КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Геннадий Сапрыкин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№9 (106) сентябрь 2010
вид для печати

Singularity

Жанр:
Разработчик:
Raven Software
Издатель:
Activision

Кто выиграл время, тот выиграл все.

Мольер

Запад всегда с опаской относился к Советскому Союзу. Под конец Второй мировой Америка показала всю мощь атомного потенциала, и «товарищи» не смогли побить эту карту. Разве что вытащить туз из рукава. Сталинский пиджак, впрочем, оказался довольно просторным — на стол лег козырь, найденный на островке близ Камчатки. Масть называлась «Таблица Менделеева», карта — «Новый элемент Е-99».

Только американские сценаристы могли назвать советский рай «Каторгой».

Небольшой клочок земли быстро превратился в передовой научно-исследовательский центр со звучным названием «Каторга-12». Рядом с возведенными за пару лет лабораториями выросли жилые дома, школы, больницы, заводы. Лучшие советские умы получили приглашение в новый уголок КПСС, где жизнь была еще краснее, а перспективы — и вовсе алыми.

Вскоре «Каторга-12» стала чуть ли не отдельным государством, со своей инфраструктурой, железной дорогой и портом. Жители горели идеей коммунизма, соблюдали правила, слушали начальство и трудились на благо родины, великой и необъятной. Шаг за шагом химики и физики все ближе подкрадывались к сейфу, за дверцей которого хранилась большая красная кнопка с надписью «Не нажимайте, умоляю! Эйзенхауэр».

От исследований постепенно переходили к опытам. Сталин не торопил, зная взрывной потенциал Е-99, но пришедший ему на смену Хрущев приказал ускорить процесс, проведя первый серьезный эксперимент. Понимая, что свои выстрелят в спину, люди в белых халатах не посмели ослушаться секретаря ЦК КПСС. Однако за десять лет с момента открытия они так и не сумели обуздать новый элемент.

26 октября 1955 года произошла катастрофа. «Каторга-12» содрогнулась от взрыва, радиация вырвалась наружу. Не выжил никто. Однако Советский Союз не окрасился в цвета траура — о существовании острова, как и о проводившихся там исследованиях, никто не подозревал. Все следы стерли, все концы ушли на дно вместе с местным грузовым кораблем «Жемчужина». Москва постаралась избавиться от улик, а тайные эксперименты СССР превратились в миф.

Добрались славно. В полете наблю-
далась слабая турбулентность.

В тот день, когда спутники Пентагона засекли выброс радиации в Охотском море, он стал реальностью. Опасаясь повторения Чернобыльской трагедии, американское правительство отправило на разведку небольшой отряд. В его задачи не входила высадка на «Каторге-12», а уж тем более — аварийное приземление. Но после странной вспышки вертолеты упали, разнеся небольшой причал, а из разведгруппы выжила пара человек.

Никаких хлеба-соли, как и признаков жизни, на острове не оказалось. Обветшалые дома, забитые досками окна и двери, перекошенные крыши, потрепанные временем флаги и плакаты — никто не ждал гостей. Вот уже пятьдесят пять лет как не ждал.

И грянул гром

Среднестатистическая улица «Каторги-12». Говорите, в СССР было спокойно по ночам?

Капитану Натаниэлю Ренко повезло — он свалился неподалеку от разбившейся «вертушки», отделался легким испугом да парой царапин. Но сам он полагал, что дело обстояло гораздо хуже, — прямо на его глазах истлел труп пилота, оставив после себя лишь небольшой пыльный след. За пару секунд от человека не осталось ничего. Но ведь такого не бывает — бред какой-то! Тут явно не обошлось без повреждений мозга, как минимум — тяжелого сотрясения. Иначе как объяснить галлюцинации?

Через сто двадцать минут Ренко осознает, что шутки со временем чреваты последствиями.

Однако этого оказалось мало, и больное воображение решило сыграть с Ренко злую шутку. Путь к точке сбора, о которой в рацию прокричал второй уцелевший, проходил через ночные переулки и дворики. В нынешнем виде они вызывали противоречивые чувства даже при свете солнца, но под луной... Вокруг капитана сгущались тишина и мрак, и даже фонари, горящие по прошествии стольких лет, не спасали положение.

Единственным источником света в первом попавшемся здании служил старый кинопроектор. Забавный фильм о плохих американцах и добрейших русских все еще крутился. Судя по записке, оставленной на столе, раньше это место было проходным пунктом, отсюда все прибывшие начинали путь в глубь «Каторги-12». Начальство просило не задерживать ученых после долгой дороги и постаралось сделать зал максимально комфортным: голые стены, угловатые столы, несколько потертых плакатов, символика серпа и молота на стенах. Бюст Сталина посреди зала напоминал: Большой Брат следит за всем, что происходит, и от работы лучше не отлынивать.

Раненый Демичев молит о спасении. Зря Ренко оказался таким отзывчивым.

Внезапно в одном из окон возник полупрозрачный мужчина. Он бился о стекло, звал на помощь, а затем исчез в мгновение ока. Не успели по коже Ренко пробежать мурашки, как очередная вспышка перенесла его в центр пожара. Здание, еще секунду назад казавшееся заброшенным и давно покинутым, наполнилось десятками людей. С крыши падали горящие доски, валились балки, трескались стены. Галлюцинация казалась слишком реальной, огонь обжигал по-настоящему. Крики и стоны людей, пытавшихся спасти товарищей, не были иллюзией — все это происходило здесь и сейчас.

Вскоре капитан узнает, что от его действительности не осталось и следа.

В поисках выхода капитан вбежал в комнату, где под ногами научного сотрудника обрушился пол. Военный вовремя подоспел на выручку и, несмотря на чей-то выкрик: «Ренко! Демичева нельзя...», вытащил ученого и уложил рядом с постаментом Сталина. В ту же секунду свет померк, и он вернулся назад. Только теперь голову Кобы на пьедестале сменила статуя спасенного исследователя, а стены покрылись папоротником.

Лишь пару часов спустя Натаниэль поймет, что угодил в прошлое и, сделав доброе дело, навсегда изменил ход истории. Через сто двадцать минут Ренко осознает, что шутки со временем чреваты последствиями и лучше бы оставаться сторонним наблюдателем, чем вмешиваться. Эффект бабочки сработал безотказно.

Иногда лучше не вмешиваться...
...в ход истории.

Территория призраков

Последнее, что успел сделать этот бедняга, — увековечить свои мысли. А был бы под рукой ноутбук — написал бы в ЖЖ.

Вскоре капитан узнает, что от его действительности не осталось и следа. Аудиозаписи и записки, разбросанные по полу и оставленные в потаенных местах, расскажут о причинах и последствиях катастрофы. Отец семейства вел дневник, вписывая каждое значимое событие, вроде рождения дочерей, их заболевания, заточения в комнате и пугающих звуков из-за двери. Юный школьник поведает о странных добавках в столовой и о том, что его рисунок медведя прошел на конкурс и, возможно, будет использован на благо отечества. Один из ученых благодарит судьбу за чудесное спасение профессора Демичева и уверен, что без него Советский Союз не добился бы таких успехов. Кто-то упоминает профессора Барисова и его гибель при странных обстоятельствах, выказывая недоверие начальству.

Из мелких кусочков складывается цельная картина, и светлых пятен на ней не так много. Если поначалу найденные документы более или менее оптимистичны, то через некоторое время между строк уже читаются безысходность и страх. Опыты с Е-99 проводили денно и нощно, не заботясь о безопасности. Над детьми ставили эксперименты, не посвящая в подробности ни их, ни родителей. Многие жаловались на тошноту, головокружение и слабость, но боялись признаться.

В условиях молчания и нарастающей истерии ученые продолжали свое дело. Они выяснили, что найденный элемент способен влиять на время. Будучи колоссальным источником энергии, он теоретически мог претворить в жизнь телепортацию, увеличить человеческие возможности. В построенной башне сингулярности пытались повернуть часы вспять, в секретных лабораториях — вывести новый вид солдат.

Прогремел взрыв, учительница просит детей спрятаться под парты. Присмотритесь и увидите, что сейчас под ними лежат маленькие тела.

Практика закончилась провалом, «Каторга-12» застряла между 26 октября 1955 года и 27 октября 2010-го. Постоянные скачки во времени и радиация превратили людей в чудовищ, побороть которых ни ученые, ни советские солдаты не смогли. Ренко становится свидетелем гибели многих из них. Храбрый исследователь со шрамом понимает, что шансов нет, и убивает друзей, не оставляя патрона себе. Учительница пытается спасти школьников, спрятав их под парты, чтобы спустя полвека под детскими столиками обнаружились съежившиеся трупы. Жених и невеста, собиравшиеся вернуться на большую землю в день взрыва, укрываются в каморке и так и не приносят обет верности.

То тут, то там возникающие призраки демонстрируют самые темные стороны человеческой души. Их образы многогранны, их участь неизбежна. Видения сменяются реальными картинами, и существо, еще недавно ворующее младенца из кроватки, набрасывается на Ренко. Труп на дне заржавевшего корабля медленно выплывает навстречу капитану, устремив пустые глазницы в лицо непрошеного гостя. За спиной то и дело мелькают тени, странные чудовища бродят по улицам и пожирают трупы, а тела советских солдат и современных десантников насажены на крюки и колья сошедшими с ума жителями.

Оружие пролетариата

Чтобы не повторить участь несчастных, Натаниэль берется за оружие. Конструкторы «Каторги-12» опередили время и создали мощный арсенал на случай войны с империей дядюшки Сэма. Например, меткий выстрел из небольшого пистолета «Центурион» оторвет монстру голову, руку или ногу. Конечно, местную фауну это не остановит, и тварь продолжит ползти даже с оторванными конечностями, но вскоре издохнет сама.

Тела этих ученых на земле. Прямо под их призраками. Что произошло?
Эта призрачная тварь набросится на нас уже через несколько секунд.

Мощный дробовик, уменьшенная копия шестиствольного пулемета, убойная штурмовая винтовка со звучным названием «Валькирия» и снайперская винтовка, умеющая замедлять время, — это лишь половина того, что испытает Ренко на своих жертвах. Настоящая гордость и заслуга ученых — оружие на базе Е-99. В попытках собрать мини-преобразователь Апокалипсиса родились три грозных аргумента в пользу победы в Холодной войне. Один агрегат инженеры позаимствовали у братства ткачей — его пули управляемы и летят по любой траектории. Другое творение стреляет заряженными радиацией иглами, которые в буквальном смысле разрывают своих жертв. Ну а ручной гранатомет не отличается дальнобойностью, зато снаряд можно катать по всему уровню, пока не найдется удачное место для диверсии.

Стреляя чаще ради самообороны, чем с перепугу, Натаниэль вынужден искать чертежи для улучшения оружия. На самостоятельную обработку времени нет, так что приходится обращаться к оружейным шкафчикам, в которых сокрыты запасы патронов и безграничные возможности. Тут же можно обменять надоевший дробовик на более полезную автопушку или что помощнее — таскать с собой весь арсенал Ренко не приучен и ограничивается двумя «стволами».

Некоторые чудовища на время становятся полупрозрачными и бессмертными.

К сожалению, не все они действенны и помогут спастись от порождений «Каторги-12». Некоторые чудовища на время становятся полупрозрачными и бессмертными, другие в любой момент могут исчезнуть, чтобы через пару секунд вынырнуть за спиной чужака. Ослепшие падальщики ориентируются на слух, а любой шум озлобит их и заставит наброситься всей стаей.

Время не лечит

Первый прототип МВП. Ничего не напоминает?
Надписи на стенах преследуют Ренко всю игру.

Когда надежда на спасение оставляет Ренко, он находит МВП — мобильный временной преобразователь. Творение доктора Барисова, этот инструмент управляет секундными стрелками и законами природы. Отныне по щелчку пальцев враги превращаются в пепел времени, а те, кто не истлевает, рвут себя на части и орут от боли. Обращенные с чудовищ жители острова замирают на месте и не могут пошевелиться, пока Натаниэль расправляется с ними. Не спасут даже каменные укрытия, за секунду рассыпающиеся в пыль. И не дай бог кому-то оказаться под краном с горючим или рядом с огнеопасной бочкой — по чистой случайности содержимое рухнет вниз или просто взорвется.

Функция старения работает и в обратную сторону. Пробитые лестницы, смятые ящики и поломанные аудиозаписи возвращаются к первозданному виду, а на стенах проявляются странные надписи, давным-давно оставленные незримым наблюдателем. «Измени прошлое, измени будущее», «И снова ты изменил прошлое. И снова об этом знаем только мы двое» — кто написал это и зачем?

Под энергетическим куполом все равны. Ну, почти.
Пропан знает свое дело. Ренко тоже.

Одним баловством с ходом времени Ренко не ограничивается. Он быстро учится выпускать шар энергии, останавливающий часы в пределах небольшого купола. Все замирает, и даже пули, но только не тот, кто все это начал. Для тварей смерть наступит неожиданно, для капитана пройдет несколько минут, за которые он разрядит пару обойм в их головы. А может, и освободит волну негодования — ударную силу Е-99, уничтожающую всех, кто находится рядом.

Но и это не все. Временной преобразователь с легкостью перечеркивает формулу гравитации, позволяя подбрасывать баллоны с пропаном и азотом, поднимать в воздух контейнеры и бочки с бензином. МВП работает настолько исправно, что Натаниэль даже ловит выпущенные ракеты и гранаты на лету, чтобы через секунду отправить их по обратному адресу.

Как и оружие, это устройство нуждается в улучшениях, за которые отбирают контейнеры с Е-99. Энергия расходуется очень быстро, выжить за счет одних только новых способностей невозможно, поэтому приходится комбинировать и слушаться советов свыше.

Остаться в живых

Симпатичная, но очень скрытная особа не раз поможет нам.
Один вопрос: как оно попало на остров?!

Помимо Ренко, советских солдат и мутантов на «Каторге-12» находятся еще три человека — тот самый доктор Демичев, впоследствии захвативший власть, доктор Барисов, пытающийся вернуть все на круги своя, и девушка Кэтрин, сотрудница секретной организации МИР-12. Тайное общество копается в грязном белье партии в поисках истины и всеми силами борется с дезинформацией. И если мотивы профессоров прозрачны, то боевая подруга не спешит сплетничать и кокетничать. Она помогает капитану в борьбе с огромными чудовищами и странными насекомыми, отвлекает огонь на себя и сопровождает его во время всех масштабных событий, будь то возвращение со дна затонувшего корабля или восстановление моста.

А что с Натаниэлем? У него есть то, чего не было у жителей «Каторги-12», и это вовсе не МВП. Выбор — вот чем обладает капитан, и именно он решит судьбу целого мира. Слишком большой замах? Нисколько, ведь у Raven Software получилась мрачная и атмосферная история о том, что Рэй Брэдбери описал еще полвека назад.

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
9/10 9
трюки со временем, интересные противники, внушительный арсенал, сложность, нелинейность периодически враги впадают в глубокий транс
Графика
8/10 8
зрелищные эффекты, симпатичная анимация, реалистичная физика долго подгружаются многие текстуры
Звук
10/1010
замечательная музыка, отличная актерская работа, звуки боя, разные «потусторонние» эффекты не отмечено
Игровой мир
10/1010
мрачная атмосфера, проработанный в деталях сюжет, множество пугающих моментов не отмечено
Удобство
9/10 9
интуитивное управление, дружелюбный интерфейс кнопки управления МВП находятся рядом, в них можно запутаться
Новизна
да да

Интерес повторной игры
да да
Рейтинг
журнала
92%
Вердикт: Атмосферный боевик, подкупающий абсолютно всем —
от пугающей обстановки до мельчайших деталей сюжета.
Награда
журнала КОРОНА

Теперь, когда гром отгремел, давайте знакомиться с Singularity ближе. В рецензии мы специально обошли кое-какие места, чтобы было интересно играть, обнаруживать что-нибудь новое и необычное, но сейчас пришло время деталей. Мы расскажем, как одолеть врагов, как правильно пользоваться МВП, какое оружие стоит внимания и что же все-таки нужно улучшать. Но прежде — несколько напутствий, без которых и так горькая жизнь на «Каторге-12» покажется настоящим социалистическим адом.

Советы

  • Одно из главных правил пребывания на острове — тщательно изучать каждый угол, заходить даже в самые темные комнаты и подворотни, обшаривать закоулки и кабинеты. Если голос в рации подталкивает вас влево, сходите для начала вправо. Это вовсе не попытка противиться системе, просто именно в таких местах спрятаны различные полезные предметы: аптечки, стимуляторы, патроны, контейнеры с Е-99, формулы и чертежи. Некоторые лежат на верхних полках, и дотянуться не так просто, поэтому включайте гравитацию и притягивайте их к себе. Также много чего спрятано в ящиках — не проходите мимо.

  • Иногда эти самые ящики предстают пред замутненные очи Ренко в весьма плачевном состоянии. Восстановите их с помощью МВП и используйте по назначению — опустошите. Если же вам попалась помятая квадратная коробка — притяните ее и ищите дверь, закрытую ролетом. Обычно механизм застревает в нескольких сантиметрах от пола, и единственный способ приподнять его — «состарить» ящик, подсунуть под дверь и вернуть ему молодость.

  • Омолаживать, впрочем, можно и некоторые другие предметы, вроде лестниц, небольших мостов, дверных замков и аудиозаписей. Ни в коем случае не пропускайте последние, если хотите вжиться в Singularity и понять, что произошло на этом чертовом острове. Также помогут в этом и найденные записки, иногда косвенно предупреждающие об угрозе и о том, откуда ее ждать.

  • Эти монстры сливаются с окружением и уже поэтому очень опасны.
    Что это? Может, облако? Или самолет? Нет, это какая-то летучая чертовщина!
  • Используйте окружение по максимуму. Видите впереди бочки с горючим и баллоны с пропаном? Запомните, где они лежат, заманите противника и либо сожгите его, либо заморозьте. Можете даже взять что-нибудь с собой, лишь бы самому не стать жертвой и не превратиться в бегающий факел или ледышку, которую пробьет только мощный импульс МВП.

  • Кстати, насчет него — не забывайте улучшать способности, равно как и оружие. Конечно, более детально мы поговорим об этом чуть ниже, но запоминайте уже сейчас: чем лучше подготовлен Ренко, тем больше шансов прорвать вражескую оборону с первого раза и не возвращаться на контрольную точку.

  • Никогда не оставайтесь на одном месте дольше пяти секунд. Многие противники очень быстры и в мгновение ока окажутся рядом с вами, чтобы разорвать в клочья. Чем больше вы двигаетесь — бегаете и прыгаете, — тем меньше шансов оставляете им. Порой лучше навернуть несколько кругов вокруг памятника или скамейки, но сохранить оставшееся здоровье и не воспользоваться аптечкой, которые и так в дефиците.

  • Несмотря на высокий риск, перевязывать раны лучше на поле боя, причем не в углу, а прямо на глазах чудовищ. Вряд ли это вгонит их в ступор — наоборот, они всей стаей налетят на обессиленного противника. Но и вы получите возможность следить за ними и уклоняться от атак, а вот сидя за ящиком или бетонной плитой, можно проморгать подкравшегося мутанта.

  • Старайтесь вести прицельный огонь и стрелять преимущественно в голову. За редкими исключениями это обеспечит скорую победу, ведь большинство порождений «Каторги-12» были когда-то людьми.

Оружие

Спецназ не дремлет. Кто к нам с оружием...

Весомый аргумент в борьбе с любым противником — хорошее оружие. Советские инженеры-конструкторы в паре с учеными собрали множество хороших «аргументов», дали в руки солдатам и отправили подавлять последствия катастрофы на островке близ Камчатки. Большинство пало смертью храбрых, остальные превратились в то, с чем приехали сражаться.

Снять с тел трофеи — не мародерство, но попытка выжить. И если бы капитан Натаниэль Ренко мог унести с собой больше двух стволов, то обязательно сделал бы это. Но он, к сожалению, не настолько силен, да и лишать себя маневренности и ловкости в таких условиях — не лучшая идея.

Сейчас мы поговорим о каждом виде оружия, о его плюсах и минусах и попытаемся понять, какую именно пару стоит носить с собой и улучшать.

Последнее проделывается в многочисленных оружейных шкафчиках после нахождения чертежей. Усовершенствовать можно три параметра — скорость перезарядки (не на бегу), вместительно обойм и мощность. Каждая строчка улучшается дважды, так что на выходе получается нечто очень убойное, быстрое и точное.

Центурион

Не хватает только стрелочки под мишенью «Стрелять сюда».

Увесистый револьвер, меньше всего напоминающий классику жанра. Да что там, «Центурион» гораздо больше похож на «Тульский Токарев» и пистолет Макарова, чем на барабанный ствол. Он хорошо лежит в руке и стреляет разрывными патронами, отрывая некоторым противникам конечности. Конечно, на спецназовца с ним не попрешь, но на простого советского парня или того, чем он стал после выброса радиации, — вполне.

Несмотря на довольно высокую убойную силу, «Центурион» становится практически бесполезным через пару часов игры. Его главный минус — маленький боезапас, которого хватает лишь на трех-четырех врагов. Максимальная дистанция тоже подкачала — дальше десяти метров стрелять бесполезно. Ну а отдача просто поражает мощностью, да и скорострельность слабая.

«Центурион» — выбор на первое время, до появления чего-нибудь посерьезнее. Если дружите с глазомером и умеете правильно целиться, не расходуя лишних патронов, смело пользуйтесь им. Только подпустите жертву поближе, чтобы уж наверняка.

АР9 «Валькирия»

Подпустить их к себе — смерти подобно.

Эта штурмовая винтовка станет вашим верным спутником до победного конца. Не расставайтесь с ней, какие бы перспективы ни маячили на горизонте. Поверьте, АР9 «Валькирия» сочетает в себе все лучшие качества: она чрезвычайно мощна, ее дальность стрельбы высока, а магазин редко остается пустым — большинство солдат пользуется именно этой винтовкой, так что у них можно отобрать патроны. В конце концов, кличку «Выбор Сталина» это чудо получило не просто так.

Разброс пуль минимален, что делает АР9 основным аргументом в бою как на дальних, так и на ближних дистанциях. К тому же она оснащена удобным прицелом, благодаря которому хватает всего лишь одного-двух выстрелов, чтобы убрать неприятеля.

Единственный весомый минус — низкая скорость перезарядки (медленнее только автопушка), но это легко поправимо с помощью нужного улучшения.

С4 «Волк»

С этим оружием у противников нет шансов.

Самозарядный дробовик, очень эффективный на ближних дистанциях. Хватает одного залпа (выстрелом это не назовешь), чтобы офицер остался без руки или ноги, а страшная тварь заскулила и бросилась наутек. К тому же функция перезарядки у него поставлена на автомат.

Боеприпасов обычно немного. Все рассчитано на схему «один выстрел — один труп».

Недостатков тоже хватает. Само название «дробовик» подразумевает, что дальний бой не предусмотрен — колоссальный разброс и низкая точность просто не оставят вам шанса в дуэли со снайпером. Патронов в запасе немного, и это еще один минус. Вдобавок их еще поди найди.

Так какая чаша с весами перевешивает — положительная и отрицательная? Ответа нет. Этот дробовик можно оставить при себе хоть до последнего боя, а можно выбросить после первой пробы — выбор за вами. Но мы бы советовали взять его в качестве второго оружия после АР9 «Валькирии». Во всяком случае, до тех пор, пока не появится снайперская винтовка или автопушка.

СНВ Касимова

Одно из первых уникальных творений советских конструкторов, которое попадет в наши руки. Главная особенность этой снайперской винтовки — замедление времени в прицеле. Уж не знаем, кем был этот Касимов, но своего он добился — ни один враг не уйдет от его детища.

СНВ настолько эффективна, что одного попадания хватает, чтобы разорвать на куски любого противника, будь то обычный человек или ужасное чудовище. И процесс вы рассмотрите до мельчайших подробностей.

Снайперская винтовка делает два дела сразу: замедляет время и отрывает руки.
На «Ишимуре» было нечто подобное. Интересно, у Айзека Кларка есть патент?

К сожалению, эта красота не отличается скорострельностью и внушительным боезапасом. Более того, она не дает стрелять с корточек — только вы посмотрите в прицел, как Ренко встанет во весь рост и сам сделается прекрасной мишенью. Вывод? Брать в руки, когда нет лучшего решения или занимая выгодную позицию.

Автопушка

Как только вы найдете этот уменьшенный аналог пулемета Гатлинга — выкидывайте С4 «Волк» и СНВ Касимова к чертовой матери! Автопушка, конечно, не так убойна, как старшие товарищи по цеху, но в нее помещается шестьсот патронов, а вращающийся блок стволов обеспечивает огромную скорость стрельбы. Перед атакой неплохо бы раскрутить барабан, чтобы не терять драгоценные секунды. Для этого просто периодически нажимайте левую кнопку мыши, а в ответственный момент — зажмите ее.

Такой убойный агрегат хорош в основном на ближних дистанциях — из-за большого разброса. Однако если перед вами собралась целая толпа и промахнуться трудно, без колебаний обрушьте на врага свинцовый град. Гораздо хуже, что потом нужно еще перезарядиться, а вот с этим действительно серьезные проблемы — времени уходит много. Но не беда, поправьте это соответствующим улучшением, и все пройдет как по маслу.

Игломет

Идти по этим коридорам не слишком приятно. И это еще мягко сказано.
Один из призраков бежит прямо на нас. Не бойтесь, он не опасен.

Орудие Гаусса, стреляющее разрывными иглами. Перед выстрелом необходимо зарядить снаряд энергией Е-99. Не обязательно палить в тело, можно в стенку по соседству или бочку с горючим — результат будет тот же.

Обычно для избавления от неприятеля хватает одной иглы, но их в запасе слишком мало, чтобы долго держать оборону. К тому же скорость стрельбы предельно мала. Помните Railgun из Quake 3? Здесь примерно то же самое. Вот только там проблем с обоймой не было.

Оружие более чем интересное, но бесполезное. Так что опробуйте его пару раз и выкиньте.

Детексомет

Гранатомет с осколочными гранатами на базе Е-99 — чрезвычайно мощное и опасное оружие. И если запустить снаряд в сторону противников может каждый, то взять его под контроль и прокатить по лестницам и коридорам — задача для любителей новизны ощущений. Достаточно навести прицел, «плюнуть» бомбу и, удерживая обе кнопки грызуна, довезти ее до цели. Убираете руки с мышки, и — бум!

Звучит отлично, смотрится тоже, но пользы мало. Детексомет хорош для того, чтобы затаиться в углу или в укрытии, выкинуть вперед гранату, дождаться толпы врагов и устроить им по-настоящему теплую встречу. В открытом же бою вы долго не протянете, ведь у оружия нет монитора и следить за снарядом нужно самостоятельно. Есть очень большой риск получить сотню пуль в лоб прежде, чем вы доставите «сюрприз» на место.

Вот бы и с Башнями-близнецами было все так же просто...
Ночной порт «Каторги-12» не страдает многолюдностью.

Единственное удачное место для полевых испытаний детексомета — корабль «Жемчужина». Во всех остальных случаях советуем воздержаться.

Охотник

Первое из пары орудий, которые Ренко берет в руки дополнительно, не избавляясь от предыдущих двух. «Охотник» стреляет управляемыми пулями на базе Е-99. В принципе, даже если вы не захотите контролировать их, они все равно взорвут жертву, оторвав ей все, что отрывается. Но лично руководить полетом все-таки приятнее. К тому же заряду можно задать совершенно любую траекторию, отправить его хоть за угол, хоть в подвал. Воздержитесь только от стрельбы промеж перил и решеток — даже если с виду все вроде в порядке и патрон должен пролететь... он, зараза, детонирует на подлете.

А ведь боеприпасов обычно немного. Все рассчитано на схему «один выстрел — один труп». Да и сам «Охотник» появляется исключительно редко и перед серьезными схватками. Если заметили его на полу, а впереди чистое поле — знайте, сейчас его заполонит злобная саранча в советской форме.

Лучший способ прибить этих тварей — выстрелить из ракетницы.
Подобную картину мы видели в конце Batman: Arkham Asylum.

РЛС-7

Ракетница, стреляющая осколочно-фугасными снарядами. Пожалуй, по мощности превосходит даже «Охотник», только встречается очень редко. Хотя больше и не нужно. Достаточно той сцены на мосту ближе к финалу, когда с одной стороны вам противостоит армия древоподобных монстров, с другой — «Советы» со снайперскими винтовками и собственными ракетницами наперевес.

Как и «Охотник», РЛС-7 — дополнительное оружие, заменять им ничего не нужно. Однако не прокручивайте колесо мышки, иначе ракетница свалится на землю, а вы узнаете об этом лишь спустя несколько минут.

Способности

МВП наделило Ренко многочисленными способностями, не подвластными обычному человеку. Маленькое ручное приспособление обладает огромным потенциалом и вдобавок улучшается. Мобильный временной преобразователь обретает большие возможности после прохождения усилителей, а разбросанные по «Каторге-12» модернизаторы увеличивают не только его мощность, но и тело Натаниэля. За деньги, разумеется. Точнее, за ресурсы Е-99, хранящиеся в небольших контейнерах.

Бригада рабочих нам не нужна — ограничимся МВП.
В противогазе темно, душно и вообще неприятно.

Улучшения делятся на три категории:

Большую часть времени нас ведут по заданному маршруту плюс-минус соседняя комната или здание.

  • Оборудование МВП. На устройстве имеется одна ячейка (со временем можно поставить еще несколько), куда помещается купленное снаряжение. Самые полезные из всех найденных — повышение точности стрельбы из всех видов оружия и регенерация четверти здоровья после выхода из боя (само оно обычно не восстанавливается — только с помощью стимуляторов и аптечек).

  • Способности для МВП. Усовершенствования преобразователя — усиление импульса, увеличение длительности и радиуса заморозки. Об этих функциях мы поговорим чуть ниже, но сразу предупредим: смело покупайте эту тройку и даже не думайте экономить, иначе не доживете до финала.

  • Способности. Ренко тоже нужно улучшать. Постоянный бег от чудовищ, конечно, держит его в тонусе, но этого мало. За немалые суммы вам предложат увеличить запасы здоровья и энергии МВП, уменьшить урон на ближних и дальних дистанциях, добавить ячейки для аптечек, ускорить бег, расходовать кислород под водой и в противогазе дольше и т.п. Хорошо здесь однозначно все, так что подбирайте под свой стиль игры. Но обратите внимание на бóльшую задержку воздуха — на первый взгляд, покупка бесполезна, но вскоре вы попадете на уровень с ядовитым газом, а потом и на корабль, медленно уходящий под воду. Там без хорошего объема легких не выжить.

Советские солдаты получили указание искать предателя. Кажется, нашли.
Голова вождя пролетариата покоится в трюме грузового корабля.

Хроносканирование

Начнем мы с самой бесполезной, на наш взгляд, функции МВП. По щелчку кнопки преобразователь сканирует местность и указывает, куда идти. Не стрелочкой на компасе и даже не женским голосом из наушника, а следами на полу. Только в конце мы узнаем, кому принадлежали эти отпечатки, но пользоваться ими все равно незачем. Большую часть времени нас ведут по заданному маршруту плюс-минус соседняя комната или здание.

Импульс

Поначалу Ренко бьет неосторожных противников, подобравшихся слишком близко, ножом. Удар у него исключительно один и довольно деревянный. К тому же в голову или шею попасть трудно, и приходится изощряться до появления пистолета.

Но МВП автоматически заменяет нож мощным импульсом энергии Е-99. Поначалу волна отбрасывает врагов в сторону, лишь изредка нанося им повреждения настолько серьезные, чтобы они не встали. Но если эту возможность улучшить, то визжащих солдат прямо на куски разрывать будет.

Есть у импульса и еще одно полезное свойство. Когда монстры входят в режим невидимости и становятся всесильными, их можно вернуть на землю мощным выбросом энергии. Угадайте какой.

Только на «Каторге-12» вы увидите огромную призрачную клешню, убивающую призрачных же солдат.
Эту тварь вы встретите дважды. И последствия будут очень серьезными.

Ну и еще один тактический момент: как только назреет необходимость перевязать раны, а враги будут напирать, оттолкните их и спокойно занимаетесь своими делами. Можете даже пристрелить, пока они валяются на земле, соображая, что это было.

Перемещение во времени

То, за что мы так полюбили мобильный преобразователь времени, — он способен состарить или омолодить практически любой предмет и абсолютно любое существо. С ящиками, лестницами, сейфом, аудиозаписями и прочим инвентарем все понятно — они либо разрушаются, либо приходят в прежний вид. Энергия на это почти не уходит, так что издеваться над мебелью можно бесконечно. А вот с противниками не все так гладко, так что поговорим вкратце об их реакции на перемещение во времени.

  • Солдаты стареют до смерти и даже больше. Они постепенно истлевают, причем иногда частями. Например, вначале лишаются правой ноги и левой руки, а уж потом остальных частей тела. Орут дико, но один раз подвергнуть их этому издевательству — и можно забыть про опасность.

  • Зики — твари, в которых превратился спецназ. Из-за того, что они все время скакали между двумя датами, испепелить их нельзя. Но вот остановить вполне, МВП заставляет их ненадолго замереть на месте. Нескольких секунд вполне хватает для расстрела или перевязки — кому что важнее.

    На толстых зиков это не распространяется.

  • Секлещи — чертовски настырные насекомые, от которых трудно отбиться. Время не старит их, но настраивает против собратьев, после чего твари самоликвидируются.

  • Мутант обыкновенный (попадаются в начале и под конец игры) начинает рвать себя на части после воздействия преобразователя. Зрелище не для слабонервных.

  • Мутант необыкновенный (встречается дважды за все время) плевать хотел на МВП и его штучки.

  • Радионы (древоподобные создания) полностью солидарны с предыдущим противником.

  • Возвращенцы — слепые, но хорошо слышащие уродцы. Лучше обходить их стороной, ведь МВП только делает их еще более агрессивными.

    После одного из усилителей Ренко научится превращать солдат в этих тварей. Делать это лучше в людных местах, чтобы посеять панику в рядах противника. Правда, зачастую все они гибнут раньше, чем понимают, что случилось.

Лучше с «возвращенцами» не шутить...
...а убивать наверняка.

Гравитация

Словно гравипушка Гордона Фримена, МВП может притягивать предметы, а затем швырять их в разные стороны. Идеальное решение — подтащить к себе бочку с горючим, контейнер с Е-99, баллон с пропаном или азотом и отправиться на поиски приключений. Главное — себя не угробьте случайно.

Но польза гравитации не столько в этом, сколько в ловле гранат и снарядов на лету. Если в вас бросили лимонку, не надо бежать — поднимите ее и верните обидчику. А уж вовремя пойманная ракета может снести целый вражеский полк. И, что приятнее всего, под воздействием МВП взрыватель не срабатывает, так что у вас даже найдется время прицелиться.

Заморозка

Он так и не дождался возвращения невесты...
Сейчас все они замрут — заморозка обеспечит.

Один из усилителей наделит Натаниэля способностью ненадолго останавливать время в пределах небольшого энергетического купола. Ну, только поначалу «ненадолго» и «небольшого» — улучшения все меняют.

Заморозкой лучше всего пользоваться при больших скопищах противников, чтобы притормозить их и аккуратно перебить. Чудища сами рвутся внутрь капкана, если за ним или в середине стоите вы, и этим грех не воспользоваться. Можете даже направить энергию на себя, став приманкой. Риск окупится с лихвой.

Но постарайтесь не стрелять через «кокон» в тех, кто находится за ним. Пока пули долетят, враги уже могут сменить позицию.

Привет миру!

Разработчики не упустили случая подбросить нам «пасхалок», о которых мы вам сейчас и расскажем.

  • Практически в самом конце игры Ренко активирует последний усилитель МВП. Мало того, что он перекрашивает устройство из оранжевого цвета в бирюзовый (привет, Half-Life 2!), так в комнате еще и присутствует вентиляционная решетка. С помощью усиленного импульса ее можно выбить, забраться внутрь и через пару секунд оказаться в узком помещении, где нет мебели и только замороженное колесо торчит из стены. Это не что иное, как ссылка на сериал «Остаться в живых» (LOST), где в последней серии четвертого сезона Бен крутит это колесо, чтобы спрятать остров.

  • Во время прогулки по школе можно найти записку маленького мальчика, который нарисовал медведя в ошейнике. Его рисунок прошел на конкурс, но дальнейшая судьба творчества была неизвестна. Во всяком случае, до титров, в которых медведь нарисован на обертке из-под мороженого.

  • Вот к чему мы уж никак не ждали отсылки, так это к «Борату» — очень спорному, но веселому фильму Саши Барона-Коэна. Один из дневников гласит: «Моя сосед — боль в моя бедный галава. Я делай чучело все из медведя, он тоже делай все из медведя. Я доставай консервы, он тоже доставай консервы. Я собирай технологии Е-99... он не накопил. Радостно!»

  • Временные волны, периодически накрывающие «Каторгу-12», прибыли прямиком из фильма «И грянул гром», экранизации одноименного рассказа Рэя Брэдбери.

  • За все время пребывания на острове Натаниэль Ренко произносит всего лишь одну фразу: «Ренко, стой! Демичева нельзя...» Где и когда он это говорит, вы узнаете в самом конце. Ну, или вначале, если будете внимательны.

Противники

Мутанты ползают по полу без ног и все равно стараются цапнуть вас, хотя бы и за пятку.

Теперь, когда мы разобрались со всеми методами массового уничтожения, можно детально обсудить тех, на кого они будут направлены. Бестиарий «Каторги-12» во многом уникален, так что определенно есть о чем поговорить.

Мутант обыкновенный

Оказывается, председатель правления Земли — это не шутка.
Буквально через несколько часов мы остановим это «извержение».

Названий этим созданиям разработчики не придумали, поэтому будем называть их так. Эти твари будут первыми, кто обрадуется вашему турне по дому партии. Они непомерно высоки ростом и довольно медлительны. Во всяком случае, пока не подберутся поближе. Тут-то и активируется весь их скрытый потенциал — прыжки на дальние дистанции, молниеносная реакция, быстрые удары когтями и попытки разорвать глотку.

Для быстрой победы необходимо снести им голову. Нет, расстрелять патроны в сгнившую тушку тоже можно, но поначалу придется обходиться пистолетом и мизерным боезапасом, а значит — надо целиться. Уже потом, с появлением снайперской винтовки и «Валькирии», совладать с монстрами будет легко, а с дробовиком — и еще легче, ведь они любят нападать с близкого расстояния.

Учтите, что оторвать им какую-то часть тела — не значит убить. Это не люди, которые могут умереть от болевого шока, — мутанты ползают по полу без ног и все равно стараются цапнуть вас, хотя бы и за пятку. Так что не удивляйтесь, если шкала здоровья вдруг поползет вниз, а откуда-то снизу донесутся чавкающие звуки.

Зики

Не волнуйтесь, этот зик застыл и почти безвреден.
Зики решили спор с «младенцем» по-соломоновски.

Второй вид противников, которых вы встретите. Зики — это бывшие солдаты советской армии и спецназа. Они чрезвычайно сильны, быстры и ловки, в один прыжок преодолевают несколько метров, карабкаются по стенам, залезают на мебель и могут ударить с любой стороны в любой момент. Любят появляться эффектно и сразу толпой, так что если подпустите к себе хотя бы одного, можете забыть о победе. Разве что отбросите их импульсом.

Основное умение зиков — становиться невидимыми и непобедимыми. Сколько бы вы ни стреляли в них в таком состоянии — без толку, ни одна пуля не найдет цель. Хороший способ вернуть их обратно — волна энергии Е-99, но еще лучший — баллон с жидким пропаном, который заморозит их. Ну а дальше нужен только один выстрел.

Стрелять этим мутантам лучше всего в голову или грудь, причем желательно из С4 «Волка», АР9 «Валькирии» или автопушки.

Толстяки

Подвид зиков, в два раза больше своих сородичей. Эта груда сала практически никогда не лезет в бой сама, предпочитая призывать помощников. В этом-то и проблема — иногда их бывает слишком много, и, пока вы боретесь с одними, на выручку прибывают следующие. Фактически замкнутый круг. Но из него есть выход — стреляйте поочередно то в «мелочь», то в главаря или и вовсе забудьте о младших тварях, сосредоточившись на местном «шамане». Как только убьете его, сможете избавиться от остальных.

Пользоваться лучше всего автопушкой или «Валькирией» — тут важен не столько урон, сколько скорострельность, а у них она лучшая.

Мутант необыкновенный

Из-за постоянных скачков во времени эти солдаты застыли где-то на перекрестке между 1955 и 2010 годами.
Обман зрения: поначалу кажется, что один из солдат истлевает на глазах, а второй — падает после выстрела из дробовика. На самом же деле они танцуют.

Несанкционированные опыты ученых «Каторги-12» привели к появлению этой твари, которую вы встретите дважды за игру. Она безумно сильна и проворна и после каждой атаки исчезает, чтобы через некоторое время появиться у вас за спиной или прыгнуть на голову.

Основной рецепт победы — почаще оглядываться. Как только заметите мутанта, активируйте на себя заморозку — он вбежит в кокон, замедлится, и можно будет его расстрелять. Однако в отличие от всех остальных этот гад все-таки может передвигаться под куполом и рано или поздно попробует сбежать.

Во время первого боя выходом станут баллоны с азотом, которые заморозят его. На протяжении второго — усиленный импульс.

Суперсолдат

Во время экспериментов над созданием «универсального солдата» родилось это довольно большое существо. Оно сильно и может испариться в любой момент, но никогда не объявится сзади вас. Атаки чудовища сводятся к ударам огромной кувалдой и броскам бочек с топливом.

Секлещи стараются подобраться поближе, чтобы самоликвидиро- ваться и забрызгать вас странной оранжевой жидкостью.

И то и другое можно обратить против него. В первом случае просто отойдите в сторонку — медлительный болван со всей силы вгонит оружие в землю, где оно успешно застрянет. Во втором — бочку можно поймать с помощью гравитации и кинуть обратно. Волейбол не удастся, мутант играть не умеет.

А теперь самое важное — целиться надо не куда получится, а в участки тела, подсвеченные бирюзовым цветом. Вначале это сердце, затем голова и, наконец, спина. Помимо бочек хорошо работает «Валькирия», на все остальное можете плюнуть.

Секлещи

Натравить секлеща на собратьев — лучший способ избавиться от всех разом.
Через такие временные аномалии можно попадать в прошлое и будущее.

Самые назойливые и вредные враги, обычно берущие количеством. Секлещи стараются подобраться поближе, чтобы самоликвидироваться и забрызгать вас странной оранжевой жидкостью. При этом они в буквальном смысле могут свалиться с потолка — для этих насекомых нет ничего невозможного.

Чтобы одолеть их, держите дистанцию, стреляйте во все, что движется, когда проходите по их территории, а еще лучше активируйте перемещение во времени, чтобы ополчить стайку на одного особо мощного жучка.

Секлещи зачастую лезут из канализации и вентиляции, но еще чаще — из коконов, висящих на стенах и под потолком. Расстреляв их, вы выпустите тварь на свободу, но если вернете в прошлое, то избавитесь от докуки. Пожалуй, это самый действенный метод не проиграть в драке — попросту не допустить ее.

Королева

Предводительница «маленьких неприятностей» размером примерно с девятиэтажный дом. Соответственно, проблем с ней еще больше. Вам предстоит держать оборону на крыше падающего в пропасть поезда, и вначале покажется, что все очень плохо — повсюду патроны и аптечки в таком количестве, будто шансов нет.

Не введитесь на эту провокацию. Даже на тяжелом уровне сложности особых трудностей возникнуть не должно. Все, что нужно делать, — уклоняться от лап королевы и вовремя стрелять в красноватые выступы на ее теле. Если вы играли в Lost Planet, будет проще — вы сразу поймете, что к чему. Как только жучья «Годзилла» вознамерится цапнуть, пальните ей в пасть.

Радионы

Шпионы везде. Так-то.
Два друга. Два заклятых врага.

Еще одни создания, не имеющего русского названия, только английское — Radions. Похожие на взбунтовавшиеся кусты твари огромны и предельно тупы, стреляют чем-то вроде природного лазера. Очень мощного, надо заметить. Настолько, что четвертое попадание уже не пережить.

Лучше всего спрятаться за стеной или другим приличным укрытием и вооружиться либо «Охотником», либо РЛС-7, либо детексометом. Только эти пушки помогут вам, все остальное, даже незабвенная «Валькирия», — бесполезная трата времени и патронов.

Возвращенцы

Самые лютые чудища. Они слепы и ничего не видят, но прекрасно все слышат. Один неаккуратный шаг, и все — атаку в виде радиоактивной рвоты не пережить. Конечно, вы можете попробовать обойти их стороной, но передвигаться надо будет со скоростью два-три метра в минуту, что совсем не радует.

Лучше пойти другим путем. Вооружиться самым мощным из припасенного, выбрать удобную позицию, закрепиться и пальнуть в любую точку — возвращенцы сами вас найдут (предстоит две встречи — в канализации и на корабле «Жемчужина»). Остальное — дело техники.

Другая хорошая техника требует внимательности. Иногда твари стоят по колено в воде, а на стене висит барахлящий прибор. Наведите на него курсор, верните к нормальному виду — лужа наэлектризуется, убив все живое и не очень.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.2
проголосовало человек: 215
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования