Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Геннадий Сапрыкин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№9 (106) сентябрь 2010

Transformers: War for Cybertron (Трансформеры: Битва за Кибертрон)

Никогда не сдавайтесь — никогда, никогда, никогда, никогда, ни в большом, ни в малом, ни в крупном, ни в мелком, никогда не сдавайтесь, если это не противоречит чести и здравому смыслу. Никогда не поддавайтесь силе, никогда не поддавайтесь очевидно превосходящей мощи вашего противника.

Уинстон Черчилль

Миллионы лет процветал Кибертрон. Населяющие планету роботы были равны между собой, а правящий клан автоботов не допускал конфликтов и междоусобиц, храня мир и спокойствие.

Однако всякой власти приходит конец, когда народ начинает сомневаться в ее правомочности. И достаточно лишь найти того единственного, кто сумеет стать героем толпы и возглавить ее, подначивая и подгоняя сладкими обещаниями светлого будущео.

Таковым оказался Мегатрон, прославленный участник гладиаторских боев — жестокий, свирепый, неодолимый. Все время робот отдавал суровым тренировкам, развивая свои таланты, в том числе и необычайную силу. Мегатрон знал, что давным-давно Кибертрон слыл могущественной планетой, наводившей ужас на всю ойкумену, и робота категорически не устраивало миролюбие правителей. Пылкими речами, умелыми намеками он собрал вокруг себя изрядный круг единомышленников, убежденных в неискренности автоботов. Робот обвинял их во лжи и сокрытии правды, ведь автоботы умалчивали о том, что истинное призвание трансформеров — войны, победы и завоевания.

Вскоре братство роботов, еще недавно бывшее крепче стали, дало трещину и распалось на два синдиката. Автоботы сохранили власть, но у них появился серьезный враг, жаждущий вернуть родине былую славу и заполучить власть над Кибертроном. Мегатрон основал клан десептиконов — «обманутых», готовых следовать за ним хоть на край обитаемой вселенной. Сами того не осознавая, киборги пошли на поводу у силы, которую никогда не смогли бы контролировать.

Автоботы не признали лидерство выскочки. Тот же, в свою очередь, упорствовал в своих воинственных убеждениях. Так началась гражданская война, унесшая жизни миллионов трансформеров.

Но длиться вечно она не могла.

Переломный момент

Мегатрон решил ускорить дело, завладев темным энергоном — нестабильной субстанцией, многие годы назад спрятанной автоботами. В отличие от обычного энергона, подпитывающего силы трансформеров, антиматерия могла уничтожить своего обладателя — впрочем, как и наделить его невероятным могуществом. То ли неиссякаемый запас самоуверенности, то ли предназначение помогло вождю десептиконов не только пережить соприкосновение с веществом, но и впитать его в себя, подчинить. Он обрел небывалую силу, сумел наладить производство оружия на базе темного энергона и начал подготовку к решающей битве.

Это лишь малая толика того, на что способен темный энергон.
Этому ничтожному автоботу не выдержать натиск Мегатрона!

Теперь у десептиконов появилась возможность раз и навсегда покончить с автоботами, стереть их с лица Кибертрона. Мегатрон не желал таких крайностей и предложил врагам отринуть сомнения и предубеждения и присоединиться к нему. Кто-то ради спасения своей жизни пошел на предательство и пополнил ряды бойцов десептиконов, но большинство решило сражаться до конца. Однако противник не оценил их доблесть. Пленников расстреливали или подвергали пыткам и распиливали на детали, назвав последнее «утилизацией».

Лидеру автоботов, Зета Прайму, тоже предоставили выбор. Уверенный в своей непобедимости и верный автоботам, он дал бой заклятому врагу, но проиграл. Его погубил не Мегатрон, а собственная гордыня, не позволившая попросить о помощи. Зета Прайм мысли не допускал, что может пасть, и не задумывался о последствиях. Он не предполагал, что из-за его поражения целый народ потеряет веру в себя и в победу.

Автоботы нуждались в новом предводителе, сильном и уверенном в себе, но не самонадеянном, как его предшественник. Высший Совет призвал возглавить войско Оптимуса, последнего из рода Праймов. Юный и отважный, он слыл отличным тактиком, хорошим другом и блестящим лидером. Но даже сам избранник сознавал, что возраст и нехватка опыта играют против него. Он согласился встать во главе клана, прекрасно понимая, что цена даже незначительной ошибки может быть непомерно велика.

Предатели во всеоружии

Мегатрон превращается в огромную пушку. Одного выстрела толпе врагов с головой хватает.

С этих событий начинаются кампании «Битвы за Кибертрон». Одурманенный властью и жаждой мести, Мегатрон крушит все и вся на своем пути, в то время как Оптимус пытается совладать с новой ролью и одержать победу в неравном бою. Один стремится к мировому господству и возрождению планеты, другой к миру. Оба с головой погрязли в гражданской войне и продолжают убивать, несмотря ни на что. Цели этих двоих разнятся, но методы одинаковы.

На протяжении первых пяти глав мы помогаем десептиконам установить свою власть, захватить темный энергон, одолеть Зета Прайма, сравнять с землей столицу автоботов Иакон и прорваться к ядру Кибертрона, чтобы заразить его антиматерией. Планы Мегатрона и его подручных очевидны и незамысловаты, а сами «обманутые» донельзя прямолинейны. Большую часть проблем они решают силой. Лишь изредка им приходится взламывать компьютеры, вместо того чтобы сносить двери и разносить в пух и прах десятки автоботов.

Разумеется, ни Мегатрон, ни его помощники (Саундвэйв, Старскрим и другие) не устраивают вылазок в стан врага поодиночке — это форменное самоубийство. Они путешествуют тройками, чтобы увеличить шансы на победу. А дастся она нелегко, ведь десептиконам противостоит целая армия.

Еще секунду назад он был обычным танком.
Через секунду этот робот исчезнет. Работа у него такая — невидимкой быть.

Выстрелы и взрывы не смолкают ни на секунду. Поверженные автоботы разлетаются на запчасти, но им на смену приходят новые. Одни прилетают в облике самолетов и бомбят противников сверху. Другие приезжают в форме футуристических автомобилей, чтобы затем принять привычную форму и пойти в атаку. Третьи не перевоплощаются вовсе, а просто пытаются подобраться ближе и огреть кувалдой. Если дистанция не позволяет, в ход идут энергетические автоматы и пистолеты, плазмометы, пулеметы, ракетницы и снайперские винтовки.

Все это имеется в запасе и у десептиконов, да и трансформироваться они тоже могут в любой момент. Превращение проходит гладко и в течение буквально нескольких секунд, но своевременная смена формы может изменить ход битвы. Сбежать с поля боя, когда запасы энергона истощаются, — не трусость, а необходимость; нужно восстановить силы и подготовиться ко второму раунду. Обратиться в танк, бронетранспортер или истребитель для экономии патронов в ручном оружии — не худшее решение, а запутать противников, наматывая круги вокруг них, — и вовсе отличный тактический ход.

Предатели не заслуживают жизни, и Оптимус намерен это доказать.

Однако он не спасет от громилы — могучего автобота, защищенного энергетическим щитом и дерущегося огромной булавой. Одолеть его можно, расстреляв заплечный рюкзак, но для этого необходимо зайти в тыл. Если Мегатрону со товарищи удастся выдержать шквал ударов и провернуть хитрый маневр, у них появится шанс на победу. В противном случае вся троица переживет последнюю в своей жизни трансформацию — в металлолом.

Но все это меркнет пред захватом Иакона. Пробежка по широким улицам мегаполиса оборачивается экскурсией в долину смерти — не многим десептиконам удастся пережить бомбардировку, засады и обстрел из турелей. Город потрясает воображение, даже когда лежит в руинах, а его обитатели не спешат выкидывать белый флаг. По полю боя кружат танки, готовые в любой момент обернуться гигантскими роботами, чью броню пробить почти невозможно. На крышах прячутся снайперы и тяжелые пехотинцы, вооруженные ракетницами и термоядерными пушками. За каждым памятником и под многими лестницами дежурят небольшие отряды сопротивления, в составе которых могут оказаться невидимые бойцы. Если Иерихон сокрушил всего лишь звук трубы, то величественный Иакон не сдастся ни трубному реву, ни бомбам с темным энергоном.

Однако Мегатрон пробьет вход во владения Зета Прайма, который предстанет в облике голографического гиганта. Но и он — ничто в сравнении с Омегой Супримом, одним из величайших автоботов. Этот гигант способен разнести целую планету, но он призван защищать Кибертрон, а значит, десептиконам предстоит пережить самый серьезный поединок в их жизни.

Захват Иакона в самом
разгаре.
Величественный город просто так не сдастся, и десептиконы отлично это понимают.
Иакон чем-то напоминает город Восторг из BioShock 2.

Империя наносит ответный удар

Не одни автоботы, впрочем, славятся технологиями и научными достижениями. Зета Прайм и его подопечные с головой ушли в гражданскую войну, в то время как по приказу Мегатрона лучшие умы разработали огромных воинов и пробудили древнейшего десептикона по имени Триптикон. Однако прежде чем гигантский ящер выйдет на орбиту и начнет расстреливать давних врагов из лазера, Оптимусу придется отстоять Иакон, проникнуть в тюрьму «обманутых» и добраться до ядра Кибетрона, чтобы защитить его от темного энергона. И все это — на протяжении пяти глав.

Боевая машина на основе темного энергона — страшный противник.
Проникнуть в Каон? Запросто!

Путешествие автоботов гораздо мрачнее и опаснее пути, пройденного Мегатроном. Справиться с нападением на столицу не так трудно, а вот устроить побег из темницы Каона, будучи безоружным, — дело не плевое. Да, костяк армии одинаков, да, в любой миг можно трансформироваться в быстрое авто или массивный грузовик, но это не спасет от нашествия кибернетических пауков и невидимок, выныривающих из канализации и брешей в стене. Выживание в военной тюрьме станет настоящим испытанием на прочность, которое Оптимус и его друзья обязаны выдержать. И дело даже не в суровых сражениях — внутри Каона царят мрак и ужас. Молодой Прайм лицом к лицу столкнется с жестокостью и беспощадностью подданных Мегатрона, измывающихся над пленниками. И именно эти картины наполнят его механическое сердце решимостью.

В отличие от противников Оптимус мыслит стратегически и не спешит крушить лбом титановые двери. Любая атака спланирована, любое проникновение подготовлено. Но только в теории. На практике некоторым автоботам суждено погибнуть из-за ошибок молодого лидера. Тот загладит вину, истребляя противников бластером и энергетической секирой, но вернуть павших товарищей не сможет. Разве что поставить на ноги тех, кто получил серьезные ранения.

Один из самых ярких уровней — полет в открытом космосе.
Орбита Кибертрона на редкость красива.

Громилы десептиконов постараются перебить Прайму, Бамблби, Рэтчету и другим все шестеренки и фары, а Мегатрон бросит в атаку практически все свои силы. Особенно запомнится автоботам прорыв к центру Кибертрона, к его ядру. На подходе дежурит несколько сотен тяжелых пехотинцев, снайперов, невидимок, трансформеров-истребителей и с полдюжины бронированных танков. Поездка на механических гусеницах (санитарах ядра) пройдет под нескончаемый огонь из турелей, и уж совсем худо придется во время битвы с гигантским то ли жуком, то ли пауком, сосущим энергию прямиком из планеты.

Правда, это насекомое — всего лишь мелкая сошка в сравнении с Триптиконом. Громадный ящер только что огнем не дышит. Зато ежесекундно выпускает самонаводящиеся ракеты, энергетические заряды и бьет хвостом так, что все рушится. При встрече с этой машиной даже Годзилла предпочтет вежливо посторониться, а ведь справиться с «козырем» десептиконов должно всего троим храбрецам.

Сила машинного единения

И лучше бы всем им находиться под управлением живых людей, а не искусственного интеллекта. Каждый волен подобрать себе персонажа, оценив его способности и вооружение. Если команда работает слаженно, то времени на прохождение уйдет в полтора-два раза меньше, обычные пятнадцать-двадцать часов превратятся в десять-двенадцать.

Но даже когда битва за Кибертрон окончится, в этом холодном, темном мире вас удержат сетевые баталии. Созданный с нуля персонаж не станет острить, как Мегатрон или Старскрим, зато вы сможете развить его как пожелаете, выбрав цвет, класс, оружие, способности и таланты.

Многопользовательский режим динамичнее и насыщеннее одиночных кампаний. Размеры карт, возможности классов — все выверено и сбалансировано, а само действо напоминает о Quake 3 и Call of Duty: Modern Warfare 2. Очки опыта начисляются за десятки различных действий, уровни героя растут не по дням, а по часам, битвы становятся все горячее.

К сожалению, «Трансформеры» позаимствовали у Modern Warfare 2 не только хорошее. Вам еще предстоит помучаться с открытием определенных портов на модеме. Обладателям роутеров повезло — тут все работает идеально. Еще одной проблемой стало отсутствие выделенных серверов, равно как и возможности самостоятельно выбрать карту, но все это обещают исправить.

Можно еще придраться к русской озвучке, местами сильно проигрывающей оригинальной, но это уже мелочи. «Трансформеры: Битва за Кибертрон» оказалась той самой темной лошадкой, на победу которой многие не рискнули поставить, но все-таки надеялись. Заезд выигран, можно заходить на второй!

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
10/1010
динамичные кампании, ожесточен-
ные схватки, кооперативный режим, по-настоящему трудные битвы с боссами, опасный искусственный интеллект, обилие декораций, отличный сетевой режим
не отмечено
Графика
10/1010
зрелищные эффекты, хорошая анимация, игра на контрастах не отмечено
Звук
9/10 9
замечательная актерская игра, добротная музыка, звуки битвы русскую озвучку можно было сделать лучше
Игровой мир
9/10 9
запоминающаяся атмосфера, неплохой сюжет, грамотная постановочная работа, юмор некоторые образы раскрыты не полностью
Удобство
7/10 7
интуитивное управление, мгновенная трансформация проблемы с подключением к многопользовательскому режиму
Новизна
да да

Интерес повторной игры
да да
Рейтинг
журнала
90%
Вердикт: Гражданская война на Кибертроне цепляет всерьез и надолго, а сетевой режим позволяет растянуть удовольствие на многие недели.
Награда
журнала КОРОНА


Назад