «Ямато», но их потребуется много. Более того, почуяв запах жареного, корабль телепортируется подальше от вас и повторит этот фокус дважды, прежде чем соизволит взорваться.
После гибели тарелки жить станет гораздо легче, но прежде чем лететь к артефакту, хорошенько проредите вражьи ряды. Талдаримы отчего-то пренебрегают пилонами, и их производственные постройки несложно обесточить. Пробившись через вражьи заслоны, расстреливайте вход в хранилище артефакта — и победа за вами.
Врата Ада
Эта миссия начинает финальную цепочку заданий — после ее начала вернуться к выполнению других заданий уже не получится. В поисках Кэрриган Рэйнор высаживается на планету Чар, чем-то неуловимо напоминающую Шелезяку. Растительности нет, воды нет, разве что населена не роботами, а зергами.
Первые потери терраны понесли еще при высадке. Десантные группы оказались раздроблены, и в первую очередь нужно попытаться собрать воедино всех уцелевших. У вас есть кое-как обустроенный лагерь в центре карты и немного ресурсов. Нападать на вас будут постоянно и со вкусом, но если вы собирали очки исследования зергов и сумели развить науку до пятого уровня, вам будет гораздо проще. Эмуляторами разума улья можно массово переманивать на свою сторону атакующих, а пси-разрушитель не даст взрывающимся гиблингам подойти на опасное расстояние.
Время от времени на поле боя будут падать капсулы с войсками — их необходимо подбирать. Первая, с морпехами, упадет в двух шагах к северо-востоку от лагеря. Вторую ищите на юго-востоке, в ней мародеры. Третья доставит на западный полуостров завод и стервятников — с их помощью сразу заминируйте подступы к базе. В четвертой прибудут танки — на восток. Пятая упадет к югу от базы и будет содержать космопорт, «ворона» и медэвак, в шестой — на северо-западе — сыщутся голиафы. Дальше капсулы будут падать попарно, и скорее всего придется выбирать, кого спасать: на юго-восток прилетят викинги, на северо-восток — банши. И наконец, в последнюю очередь прибудут «Торы» на север и крейсеры — на запад. Капсулы нужно забирать быстро, вскоре к высаженным войскам прибежит толпа зергов, и спасать будет уже некого.
Как только численность вашей армии достигнет сотни, в северо-восточный угол карты рухнет крейсер генерала Ворфилда. Чтобы его оттуда спасти, нужно уничтожить трех червей нидуса. Укомплектуйте отряд спасения как следует и выдвигайтесь. Первым делом вам попадется база зараженных терран — как можно быстрее уничтожьте постройки, а то их поток не иссякнет. Затем будут заросли плеточников, которые выгодно прореживать авиацией. Потом обычная база зергов и, наконец, черви. Против них замечательно действуют артудары «Торов», ушибающие червя вместе с охраной, а также выстрелы из «Ямато», коих на каждого червя требуется по три.
Выбор стратегии на Чаре
Напрямую переть на позиции зергов командование посчитало неразумным, так что придется провести диверсионную операцию по подрыву воздушной или наземной обороны противника. Тайкус утверждает, что необходимо в первую очередь разобраться с червями нидуса, чтобы избежать десанта зергов во время решающей битвы. Генерал Ворфилд уверен, что черви ерунда, главная проблема — авиация зергов. От вашего выбора зависит, с чем придется столкнуться в последней миссии, так что решайте, что для вас неприятнее — авианалеты или подземный десант.
Вариант Ворфилда — Силы небесные
Оплот зергов располагается на орбитальных платформах, у которых есть замечательная уязвимость — генераторы искусственной гравитации. Если разрушить их систему охлаждения, генератор взорвется и потянет за собой всю платформу вместе с расположившимися на ней гнездами.
Месторасположение генераторов вам любезно пометят на карте. Имейте в виду, база зергов на северо-западе более приспособлена для отражения наземных атак, а юго-восточная ощетинилась системами ПВО. Против кого ориентирована центральная и юго-западная база — неочевидно, охрану там серьезной не назвать.
Из неприятных сюрпризов на миссии встретится левиафан — доселе невиданный вид зерга, огромный и летающий. Он не только силен сам по себе, но еще и плодит муталисков в жутких количествах. Постарайтесь убить его с первого же захода, пока он еще не оброс свитой.
Атакуя базы, держитесь подальше от вентиляционных шахт — оттуда потоком прут муталиски. Вообще, викинги в этой миссии будут на диво востребованы, так что позаботьтесь о том, чтобы их было много.
Чем именно разрушать реакторы — дело ваше, миссия одинаково располагает и к наземному, и к воздушному бою. Но имейте в виду, что после уничтожения системы охлаждения наземным войскам еще нужно будет с нее удрать, пока все не взорвалось. Зато после каждого бабаха на платформах появится много бесхозных ресурсов.
Если и их не хватит — можно занять три места под побочные базы, предварительно выбив с них зергов. Заодно и ослабите поток, пытающийся добраться до вашей основной базы.
Вариант Тайкуса — Чрево чудовища
Чтобы избавиться от надоедливых червей, необходимо затопить лавой их пещеры. Для этого необходимо отнести под землю и там взорвать три боеголовки в правильных точках. В экспедицию отправится всего четверо — Рейнор (умеет раз в двадцать секунд стрелять специальным патроном «игла», пронизывающим насквозь все на своем пути), Тайкус (раз в двадцать секунд мечет гранату, наносящую огромный урон по площади), Свонн (раз в сорок пять секунд размещает стационарную огнеметную турель) и Стетманн (просто медик, но очень эффективный). Погибнуть герои могут только все вместе — если враги одолеют одного, он несколько секунд отлежится и снова встанет. Изредка будут приходить сообщения о том, что в тоннелях обнаружился кто-то из выживших десантников — их можно присоединять к своему отряду.
Миссия состоит из четырех карт, совершенно линейных — заблудиться невозможно. Прохождение первой обойдется без сюрпризов. Достигнув разлома, установите бомбу и готовьтесь пару минут ее оборонять. Приберегите «иглу» и гранаты для червей и толстых мутантов-аберраций. Пушку лучше установить не поперек прохода, как советует игра, а у самой бомбы, чтобы простреливать все направления.
На второй карте вам встретятся гиблинги — герои-то взрыв переживут, а вот рядовых бойцов можете не досчитаться, так что не подпускайте их близко. Ловите на пушку — ей до кислотных взрывов дела нет. Сразу после спасения огнеметчиков приготовьтесь к напряженному моменту — в тоннеле выкопается несколько червей, и из них сплошным потоком повалят мутанты. Старайтесь постоянно продвигаться вперед, прокладывая путь «играми» и гранатами. А вот встретив ультралиска — отступите. Оставьте ему погрызть пушку и спокойно расстреляйте издали.
Полакомиться установленной бомбой полезут все те же мутанты, а также гиблинги и ультралиски. Турель вам в помощь — гиблинги об нее разобьются сами, а ультралисков она отвлечет достаточно надолго, чтобы спокойно расстрелять или угостить гранаткой.
На третьей карте вас ждут поля зерговских яиц, которые будут вскрываться при вашем приближении; часть можно превентивно расстрелять издалека. В конце предстоит схватка с королевой зергов — она будет носиться по яйцекладу, напуская на вас полчища своих подданных. Убивать ее следует максимально быстро, используя все умения; если снимать с нее здоровье недостаточно шустро, она полезет в драку сама, а это печально кончится. Если же постоянно глушить ее «иглой» и гранатами, королева закопается и возникнет уже у другого яйцеклада. Когда здоровье ее упадет ниже трети, она начнет применять массовое оглушение и больно кусаться — добивайте ее поскорее.
На четвертой карте предстоит побег из заливаемого лавой подземелья. Расчетливо пользуйтесь умениями, чтобы за один выстрел убивать сразу всех. Пушка может отвлечь преследователей, но пользоваться ею можно слишком редко. К счастью, бежать совсем недалеко.
Ставки сделаны
Итак, все приготовления завершены, артефакт собран, и теперь нужно его полностью зарядить. Процесс этот небыстрый, занимает более двадцати минут, и все это время его нужно защищать. Но у артефакта есть еще и промежуточные стадии зарядки — каждые три минуты его можно активировать, и тогда мощнейшая силовая волна уничтожит всех зергов в немаленьком радиусе. Правда, на то, чтобы прислать подкрепление, у них уйдет буквально несколько секунд. Так что не стесняйтесь активировать артефакт сразу, как запахнет жареным, не дожидаясь, когда вам снесут оборонительные сооружения.
Враги будут наступать постоянно, небольшими волнами, но практически без пауз. Оборону надо выстраивать так, чтобы успевать их уничтожать по мере прибытия и не давать накапливаться. Имейте в виду, что танков много не бывает, равно как и бункеров. Отбиваться мобильными отрядами здесь очень затруднительно — площадь большая, пока среагируют, пока добегут — зерги уже все подъедят и двинутся дальше.
Каждые несколько минут к вам на базу будет заглядывать сама Кэрриган. По ее собственному утверждению — от скуки. Убивать ее надо как можно скорее, разрушительной мощью она обладает о-го-го какой. Опасайтесь ее бьющих по площади псионных штормов, не успеете выбежать из зоны действия — враз лишитесь целого отряда. Если шторм направлен на скопление сооружений, остается только скрипеть зубами, так что встречать Кэрриган лучше на дальних подступах. Как только вы доведете ее здоровье до нуля, она телепортируется обратно.
Прохождение миссии напрямую зависит от того, какую из угроз вы предпочли ликвидировать заранее. Если вы согласились с генералом и лишили зергов воздушной поддержки, вашей главной неприятностью будут десанты из червей нидуса. Как только Хорнер доложит о сейсмической активности, сразу смотрите на карту — там оранжевыми точками будут отмечаться выползающие черви. Их всех необходимо убить, чем быстрее — тем лучше, иначе вы быстро потонете в перевозимых ими войсках. Специально для таких случаев удобно держать под рукой эскадрилью банши. Пополняйте ее в течение всей миссии и ни в коем случае не допускайте потерь, не позволяя встревать в перестрелки с гидралисками и споровиками.
Если же послушать Тайкуса и избавиться от червей, миссия превратится в натуральный Перл-Харбор. В небе будет не продохнуть от муталисков, изредка разбавляемых хозяевами стаи и губителями, а земля скроется под ковром из зерглингов. На первые роли выйдут войска с мощной и массированной атакой по воздуху — викинги, голиафы, крейсера, морпехи, турели. Последними придется заставить едва ли не всю доступную площадь.
Очень интересно показали себя эмуляторы разума. Ими можно уставить всю базу и сманивать муталисков десятками и сотнями — успевайте только мышкой щелкать.
Когда артефакт зарядится наполовину, к вам в гости пожалует левиафан. Тактика борьбы с ним та же, что и в предыдущей миссии, — сбить концентрированным огнем, пока не наплодил слишком много муталисков.
О прибытии крупных стай будет сообщать Мэтт, направление их движения можно отслеживать по карте.
Продержитесь до тех пор, пока артефакт не накопит 100%-ный заряд, а потом вам останется наблюдать.
Напоминаем, что уже несколько месяцев в нашем журнале публикуются уроки тактики от Алексея Крупника, также известного как White-Ra, одного из сильнейших прогеймеров мира. Цикл статей начался еще на стадии бета-тестирования и посвящен постепенной подготовке игроков с самого начального уровня — и до алмазной лиги. А кому-то, быть может, эти уроки откроют путь на мировые чемпионаты.
Каждый номер Алексей разбирает новую тему. Как правильно выбрать подходящую вам расу? Как вести разведку и трактовать разведданные? Как грамотно использовать «горячие клавиши» при строительстве базы и непосредственно в бою? Темы постепенно усложняются, а в конце каждого урока вас ждут «домашнее задание» от White-Ra и несколько свежих тактик за различные расы.
Для тех, кто пропустил начало, на диске журнала мы выложим полный архив уроков.