Издатель: Мир Фэнтези Адрес в сети: Где? Сколько? 760 руб. |
Количество игроков | 2–6 |
Время игры | 50–80 минут |
Сложность освоения | низкая |
— Какие ваши соображения?
— Запутанная история.
— Как это верно, Ватсон...
Из к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»
Москва, 1896 год. Империя находится под ударом — международный преступник доктор Линд похищает маленького мальчика из непростой семьи. Двоюродный дядя малыша — некто Николай Александрович Романов, более известный как Николай II. Но это, разумеется, в нашем мире, а во вселенной игры «Коронация» судьба императорского рода, да и всей Российской империи, всецело зависит от пятерых отважных детективов, идущих по следу похитителя. Такова сюжетная завязка настольной игры от издательства «Мир Фэнтези», созданной по мотивам популярной в России детективной серии Бориса Акунина о приключениях Эраста Фандорина. Каков поп, таков и приход: под стать легкому остросюжетному чтиву получилась и игра — увлекательная, азартная и несложная. Одна беда — где-то это все уже было. |
Игры жанра «найди черную кошку в темной комнате» среди настолок не слишком многочисленны и весьма друг на друга похожи. Вот они, предтечи «Коронации»:
«Скотланд-Ярд»
Легендарная игра, уже почти три десятка лет радующая всех любителей детективов. Игроки выступают в роли полицейских, пытающихся изловить на просторах Лондона загадочного мистера Икс. Интересно, что в каждую коробку с игрой вкладывается бейсболка — секретное оружие преступника. Козырек кепки скрывает от посторонних глаз направление взгляда мистера Икса, а значит, он может без опаски планировать свой маршрут побега, глядя прямо на карту.
«Мистер Икс»
Предсказуемое продолжение «Скотланд-Ярда». Мегаломания мистера Икса заставляет его расширить масштаб своих операций — теперь он скрывается от правосудия уже по всей Европе, а полицейские преследуют на всех видах транспорта, кроме разве что трубопроводного.
«Ярость Дракулы»
Этот «настольный готический кошмар» (официальное определение игры от издателя) на самом деле — качественный шаг вперед в развитии настольных «пряток». В роли злодея здесь предсказуемо выступает Его вампирская светлость, а по его следам двигается группа охотников на вампиров во главе с Ван Хельсингом. Дракула отнюдь не беззащитен — он умеет расставлять в посещенных локациях опасные ловушки, а одинокому охотнику может устроить знатную взбучку. За вычетом пары спорных решений в геймдизайне — практически идеальное воплощение концепции.
Ищут пожарные, ищет милиция
Ох уж эти преступники! Не сидится им, окаянным, на месте преступления — охотники на вампиров из игры «Ярость Дракулы», британские сыщики из «Скотланд-Ярда», агенты Интерпола из «Мистера Икс», а теперь вот и пятерка следователей из «Коронации» раз за разом пытаются настигнуть неуловимых злодеев на игровых полях, символизирующих мегаполисы, а то и целые континенты. Где развернется очередная партия эпических кошек-мышек? Сейчас узнаем.
«Мир Фэнтези» — истинные патриоты Москвы. За последнее время из-под их крыла выпорхнуло сразу несколько настолок, действие которых разворачивается в городе-герое и порте пяти морей: «Метро 2033» позволяла спуститься в тоннели постапокалиптического метро, а «Тайный город» и вовсе переносит игроков в фэнтезийный двойник столицы, где обитает всякая нечисть. «Коронации» в этой линейке отведена участь представлять Москву дореволюционную, лучше всего описанную в литературе Владимиром Гиляровским. В коробке с игрой на себя обращают внимания в первую очередь две вещи: игровое поле, представляющее собой карту старой Москвы, и стилизованные под старинную газету правила.
Это интересно: хотя на игровом поле-карте и красуется надпись «Планъ центра города Москвы. Издание 1896 года», эта схема — копия более позднего плана, от 1912 года. Скорее всего, разработчики просто не нашли подходящей карты, датированной годом действия книги и игры, и решили немного схитрить.
Пять к одному
При подготовке к началу игры доктор Линд получает в свое распоряжение колоды локаций и различных уловок, сыщикам же выдается табельное «оружие», включающее в себя проездные билеты на извозчика (!), аптечки, респираторы, револьверы, отмычки и деньги. При экипировке персонажа имеет смысл учитывать их врожденные способности — японец Маса может использовать в качестве респиратора любой имеющийся у него предмет — хоть револьвер, хоть пачку ассигнаций, а удалой полковник Карнович обучен прицельной стрельбе из аптечек и отмычек. В общем, уникальные особенности у персонажей формально присутствуют, но, увы, остаются в скучных рамках игровых условностей. В уже упомянутой «Ярости Дракулы» эта фишка была реализована гораздо изящнее.
Колоды помешаны, поле разложено, роли распределены, фишки расставлены на исходные позиции. Что дальше? А дальше, собственно, начинаются те самые кошки-мышки. Пока сыщики шарахаются по закоулкам Москвы, как слепые котята, зловещий доктор ходит по соседним улицам и щедро расставляет различные западни для преследователей. Отслеживать перемещения Линда по карте Фандорин и компания, разумеется, не могут — как и во всех подобных играх, в «Коронации» игрок-злоумышленник выкладывает рядом с полем карты локаций, в которых он успел побывать, рубашкой вверх. Таким образом, когда сыщики оказываются на улице, которую Линд посетил пару ходов назад, — они немедленно узнают от своего оппонента об этом радостном событии. Если доктор оставил в локации ловушку — соответствующая карта вскрывается, и ее действие вступает в силу. Впрочем, чаще всего сыщикам не составляет труда избежать неприятностей — нужно всего лишь сбросить необходимую карту. Если в начале игры сыщики напали на линдовский след — его дело плохо, ловушки они легко обезвредят (предметов экипировки на старте навалом), а вычислить местонахождение супостата будет проще простого.
Доктор Зло
Понимая уязвимость Линда перед лицом представителей Фемиды, разработчики дали ему возможность раз за игру использовать недоступную прочим игрокам телепортацию. Разумеется, официально это чудо называется подземным ходом, а открывается по предъявлению единственной в арсенале доктора карточки-«малявы». Помимо этого, Линд несколько раз может прокатиться на двуколке на увеличенное расстояние (то же умеют и сыщики) или вообще не сдвигаться с места, создавая лишь иллюзию движения. Обилие возможных вариантов перемещения ответственно за львиную долю интересности и непредсказуемости игровой партии, а в сочетании с занятным описанием ловушек (коих в игре аж пятнадцать типов) еще и положительно влияет на общую атмосферность происходящего.
Это печально: несмотря на то, что описанная в романе история с похищением — чистой воды вымысел, коронацию Николая II сопровождала вполне реальная трагедия, вошедшая во все учебники российской истории. Во время торжеств по случаю воцарения монаршей четы в ужасной давке на Ходынском поле погибли и были покалечены более тысячи человек.
В отличие от своего криминального собрата из игры «Скотланд-Ярд», игрок-Линд имеет возможность выиграть партию двумя способами: он либо успешно скрывается от погони на протяжении двадцати одного хода, либо еще раньше успевает похитить драгоценности Романовых из нескольких ключевых локаций. Детективам стоит помнить об этом и держать ключевые точки под надзором — как бы чего не вышло...
Увы, игра унаследовала все фамильные болезни своих более именитых предшественниц: небогатое разнообразие доступных действий, второстепенные роли четырех прочих детективов при наличии одного авторитарного лидера и отсутствие определенной стратегической глубины. С другой стороны — партию вполне можно закончить за час, а в правилах без труда разберутся даже юные игроки.
Deja vu
«Коронация» — безусловно, успешный проект. Вместо того чтобы ступать на усеянное граблями поле инноваций, «Мир Фэнтези» решил отправиться проторенным путем и не прогадал. Хоть концепция игры и не содержит ни одной свежей идеи, а лишь прилежно заимствует проверенные временем геймдизайнерские решения, играть в нее не становится от этого менее интересно. А если Эраст Фандорин и прочие акунинские персонажи входят в число ваших любимых книжных героев, вопрос приобретения «Коронации» скорее всего даже не стоит — надо брать, и точка.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 7 | арсенал доступных игрокам действий не слишком обширен | |
Взаимодействие 6 | без слаженных действий сы- щиков победа «хороших» в игре невозможна | игровой процесс неизменен при любом количестве игроков |
Проработка 7 | игра может похвастаться несложными правилами и выверенным балансом | |
Атмосфера 7 | литературная основа для игры подобрана весьма удачно | героям-сыщикам отчаянно не хватает индивидуальных черт |
Качество 8 | художественный дизайн игро- вого поля и карточек на высоте | качество изготовления игро- вых элементов оставляет желать лучшего |
Награда журнала | Вердикт: Удачный ремейк проверенных време- нем хитов в сеттинге дореволюционной Москвы. Радующее глаз художественное оформление и простота освоения отчасти компенсируют вто- ричность игрового процесса. Матерые настоль- щики могут не беспокоиться, а вот любителям детективов, которые только открывают для себя мир настольных развлечений, игру можно смело рекомендовать. | Рейтинг журнала 75% |