Лучшие компьютерные игры

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Автор материала:
Геннадий Вальков
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№5 (114) май 2011

Fallout: New Vegas. Dead Money

«Сьерра-Мадре» — самое красивое, самое роскошное и величественное казино Америки. Постройка его заняла долгие годы — и все уже было готово к поражающей воображение церемонии открытия, но... Но в день, когда двери казино должны были распахнуться, вместо фейерверков небо озарили вспышки ядерных взрывов.


Казино окутало странное — будто ржавое — облако. Неизвестный газ поднялся из-под земли, превращая тех, кто попадал в него, в странных призрачных существ, но оставляя невредимыми постройки и механизмы.

С тех пор прошли сотни лет. Сьерра-Мадре все так же стоит посреди пустыни в клубах ржавого тумана, храня свои секреты и сокровища, — самая роскошная, одиозная и смертельно опасная ловушка Америки...

Начать сначала

Начало первого дополнения к Fallout: New Vegas не поражает оригинальностью: после загрузки появляется сообщение, что лимит уровней увеличен на пять, а пип-бой улавливает радиосигнал, приглашающий посетить «жемчужину пустыни». Сигналы из ниоткуда — как это знакомо, правда? Нынешний исходит из радиоприемника в ранее закрытом намертво «заброшенном бункере Братства Стали». Стоит подойти слишком близко — газ, помутнение в глазах, потерял сознание, очнулся... А где это я? Куда пропали все вещи из рюкзака, что за «говорящая голова» над фонтаном и чего она хочет?

Добро пожаловать в Сьерра-Мадре!

Отец Элайджа — беглый старейшина Братства Стали, исчезнувший в неизвестном направлении после поражения Братства у электростанции Гелиос-1. Вот, оказывается, куда занесло старика... Хочется передать ему пару-тройку ласковых от его старых знакомых, но с этим придется повременить: с голограммы взятки гладки, да и шею что-то нехорошо так натирает...

Ошейник с зарядом взрывчатки, которым помимо воли обзавелся наш курьер, будет отравлять ему жизнь еще очень долго (и очень сильно, надо отметить). Ошейник взрывается, если попытаться его снять или отказаться сотрудничать с Элайджей. И самое страшное: ошейник очень не любит, когда неподалеку оказывается работающий радиоприемник, — несколько секунд пищит, предупреждая об опасности, а после — бум!

Чтобы избавиться от взрывоопасного предмета, придется выполнять приказы — и тут ничего не поделать. А они, в принципе, просты: найти остальных носящих ошейники, собрать всех у фонтана, ждать дальнейших указаний. Ну что ж, будем искать. А заодно посмотрим, куда это нас занесло.

Худший враг курьера — не призрач-
ный народ, не облако и даже не Элайджа. Хуже их всех — вот
такие радиоприемники.
Редкий случай: продавец-голог-
рамма вместо торгового автомата. С такими можно меняться вещами,
а не фишками.

Призрачный народ

Окрестности казино — лабиринт улиц, улочек и переулков. После привычных просторов Мохаве здесь ощутимо тесно. Ориентироваться приходится чуть ли не на ощупь: облако ржавого газа плохо пропускает солнечный свет, и в городке повсюду постоянная полутьма. Карта в пип-бое помогает слабо — понять, что на ней изображено, можно только при большом везении. А маркеры заданий расставлены не всегда точно.

В красные клубы газа лезть крайне не рекомендуется. Но надо...

Газ имеет и еще одно свойство в плотном его скоплении здоровье начинает портиться с пугающей скоростью. И это если у вас не включен режим hardcore... а если включен, шкала жизни будет убывать постоянно — и, соответственно, нужно постоянно думать о том, как восстанавливаться. Самый простой метод — часок поспать — в Сьерра-Мадре почти не работает. На кроватях и матрацах внутри Облака герой спать не будет, так что вся надежда на добычу воды, еды, стимуляторов и антирада, чтобы справиться с последствиями употребления зараженных продуктов.

Ситуацию немного упрощают стоящие по всему городку торговые автоматы, которые производят еду, похоже, из воздуха. Но не даром, а за фишки казино «Сьерра-Мадре». Продвигаясь в глубь города, можно найти новые «коды выдачи» для торговых машин, которые и расширяют ассортимент, и позволяют скармливать автоматам всякое старье (древнюю одежду, пачки сигарет) в обмен на фишки.

Но все было бы слишком просто, если бы здешние опасности ограничивались Облаком да возможной смертью от голода. По улицам до сих пор бродят бывшие  строители, превратившиеся в странных существ, настроенных враждебно ко всему живому. Призрачный народ — сгорбленные фигуры в костюмах химической защиты — могут быть очень опасными противниками из-за их манеры передвигаться неожиданно высокими и быстрыми прыжками, не дающими как следует прицелиться, а также неимоверной живучести. Чтобы надежно упокоить призрака, нужно лишить его какой-нибудь части тела. Руки, ноги или головы — не важно. Только после этого можно быть совершенно уверенным, что враг больше не встанет.

По старой привычке стараюсь отстрелить призраку голову. Хотя можно бить и по ногам.
Перед последним походом в неиз-
вестность стоит просто посидеть
в казино и передохнуть.

Под Облаком

Все узники Сьерра-Мадре в сборе.

Похоже, вдохновение разработчики Dead Money черпали в серии Silent Hill — Облако очень похоже на тамошний туман, а призрачные обитатели Сьерра-Мадре — на культистов из пятой части. А у каждого из ваших невольных спутников (те самые три ошейника, которые требует найти Элайджа) есть своя причина, по которой он очутился в заброшенном городе. Компания выходит, мягко говоря, необычная: супермутант с раздвоением личности, немая и обезображенная шрамами девушка и Дин Домино — когда-то звезда сцены, «король свинга», а теперь — язвительный и невоздержанный на язык мертвяк.

Судьба этой тройки может сложиться очень по-разному, в зависимости от действий игрока. Захотите ли вы разобраться в том, что привело их в Сьерра-Мадре? Хватит ли вам терпения и навыков, чтобы помочь всем троим? Или просто использовать их, как советует из голографического облака голова Элайджи, и решить их проблемы старым действенным способом: нет человека — нет проблемы.

Вариантов развития событий достаточно много, и после завершения сюжетной линии вас ждет традиционный набор слайдов, рассказывающий о том, что получилось в итоге, — и, возможно, очень прозрачно намекающий на события, которые еще только должны произойти. Впрочем, есть и вариант, в котором после окончания истории Dead Money заканчивается и история курьера.

Скелет, наверное,
не обидится, если воду мы
позаимствуем.
Полумрак, туман, надписи на стенах... Что еще нужно хорошему ужастику?

***

Распутывание загадок заброшенного казино заняло не слишком много времени — но решать их было интересно. Необычное окружение, мрачный покинутый город, где за каждым углом таится опасность, необычные спутники, необычная история... Эдакая игра в игре, отдых от суетливой беготни со стрельбой и разговорами и привычных разборок между НКР и Легионом.

ЗАПОМИНАЕТСЯ ХОТЕЛОСЬ БЫ
Масштаб дополнения
7/10 7
— мрачные путаные улочки
— вечная нехватка патронов и медикаментов
— взрывающаяся голова Курьера
— понятной карты
— возможности вернуться 
Награда
журнала КОРОНА
Вердикт: Интересное и необычное ответвление серии — скорее ужастик, нежели ролевая игра.
Рейтинг
журнала
90%

РУКОВОДСТВО

Узники Облака

Три персонажа, которых вы встретите в Сьерра-Мадре и с которыми придется сотрудничать, чтобы выбраться оттуда, могут как помочь в бою, так и обучить курьера новым способностям.

Пес / Бог

Супермутант, страдающий раздвоением личности. Внутри одного тела пытаются ужиться два совершенно разных разума. И хоть тело и велико, им там очень и очень тесно, так что по большей части вы будете общаться с ними по очереди, самостоятельно выбирая, кто вам больше нужен.

Пес — верный солдат Повелителя из первого Fallout, всегда готовый выполнить любой приказ хозяина. Когда Повелитель был уничтожен, Пес потерял смысл жизни. Вернее, это понятие для него свелось к слову «еда».

Перемены в «собачьей» жизни пришли вместе с человеком по имени Элайджа. Бывший старейшина Братства заменил Псу хозяина — и теперь голос старика неизменно вызывает на поверхность именно «песий» слой сознания.

Бог — в противоположность Псу эгоистичен, разумен и расчетлив. Там, где его вторая половина ломится вперед, не разбирая пути, он строит хитрые планы. И главный из них: как полностью завладеть собственным телом и как избавиться от старика, чей голос неизбежно пробуждает Пса.

Достучаться до сознания Бога можно, проиграв перед мутантом запись его же голоса.

Как и каждый из компаньонов, супермутант, если принять его в группу, дает герою особую способность. Но так как в одном мутанте целых две личности, то и способностей тоже две. Если с вами путешествует Бог, у героя улучшится скрытность и на него перестанут реагировать ловушки. Пес же поедает ваших врагов, не давая им вновь подняться на ноги. Когда он скушает хотя бы одного призрака, поинтересуйтесь, как именно он с ними расправляется, и в процессе разговора получите способность, позволяющую убивать призрачных людей, не отрывая им руки-ноги.

Дин Домино

Старый мертвяк помнит очень многое и очень о многом может рассказать тому, кто захочет его выслушать. В конце концов, он присутствовал при строительстве казино «Сьерра-Мадре» и должен был выступать на концерте в честь его открытия, но все сложилось совсем не так, как он рассчитывал.

За долгие годы жизни внутри Облака Дин научился бороться с газом — и часть этих знаний он передаст курьеру, если будет рядом с ним. Когда Домино в группе, урон от Облака уменьшается на четверть. Кроме того, Дин может научить вас смешивать мартини «Сьерра-Мадре» — напиток, временно увеличивающий силу, выносливость и максимальный запас здоровья героя. Чтобы мертвяк поделился рецептом, нужно поговорить с ним о его секретных запасах, разбросанных по всему городку.

Кристин

Немая девушка когда-то была рыцарем Братства Стали и должна была убить Элайджу, а теперь она вынуждена ему подчиняться. Чтобы нормально общаться с ней, курьеру понадобятся высокий интеллект и восприятие (оба параметра не меньше шести единиц). Но тем, кто сможет разобраться в ее жестах и мимике, Кристин расскажет многое о местах, где нам еще только предстоит побывать, и людях, которых предстоит встретить в будущих дополнениях.

Пока она в вашей команде, ошейник будет реагировать на радиоприемники и громкоговорители с задержкой и взрываться немного позже. Кроме того, она может научить курьера подделывать фишки казино «Сьерра-Мадре». Одна ядерная батарея и два куска металлолома дадут вам целых пятьдесят фишек. К сожалению, в окрестностях казино ядерные батареи редкость (чего не скажешь о пустошах Мохаве). А если вспомнить, что в заброшенном бункере Элайджи установлен торговый автомат, принимающий фишки, — способность производить их самому придется очень кстати.

Оружие Сьерра-Мадре

Все снаряжение, к которому мы привыкли в Мохаве, остается в заброшенном бункере Братства Стали и внутри Облака и, увы, никак не поможет курьеру. Придется искать и пользоваться тем, что под руку попадется.

Police Pistol — стандартное оружие службы безопасности Сьерра-Мадре. Использует общедоступные на Пустоши патроны калибра .357. От своего сородича из Мохаве (револьвер .357) отличается увеличенным на единичку уроном от одного выстрела и более быстрой перезарядкой — барабан перезаряжается не по одному патрону, а сразу обоймой. Скорее всего, будет верным спутником героя, который специализируется на огнестрельном оружии, — патронов для него довольно много, да и самих пистолетов хватает, так что проблем с ремонтом возникнуть не должно.

За пределами заброшенного города становится чисто коллекционной редкостью, ведь даже фанатичные поклонники револьверов предпочтут ему более мощные и крупнокалиберные образцы.

Automatic Rifle — полностью автоматическая винтовка, использующая патроны .308, причем пачками, а нужных патронов в Сьерра-Мадре крайне ограниченное количество. Да и врагов, на которых стоило бы их тратить, в общем-то нет... А вот когда вы вернетесь на просторы Мохаве, возможность стрелять крупнокалиберными очередями может и пригодиться. Эта винтовка точнее другого автоматического оружия в игре и на средних дистанциях живо накормит противника смертельными дозами свинца. Но, во-первых, она очень быстро приходит в негодность даже с установленным улучшением запаса прочности, а во-вторых, починить ее можно только такой же винтовкой, ремкомплектом или у ремонтников за деньги. Первый вариант маловероятен — нигде, кроме Сьерра-Мадре, вы такого ствола не найдете.

Cosmic Knife — высокие технологии на службе народного хозяйства, нож, сделанный из материала, предназначавшегося в первую очередь для использования в космических кораблях. Режет он слабовато — лучше обычного ножа, но хуже, чем армейские образцы. В Сьерра-Мадре особого выбора нет, так что любителям поножовщины придется обойтись тем, что дают. Впрочем, персонажи с навыком ремонта 25 единиц могут взять нож и две пачки очистителя «Абраксо» — и у верстака очистить лезвие от ржавчины, чтобы увеличить урон и шанс нанесения критических повреждений.

Уникальную схему Cosmic knife super-heated можно добыть, взломав один из терминалов в казино (например, в комнате с верстаком — чтобы далеко не ходить). Раскаленное до 451 градуса лезвие не только наносит бóльшие повреждения, но и периодически поджигает врагов. Впрочем, оно все равно слабее очищенного варианта, зато шанс на критический урон много выше.

Knife spear — обычное оружие призрачного народа, копье, острие которого — все те же «космические» ножи. По наносимому урону почти соответствует большому мечу, который встречается в Мохаве. Но копьем герой действует быстрее. Чтобы собрать более мощный вариант, понадобится навык ремонта не меньше пятидесяти, моток липкой ленты, обычное копье, три очищенных космических ножа, три пачки очистителя «Абраксо» и свободный верстак.

Throwing knife spear — интересен только тем, что это самое мощное оружие такого класса в игре. Уроном в 42 единицы оно почти на десятку обставляет обычное метательное копье. Но, как и всегда, кроме как в окрестностях «Сьерра-Мадре», копья добыть негде, да и там они встречаются лишь в лапах призраков. Можно попробовать собирать их про запас, но нужно ли? Одного для коллекции вполне достаточно.

Gas bomb — такими штуками любит бросаться одна из разновидностей призрачного народа. Взрывается мощно и поджигает врагов в радиусе поражения. При навыке взрывного дела в 40 единиц эти бомбы можно производить на верстаке самостоятельно. Для этого понадобится сенсорный модуль, отходы электроники, клейкая лента и запальник. Как из всего этого получается огнетушитель с прикрученным к нему куском С-4 — не ясно, но как-то все же получается.

Недостаток бомбы — ее невозможно использовать в режиме V.A.T.S. По неочевидной прихоти разработчиков она считается скорее миной, нежели гранатой, и для правильного использования придется наловчиться правильно бросать тяжелый баллон.

Bear trap fist — прекрасное оружие для любителей рукопашного боя. Закрепленный на перчатке медвежий капкан при ударе сжимается и буквально рвет врага на куски. Особенно полезен его увеличенный урон по конечностям в схватках с представителями призрачного народа, ведь стоит серьезно повредить призраку руку или ногу, как тот мгновенно упадет замертво.

Holorifle — эту винтовку вы получите от Элайджи сразу как попадете в Сьерра-Мадре. Странный гибрид помпового дробовика, энергетического оружия и голографических технологий для тех, у кого энергооружие основной навык, — настоящий подарок: после всех улучшений головинтовка уступает по наносимому урону только оружию, использующему гауссовы технологии, но при этом делает четыре выстрела до перезарядки, в отличие от гауссовок, которым приходится менять батареи после каждого залпа, отвлекаясь от прицела. Кроме того, оптический прицел головинтовки имеет то же свойство, что и оптика на «Крысобое», — автоматически подстраивается под освещение, позволяя одинаково успешно стрелять и днем, и в темноте.

Только помните, что подарок дается один раз и больше нигде такой винтовки вы не найдете, — так что держите крепко и постарайтесь сохранить в наилучшем состоянии.

Способности, которые всегда с вами

Dead Money позволяет персонажу вырасти еще на пять уровней и добавляет несколько новых способностей, доступных независимо от того, был персонаж в Сьерра-Мадре или еще нет.

And Stay Back — можно брать с десятого уровня, если навык обращения с огнестрельным оружием не меньше 70. При стрельбе из дробовиков появляется 10% шанс сбить врага с ног. Способность может быть полезной, если вы любите (и нашли) хорошие скорострельные дробовики — при условии достаточной плотности огня врагу можно вообще не давать подняться.

In Shining Armor — нужны ремонт 20 единиц и наука — 70. Сравнительно бесполезная способность. +2 к поглощению урона при ношении очков и +5 к поглощению урона, если на персонаже надета броня, попавшая в список «отражающих», — но только против энергетического оружия.

Junk Rounds — при удаче в 6 единиц и навыке ремонта в 45 можно научить героя делать патроны в буквальном смысле слова из мусора — металлолома и мятых консервных банок. К сожалению, все равно понадобятся гильзы, а пять банок на один патрон — это многовато.

Light Touch — ловкачам-ремонтникам (6 ловкости, 45 ремонта) даст дополнительные +5% к шансу нанести критический урон, но только если на персонаже надета легкая броня. Полезно, правда? Но это еще не все: враги, атакующие такого ловкача, получают штраф в 25% к шансу критического урона — а из-за особенностей игровой механики это значит, что критический урон они не нанесут никогда.

Old World Gourmet — шесть единиц выносливости и 45 очков, вложенных в навык выживания, позволят вам получить 25%-ную устойчивость к привыканию и вполовину больше очков здоровья от довоенной еды. Кроме того, спиртное будет вдобавок ко всему подлечивать персонажа. Подойдет тем, кто активно использует «химию».

Heavyweight — нужен двенадцатый уровень и сила в 7 единиц. Любители тяжелого оружия и последователи дела Плюшкина, радуйтесь! Оружие тяжелее десяти фунтов будет весить вполовину меньше, а значит, можно без проблем утащить с поля боя все оставшиеся от врагов ракетницы, пулеметы и еще вон того «Толстяка».

Hobbler — берется на двенадцатом уровне при восприятии не ниже 7. Способность, противоположная «Снайперу», — увеличивает шанс попасть противнику по ногам при использовании V.A.T.S. Если за вами гонится толпа легионеров (солдат НКР, рейдеров, гекконов), стрелять им по ногам, чтобы замедлить и все-таки скрыться, станет много легче.



Назад