Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Вячеслав Грабский
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№8 (105) август 2010

The Settlers VII: Paths to a Kingdom
Три пути к победе

Что делает страну великой? Cильная дисциплинированная армия, завоевывающая новое жизненное пространство? Или несметные богатства, развитые ремесла и торговля? А может, все это тлен и суета, но религиозный центр, куда каждый день приходят молиться новые паломники, — вот истинное величие? Я не укажу единый путь, по которому идти вашей стране, но расскажу о различных путях. А выбор вы сделаете сами.

  • Догнать и перегнать
  • Пособие для агрессора
  • Почем нынче победа?
  • Религия — путь к успеху

Догнать и перегнать

Если знаешь врага и знаешь себя, твоя победа будет несомненна. Если знаешь Небо и знаешь Землю, твоя победа будет полной.

Сунь-Цзы, «Искусство войны»

В Settlers 7 сила вашего государства измеряется множеством показателей — от размера территории до уровня развития науки. Успех вашей страны в какой-то области выражается через очки победы, они же звезды. Побеждает игрок, первым заполучивший нужное число победных очков. Большинство звезд в игре переходящие, то есть их можно отнять у противника, если превысить его достижение. Есть и непереходящие звезды, которые до конца партии не изменят своему первому обладателю. Что же это за достижения, за которые сходятся в схватке королевства?

  • Банкир. Бывают люди, которые утверждают, что счастье не в деньгах. Вы смеетесь над ними. Станьте богаче любого из своих противников, имея не менее 25 единиц золота. Добиваться этой звезды имеет смысл, если победа уже не за горами и нужно еще немного поднажать. Иначе лучше пустить деньги в оборот.

  • Король-Солнце. Скорее ваш народ будет голодать, чем вы откажете себе в пышной церемонии стоимостью в полугодовой бюджет. Ваш уровень престижа должен быть выше, чем у любого из противников, и при этом не меньше пяти. Стройте памятники, захватывайте земли, осваивайте соответствующие технологии и фактории, и слава о вашей стране пойдет по всему свету.

  • Император. Не хотите долго искать свою страну на мировой карте? Очко победы достанется вам, если ваше королевство больше, чем у противников, и при этом насчитывает не менее трех провинций. Легче всего добиться этой звезды, пока большинство деревень еще не захвачены врагом.

  • Особая область. А вот тут будет королевская дача. Вы обладаете провинцией, отмеченной звездой, и она сама по себе приносит одно победное очко. Такая область неплохо охраняется, и в самом начале игры, глядя на нее, можно лишь облизываться.

    Кто же победит?

  • Метрополия. Понаехали тут в вашу столицу! Занятых работой поселенцев у вас больше, чем в других королевствах, и минимум 25. На это очко может претендовать игрок, обладающий большими запасами досок и камня, который может построить много рабочих мест. Что делать, если нужные для здания ресурсы в избытке, а строительство все равно не идет? Не нужно новых строительных гильдий. Скорее всего беда вашей страны — дороги. Работники складов не успевают своевременно транспортировать ресурсы. Стройте или улучшайте склады и мостите дороги камнем.

  • Фельдмаршал. Что значит, зачем столько солдат? Для поддержания мира во всем мире. А ты не против мира, случайно? Очко достанется создавшему самую большую армию из не менее чем двадцати солдат.

  • Генералиссимус. Люблю этот запах пороха по утрам. Он пахнет победой. Вы убили 35 и более солдат противника, и это число больше, чем у других игроков.

  • Кладезь знаний. Радикальные экологи не любят науку и технику. И постоянно пишут об этом в интернете. Очко за самую передовую науку, требует минимум три исследования.

  • Гений. Сколько можно было изобретать какую-то там атомную бомбу?! Ну, все равно молодцы. Очко получит игрок, исследовавший центральную технологию. Это непереходящая звезда.

  • Собор. Гордыня и жадность — смертные грехи. Чтобы замолить их, постройте самый величественный собор в мире, и чтобы повсюду было золото с алмазами. Очко ваше, если вы первым улучшили церковь до собора. Если ваш приоритет — религия, то за эту победную звезду обязательно нужно побороться. Если нет — вы вряд ли успеете. Поспешите — очко получит только первый.

  • Больше всего факторий. Ящики пряностей из Ост-Индии давят на плечи, как бремя белого человека. Вы получите очко, если контролируете пять и более факторий, и это больше, чем у любого из противников. Естественно, только сделавший ставку на торговлю игрок добьется этой звезды.

  • Особая фактория. Что ты там бормочешь, обезьяна? Видел пушки на моем галеоне? Быстро тащи сюда свои товары! Фактория, помеченная звездой, находится под вашим контролем — значит, очко ваше. Всего таких факторий две и, соответственно, два непереходящих очка. Особые фактории располагаются на разных сторонах карты мира, и продвигаться к обоим одновременно невозможно. Отсюда следует простой вывод: пока игрок плывет к одной фактории, другую он с высокой вероятностью отдает противнику.

  • Выполнение миссий. Дракон обещает помочь? Выпишите ему пару принцесс. На карте всегда найдутся интересные локации, где за выполнение задания готовы наградить очком победы. Задания сводятся к уничтожению охраны, отправке туда священников или доставке какого-нибудь ресурса. Для последнего нужно, чтобы дорога не была перекрыта противником. Как правило, задания выполнимы не раньше середины игры. Очки всегда непереходящие. Обычно для победы нужно набрать шесть звезд, но на некоторых картах может быть и четыре, пять или семь.


Колосятся нивы Родины...
Престиж: понты дороже денег.

С чего начинается Родина? Конечно же, со строительных материалов. О них позаботимся в первую очередь, иначе страна не сможет развиваться и обречена. Первыми возведенными нами зданиями всегда будут горнопромышленная и лесопромышленная базы с соответствующими пристройками. Причем камни исчерпываются быстро, а нужны постоянно. Обязательно подкармливайте горняков хотя бы обычной пищей.

Инспекция стартовой области показывает, что ее ресурсов и земель не хватит для создания процветающего королевства. Четыре солдата уже защищают рубежи нашей Родины. В начале игры у вас достаточно золота, чтобы нанять еще двух бойцов. С этой небольшой армией можно покорить еще две деревни. Обратим взор на приграничные земли. Какую деревню захватывать в первую очередь?

Особенно привлекательны деревни с дефицитными и невосполнимыми ресурсами. Это железная руда, камень, и, в меньшей степени, золотая руда с углем. Все они понадобятся любому государству, какие бы приоритеты у него ни были. Деревни с местами рыбной ловли и плодородными землями также представляют немалую ценность. Вам же нужна еда и сырье для текстильной промышленности или пивоварения.

А дальше следует выбор дальнейшего пути для вашей страны. Сделать свое государство сильным во всем сразу не получится — все-таки ресурсы конечны. Да и время заметно ограничено наличием врага, который, как и положено врагу, не дремлет. Придется выбрать, на что делать ставку — военную силу, торговлю или религию с наукой. Что вы построите: казарму, торговую гильдию или церковь?

На заметку: если ваш путь развития иной, чем у врага, продвигаться по нему не так тяжело, как конкурировать с врагом в одной сфере. Вы можете пойти по пути наименьшего сопротивления и выбрать не занятое направление развития. Для этого в начале партии внимательно следите за противником — какое из трех зданий он возвел.

Есть еще довольно перспективный вариант: у вашей страны есть главная специальность и дополнительная. То есть в начале игры вы строите, к примеру, казарму, а ближе к середине еще и торговую гильдию. Или наоборот. Разве что религия не очень подходит в качестве второй специализации. Каждое из открытий может сделать только один игрок, технологий мало, и враг может быстро освоить их. Что даст вашей стране ставка на войну, торговлю или религию?

Пособие для агрессора

Золото — хозяйке, серебро — слуге,

Медяки — ремесленной всякой мелюзге.

«Верно, — отрубил барон, нахлобучив шлем, —

Но хладное железо властвует над всем».

Редьярд Киплинг

Прав был поэт британского колониализма, железо действительно властвует. Без стального оружия об экспансионистских планах можно забыть. Деревни с железной рудой — первая цель для захвата. Железо нужно любой стране, но лишь воинственной — в таких количествах. Нужно ли говорить, что налаживание производства оружия — среди первых ваших забот?

Прикажите строить частокол заранее, авось к приходу врагов успеют.

Кроме того, вашим верным солдатам нужно жалование. В начале игры вы можете покорить лишь две деревни, потому выбирайте их так, чтобы заполучить и железо, и золото, и уголь. Золото еще можно получить за пиво, а уголь — добыть из древесины. Железная же шахта нужна несомненно. Вот наконец добыча руды, ковка оружия и чеканка монет налажены. Теперь заготовка продовольствия требует монаршего внимания. Солдат нужно кормить, да и работникам стальной промышленности настоятельно рекомендую выписать повышенный паек. Шахта, в отличие от полей, подвержена истощению.

Пока идет строительство и вербовка добровольцев в вашу доблестную армию, посмотрим на противников. На что сделал ставку каждый из них? Если против вас такой же милитарист, следует проявить осторожность. Внимательно следите за перемещениями и количеством солдат противника. Ограждайте частоколом каждую свою деревню. Увы, частокол не строится мгновенно. Если деревня граничит с враждебным королевством, ее безопасность должна быть подстрахована армией. Схватка двух агрессоров к середине партии напоминает окопную войну. Прячась за крепкими стенами, каждая из сторон копит силы. Перевес сил, необходимый для атаки, должен быть огромным. Даже частокол штурмовать нелегко, не говоря уже про каменные стены. Поэтому, возможно, на этом этапе стоит уделить внимания внутренним делам и получить звезду за что-то иное.

В войне с неагрессивными соседями основную часть вашего войска должны составлять стрелки — мушкетеры и пушки, ведь только они способны уничтожать вражеские укрепления. Если никто из противников не уделил пристального внимания науке, она станет хорошим подспорьем для вас. Особенно полезны будут открытия «горное дело», ускоряющее работу горнопромышленных лагерей, и «баллистика», которая увеличит урон пушек и мушкетов.

По мере захвата новых земель растет ваш престиж. Первые очки престижа, конечно же, должны открыть строительство казармы и ее улучшение. Еще одно жизненно важное для милитариста улучшение — геолог. Оно позволяет находить полезные ископаемые или камень в уже истощившихся шахтах. Без геологов ваши ресурсы истощатся мгновенно. Также вашу экономику укрепит улучшение дорог и складов. И вы должны обладать каменными стенами на момент, когда противник-милитарист заполучит пушки.

Тут куют победу.

Враг скорее всего очень быстро обзаведется укреплениями. Без особой нужды не штурмуйте их, это истощает армию. Пока лучше отдать предпочтение нейтральным поселениям. Благо воинственный король сможет не только захватывать деревни, но и защищать их, пока те не ощетинятся частоколом. На передовой гремят орудия, а поселенцы в тылу тем временем улучшают казарму, выращивают боевых коней и производят колеса. С появлением рыцарей и пушек начнется настоящая война. Первые, как ни странно, полезны в обороне — против армии. Лихой кавалерийский наскок мигом опрокинет вражье войско. Пушки же используются в наступлении, они хороши против крепости.

Захватить поселение с готовой развитой промышленностью, к сожалению, не получится. «Так не доставайся же ты никому!» — крикнет враг и взорвет все здания. Зато урон экономике врага и его победным очкам будет велик. Способность не только зарабатывать очки победы, но и портить жизнь врагу — неоспоримое достоинство воинственных королевств.

Наиболее предпочтительные очки победы: император, фельдмаршал, особая область, выполненная миссия (победить охрану или доставить оружие).

Рекомендуемые очки победы: генералиссимус, метрополия, Король-Солнце, вторая особая область.

Почем нынче победа?

Любую крепость может взять осел, если его нагрузить золотом.

Филипп II Македонский

Если в основе войны железо, то в основе торговли — текстиль. Поэтому главное, что нужно вашей стране, — это земли для овечьих ферм. Впрочем, для хоть немного разбогатевшего торговца одних тканей мало — ему нужны украшения. Для их изготовления вам потребуются золото, железо и уголь. Уголь можно получить из древесины, железо или золотая руда могут быстро стать доступными после захвата соответствующих факторий. И все же для экономики лучше, если вы захватите деревни с этими ресурсами.

Одна из ваших деревень обязательно должна прилегать к порту. Если ее контролирует враг — контакты с внешним миром для вас закрыты.

Долог путь на Запад, но прибылен.

Торговые республики не могут похвастаться обширными землями. Подкуп гарнизона — неимоверно расточительный способ расширения территории. Даже наемники в таверне обойдутся куда дешевле. Так что придется рационально использовать имеющиеся земли. Например, лесничий не даст оскудеть лесам, а с ними и поголовью диких животных в ваших владениях.

Стройте торговую гильдию (это в равной степени касается казармы и церкви) так, чтобы оставить возле нее как можно больше свободного места. Пристройки к этим зданиям приносят престиж значительно дешевле, чем памятники. Как же торговому государству распорядиться очками престижа? После открытия и улучшения торговой гильдии пойдем по верхней ветке усовершенствований. Вырубка леса совсем не нужна, а вот многоэтажные дома позволят вместить больше работников на ограниченной территории. Ну а без каменных стен вы станете легкой добычей завоевателя. После этого исследуйте третью ветку улучшений, которая для экономики — именно то, что доктор прописал. Впрочем, если ни один из противников не построил казарму, то можно заняться третьей веткой раньше первой.

Пока строятся гильдия купцов и овечьи фермы, взгляните на торговую карту. Каким будет маршрут ваших торговых кораблей? Конечная цель — фактория со звездой победы. Но которая из двух? Западная или восточная? И каким путем вы к ней поплывете? И поплывете ли вы прямиком к звезде или же для начала захватите фактории, сулящие выгодную торговлю? Кроме западного и восточного направления есть еще южное, в сторону материка, похожего на Африку. Победного очка там нет, зато есть выгодные сделки. Плыть от южного материка можно как на запад, так на восток.

Какие самые выгодные из торговых сделок можно заключить, захватив соответствующие фактории?

  • Обмен золота на железо. Трудно переоценить такой обмен, если последнее у вас в дефиците. Есть как на Западе, так и на Востоке.

  • Обмен золота на камень. Может помочь, ведь запасы камня конечны, а ресурс этот важен. Только на Востоке.

  • Обмен тканей на уголь. Может принести выгоду, ведь тканей у вас скорее всего в достатке. Есть и на Западе, и на Востоке.

  • Обмен одежды на еду в пропорции один к двум. Может оказаться полезным. Только на Востоке так ценят импортные шмотки.

  • Обмен тканей на инструменты. Выгоднее, чем за золото в тавернах. Западное направление.

  • Обмен шерсти на инструменты. Схоже с предыдущим, плыть на Восток.

  • Дерево на золотую руду готовы обменять недалеко на юге.

  • В пустошах южного материка так ценят хорошую еду, что платят за нее золотые монеты. Недурственный заработок, ведь пропорция три к пяти.

  • Обмен зерна на украшения — архивыгодная фактория. Правда, расположена она далеко на юге.

  • Обмен ткани на камень. Весьма полезно, ведь камня, как ни странно, часто не хватает. Направление западное, совсем рядом.

  • Обмен шерсти на золото. Фантастически выгодно, недалеко, требует самых обыкновенных торговцев.

Если время не поджимает, стоит поторговать с южанами.

Кроме того, фактории могут повышать уровень престижа или сразу давать ресурсы.

После детального изучения карты мира становится ясно, что западный курс в целом выгоднее. Две отличные фактории, ткань на камень и шерсть на золото, не требовательные к уровню торговцев, располагаются недалеко на западе. Впрочем, противник может внести свои коррективы в ваш маршрут. Если один из ваших оппонентов тоже серьезно занялся торговлей, этого нельзя не учитывать. Будете ли вы соревноваться, кто первым приплывет к западной особой фактории, или же поплывете в разные стороны?

Победить только за счет торговли нелегко, но она может стать хорошим дополнением к войне или религии. А все потому, что конкуренция в международной торговле слабее, чем в науке. Враг плывет на запад — а вы на восток или юг.

Наиболее предпочтительные очки победы: больше всего факторий, особая фактория, банкир, Король-Солнце.

Рекомендуемые очки победы: вторая особая фактория, выполненная миссия (доставить товар).

Царство небесное

Папа римский? А сколько у него дивизий?

Иосиф Сталин

Представление о средневековом духовенстве как о невежественных мракобесах, мягко говоря, не соответствует действительности. В эпоху, когда не каждый король умел читать и писать, монахи штудировали язычника Аристотеля, дискутировали о природе познания и писали научные трактаты. Что вполне адекватно отражено в игре. Ну разве что пиво как главный мозговой стимулятор вызывает улыбку.

Ниспошли нам, Господи, мудрости.

Варение вышеупомянутого пива и есть ключевая отрасль вашего народного хозяйства. Две-три работающих пивоварни — необходимость. Не менее важна для клириков еда, ведь святой молитвой сыт не будешь. Вам понадобятся плодородные земли для сельского хозяйства. И, конечно же, своевременная доставка галлонов пива в церковь. В этом помогут работники складов, и чем их больше, тем лучше. Каждое здание, которое производит или потребляет ресурсы, должно соседствовать со складом. С полезными ископаемыми можно чуть повременить, они нужны лишь после второго улучшения церкви. А вот книги понадобятся довольно скоро.

И вот обучены первые священники, и сразу возникает дилемма: чем им лучше заняться? Нести слово Божье жителям соседних деревень или же совершать научные открытия? Трех областей (вы ведь помните, две вы захватили с помощью начальной армии) пока хватит. А вот перспективные исследования могут достаться врагу. Что изучать в первую очередь? Конечно же, открытия, ускоряющие работу тех или иных добытчиков и мастеров. Технологии, дающие престиж, тоже хороши, но их изучайте во вторую очередь. Ускорить экономику важнее.

На что же тратить очки престижа? Категорически необходимы оба улучшения церкви. Далее — верхняя ветка, если враг агрессор, нижняя — если нет.

Если вашей стране нужно больше пространства или ресурсов, расширяйте территорию. Благо миссионеры — наверное, лучший в игре способ захвата нейтральных деревень. Послушники доступны в самом начале игры и не требуют дефицитных ресурсов. Однако даже не приближайтесь к королевству противника, так как у вас скорее всего нет нормальной армии. Кто встанет стеной на защиту мирных тружеников, пока они не построят частокол?

Но даже если врага нет рядом, приказ о строительстве частокола должен быть первым приказом в присвоенной деревне. Лучше всего, если это будет единственный или хотя бы первый приказ в списке строительства. Иногда стройка задерживается, если вместо того, чтобы возводить одно здание, поселенцы ждут ресурсы для другого, которое в списке стоит левее.

Наконец, ваша страна привлекает не только послушников, но также братьев во Христе. От новых доступных открытий разбегаются глаза. Но первое открытие из этой группы — «фортификация». Изучите эту технологию, и ваша оборона окрепнет.

Иногда кротость и смирение берут города.

Когда же и святые отцы станут вам доступны, обратите внимание на технологию «традиции пивоварения». Ваше пиво станет такой усладой вкуса, что его будут покупать и за двойную цену. Когда вы изучите все нужные технологии и все нейтральные деревни будут поделены, в священниках отпадает нужда. А освободившимся запасам пива найдется прекрасное применение — за богатство положена звезда.

Выбор автора статьи чаще всего падал именно на религию. Она помогает в экономике и в войне, в расширении территории и, конечно же, в получении победных очков. При этом пиво, главный для духовенства ресурс, добывается легко. Главный недостаток этого выбора лишь в сильной конкуренции за открытия. Не будем же уподобляться грубым солдафонам и алчным дельцам, но построим истинное царство Господне, править в котором будут мудрецы и философы.

Наиболее предпочтительные очки победы: кладезь знаний, гений, собор, выполненная миссия (прислать священников).

Рекомендуемые очки победы: Король-Солнце, метрополия, особая область, банкир.


***

Я поведал, что знаю, но никакие слова не заменят опыт. Играйте и получайте удовольствие. Будет ли ваша страна воинственной, как Пруссия, богатой, как Венеция, или святой, как Ватикан, играть будет равно интересно. Управляйте мудро, и пусть ваше королевство процветает.



Назад