Игровая непогода: семь самых опасных разновидностей
«Кажется, дождь начинается!»
Однажды начался дождь и не прекращался четыре месяца. За это время мы узнали все виды дождя: прямой дождь, косой дождь, горизонтальный дождь и даже дождь, который идет снизу вверх.
х/ф «Форрест Гамп»
Затяжные осенние дожди, удушающие летние ночи, февральские морозы и весенние громы — это суровые жизненные реалии, данные нам в ощущениях. Появилась погода в играх в незапамятные времена — как только первый художник нарисовал на экране солнышко, а создатель текстового квеста описал свинцовые тучи.
Долгое время в компьютерных играх погода была не более чем украшением — на синем небе висели кучевые облачка, а громы и молнии в нужный момент создавали мрачную атмосферу. Но когда из грибных дождиков и морских бризов погода превратилась в элемент игрового процесса? Когда разработчики стали третировать нас метеорологией, превратив ее в досадную и порой опасную помеху на пути к победе? Ответ на этот вопрос сокрыт в глубине веков, но скорее всего первенство следует отдать артиллерийским симуляторам, в которых ветер стал одной из главных помех при наведении пушек.
С тех пор все и началось, и теперь нам остается только выбрать семь самых вредных и опасных погодных явлений в компьютерных играх. Вопреки традиции начнем мы с тех, что известны нам лучше всего и подробно изучены миллионами игроков.
7. Туман (Silent Hill, 1999 год)
И даже собачьих лап не видно...
Ну как же в рейтинге нехорошей погоды обойтись без тумана, прославленного норштейновским «Ежиком» и Акирой Ямаокой? С древнейших времен это природное явление было зловещим символом неизвестности и смерти, дневной мглой, которая могла скрывать в себе какие угодно опасности. Однако в Silent Hill знаменитый туман пришел по довольно прозаическим причинам. Консоль PlayStation не справлялась с отображением городских улиц, и разработчикам из Konami пришлось наполнить Сайлент-Хилл туманом, дабы облегчить приставке работу.
Получилось неожиданно зловеще. Выскакивающие из белой пустоты собаки и монстры стали серьезной проблемой для игроков, так что туман остался визитной карточкой игровой серии на протяжении доброго десятка лет.
6. Пепельная буря (The Elder Scrolls III: Morrowind, 2002 год)
«Это не моя пыль! Это пыль веков!»
От величественных крыш Альд-Руна на западе до восточных архипелагов, от южных Призрачных ворот до северных становищ данмерских племен раскинулась на острове Ввандерфелл вулканическая Красная гора. В ее глубинах древний и жестокий бог Дагот Ур осуществляет свои коварные замыслы, распространяя по острову эпидемии магического мора и вызывая пепельные бури.
Вообще, эти самые бури распространяют мор, но нам они не страшны, так как герой подхватывает его только по сюжету, а потом приобретает иммунитет. Но ветер, дующий вдоль горных хребтов, сильно мешает исследованию вулканического острова. Идти против него трудно, при прыжках героя сносит не туда, а среди летающего в воздухе пепла трудно разглядеть опасности. Налет крылатых скальных наездников обнаруживается во время бури только по их яростным воплям, укусам, погрызам и общему недомоганию (скальные наездники разносят болезнь, снижающую ораторские способности).
5. Дождь (Shogun: Total War, 2000 год)
«А если ты не выстрелишь, тогда испорчусь я!»
А вот и погодное явление, способное принести первые неприятности. Дождь в играх вреден главным образом для гонщиков, резко ухудшая результаты. Чтобы возненавидеть мокрые дороги, не обязательно быть любителем жанра гоночных симуляторов. Тот, кто попадал под дождь в серии GTA, да еще с висящей на хвосте полицией, быстро научится опасаться капризов погоды.
Заносы заносами, но дождь может обернуться куда большими проблемами на поле битвы, если вы японский генерал и недавно обзавелись новомодным огнестрельным оружием. Вооруженные аркебузами бойцы творят чудеса, парой залпов вынося целые отряды старомодных самураев и пугливых крестьян. Но стоит закапать дождю, как порох отсыревает и все аркебузиры и мушкетеры становятся бесполезной обузой, зря занимающей место на поле боя. Если неосторожный генерал слишком увлекся модернизациями и инновациями, поражение ему обеспечено, стоит лишь противнику выбрать для атаки дождливый день.
4. Пурга (The Thing, 2002 год)
И снег, и ветер, и звезд ночной полет
Коварные карпентеровские инопланетяне выбрали неудачное место для аварийного приземления, на тысячелетия застряв во льдах Антарктиды. Но, когда полярники, не читавшие Лавкрафта, на свою беду выкопали летающую тарелку, оттаявшие пришельцы начали пожирать их и захватывать тела.
Игра «Нечто» начинается на том месте, где закончился одноименный фильм 1982 года, и в ней мы ведем на убой новую партию полярников. Там было много занимательных концепций. Разработчики из Computer Artworks ухитрились смоделировать систему всеобщей паранойи и сумасшествия, когда напарники могут посчитать героя и друг друга переодетыми инопланетянинами и даже совершить самоубийство. А снежная буря, бушующая вокруг разбитых и сожженных полярных станций, не только уменьшала видимость, но и могла легко заморозить нашего героя, если он вовремя не спрячется от ветра и холода.
Позже система «быстрой заморозки» использовалась в одном из эпизодов Crysis и в серии боевиков Lost Planet от Capcom. Правда, на иной планете был способ согреться — охота на местную живность. На рогатых кенгуру из «Звездных войн» инопланетные жучки-таракашки походили мало, да и энергией делились не так охотно, но главное, что воняли они тоже меньше.
3. Солнце (Mass Effect 2, 2010 год)
...И согрета светом звезды по имени Долен
Озоновые дыры и «жареное солнце больших городов» — совершеннейшая мелочь по сравнению с тем, что происходит на планете Хейстром, что в системе Долен. Мир, бывший некогда кварианской колонией, а позже — крепостью гетхов, прожаривается как стейк. И никто не может понять, почему звезда Долен внезапно и по астрономическим меркам стремительно начала превращаться в красного гиганта.
В результате пребывание на открытом солнце на поверхности Хейстрома крайне чревато. В тени скафандры спасают Шепарда, его команду и экспедицию кварианцев от света звезды по имени Долен. Но дымящиеся под лучами исполинской звезды камни прозрачно намекают — лучше не подставлять даже скафандр открытому светилу. В случае чего не спасет ни один крем для загара. А если уж надо преодолеть освещенный участок, лучше делать это короткими перебежками, за те секунды, пока еще худо-бедно держатся персональные энергетические щиты.
2. Сдвиг ветра (Microsoft Flight Simulator X, 2006 год)
Он придет, он будет добрый, ласковый...
Бывают тектонические сдвиги. Бывают сдвиги по фазе. Но что такое «сдвиг ветра»? Атмосферное явление, при котором на небольшом участке воздух меняет скорость и/или направление, — не самая известная концепция в видеоиграх. В конце концов, что за проблема, если ветер подует в другую сторону?
Но в авиации сдвиг ветра — грозный враг, из-за которого на взлете и посадке разбилось немало самолетов. В лучшем случае при сдвиге ветра самолет сносит в сторону или подбрасывает вверх. Но если встречный ветер вдруг меняется на попутный, получается эффект резкого торможения. Потерявший подъемную силу самолет может «просесть» до самой земли, и у пилотов есть считанные секунды, чтобы спасти положение.
Испытать проблему сдвига ветра на шкуре виртуального пилота можно в последней версии авиасимулятора от Microsoft. Проверить свою реакцию на взбрыкнувший самолет можно как в режиме вольного полета, так и в миссии с посадкой тяжелого «Боинга» в аэропорту Сингапура в сильный ветер.
1. Торнадо (SimCity, 1989 год)
Летающие домики Канзаса
У создателей видеоигр определенно есть слабость к торнадо. Как еще объяснить тот факт, что существуют видеоигры, в которых мы управляем этими удивительными вихрями (Tornado, Tornado Outbreak, Tornado Mania, Tornado Jockey). А уж сколько раз мы встречаемся с «небесными хоботами» в игровых сюжетах — и не сосчитать. N.O.L.F 2, Superman Returns, Alan Wake, Bullet Witch, FUEL, Nancy Drew, Elements of War... World of Warcraft: Cataclysm, наконец!
Но лучше всего тему опасных торнадо раскрыл Уилл Райт в серии SimCity (на картинке — мобильная версия SimCity для iPhone). Множество бед и несчастий подстерегают наши города. Нет ничего приятного ни в аварии на АЭС, ни в Годзилле, нападающем на собственноручно спроектированные прибрежные районы. Но торнадо, разбирающий на части квартал за кварталом, — само олицетворение стихии, против которой нет другого приема, кроме как сидеть и ждать, пока ветер не стихнет. Лишь потом, когда ураганный вихрь растворится в небе, настает время подсчитывать убытки, расчищать завалы, восстанавливать электроснабжение и заново размечать стройки, чтобы город залечил раны.
Примерно так же все происходит и в реальности, в маленьких американских городках, по которым каждый год с завидным постоянством проносятся торнадо. Так что нет ничего удивительного в том, что в играх, как и в реальности, торнадо — самое что ни на есть опасное проявление плохой погоды.
Назад