КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

СОЗДАЁМ САЙТПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ

Автор материала:
Дмитрий Симонов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№12 (61) декабрь 2006
вид для печати

Снегопад

Верша свой круг, назначенный от века,

Роняет Небо наземь хлопья снега...

Мария Семенова

После жаркого-жаркого лета (или не жаркого, как в этом году в Москве) и дождливой осени снежная зима приносит с собой предпраздничное настроение — близится Новый год, когда родные и близкие собираются за одним столом теплой компанией и радуют друг друга застольными беседами. Вот и мы порадуем на этот раз снежным настроением наши сайты.

Начинаем с создания объекта — снежинки. Общий принцип выберем такой — объект конструирует полностью готовую снежинку, а пользователь может уже созданный экземпляр полностью настраивать под себя.

Определим основные параметры:

  • speed — количество миллисекунд между двумя движениями снежинки;
  • deltaX — максимальное отклонение по оси X снежинки от предыдущего в пикселях;
  • deltaY — расстояние смещения снежинки между двумя движениями в пикселях;
  • imgSrc — путь к картинке, изображающей снежинку.

Сами по себе снежинки летать не будут — их надо поместить в контейнер. В качестве контейнера для снежинки будем использовать объект DIV. В дальнейшем, задавая параметры этого контейнера, можно настраивать внешний вид снежинки.

Вы помните, что в разных браузерах (а если не повезло, то и в разных версиях одного и того же браузера) один и тот же код может работать по-разному? В частности, по-разному задаются координаты контейнера. Для определения способа нам хватит названия браузера. Чтобы его выяснить, обратимся к свойству navigator.appName — в нем содержится точное название браузера, в котором открыта страница, чем мы и воспользуемся. Будем считать, что если в строке присутствует название Internet Explorer, то так оно и есть, а во всех остальных случаях мы будем рассчитывать на FireFox. В Opera, к счастью, все тоже работает.

Выбрав браузер, мы определяем функцию позиционирования снежинки setPositionXY();

Полный текст вы можете увидеть во фрагменте кода «Проверка браузера».

Проверка браузера

            this.browser.scrollTop = function () { return (document.body.scrollTop); }

            this.browser.scrollLeft = function () { return (document.body.scrollLeft); }

            this.browser.min_x=1;

            this.browser.min_y=1;

            if(navigator.appName.indexOf("Internet Explorer")!=-1) {

                  this.browser.max_x=document.body.clientWidth;

                  this.browser.max_y=document.body.clientHeight;

                  // позиционирование для IE

                  this.setPositionXY = function (x,y) {

                        var x=x||this.x;

                        var y=y||this.y;

                        this.div.style.pixelLeft=x;

                        this.div.style.pixelTop=y;

                  }

            } else {

                  this.browser.max_x=self.innerWidth;

                  this.browser.max_y=self.innerHeight;

                  // позиционирование для FireFox

                  this.setPositionXY = function (x,y) {

                        var x=x||this.x;

                        var y=y||this.y;

                        this.div.style.left=x+'px';

                        this.div.style.top=y+'px';

                  }

            }           

В отдельный метод calc() выделим все вычисления новых координат снежинки. В принципе, формулу для траектории снежинки можно взять любую — мы за основу выбрали синусоидальную (фрагмент кода «Новые координаты»).

Новые координаты

      // вычисляем новое положение

      this.calc = function (x,y,dx,dy) {

            var dx=dx||this.deltaX;

            var dy=dy||this.deltaY;

            // вычисление новой координаты

            x=x+dx*Math.sin(this.browser.max_y-this.browser.min_y-this.start_y);

            y=y+dy;

            // проверка по диапазону

            if (x>this.browser.max_x) x=this.browser.min_x;

            if (x<this.browser.min_x) x=this.browser.max_x;

            if (y<this.browser.min_y) y=this.browser.max_y;

            if (y>this.browser.max_y) y=this.browser.min_y;

            return({'x':x,'y':y});

      }

Зная координаты, мы можем переместить контейнер со снежинкой на новое место — с помощью метода move().

Перемещение

      // перемещаем снежинку

      this.move = function () {

            var new_pos=[];

            // уточним текущее положение снежинки и очистим его от скроллинга

            var x=Math.floor(this.x — this.browser.scrollLeft());

            var y=Math.floor(this.y — this.browser.scrollTop());

            // вычислим новое положение снежинки

            new_pos=this.calc(x,y);

            // вернём смещение

            this.x=new_pos['x']+this.browser.scrollLeft();

            this.y=new_pos['y']+this.browser.scrollTop();

            this.setPositionXY(this.x,this.y);

            if (!this.div.width) {this.div.width=this.div.offsetWidth;this.browser.max_x-=this.div.width;this.browser.min_x+=this.div.width;}

            if (!this.div.height) {this.div.height=this.div.offsetHeight;this.browser.max_y-=this.div.height;this.browser.min_y+=this.div.height;}

      }

Это факт: на самом деле наш снегопад — частный случай партикловых систем, применяющихся в играх для создания дымов, взрывов и подобных эффектов. О партиклах в нашем журнале уже писал Ричард Псмит в №10 за 2005 год.

Но нам нужно будет переместить снежинку не один раз. JavaScript позволяет вызывать определенное действие (функцию) по истечении заданного промежутка времени — с помощью стандартного метода setTimeout объекта window.

Мы создадим еще один метод, который перемещает снежинку и затем вызывает сам себя через время, заданное в параметре this.speed. Время у нас измеряется в миллисекундах.

Шаг снежинки

      this.step = function () {

            this.move();

            window.setTimeout(this.handler+".step()",this.speed);

      }

Итак, устанавливаем снежинку на старт и добавляем подготовленный контейнер к документу. Затем плодим и размножаем снежинки, то есть получаем экземпляры объекта snowflake и кладем их в один большой массив.

Снежинки у нас будут разные:

  • большие — случайным образом выбранные картинки: и
  • помельче,
  • и наконец, просто символ *.

Скорость передвижения и интервал между перемещениями будем выбирать случайно.

Этот фрагмент кода — в листинге «Снегопад начинается».

Снегопад начинается

var snowflakes = [];

for (var i=0; i< 5; i++) {

      snowflakes[i]=new snowflake();

      snowflakes[i].imgSrc=(['snow1.gif','snow.gif'])[Math.floor(Math.random()*2)];

      snowflakes[i].speed=([60,90,120])[Math.floor(Math.random()*3)];

      snowflakes[i].draw();

      snowflakes[i].start();

}

for (var i=5; i< 15; i++) {

      snowflakes[i]=new snowflake();

      snowflakes[i].imgSrc='snow2.gif';

      snowflakes[i].speed=([20,40])[Math.floor(Math.random()*2)];

      snowflakes[i].draw();

      snowflakes[i].start();

}

for (var i=15; i< 30; i++) {

      snowflakes[i]=new snowflake();

      snowflakes[i].speed=([20,50,90])[Math.floor(Math.random()*3)];

      snowflakes[i].draw = function () {

            this.div.innerHTML="*";

            this.div.style.color=(["#9DFFCD","#FFB99D","#F7FF9D"])[Math.ceil(Math.random()*3-1)];;

            this.div.style.fontSize=([30,50,90])[Math.ceil(Math.random()*3-1)];

}

snowflakes[i].draw();

snowflakes[i].start();

Вот, собственно говоря, и все. Построенный объект snowflake легко настраивается именно благодаря своим открытым методам и отделением оформления от вычислений. Так что каждый читатель при желании сможет переделать этот снегопад к 14 февраля — дню Святого Валентина — в сердечки, летящие вверх.

Полностью код страницы и картинки к этой статье вы найдете на нашем диске. А пока — с Новым годом!

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.3
проголосовало человек: 25
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования