G5 Software, похоже, хочет прослыть подражателем Novalogic, выпуская то симуляторы вертолетов, то танков. Для подтверждения моей гипотезы им лишь осталось создать тактический боевик (наверняка это всего лишь вопрос времени). А пока из недр студии выпорхнули «Вертолеты Вьетнама: UH-1», и в настоящее время все усилия G5 направлены на «Танки Второй мировой».
Танк, как бабочка-однодневка, живет быстрой и не слишком яркой жизнью. А разработчикам надо заставить игрока-танкиста ощутить тот же боевой задор, какой испытывает игрок-пилот, устремляя свой самолет в крутое пике, надеясь достать врага ракетой и уйти от вражеского огня. И как будто нет в этом ничего сложного: в танкосиме тот же накал страстей, те же мгновения, напоминающие действия старых-престарых вестернов с молодым Клинтом Иствудом. Кто скорее развернет башню танка и под колокольный звон выстрелит первым? Но при всем этом предмет танковых симуляторов остается непопулярным, и сделать интересную адаптацию танка для компьютера пока не вышло ни у кого! Почему?
Философия симуляторов танка
Наверное, причина в том, что еще не было танкового симулятора, увлекательного и в то же время передающего атмосферу танкового сражения. Игроку не давали ощутить себя в роли танкиста. Вспоминается Steel Beasts. Прекрасная во всех отношениях игра! Но она станет для вас таковой,
Пока еще есть надежда на то, что солдаты в игре действительно будут воевать, а не имитировать бой, как это было в «Вертолетах Вьетнама». |
У G5 Software свой взгляд на проблему «народного непризнания». Разработчики думают, что управление современным танком действительно чрезмерно сложно и утомительно. То ли дело бронированные «консервные банки» времен Второй мировой войны, да еще при соблюдении реалий военных действий того периода. Нет никаких сложных астронавигационных и турбогиперсуперпуперистических приборов. Все очень просто: поехал, навел, выстрелил — едва ли не на глаз. Бои куда динамичнее современных, масштабнее, но при этом на удивление просты. Если в G5 правы в своем предположении, то скоро многие игроки поймут и полюбят танковые симуляторы. Остается лишь скепсис прагматика, мнение пессимиста о том, что хороших танкосимов не бывает и быть не может.
Может, появится?
Т-34 и «Тигр» — великие танки эпохи |
Принято считать, что Т-34 появился в начале Великой Отечественной войны. На самом деле эти танки стали выпускаться еще до войны в 1940 году. Тогда их было произведено и поставлено на вооружение более ста единиц. Танк неоднократно дорабатывался и модифицировался. В 1944 году же поступил на вооружение Т-34-85 с увеличенным калибром главного орудия (с 76 до 85 мм). Благодаря этому усовершенствованию Т-34 при сохранении сравнительно небольшой массы (32 тонны) и хорошей маневренности (52 км/ч) мог противостоять даже тяжелому «Тигру» и пробивать его броню. В открытом противостоянии танку Т-34 не было равных. Он был признан лучшим танком эпохи Второй мировой. T-VI «Тигр» был самой грозной машиной третьего рейха. Этот 56-тонный титан мог нести на своем борту броню до 110 мм. Огромная масса поглощала отдачу при стрельбе из огромной 88-мм пушки (тогда как Т-34 при выстреле сильно встряхивало). Мощь T-VI и легкость управления делали его практически непобедимой машиной. Правда, масса танка даже при его мощном двигателе не позволяла ему разгоняться быстрее 40 км/ч. До 1944 года «Тигр» оставался лидером, не имеющим себе аналогов, практически по всем показателям. |
Противостояние стали
Сравнивать, что лучше, средний Т-34 или тяжелый PzKpfw VI Tiger («Тигр»), — это, конечно, необычно, однако именно эти бронированные машины
Замаскировавшись на опушке, «Тигр» отстреливает вражеским танкам выступающие части тушки. |
Любой симулятор отличается от реальности простотой и интересным игровым процессом. С танками, как известно, добиться увлекательной игры непросто. Если снова вспомнить танкосимы прошлых лет, то нам обычно предлагали вместе с напарниками или в одиночку сравнять с землей точно такую же танковую бригаду, покрашенную в другой цвет. Steel Beasts также позволял использовать артиллерию. Tank Platoons! исповедовал совершенно иную концепцию полномасштабной войны и взаимодействия пехоты, аэромобильных и танковых частей, но что бы из него вышло, мы так никогда и не узнаем.
Сегодня примерно такую же идеологию, что и когда-то Microprose, предлагают разработчики G5. Танки, пехота, самоходные артиллерийские установки и авиация на огромной карте (скорее всего, ее размер будет таким же, как и в «Вертолетах Вьетнама»: 40Ч40 км) будут выполнять самые различные задания в пределах одной вышеназванной операции. Ожидайте увидеть Т-4, грузовики, САУ Су-85, Т-34-76 (модель, предшествующая Т-34-85), штурмовики FW-190 и Ил-2. Таким образом, мы будем не только непосредственно воевать, но и сопровождать, разведывать, оборонять, оказывать поддержку пехоте,
Мелкие деревья танк корчует с корнем. При встрече с крупными у него глохнет мотор. |
За каждую сторону (а играть мы сможем и за немцев на «Тигре», и за русских на Т-34) ожидается кампания из шести миссий, в каждой из которых есть масса задач. Выполнять их можно в любой последовательности и различным способом (лобовая атака — не самый эффективный из них). По своей традиции, G5 постарается использовать реалистичный ландшафт, погодные условия и соотношение сил сторон. Если действительно придерживаться идеологии, что интересный танкосим — это танк на реальной местности и в полномасштабной войне, то воссоздание географии — действительно немаловажный фактор. В конце концов, можно просто спрятаться на лесной опушке — этот простой, но крайне эффективный маневр никто не отменял. Правда, на данном этапе разработки оценить не то что правдоподобность, но и детализацию ландшафта у меня не получилось: местность пока пустынна, а редкие деревца и приземленные спичечные коробки-домики пока сложно назвать реалистичными. Но разработчики уверяют: «Все исправим!». Так что поверим на слово.
Кто не погиб — я не виноват
Еще одной преградой на пути интересного танкосимулятора стоит управление. Оно вроде бы куда проще, чем у самолета, однако смотреть через узкую щелочку бойниц и плестись со скоростью в 40 км/ч любит не каждый. Борьба с перегревом мотора, заканчивающееся не вовремя горючее и, конечно, боеприпасы — все эти трудности при реализации симулятора танка отталкивают и игроков, и разработчиков.
G5, будучи чуть смелее остальных, однако, так же, как и все, хочет,
Красивы белорусские просторы — но не заставят ли нас кататься по ним часами в угоду реализму? |
Еще одной особенностью, как и в «Вертолетах Вьетнама», станет выбор места в боевой машине. Всего вариантов три: командир, наводчик и водитель (вообще-то экипаж Т-34 составляет 4 или 5 человек, а «Тигра» — 5). Командир, как следует из названия, отдает приказы — в кого стрелять, куда ехать и как: сделать перепланировку дома семьи Семеновых (проехав сквозь их хату) или помочь этой же чете запастись дровами (проложив путь через лес). Наводчик стреляет, а водитель водит — все как обычно. Такая механика игры не ноу-хау G5, она была еще в Abrams Battle Tank, игре от Dynamix (1989 года выпуска). Действительно же неординарно в «Т-34 против «Тигра»» то, что если кто-то из членов экипажа безвременно скончался, то игроку придется его замещать, например, одновременно наводя и заряжая снаряды.
Уроки Вьетнама |
Вышедший не так давно авиационный симулятор G5 Software под названием «Вертолеты Вьетнама: UH-1» порядком разочаровал сообщество любителей симуляторов. Привлекательный внешний вид и в целом достоверное поведение вертолета в воздухе не компенсировали главного — отсутствия игрового процесса. В десяти миссиях единственной кампании игрок мог не заниматься вообще ничем и при этом пройти и выиграть игру. Даже качественное озвучивание и проработанные диалоги не спасли проект — он был встречен игроками и прессой очень прохладно. Что надо сделать разработчикам G5 Software, чтобы избежать повторения ужасов «Вьетнама» в «Т-34»? Во-первых, не ограничиться кампанией, а создать конструктор миссий, как в «Ил-2: Штурмовик» или Lock On: Modern Air Combat. Грамотно реализовать многопользовательский режим (в «Вертолетах Вьетнама» его не было совсем) и сделать так, чтобы все тонкости симуляции танка действительно играли роль, а не служили декорациями. И самое главное, что им предстоит сделать, — сконструировать игровой процесс так, чтобы игрок действительно был участником сражения, а не зрителем. |
Красота войны
В бою можно не обращать внимания на мелкие деревянные постройки — они сминаются под гусеницами. Даже крупные дома можно разрушить. |
Использование фирменного движка NAPALM отсеивает сразу несколько вопросов о графике. Нас, несомненно, ждут огромные просторы, на которых будет множество детальных декораций, будь то домики или деревья. В плане поддерживаемых технологий — можно ограничиться лаконичным заявлением, что используются все популярные эффекты, динамичные тени или замыливающий картинку Blur. Игра, как было заявлено, поддерживает погодные условия, которые сильно скажутся на игровом процессе (например, после дождя танки будут вязнуть в грязи).
Любители сетевых сражений или те, кому обещанный мощный AI врага покажется слишком слабым, смогут попробовать свое мастерство в управлении многотонной балериной в многопользовательском театре боевых действий. Но пока это все обещания, а игра находится только на стадии создания прототипа. Узнать и оценить танкового гения G5 Software мы сможем приблизительно в первом квартале 2007 года.