Лучшие компьютерные игры

ИГРЫ ПРОШЛОГО

Автор материала:
Тимур Хорев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№8 (105) август 2010

Leisure Suit Larry

Жанр:
квест
Разработчик:
Sierra
Издатель:
Sierra

Карьеру ловеласа, покорителя красоток, не поздно начать и в сорок лет. В карманах — несколько десятков долларов. В активах — залысины, вышедший из моды белый костюм в стиле «диско» и решимость потерять девственность или погибнуть.

Ночь. Улица. Фонарь. Неоновые огни второсортного бара. Именно отсюда отправится в нелегкий путь героя-любовника Ларри Лаффер. Жребий брошен! Нас ждут соблазны и опасности большого города! И лучше не медлить, а не то ноги нашего Казановы оросит флегматичный дворовый пес.


История «Ларри в выходном костюме» началась в 1987 году, когда компания Sierra решила рискнуть и выпустить не обычный квест, а историю о похождениях незадачливого любовника в поисках радостей плотской любви.

Задумал и создал ее музыкант и игродизайнер Эл Лоу. Он вдохновлялся игрой SoftPorn Adventures, с которой и начинался творческий путь компании Sierra, тогда — On-Line Systems. Несмотря на «порнографическое» название и коробку с фотографией трех голых женщин в джакузи (справа — Роберта Уильямс), SoftPorn Adventures был вполне приличным по современным меркам, юмористическим и вдобавок текстовым квестом. С 1981 года прошло уже много времени, в моде был King’s Quest, а Эл Лоу, который уже опубликовал у Sierra несколько своих игр, решил совместить пикантность амурных похождений и графику.

Сама идея эротических игр была дикой и новой даже для коллег Эла Лоу. Он и сам прекрасно понимал, что в таком деле грань между юмором и пошлостью очень тонка, и поэтому, не надеясь на свой вкус, подключил к созданию Leisure Suit Larry свою жену — если она говорила «Фу!», он браковал идею.

Но даже этого было недостаточно для Sierra, и первую часть похождений Ларри Лаффера выпустили втихую, без всякой рекламы и анонсов. Поначалу продажи были ужасны, и Эл Лоу затосковал, решив, что его идея провалилась. Но потом заработало сарафанное радио (как сказали бы сейчас, «вирусная реклама»), и к концу года игра не только разошлась четвертьмиллионным тиражом, но и прославилась как лучший квест года.

«Никак нет, однофамильцы!»

Почему именно Ларри? И почему именно Лаффер? Как выяснилось, имя и фамилия главного персонажа игровой серии появились не просто так.

Прообразом нашего белокостюмного героя стал знакомый Эла Лоу и всей студии Sierra, владелец небольшого казино, немолодой повеса Джерри Хилл. Считая себя суперлюбовником, он рассказывал об этом всем подряд, и, когда речь зашла о том, как назвать охочего до женщин персонажа игры, Эл Лоу сразу вспомнил о Джерри. Но использовать это имя студия не решилась, так как Джерри был все-таки неплохим человеком и обижать его никто не хотел. Имя заменили на созвучное, но нейтральное «Ларри».

Над фамилией Элу пришлось поразмыслить. В конце концов, он воспользовался методом крокодила Гены — взял словарь и открыл его на букве «Л». Слово за слово, он добрался до статьи об американском экономисте Артуре Лаффере, изобретателе «кривой Лаффера». Фамилия, созвучная слову Laughter («смех»), вписалась идеально.

Правда, потом, когда Sierra выпускала комплект офисных развлекательных программ The Laffer’s Utilities, юристы посоветовали отправить Артуру Лафферу запрос — мол, не против ли он, чтобы его фамилия засветилась в названии? Лаффер не возражал, но про игровую серию не знал и спросил у своей секретарши, не слышала ли она что-нибудь про «Ларри в выходном костюме»? Как выяснилось, секретарша эту игровую серию просто обожала, но и представить себе не могла, что фамилия Ларри как-то связана с ее боссом.

Leisure Suit Larry in the Land of the Lounge Lizards

1987 год

Но Ларри Лаффер еще не знает о будущей громкой славе. Он приехал в город Лост-Вейджес («Потерянные зарплаты») и теперь стоит рядом с баром, размышляя, где бы ему обрести свое счастье — хотя бы на одну ночь.

На заметку: пытаясь защитить игру от детей и порадовать взрослых, Эл Лоу сочинил «тест на возраст», который пускал в игру того, кто правильно ответит на несколько вопросов, легких для взрослых, но непонятных детям. Правда, вопросы были сильно привязаны к американской культуре, отчего оказались в некотором смысле камнем преткновения для иностранцев. Ну а в наше время реалии семидесятых вспомнит уже не каждый взрослый.

Ночной город полон опасностей. Игра безжалостно убивает героя при любой ошибке, как это было принято в ранних квестах Sierra. Правда, в начале сюжета смерть еще не окончательна — тело безвременно погибшего Ларри спускается в подземный комплекс Sierra, где ему приделывают новую носатую голову и отправляют наверх, за новой попыткой.

Это интересно: длинным носом Ларри обзавелся из-за ограничений графики. У разработчиков было два варианта — либо, как в King’s Quest, дать герою однопиксельный шнобель, либо оставить вообще без носа, как в King’s Quest. Остановились на первом варианте.

Но осторожность все равно не повредит. В подворотнях Ларри подстерегают грабители, по дороге снуют машины, и таксисты очень не любят, когда им не платят. Даже секс с женщиной легкого поведения чреват мгновенной смертью, если Ларри не посетит круглосуточный магазинчик и не купит там защиту от сопутствующих болезней.

Покупка презерватива по праву вошла в золотой пантеон лучших сцен жанра. Сначала продавец долго расспрашивает Ларри, предлагая ему на выбор размер, цвет, ребристость, аромат, а потом громко кричит на весь магазин:

— Эй, народ! Этот странный чувак только что приобрел ребристую смазанную цветную резинку со вкусом перечной мяты!

— Вот извращенец! — отвечают с осуждением невесть откуда взявшиеся покупатели.

Но платный секс, хоть и предотвращает самоубийство Ларри, все-таки не совсем его устраивает, так что лишившийся девственности герой отправляется за новыми приключениями в казино, ночной клуб и отель, покоряя сердца женщин подарками и комплиментами. Ему даже жениться не лень, чтобы попытаться добиться благосклонности женщины. И только заполучив в постель женщину после долгой череды неудач, он наконец успокаивается.

Выражение «счастливый конец» описывает финал игры весьма и весьма точно.

На заметку: успех Leisure Suit Larry привел не только к продолжению серии, но и к выпуску в 1991 году ремейка первой игры с улучшенной VGA-графикой. Интерфейс тоже переделали — если в оригинале все команды вводились текстом с клавиатуры, то теперь управлять можно было при помощи мыши.

Leisure Suit Larry Goes Looking for Love (in Several Wrong Places)

1988 год

Ларри возвращается! Его белый костюм при нем, но нос заметно меньше, чему виной высокое разрешение. Проведя ночь с Евой и не обнаружив в ней интереса к продолжению отношений, Ларри отправляется на телешоу, где выигрывает морской круиз. Разумеется, заканчивается затея плохо. За Ларри охотится КГБ, а сам он оказывается на отдаленном острове во власти сумасшедшего ученого. Как в таких условиях искать телесную любовь?

Увы, особого успеха игра не снискала. В первую очередь потому, что разработчики решили резко убавить накал страстей. Из смешного квеста с элементами эротики они сделали просто смешной квест. Вдобавок из-за бага с распознаванием текста кое-где понадобилось печатать и артикли, а это было совсем уж неочевидно.

Leisure Suit Larry 3: Passionate Patti in Pursuit of the Pulsating Pectorals

1989 год

Наш Ларри по-прежнему на острове — но уже не на диком, покрытом джунглями и пляжами, а на курорте — правда, без девушки и без работы. И снова он занят поисками и соблазнением женщин, поскольку разработчики учли главную ошибку предыдущей игры и вновь вернулись к фривольным темам. Теперь мы можем сыграть не только за него, но и за девушку по имени Патти, которая тоже ищет себе любовь — стриптизера с развитыми грудными мышцами, но в конце концов находит Ларри Лаффера.

В конце игры у Ларри и Патти появляется возможность посетить студию Sierra и воочию увидеть декорации к Police Quest и Space Quest. А сам Ларри устраивается на работу, чтобы создать новые игры о своих похождениях.

Учитель пения

Серия Leisure Suit Larry настолько же необычна, насколько необычен ее создатель — Эл Лоу. Он родился в Миссури в 1946 году и не сумел сразу стать создателем игр, поскольку их в те годы еще не было. Чтобы скоротать время до появления первых квестов, он начал преподавать музыку в школе, чем успешно занимался пятнадцать лет. Хобби он выбрал себе тоже необычное — игрушечные железные дороги.

В 1982 году Эл Лоу понял, что время для игр пришло, и, не откладывая дело в долгий ящик, начал делать их для Apple II, в связи с чем и попал в Sierra. Играми он занимался шестнадцать лет. В 1986 году он программировал King’s Quest 3 и Police Quest и лишь потом решил заняться собственным проектом — Leisure Suit Larry. Кроме этой серии, относительно известными его играми стали Torin’s Passage (сказочный квест) и Freddy Pharkas: Frontier Pharmacist — квест о похождениях врача на Диком Западе.

Через два года после выхода седьмой части Larry, в 1998 году, он объявил о том, что уходит из игровой индустрии, и вновь вернулся к музыке, а именно — к игре на саксофоне в составе джазовых ансамблей. Правда, в 2006 году он задумал было вернуться к играм и создал студию iBase Entertainment, в которой занялся квестом Sam Suede: Undercover Exposure. Увы, издателя он так и не нашел, и студия закрылась. Но Эл не унывает и поныне, играет на саксофоне, разрабатывает приложения для iPhone и ведет свой юмористический сайт.

Leisure Suit Larry 4: The Missing Floppies

Что за «Пропавшие дискеты»? А где игра? О том, какова была судьба четвертой части игры, рассказывается в пятой, где Патти расследует кражу дискет. Перескочивший с тройки на пятерку порядковый номер игры — внутренняя шутка студии и при этом дань памяти так и не вышедшей онлайновой версии Larry. Время для онлайна тогда еще не пришло.

Leisure Suit Larry 5: Passionate Patti Does a Little Undercover Work

1991 год

Leisure Suit Larry — теперь и в режиме VGA, с палитрой в 256 цветов и мышиным интерфейсом. Впервые в истории серии Sierra избавилась от смертей и непроходимых моментов, отойдя от классических канонов. Мы по-прежнему играем за двух персонажей, но жанр немного сместился в сторону приключенческого детектива. Из-за кражи дискет Ларри потерял память о событиях четвертой части, и теперь он работает в порноиндустрии и разыскивает моделей по всей стране, а Патти устроилась в ФБР и расследует дело о «двадцать пятом кадре» в музыкальных записях. А финал игры — суд над директором звукозаписывающей компании.

Увы, несмотря на то, что Ларри и Патти воссоединяются в финале, больше черноволосая героиня в серии не появится.

Leisure Suit Larry 6: Shape Up or Slip Out!

1993 год

Шестая часть возвращается к классике. Ларри занят исключительно соблазнением девушек, на этот раз — на спа-курорте «Ла Коста Лотта». Никто в отеле его не любит, поскольку Ларри попал сюда, выиграв в телепередаче, и денег не платил. Но наш герой уже достаточно опытен в делах любви, чтобы не испугаться обилия женщин вокруг. Куда страшнее возвращение смерти — Эл Лоу не удержался от того, чтобы вернуть «гибельные» ситуации ради связанных с ними шуток.

На заметку: позже в том же году, по моде того времени, игра вышла на CD-ROM с улучшенной графикой и полной озвучкой.

Leisure Suit Larry: Love for Sail!

1996 год

По всем законам жанра шестая часть Leisure Suit Larry должна была оказаться последней. Но в 1996 году неожиданно для всех вышла седьмая и — уж тем более неожиданно — оказалась лучшей в серии. Совершенно новый стиль графики, который не кажется устаревшим и поныне, еще как-то можно было предсказать — все-таки 1996 год. Однако приключения Ларри Лаффера на корабле оказались к тому же очень увлекательными, наполненными секретами и сюрпризами. Отдельной мини-игрой стала головоломка «Где же дилдо?», в которой на игровых экранах предлагалось найти запрятанные вибраторы, красно-белой расцветкой пародирующие головоломки «Где же Уолдо?»

Это интересно: к игре прилагался листок с ароматами, которые можно было ощутить, потерев участки разных цветов. Разработчики предлагали усилить впечатления от игры, вдыхая запах разных отделений корабля. Шутки шутками, а Love for Sail! стала первой игрой, которая передавала и запахи!

Завязка сюжета сделана классически — девица из предыдущей части игры привязывает Ларри к кровати и сбегает с его кошельком, а сам он едва спасается от пожара и отправляется в круиз на лайнере капитана Тайи. Чтобы провести неделю в капитанской каюте, Ларри должен победить хитростью или жульничеством в корабельных конкурсах и попутно соблазнить еще нескольких женщин.

За каждую победу игра выдавала своеобразную награду — картинку для рабочего стола с изображением покоренной девушки. Вдобавок разработчики запрятали в игру множество пасхальных яиц — выполнив определенные действия, Ларри мог увидеть куда больше интересных ракурсов и обнаженных женских тел. Например, если грудь девушки стыдливо прикрыта от игрока веткой пальмы, ветку можно было подвинуть, введя в командной строке слово «Толкнуть». Возможно, именно из-за пасхальных яиц игра и не вошла в поздние сборники серии — издатель побоялся гнева ESRB.


***

В финале сюжета Ларри вместе с капитаном Тайей и лайнером похитили инопланетяне, обозначив будущую восьмую часть серии под названием Lust in Space. Игра эта действительно находилась в разработке и должна была стать первой трехмерной инкарнацией Ларри, но в 1998 году ее прикрыли, а квестовое отделение Sierra было упразднено.

Так получилось, что Love for Sail! стала лучшим возможным финалом серии. И это во многом даже хорошо. Не тихим угасанием в тисках первобытного 3D, а яркой вспышкой закончил свои приключения Ларри Лаффер, самый известный игровой любовник, детище Sierra и Эла Лоу.

Остерегайтесь подделок

Ларри Лаффер — персонаж фактурный и использовался не только в оригинальной серии Эла Лоу, но и в псевдопродолжениях. Поэтому давайте посмотрим, какие еще игры и продукты выходили под его звонким именем:

  • Leisure Suit Larry's Casino (1990 и 1998 годы) — комплекты мини-игр под вывеской казино. Идея использовать Ларри для раскрутки была очевидной не только потому, что по сюжету он заглядывал в эти заведения, но и потому что его прообраз — Джерри — как раз был владельцем казино.

  • The Laffer’s Utilities (1992 год) — набор офисных развлекательных программ, розыгрышей и «симуляторов работы» для строгого босса. Sierra выпустила их как пародию на Norton Utilities и решила назвать известным именем.

  • Leisure Suit Larry: Magna Cum Laude (2004 год) — трехмерный набор мини-игр, маскирующийся под продолжение игровой серии. Будьте внимательны — Эл Лоу и оригинальная команда разработчиков отношения к нему не имеют. Разработкой занималась студия High Voltage Software, и, в общем, ничего плохого (как и хорошего) сказать про Magna Cum Laude нельзя. Но с пошлостью в игре все в полном порядке.

  • Leisure Suit Larry: Box Office Bust (2009 год) — еще одна попытка выехать на раскрученном имени. Этот набор мини-игр и головоломок делала Team 17. Эл Лоу опять же отношения к игре не имел, чему впоследствии очень радовался, потому что здесь разработчики перестали даже делать вид, что стараются. Критики эту игру справедливо раскатали катками.



Назад