Лучшие компьютерные игры

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Автор материала:
Дмитрий Трубицин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№2 (111) февраль 2011

Все нарисую, все покажу, все всем расскажу!

Вид:
настольно-печатная
Где?

Количество игроковчем больше, тем лучше
Сложность освоениянизкая

Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Поиграем в общение

Сегодня мы представляем вам подборку салонных игр — обособленной и самобытной касты настолок. Они ближе даже не к еврогеймам или американкам, а к играм всенародным — «Мафии», «Контакту», «Ассоциациям», «Испорченному телефону». Вот характерные черты салонок:

  • подходят для больших компаний;

  • партии проходят шумно и весело;

  • правила объясняются в два счета;

  • просто вовлечь даже людей, далеких от настольных игр;

  • взаимодействие — преимущественно внутри команд;

  • время жизни игры ограниченно размером колоды с вопросами.

Взглянем, как эти принципы воплощаются на практике, и разберемся, стоит платить за развлечение, которое в общем-то можно на досуге организовать самостоятельно?

Галопом по Европам

Активити

Издатель:
Piatnik
Cколько?
1060 рублей

Известнейшая, но не лучшая из изданных на русском салонных игр. Участники, поделившись на команды, соревнуются в умении за минуту донести до партнеров слово или короткое словосочетание. При успехе команда продвигается ближе к заветному финишу, надеясь оказаться там раньше остальных.

В зависимости от положения на поле нужно использовать один из трех подходов: объяснить слово, не произнося его само и однокоренных с ним; показать слово пантомимой; передать слово через рисунок. Испытания делятся на три категории: чем сложнее, тем дальше передвинется команда в случае успеха.

На первый взгляд все складно. Но из всех вариантов словесное объяснение — безусловно, простейший. Потому ориентированных на выигрыш участников правила подталкивают шагать лишь по клеткам одного типа, оставляя в стороне две трети игры.

Беда локализованной игры — еще и в халтурном переводе. Устойчивые выражения и метафоры, осмысленные в английском языке, при прямом переносе на русский вызывают лишь недоумение. Часто карта движения на три клетки озадачивает больше, чем «пятерка».

В итоге Активити-Тревел, сестрица классической игры, выглядит выигрышней: избавленная от поля и градаций карт, она оказывается и компактней, и всеохватней, и куда дешевле.

Элиас (Скажи иначе)

Издатель:
Tactic
Cколько?
720 рублей

Большинство салонных игр сосредотачивается лишь на одном из трех направлений, представленных в «Активити». И чаще всего — на словесном объяснении.

Здесь команда передвигаются за ход на столько шагов, сколько слов успела обработать за минуту. За ошибки или пропуск слова полагается штраф. На определенных этапах пути часы не используются. Зато нужно объяснить слова строго с шести карт, причем в угадывании участвуют все, а не только члены команды. Система простая и ясная.

У «Элиас» есть и вариации, среди которых выгодно выделяется Элиас-Вечеринка, где слова нужно объяснять то с определенной эмоцией, то в своеобразной позе, то не используя слова, скажем, с буквой «ы». Увы, как и все игры серии, она переведена чуть ли не машинным методом.

Аналог «Элиас» в отношении рисования — игра Нарисуй и угадай. А варианта, целиком посвященного пантомиме, на нашем рынке пока не прижилось. Возможно, потому, что в «Крокодила» без всяких карточек и поля хоть раз играл каждый?

Бум

Издатель:
Magellan
Cколько?
990 рублей

Чтобы добиться признания, каждая игра о словесных объяснениях должна чем-то выделяться среди себе подобных. Например, в игре Табу на карточках приведены слова, которые нельзя произносить в объяснении.

Но более других достоин упоминания российский аналог заграничной настолки Time’s Up!, стоящий на стыке игр на общение и викторин (см. врезку). На местных карточках написано не все подряд, а лишь имена и фамилии знаменитостей: живых, покойных и вымышленных.

В первом раунде объяснение ограничено только запретом на произнесение однокоренных и созвучных с загаданным именем слов. Второй заход — пантомима. В третьем круге навести друзей на нужного человека разрешается лишь одним-единственным словом.

Важный плюс «Бума» — карточки изначально написаны под российскую аудиторию, и потому распределение по уровням сложности сделано вполне толково. Первый отлично подходит детям, а на последнем, шестом, участникам понадобятся чудеса эрудиции и артистичности. Радует и буклет, кратко рассказывающий о каждой упомянутой на карточках личности.

Что, где, когда?

Ближайшие родственники игр для вечеринок — викторины. Те же ключевые особенности, но важны уже не доходчивость, восприимчивость и артистичность, а знания. Увы, с позиций игровой механики это чревато дополнительными затруднениями.

Так, от конечности колоды викторины страдают еще больше, чем типичные салонные игры. Если показывать одно и то же слово каждый горазд на свой лад, то факты вариаций не подразумевают. А если среди участников затесался какой-нибудь местный Вассерман, и ему, и окружающим совместная игра вряд ли доставит должное удовольствие.

Лучшие образцы жанра, такие как Wits & Wagers и Gambit 7, у нас пока не изданы. Но, если поскрести по сусекам, несколько игр для любителей жанра сыщется.

Тривиал Персьют

Издатель:
Hasbro
Cколько?
990 рублей

Викторина, тридцать лет назад заложившая основу жанра. На фоне современных игр — реликт сродни «Монополии».

По ходу партии команды должны ответить на вопросы по шести тематикам: искусство, спорт, естествознание, наука, история и развлечения. Собрали по правильному ответу в каждой области — готовьтесь к финальному вопросу, тему которого определят конкуренты.

Текущая категория определяется позицией игроков — ведь они еще и бродят по полю. Которое, как и в «Активити», ощущается лишним: суть игры — в вопросах, а хождения по мукам и прочая мишура только затягивают игру, не привнося чего-либо интересного.

Да и болезнь кривого перевода, что ясно из одного названия, игру не минула. Так что на нашем рынке лучше смотрится, скажем, настолка «Россия. Что вы знаете о ней?» При схожей механике ее вопросы хотя бы заточены под отечественную аудиторию.

Спектрум флаги

Издатель:
Tactic
Cколько?
450 рублей

Эту викторину среди прочих выделяет узость темы, и выделяет выгодно. Обычно, изучив все вопросы игры, участники накапливают багаж изобильных, но совершенно разрозненных сведений. А что, если взяться, например, за одну только географию? Тогда по итогам нескольких партий можно будет похвастать крепким и полным знанием темы.

Буклет правил предлагает сразу несколько вариантов игры, но суть у всех одна: за угадывание страны, которую представляет флаг на открытой карте, дается очко, за верно названную столицу — еще одно.

Хороша здесь система подсказок: на обороте каждой карточки указано местоположение загаданной страны и приведено два любопытных факта о ней. Даже если и теперь угадать не удалось — новые знания хотя бы значительно упрощают запоминание.

Без паники!

Издатель:
Piatnik
Cколько?
950 рублей

Не всякая викторина предполагает знание конкретных фактов. Порой, как в данной игре, проверяется просто широта эрудиции и сообразительность.

Здесь игроки по возможности скорее называют несколько представителей указанных на карточках категорий: итальянских городов, восточных сладостей, философов. Оставшиеся время обращается в победные очки. С каждым раундом ответов требуется все больше.

Гигантский грохочущий таймер в виде бомбы с подожженным фитилем, занимающий большую часть коробки и замещающий собой обычные в салонках песочные часы, кого-то отпугнет, а для других, напротив, может стать одним из козырей игры. Зависит от отношения к стрессовым условиям.

Представь себе, что...

Издатель:
Tactic
Cколько?
970 рублей

Салонная игра способна не только развлечь, но и сблизить участников, раскрыть их друг другу с новых сторон. Достаточно во главу угла поставить не слова, которые требуется объяснить, а людей, которых нужно понять.

На поле данной настолки стирающимся маркером пишутся имена участников и, если остались свободные места, — известных всей компании людей. Фишка, передвигаемая бросками кубика, определяет, о ком из игроков в этот ход пойдет речь. Зачитывается карточка с вопросом, который всякий раз начинается одинаково: «Представьте себе, что...». Что вы купили загородный дом, нашли миллион долларов или выбираете себе другое имя.

К вопросу — шесть готовых ответов, которые игроки тайно выбирают с помощью пронумерованных карт. Когда все выложат карты рубашкой вверх, те вскрываются, и участники, давшие самый популярный ответ, продвигаются вперед по игровому полю.

И пусть подбор вопросов, а главное — ответов на них часто огорчает примитивностью и однобокостью, идея игры — чистое золото, добывают которое пока лишь единицы. А ведь жила — нет богаче!


***

Салонные игры редко поражают чудесами механики или революционностью подхода. Ведь без них легко обойтись, создавая развлечение для веселой компании. Но не следует считать, что в салонных играх нет места прогрессу и новшествам. Напротив, в силу широты их аудитории именно прорывы среди игр для вечеринок громче всего отдаются по планете.

Только, как бы ни оригинальна оказалась задумка, большей частью за хорошо или плохо проведенное время участникам салонных игр предстоит благодарить друг друга. Издателю же важно не придавить их отвлекающими от сути излишествами, а задать настрой и вектор общения, обеспечить игроков обильным и качественным запасом тем или вопросов. Ведь не отдавать же деньги за одни буклеты с правилами!



Назад