Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Денис Гундоров
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (112) март 2011

MX vs. ATV: Reflex

Мотоспорт во всех его проявлениях — крайне интересная штука. Мало кто увлекается им всерьез, зато не счесть любителей при случае посмотреть. Поучаствовать — это куда реже: свои кости ближе к телу. Но согласитесь, есть в мотоциклах нечто притягательное — скорость, опасность, адреналин. И если в реальной жизни большинство из нас вряд ли с ходу согласится оседлать торпеду Kawasaki Z1000, в мире компьютерных игр — запросто. А главное, безопасней и зрелищней.

Одна беда — мотосимуляторов не так уж и много, а игры про мотокросс вообще можно пересчитать по пальцам одной руки. И тут на ум приходят только разработчики из Rainbow Studios, год за годом развивающие подобные виртуальные развлечения. Сначала Motocross Madness, затем сложившаяся из двух профильных игр серия MX vs. ATV.


«В детстве я мечтал стать летчиком, но папа подарил мне мопед».

MX vs. ATV: Reflex по содержанию мало чем отличается от предыдущих частей этой серии. Перед нами гонки на мотоциклах, квадроциклах, спортивных багги и грузовичках — и все это по бездорожью.

Мотокросс, фристайл, национальные соревнования в сериях MX, MX Lite, ATV, UTV, Sport Buggy, Sport Truck и Sport 2 Truck — все чин по чину. Rainbow Studios, как обычно, озаботилась соответствующими лицензиями, и в игре нас ожидают имена реальных спортсменов, этапы настоящих соревнований, фирменная экипировка и лицензированная техника.

Начиная режим карьеры, игрок получает мотоцикл из серии MX Lite и может участвовать в первом из девятнадцати чемпионатов. Побеждая в соревнованиях, мы зарабатываем на новые мотоциклы и другую технику, а также экипировку гонщика. Купленные мотоциклы и прочая машинерия улучшаются установкой фирменного оборудования. Но главное — мы открываем новые чемпионаты в других сериях.

Кажется, все это уже было в предыдущих играх MX vs. ATV. Но впечатление узнаваемости мгновенно рассеивается, стоит вам только попасть на трассу: сама езда на мотоциклах изменилась чуть ли не полностью.

Мой рефлекс сильнее твоего!

Каждый удавшийся трюк толпа встречает громкими криками и аплодисментами, падение — улюлюканьем.
На старте все мотоциклы сверкают новеньким оборудованием. Чуть позже под грязью не различишь даже номер.

Неспроста название очередной игры в серии содержит в себе слово Reflex. Новая система управления здесь полностью меняет ощущение от гонок.

Дело в том, что игрок теперь управляет не только мотоциклом, но и гонщиком. Одновременно. На геймпадах это происходит с помощью обоих стиков, на клавиатуре же WASD заведует мотоциклом, а стрелки — ездоком. Сама игра рекомендует управлять гонщиком с помощью мыши, но нам это показалось чудовищно неудобным.

В игре система эта выглядит так: чтобы выполнить, скажем, крутой разворот, надо не только повернуть сам мотоцикл, но и наклонить гонщика, сместив центр тяжести. В прыжках — а прыжки в мотокроссе случаются очень часто — это единственный способ приземлиться на колеса, а не скатиться кубарем в кювет. Прыжки обязывают управлять равновесием в полете.

Кроме прочего, большую роль играют рефлексы гонщика. Если ваш виртуальный спортсмен не справился с управлением и вот-вот упадет, на помощь придет quick-time event. Если быстро нажать стрелку в высветившемся направлении, гонщик выставит ногу, сместит центр тяжести, дернется — сделает все, чтобы не упасть. Логичное и эффектное дополнение к управлению.

Система на самом деле получилась интересной, а после небольшой тренировки к ней привыкаешь и начинаешь недоумевать — почему она реализована не во всех подобных играх?

Грязевые ванны

Сдается мне, при приземлении все трое наедятся грязи.

Изменились и сами трассы, точнее — земля. Разработчики из Rainbow Studios, кажется, нашли способ создать самый достоверный рыхлый грунт в гонках.

Каждый мотоцикл, квадроцикл, багги, каждое колесо оставляет после себя след. Эти колеи носят отнюдь не эстетический характер, что понимаешь сразу же, стоит лишь проехать по изрытой десятками колес почве. Руль вырывается из рук, мотоцикл мотает из стороны в сторону, удержать равновесие — нетривиальная задача, особенно на высокой скорости.

Чем дольше проходит гонка, тем тяжелее управлять мотоциклом. Все крутые повороты становятся изрытыми, а уж приземление на такую колею под углом заканчивается всегда одинаково плачевно — вылетом с трассы и падением.

За поведение гонщика, взаимодействие земли и мотоцикла отвечает новый физический движок Rhythm Racing 2.0 — и свои функции он выполняет на «отлично». Придраться можно лишь к гуттаперчевой кукле гонщика, кувыркающейся после падения. Иногда возникает ощущение, что в модельке спортсмена нет ни единой косточки. Но во всем, что касается сцепления с поверхностью, Rhythm Racing 2.0 нет равных.

Единственная претензия к такому серьезному подходу лежит не в области физики, а в области удобства. Просчет всей этой видоизменяющейся грязи серьезно грузит процессор. Имея далеко не самую шикарную графику, игра умудряется прилично тормозить в некоторых гонках, особенно если вы в хвосте заезда.

Выполнить «shaolin» и не умереть

Худший вариант: еще на трассе, но развернуться уже нельзя. Проредите мне лес!
Устаревшая графика скрывается размытием при каждом удобном случае.

И тут надо сделать одно важное уточнение. Все это великолепие — только для мотоциклов и квадроциклов. Во все остальных соревнованиях — в сериях UTV, Sport Buggy, Sport Truck — игра теряет львиную долю очарования. Но игр с этими видами транспорта и так хватает, к тому же большинство из них смотрятся гораздо выгоднее, чем MX vs. ATV: Reflex. А вот мотоциклы с квадроциклами — это да.

Последние, впрочем, были широко представлены в игре Pure, но она не имела ничего общего с реалистичностью. Здесь же все исполняемые трюки максимально достоверны с виду, да и выполняются легко и красиво. Отдельная система управления гонщиком работает и тут: вы нажимаете нужную последовательность клавиш в затяжном прыжке, и спортсмен делает все сам. От вас требуется лишь пронаблюдать за исполнением и... суметь приземлиться без падения.

Заметим, что разработчики вовсе не делают трюки обязательным элементом для продвижения по карьере. Главное условие подавляющего большинства заездов — приехать первым. Все эти головоломные (иногда — в прямом смысле слова) акробатические этюды — дело лично вашего вкуса и желания. По-настоящему трюковых состязаний — раз-два и обчелся. Но выполнены они так вкусно и одновременно просто для исполнения, что хочется перепробовать все возможные трюки, которых, к слову, немало.

Мотоцикл против грузовичка

У меня четыре колеса, у него тоже. Все справедливо.

Заезды радуют разнообразием — нас никогда не заставляют повторять одно и то же по нескольку раз. Чемпионаты сменяют друг друга в сериях и видах заездов. Суперкросс, фристайл, омникросс, гонки на выбывание, ориентирование, а если вдруг надоело — свободные заезды и охота за достижениями.

Почти все чемпионаты проходят одновременно в разных сериях, и вы вполне можете проехать по одним и тем же трассам сначала на мотоцикле, потом на квадроцикле, затем на багги. Кстати, очень интересны смешанные соревнования — когда в одном заезде участвуют все виды техники. Учитывая, что трассы часто имеют развилки с разными препятствиями и способами прохождения, интерес к таким гонкам только возрастает. Мотоцикл против грузовичка — кто кого?

Для тех же, кто попробует все это немалое разнообразие, есть сетевой режим на двенадцать человек. Это еще более актуально в связи с тем, что компьютерные соперники несколько... прямолинейны. Они тоже ошибаются, сходят с трассы, иногда немного жульничают, но главное — часто и охотно идут на контакт. А если вы на мотоцикле, практически всегда это заканчивается падением и раздражением. А вот в гонке по сети такие случаи только в радость. Особенно если удастся сбить соперника, оставшись самому на колесах...


***

MX vs. ATV: Reflex объединила все лучшие наработки серии и внесла в игровой процесс новые революционные элементы — сложную систему управления и достойную физику. Если бы еще чуточку подтянуть динамику да улучшить графику, одновременно ослабив нагрузку на процессор, это был бы лучший на сегодня симулятор мотокросса.

Увлекательность
7/10 7
Рейтинг
журнала
74%
Награда
журнала
ОРДЕН
Графика
6/10 6
Удобство
8/10 8
Управление
8/10 8
Физическая модель
8/10 8
Запоминается
— система управления мотоцик-
лом и гонщиком одновременно
— реалистичная грязь и физи-
ческая модель
— эффектные трюки
Хотелось бы
— более зрелищной графики
— лучшей оптимизации
Вердикт
Серьезное развитие серии MX vs. ATV и одновременно яркий и увлекательный симулятор мотокросса.



Назад