Получены и оценены последние игры, вышедшие к Рождеству и Новому году, и настала пора подводить итоги. Год выдался богатым как на приятные неожиданности, так и на разочарования, но в целом, пожалуй, для компьютерных игр был удачнее 2005-го. Посмотрим подробнее...
Боевик года
Разработчики боевиков, по большей части, запланировали 2006 год как «паузу»: громких имен ожидалось меньше обычного. Впрочем, уродились они все равно на славу, и борьба за пьедестал разгорелась нешуточная.
Первое место: Battlefield 2142
Как-то так вышло, что в последние годы серия Battlefield успешно конкурирует только сама с собой. Две тысячи шестой не стал исключением — на смену Battlefield 2 пришел Battlefield 2142, который тут же прочно утвердился на троне сетевых боевиков.
И хотя изменения в нем по сравнению с прошлой частью — сплошь косметические, новую планку качества этот проект взять сумел. Игровой процесс сильно прибавил в динамике, особенно в новом режиме «Титан». Баланс между классами персонажей стал почти совершенным — на смену десяти узкоспециализированным бойцам пришли всего четверо, зато с вариантами развития. Теперь игра за того же инженера вовсе не означает, что вам придется бегать по полю боя с одним лишь гаечным ключом наперевес да подтягивать гайки на броне подбитой техники. Смените инструмент на противотанковое ружье, и пусть вражеские машины вас боятся.
Автопарк тоже претерпел изменения в полном соответствии с новым местом и временем действия — футуристические летающие танки и шагающие роботы позволили разработчикам забыть о реализме и бросить все силы на балансировку сил. В результате стало очень сложно вычислить, какое же все-таки оружие правит на поле боя, — и пехота, и техника оказались равны по силе и значимости.
А в итоге перед нами — новый король сетевых боевиков. Пусть Battlefield 2142 и не лишен недостатков — например, мы так и не дождались даже частичной разрушаемости окружения, — но все же это еще один шаг к идеалу.
Второе место: Splinter Cell: Double Agent
Серия Splinter Cell совершила качественный скачок вперед — наконец-то в ней появилось такое понятие, как «нелинейность прохождения». Пусть главную интригу сюжета разработчики раскрыли еще до выхода игры, постоянно возникающий перед игроком моральный выбор — на чью сторону встать — с лихвой окупает предсказуемость дальнейших действий.
Не хотите убивать агента ЦРУ? А придется, иначе мафия заподозрит вас в двойной игре и поспешит уничтожить. Однако забыть про человечность, четко выполняя все приказы злодеев, тоже нельзя, иначе с кривой дорожки преступника вам уже не сойти. Остается аккуратно балансировать между двумя крайностями, выискивая способы выкрутиться из ситуации с минимальными потерями. А это далеко не всегда так просто, как может показаться.
Ну и конечно, четвертая часть похождений Сэма Фишера сохранила фирменный геймплей, заставляющий задерживать дыхание самого игрока, сидящего дома за компьютером, — чтоб не услышал противник. Подкрадывание в тени, взлом замков, а также новые удачные находки вроде затаскивания нерасторопного вражины под лед не позволяют отрываться от монитора вплоть до финального видеоролика. А каким именно он будет — решать только вам.
Третье место: Call of Juarez
Эта игра оказалась полнейшей неожиданностью для всех, кто имел неосторожность ее запустить. От разработчиков среднего во всех отношениях (кроме невероятной меткости противников) Chrome сложно было ожидать чего-то из ряда вон выходящего.
И вдруг — великолепный боевик от первого лица с захватывающим сюжетом и не самой банальной возможностью играть сразу за обе стороны конфликта. В одной миссии мы помогаем перепуганному парнишке Билли Кэндлу сбежать с места преступления, которого он не совершал. В другой — гонимся за самим собой в лице агрессивно настроенного преподобного Рея, твердо уверенного, что именно Билли убил его родного брата.
Стиль игры за обоих персонажей отличается так же сильно, как и их мотивация. Слабый здоровьем Кэндл выбирает тихое перемещение в тенях и кнут в качестве оружия — и то лишь от безысходности. Святой отец же предпочитает устраивать кровавую баню, уничтожая всех, кто имел неосторожность загородить ему дорогу.
Чего в Call of Juarez уж точно нет, так это однообразия. Калейдоскоп событий захватывает играющего с первой же минуты, массовые перестрелки сменяются напряженным stealth, а происходит все это в отлично прорисованном и детализированном мире, в существование которого очень хочется поверить. Индустрия нечасто преподносит игрокам столь приятные сюрпризы.
Гонки года
Если бы игроков опросили под Новый 2006 год, какая из ожидающихся игр станет «Гонками года» — вероятно, большинство назвало бы Need for Speed: Carbon. Разве что суеверные граждане, знающие, что с четными играми у серии NFS обычно «не задается», назвали бы что-то другое. Как ни странно, суеверные оказались бы правы.
В итоге на нашем сегодняшнем пьедестале NFS нет вообще: Carbon была бы хороша, если б не ее многочисленные предшественники. Она не в силах потеснить Most Wanted, а игры, которые не могут совладать со своими предшественниками в серии, в «играх года» не оказываются.
Первое место: FlatOut 2
Поскрипывая на поворотах, гоночный жанр уверенно несется к некоей точке Х в отдаленном будущем: там назначена встреча с боевиками. Тенденции нашего времени — интерактивное окружение, совершенная игровая физика — ведут к идее не столько соревноваться, сколько сражаться за первое место. В самом буквальном смысле.
Впереди всех на этом пути — сравнительно новая серия FlatOut. И если первая игра под этим именем была пусть очень удачным, но экспериментом, вторая значительно приблизилась к совершенству.
Как ни странно, при этом она сделала большой шаг к идеалам Need for Speed: аркадность происходящего резко возросла. Однако роль игровой физики почему-то не только не снизилась, но даже в чем-то выросла. Такие парадоксы встречаются только у очень талантливых игр.
Довершают картинку обширный автопарк с разными классами автомобилей, существенно похорошевший движок и отличное ощущение безумной гонки.
Второе место: TrackMania Nations
Второе место — бесплатной игре? Бывает ли такое?
TrackMania Nations стала бесплатной не от невозможности ее продать и не из щедрости разработчиков. Это — заявка на звание ведущей киберспортивной дисциплины в области гонок, и заявка эта многими принята.
Трудно указать один ключевой факт, который привел игру на пьедестал, — в ней все сделано на «отлично». Графика — одна из лучших в своем роде, звук — почти безупречный, блестящая динамика сочетается со спортивностью и тактикой. И конечно, великолепный мультиплеер.
Третье место: Auto Assault
Виртуальные миры становятся все разнообразнее. Герой уже не ограничивает себя мечом или бластером — он пересаживается то на космолет, то на пиратский бриг, а теперь вот — на автомобиль.
Идея эта обладает огромным потенциалом. Но Auto Assault приходится искать путь на ощупь, а ее конкуренты между тем — развитые виртуальные миры классического типа, с сотнями тысяч, если не миллионами, подписчиков.
Auto Assault получила свое третье место за то, что проторила путь, по которому со временем, скорее всего, пойдут многие — и скажут первопроходцам большое спасибо за идеи и за указание проблем, которые следует обходить. Это изящно задуманная и красиво реализованная игра, но ей очень трудно выжить в жестоком мире.
Симулятор года
Распределять по пьедесталу симуляторы традиционно непросто: в одном из них летают над облаками, в другом — движутся к звездам, в третьем — погружаются в пучину... Но 2006 год принес вполне однозначный результат.
Первое место: Microsoft Flight Simulator X
Казалось бы, что кардинального можно сотворить с мирным летным симулятором? Оказалось — очень многое. Например, ввести систему заданий; ведь не секрет, что в MSFS многим не хватало цели, поставленной свыше. Просто летать — это для фанатов, но теперь MSFS покрывает гораздо большую аудиторию.
Даже если бы миссии сделали просто «для галочки», это было бы уже немалым шагом, но они еще и блистательно реализованы. Мирный труд пилота вдруг обернулся целым романом — ничего при этом не потеряв в той части, которой по заслугам гордилась серия MSFS раньше.
А графика? Поверхность земли дана с разрешением в один метр. Подобной четкости в жанре не то что не видывали — ее даже представить себе было сложновато! И хотя на самом-то деле движок писался под DirectX 10, который к моменту выхода игры еще не увидел свет, придраться практически не к чему.
Перед нами настоящая игра-победитель — игра, раздвинувшая границы жанра и указавшая новые горизонты. К вопросу о горизонтах: движок, между прочим, поддерживает разрешение текстур поверхности в 7 сантиметров. Так что будущий MSFS имеет все шансы затмить «Десятку».
Второе место: Завтра война
Серебряный призер в этой номинации также выкладывает в качестве главного козыря сюжет. Впрочем, сюрпризом это не было: сценарий игры писался при непосредственном участии писательского дуэта, известного как А. Зорич. Но порадовал подход к делу: вместо «игровизации» книжного действия разработчики представили нам совершенно другую историю, с другим героем, пути которого, однако, не раз пересекутся с персонажами книги.
Как космический симулятор «Завтра война» может похвастаться редчайшим достоинством: свободным входом в атмосферу планеты и приземлением в любом месте. Ни серия Х, ни менее маститые конкуренты в наши дни не пытаются реализовывать нечто подобное.
Третье место: Blazing Angels: Squadrons of World War II
«Мы хотим летать!» — игроки дергают разработчиков за рукав, требуя обратить на них внимание. «Хотите — так учитесь!» — ехидно усмехаются разработчики.
Жанр летных симуляторов никто не назовет общедоступным: чего стоит одна только посадка самолета по всем правилам... И таким положением дел очень довольны, так сказать, симуляторщики-профессионалы. Ну а простым смертным остается ждать, когда над ними сжалятся и выпустят Blazing Angels.
Пожалуй, главная заслуга игры — выверенный по сложности игровой процесс. Миссии держат игрока в напряжении от начала до конца, дают полюбоваться «голливудскими» сценами и не заставляют его при этом осваивать аэродинамику и назначение всех авиационных деталей. Эту игру можно порекомендовать всем как мостик от аркад к настоящей игровой авиации.
Глобальная стратегия года
Для глобальных стратегий год был удачен: проявили себя почти все ветви жанра; разве что Paradox не поучаствовал в борьбе за приз, отложив торжественный выход Europa Universalis на 2007 год.
Первое место: Galactic Civilizations 2: Dread Lords
Galactic Civilizations выросла из сидмейеровской «Цивилизации» и из Master of Orion, но далеко ушла от предшественников. Она намного динамичнее: вы не будете, как в МОО, «пропускать 20 ходов». В ней сильнее различаются пути развития. И если GC II в чем-то серьезно проигрывает «Цивилизации», то только в обучении: в игре слишком трудно разобраться. Это, по большому счету, единственный ее недостаток.
Позаимствованная у Master of Orion возможность создавать свои дизайны кораблей украшена маленькой, но очень симпатичной подробностью: правом декорировать корабли по своему вкусу. Чертовски приятно придать своей армаде уникальный, ни на кого не похожий вид.
Отличия от первой части? Да, знаете, скромные такие. Третье измерение!
Второе место: Medieval II: Total War
Medieval II — это игра-эпос, созидание истории своими руками. И пусть здесь нет гибкости и богатства стратегических возможностей «Цивилизации» или Europa Universalis — зато вы лично присутствуете при падении вражеской столицы или крахе крестового похода.
Хотя Total War — безусловно, глобально-стратегическая серия, главный ее козырь в тактическом режиме. И он в Medieval II чрезвычайно похорошел внешне и обзавелся — наконец-то! — достойным ИИ.
До первого места Medieval II не хватило, по большому счету, продуманных решений в стратегической части и игрового баланса. На этой основе можно было бы добиться большего.
Третье место: Defcon
Большинство глобальных стратегий требуют от игрока: «Развивайся лучше, чем противник». Не то — в Defcon. Вместо созидательных устремлений — предельно циничное: «Перебей вражеское население быстрее, чем враги перебьют твое».
Никаких ресурсов, строительства и прочих будничных забот. Defcon — игра в стратегические хитрости, в разгадку планов врага. Мало где разведка играет такую роль, как здесь: информация — главное оружие в ядерном конфликте. Ложные атаки и тайная концентрация сил, выжидание и напор — вот с чем приходится иметь дело в этой игре.
Оригинальности Defcon не занимать, но увы, должного разнообразия партий не получается из-за скудного набора средств для победы. Defcon — это заявка нового направления в стратегиях; разовьют его другие.
RTS года
Жанр RTS, как всегда, плодовит. Но среди пестрого изобилия не так уж много игр, претендующих на звание RTS года. В этом жанре редко отваживаются совершить что-то по-настоящему новое...
Первое место: Company of Heroes
Оставим в стороне восторги по поводу графики — их черед еще придет. Company of Heroes интересна тем, что все в ней подчинено боевым задачам, поставленным командованием. Война ведется не на уничтожение противника — кому это нужно? — а на захват ключевых точек, и он же определяет прибытие к вам дополнительных сил. Конечно, это развитие идей Dawn of War, сделанной теми же разработчиками; но какое творческое развитие!
А опыт не только бойцам, но и командиру, то есть вам лично? А отлично проработанные миссии? А графика... впрочем, с ней мы обещали повременить.
Второе место: Герои уничтоженных империй
Эксперименты над смешением жанров не так уж часто дают достойный результат; чаще всего один из жанров просто тонет в другом. Киевским разработчикам удалось сделать игру, где ролевой и RTS-режим находятся в равноправном положении: хотите — стройте базу, хотите — воюйте собственным мечом, как в достославном Diablo. Интереса добавляют нейтральные расы, с которыми можно по-разному строить взаимоотношения.
Оригинальная идея поселилась в окружении разнообразных и качественно проработанных рас и продуманного мира, к тому же очень красиво, пусть и не технологично отрисованного. Сомнения вызывает только игровой баланс — но при таком замахе это неудивительно, а недочеты баланса может поправить и патч.
Третье место: Battle for Middle-Earth II
Когда-то чистопородная «игра по фильму» с акцентом на кинематографичные сцены решила попробовать себя в новом амплуа. Новая стратегия по «Властелину колец» сменила подход к игровому действию, и хотя нововведение понравилось не всем, именно оно позволило ей претендовать на призовое место.
Добавленный стратегический режим только на первый взгляд похож на Total War: на деле это — динамическая кампания, структуру которой определяете вы сами. Хотя, не скроем, двигать армии по карте Средиземья для многих соблазнительно, и такой возможности нам раньше не давали.
Акцент в бою от обычной строительной схемы сместился в сторону накопления спецспособностей и своевременного их применения; козыри из рукава способны обратить поражение в победу, но их очень легко потратить впустую.
Экономическая игра года
Далеко не каждый год накапливается достаточно экономических игр, чтобы создавать для них отдельную номинацию. 95% представителей этого жанра — всевозможные «магнаты» закусочных, кегельбанов или чулочно-носочной промышленности, похожие друг на друга, словно две игры серии FIFA. В 2006-м году, однако, «менеджеры» уродились на славу!
Первое место: Caesar IV
Кто бы мог предположить года три назад, что нас будет ожидать бум... игр в строительство Рима? Долгие годы Caesar практически в одиночку разрабатывал эту тему, а тут вдруг разгорелась нешуточная борьба.
И все же под натиском конкурентов «Цезарю» удалось доказать, что он по-прежнему первый в Риме. Он вооружен идеальным балансом и может похвастаться лучшей на сегодняшний день демонстрацией мирной жизни горожан. А для тех, кто считает градостроительство слишком монотонным занятием, подготовлена серия необычных сценариев.
Здесь нет ничего лишнего, и все на своем месте. Во все хочется безоглядно поверить. И только самую малость что-то свербит: Юпитер всемогущий, куда же подевались рабы?
Второе место: The Guild 2
Жанровая принадлежность The Guild неочевидна: мы начинаем как одинокий персонаж, постепенно зарабатываем влияние, деньги, семью, потом рвемся к власти... Но поскольку происходит все это в ганзейском торговом городе, в конечном счете The Guild 2 — экономическая игра.
Место на пьедестале она заслужила хотя бы уже тем, что игровой процесс не похож ни на одного из конкурентов, а к власти ведут самые разнообразные пути. Здесь как нигде более показана гибкость такого инструмента, как деньги. А кое-кто еще считает, будто бы для купца накопление золота — самоцель...
Почему не первое место? Тhe Guild 2 тянут вниз мелкие недоделки и недочеты. От графики до «вырезанных» в последний момент кусочков игры. Если бы не это, она — как знать? — могла бы претендовать даже на «Игру года».
Третье место: Settlers 2: 10th Anniversary
Если после пятой части игры вдруг внезапно выходит вторая — это значит, что либо у разработчиков случилось в голове переполнение целочисленной переменной, либо вторая часть была безусловным шедевром. У нас — второй случай.
Это просто старая игра в новых декорациях. Не более того. Поэтому и только поэтому на место выше третьего она претендовать не может. Но классика оказалась на поверку все такой же неувядающей, и выход «обновления» оказался исключительно своевременным. Почаще бы так!
Квест года
В 2006 году появилось немало ярких квестов, но ни один из них, как ни странно, не претендует на звание «совершенства». В таких условиях выбор был для нас совсем непростым...
Первое место: Dreamfall: The Longest Journey
Когда-то с The Longest Journey — первой части этой игры — началось возрождение жанра. На этот раз борьба за трон была для TLJ не из легких.
Главное в Dreamfall — блистательный сюжет. Который трогает до глубины души, изумляет и заставляет задуматься. Великолепные диалоги становятся еще сильнее благодаря актерской игре. Dreamfall держит в напряжении от начала и до конца. Впрочем... конца-то как раз и нет. История заканчивается, так сказать, на запятой.
Разработчики предприняли смелый и очень правильный ход: решились наконец-то избавить игру от тяжкого наследия Myst, сиречь головоломок. Увлекательной истории они — только помеха! Чем заменить это устаревшее занятие? Хм... почему бы не позаимствовать опыт Quest for Glory и не ввести сражения и stealth-элементы?
В упрек Dreamfall можно поставить только то, что новые элементы геймплея не отшлифованы с тем же блеском, что сюжет. А еще — что мы теперь невесть сколько лет обречены ждать завершения истории!
Второе место: Broken Sword 4: The Angel of Death
Если бы так, как сделан BS 4, сделали боевик — он бы с ходу стал боевиком года. Недостатки придется выискивать с увеличительным стеклом.
Эта игра напоминает чемпиона, в сотый раз проделывающего свой фирменный тройной прыжок. Диалоги все на том же уровне, графика все так же хороша, история все такая же... И вот только за то, что и история — тоже все такая же, BS 4 не сможет получить первого места. Эта игра радует, но — не трогает. О тамплиерах мы, право слово, уже узнали все, что боялись спросить.
Третье место: Paradise
В Paradise всюду чувствуется рука мастера — талантливейшего художника и сценариста Бенуа Сокаля. Причудливый мир, обаятельный, таинственный и страшноватый, яркие персонажи — и среди всего этого главная героиня, пытающаяся отыскать свой путь неведомо куда.
И все же на каждое достоинство игры находится свой недостаток. Яркие персонажи? Некоторые — безусловно; другие же будто назло всему миру поражают нелогичностью и несуразностью поступков. Тайны сюжета тонут в невнятной концовке. Дивные картины мира подпорчены аниматором.
Paradise — шедевр, не получивший должной реализации. Им можно проникнуться глубоко и серьезно, но до первого места недостает слишком многого.
Ролевая игра года
После тягостного затишья 2005 года нас ожидал всплеск. Продолжениями обзавелись сразу три громких проекта; кроме того, появилось несколько новых претендентов.
Увы, одно из продолжений — Gothic III — вынуждено было удовольствоваться местом в ложе зрителей. Рухнувший баланс, несколько неразумных решений в области геймплея и тупоумие компьютерных персонажей, к счастью, не убили игру, но лишили ее всяких шансов на призовое место. А вот двое других...
Первое место: Neverwinter Nights 2
NWN 2 намного превзошла первую часть — и в отношении сюжета, и в возможности командовать группой, и, само собой, в графике. Великолепна команда спутников; ее постоянные споры по любому поводу — не просто украшение игры, но важнейшая ее часть, которая непременно сыграет свою роль в концовке. Достойна всяческого уважения возможность отстраивать собственный замок — творческое заимствование из Baldur’s Gate. Оттуда же появилась и любовная линия — правда, она уступает BG II.
Отметить можно еще многое: конкурирующие команды героев, блистательную сцену суда, а также то, что прошлые действия регулярно напоминают о себе. Это всегда было признаком класса в ролевом жанре.
И совсем уж безусловным шедевром делает игру редактор сценариев — и в первой части он был великолепен (сотни модулей к игре тому лучшее доказательство), а сейчас обзавелся многими новыми достоинствами.
Хотя поначалу NWN 2 шокировала колоссальными багами, почти что несовместимыми с жизнью, патчи быстро поправили дело — и теперь в вопросе о ролевой игре года у редакции нет ни малейших сомнений.
Второе место: The Elder Scrolls IV: Oblivion
The Elder Scrolls верны себе: колоссальный мир, в котором можно просто жить, не думая об основном сюжете, блистательная графика, волшебные пейзажи. Причудливая паутина сюжета опирается на множество заданий, тайн и секретов; где, как не здесь, стоит внимательно прислушиваться к болтовне NPC? Количеством шуток игра может поспорить с World of Warcraft, а по части хитростей у нее и вовсе нет равных. Компьютерные персонажи живут своей жизнью, а не просто слоняются по улицам; и пусть порой в их поведении проглядывает несуразность, у конкурентов и такого нет и не предвидится!
Что же не пустило Oblivion на первое место? Как ни странно — игровая механика. Неведомый негодяй подсунул разработчикам идею, что все монстры и другие персонажи должны расти в «крутости» пропорционально росту игрока, и то же должна проделывать добыча с монстров, вещи в сундуках и так далее. Абсурдность этой идеи настолько очевидна, что трудно даже поверить, что выдающиеся профессионалы могли своей рукой внести ее в игру.
Третье место: Titan Quest
Трон Diablo оспаривают каждый год. Старичку уже шесть лет, а он все еще цепляется скрюченными пальцами за подлокотники. В 2004-м его едва не столкнул Sacred, а вот в 2006-м старому злодею пришлось, похоже, малость потесниться.
Не стоит ждать от Titan Quest пленительного сюжета и судьбоносных решений игрока. Эта игра, как и все представители ее поджанра, ближе к боевикам, и лишь традиция заставляет нас рассматривать игру в этом разделе. Titan Quest — игра об избиении монстров, и с этой задачей она справляется отменно. На зависть многим.
Онлайновая ролевая игра года
Увы, комплект наград в этой номинации остался неразыгранным. Кто-то не добежал до финиша, испугавшись конкуренции со всемогущим World of Warcraft, кто-то решил переждать до 2007 года, кто-то просто не оправдал ожиданий. Dungeons & Dragons Online на поверку оказалась занятием на пару недель — для MMORPG это просто смешно, а другие проявили себя и того хуже. Приз остается в редакции.
Детская игра года
Этой номинации еще год назад у нас не было; наш журнал только недавно освоился в области детских игр. Отрадно сообщить, что и здесь оказалось немало претендентов на призы.
Первое место: Танита, или Морское приключение
Хорошую детскую игру любят дети, а превосходную — еще и взрослые! «Танита» запросто могла бы сразиться за звание лучшего квеста года, но мы решили проявить джентльменство и не отбирать у детей то, что им по праву принадлежит.
Мир очаровательного, почти кэрролловского абсурда, воплощенный в пластилине и оригинальном звуке, — это безусловно лучший российский квест от «Братьев-Пилотов» до наших дней и пример всем разработчикам, как надо делать игры для детей и всех остальных.
Второе место: Рога и копыта
Когда в один прекрасный день разработчику предложили сделать игру по мультфильму, он, вопреки всем традициям, не стал гонять героев мультика по обычной аркаде, а постарался оживить в игре целый мир. Получилась уже не аркада, а — по принятой у нас классификации — эпическая игра. Задания так разнообразны, что их хватило бы на десяток «типичных игр по мультфильму».
Коровы катаются на велосипеде, ловят енотов, доставляют посылки и пуляются молоком из вымени. Коровы развлекают, смешат и заставляют подумать. Хочется надеяться, что в дальнейшем «лицензионные» детские игры будут выглядеть примерно так.
Третье место: Мои любимцы
Игру в «Доктора Айболита» детям еще никто не предлагал, хотя сама идея витает в воздухе. Реализация оказалась блестящей: «Мои любимцы» — полноценный имитатор ветеринарной лечебницы. Игроку предлагают понемногу разбираться в проблемах зверюшек и учиться их лечить. Игра познавательная, интересная, добрая и, за что отдельное спасибо, безо всякого сюсюканья. Если бы у нас была отдельная номинация «Лучшая познавательная игра» — это был бы однозначный победитель.
Дополнение года
Дополнения принято оценивать не совсем так, как игры: ведь даже посредственная добавка к отличной игре все равно имеет смысл, а самое замечательное дополнение часто бессильно исправить недостатки исходного продукта. Но есть и такие дополнения, которые сами по себе отдельные игры...
Первое место: Chaos League: Sudden Death
И это дополнение — настолько глобальное, что мы даже перенесли его в разряд самостоятельных игр. В самом деле, помимо трех добавленных рас, пересмотрены правила, улучшен баланс, и даже графический движок сильно похорошел!
Если базовая версия «Лиги Хаоса» была одной из самых оригинальных игр нашего времени, но недочеты мешали получить полное удовольствие — то Sudden Death довела замысел практически до совершенства.
Спортивный симулятор в фэнтези-мире, где конфликты на поле разрешаются мечами и магией — такие игры не увидишь каждый год. А идеальные дополнения встречаются едва ли не реже...
Второе место: Warhammer 40000: Dawn of War — Dark Crusade
Две новых расы, в том числе долгожданные некроны? Чепуха! Главное, что позволило этой игре вырваться на пьедестал, — новый стратегический режим.
Забавно: намеки на такой режим были еще в Dune 2, с которой начались современные RTS. А вот серьезной реализацией (если не считать Total War, где идея все же немного другая) занялись только лишь в этом году. В Relic работают щедрые люди — им не жаль тратить ход такого масштаба на дополнение!
Третье место: День Победы 2: Новая война
И снова — кто бы осудил разработчиков, если бы они ограничились продолжением стратегии о Второй Мировой в более поздний период, времена Холодной войны, Карибского кризиса и освобождения колоний?
Но нет! Дополнение вводит совершенно новый механизм — разведки и шпионажа, и тут же намертво вплетает его в ткань игры. В самом деле, как война в середине ХХ века может обходиться без борьбы разведок? А тем, кто жаловался на необходимость постоянного «микроменеджмента», презентована отличная система автоматизации действий — и, что приятнее всего, работает она разумно. В довершение ко всему дополнение лечит проблемы баланса и интерфейса,
Конечно, за отдельную игру, как первые два призера, «Новую войну» принять нельзя — и все же это достойный образец того, как стоит делать дополнения.
Графика года
В этой номинации традиционно много кандидатов. Поразить нас графикой старается чуть ли не каждая игра. Но если обычно всех расталкивают прикладами боевики, то на этот раз action-играм пришлось выдержать отчаянную борьбу.
Первое место: Company of Heroes
Глядя на скриншоты и видеоролики из Company of Heroes, гораздо проще поверить, что перед нами не стратегия в реальном времени, а какой-то масштабный боевик. Ведь обычно именно в этом жанре среди разработчиков происходят соревнования в графических достижениях. Ну, или что это просто заранее записанный видеоролик, к игре имеющий далекое отношение.
Но нет, наши глаза не врут, и разработчики из Ritual Entertainment действительно создали самую зрелищную стратегию в истории человечества. Прекрасная детализация техники и солдат, интерактивное окружение и зрелищные спецэффекты заставляют раз за разом приближать камеру к земле, забывая о командовании войсками. Созерцание клубящейся под гусеницами танков пыли, вспышек выстрелов и весело разлетающихся от взрывов ошметков доставляет ничуть не меньшее удовольствие, чем сам игровой процесс.
И при этом — все предельно реалистично и как-то невероятно по-настоящему. Никакой красочной феерии — холодное очарование правильной войны. Злой и страшной, но по-своему завораживающей и притягательной.
Второе место: The Elder Scrolls IV: Oblivion
Расхожее мнение, что для ролевых игр графическое оформление — не главное, в очередной раз опровергают разработчики из Bethesda. Вернее, оно, может, и не самое важное для них, но если интересный сюжет, огромный живой мир и сбалансированную ролевую систему сдобрить еще и красивой картинкой, очарованию игры будет нечего противопоставить.
Четвертая часть линейки The Elder Scrolls как раз и обладает всеми перечисленными достоинствами. Несмотря на то, что графика в ней все же немного мультяшная, сочные цвета и яркие спецэффекты создают невероятный эффект погружения. Вдобавок аккуратные модели персонажей и тщательно детализированные лица NPC с реалистичной мимикой больше не позволяют относиться к обитателям Тамриэля как к справочным автоматам на ножках.
Отдельное мини гран-при достается Oblivion за красоту пейзажей. Здешним густым лесам и лугам с колышущейся от ветра травой, озерам и морским закатам еще долгие годы будут завидовать разработчики других игр.
Третье место: Battlefield 2142
Было б странно, если б в рейтинге графических достижений не появилось ни одного боевика. Но как раз сейчас в этой области царит некоторое затишье — первые игры на движке Unreal 3 только-только начинают появляться в продаже, а иные технологии нового поколения пока не спешат являть себя миру.
И все же Battlefield оказался на доске почета. За что? По большому счету за то, что взятый из прошлой части движок был отполирован чуть ли не до зеркального блеска, и к графическому оформлению игры никак не получается придраться. Единственная маленькая претензия — текстуры небольших по нынешним временам разрешений, что заметно только при ближайшем рассмотрении. В остальном же — полностью адекватная игровому процессу картинка, демонстрирующая поле боя во всей своей суровой красе.
Музыка
Gothic 3
Об успехе или неуспехе третьей части «Готики» можно спорить до боли в горле, отстаивая свою точку зрения. Кто-то будет страшно ругать сырость игрового процесса и зияющие дыры в сюжете, другой возразит, что уникальная атмосфера, свобода действий и огромный мир полностью компенсируют эти недостатки.
Но как минимум в одном вопросе они сойдутся безоговорочно. Музыкальное сопровождение «Готики 3» — гениально.
Ласкающие самый утонченный слух инструментальные мелодии будут вашим постоянным спутником при исследовании Миртаны и ее окрестностей. Настолько вдохновенной и подходящей для путешествий по бескрайним просторам музыки не было, пожалуй, еще нигде. Композиции к игре написал Кай Розенкранц, однако для их исполнения пришлось привлечь и симфонический оркестр Бохума, и хор Пражской филармонии, и даже японских тайко-барабанщиков из ансамбля GOCOO. Саундтрек «Готики 3» отъел львиную долю бюджета. С одной стороны жаль, ведь те же деньги могли быть пущены на устранение недостатков проекта. С другой — разве слушали бы мы тогда эту музыку, близкую к божественной?
Звук
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Звуковое сопровождение для ужасов обычно куда важнее внешнего вида проекта. Все равно игры этого жанра большей частью темные, и мелких деталей на экране разглядеть не удастся. Да и привык современный игрок уже ко всяким зрелищам — никакими литрами крови и кусачими монстрами его не напугать. Скорее наоборот — рассмешить да привести в неописуемый восторг от пересчитывания зубов в раззявленной пасти.
А вот звук — это совсем иное дело. В умелых руках это, пожалуй, самый удачный инструмент для нагнетания страха и создания тягучей, давящей атмосферы, заставляющей постоянно ожидать опасности из ниоткуда. Чтобы когда эта опасность все-таки покажется, игрок вздрагивал от неожиданности, а не хладнокровно выпускал по ее адресу веер крупнокалиберных пуль.
На счастье тех, кто решил ознакомиться с Call of Cthulhu, у разработчиков игры оказались правильные руки.
Загадочные шорохи, бульканье и собственное сердцебиение будет преследовать Джека Уолтерса — а с ним и игрока — всю дорогу к разгадке тайн культа Дагона. Потусторонние звуки не раз заставят шевелиться волосы на затылке, особенно если играть ночью и при наличии хорошей акустической системы. Особенно если чьи-то тяжелые шаги, оборвав воцарившуюся после ожесточенной перестрелки зловещую тишину, неожиданно раздадутся у вас за спиной...
Игра года
И наконец мы переходим к главной номинации — лучшей игре 2006 года по версии ЛКИ.
Рассмотрев еще раз весь внушительный список проектов 2006 года, мы убедились, что настоящих претендентов на это звание — всего-навсего два.
Что интересно, обе игры получили у нас поначалу не слишком высокий рейтинг, но были при этом награждены «Короной». Виной тому — суровый график, побудивший выпустить откровенно сырые версии. Первые дни их существования омрачал внушительный набор багов и недоделок; в то время мы не могли не снизить за это рейтинг, но сейчас, когда обе игры сделались наконец такими, как их задумывали авторы, мы прямо признаем: они — лучшее, что выпустила игровая индустрия за этот год.
Претендент номер один: Heroes of Might & Magic V. Триумфальное возвращение самой популярной в нашей стране стратегической серии можно считать окончательно совершившимся с выходом «Владык Севера». Старый геймплей на новый лад, семь совершенно непохожих друг на друга рас, небывалого размаха «ролевая система» для героев, запоминающиеся персонажи (пусть порой и со странным текстом), и, конечно, ослепительная графика.
Претендент номер два: Neverwinter Nights 2. И снова возвращение традиций — на этот раз традиций не только непосредственного предка, но и звездной серии Baldur’s Gate. Спаяв вместе ярких персонажей с собственными интересами — и несравненный редактор миссий, авторы получили игру, которая с легкостью одержала победу в своем жанре, несмотря на двоих столь же маститых конкурентов.
Достоинства обеих игр велики; как насчет недостатков?
Heroes of Might & Magic V можно поставить в вину качество диалогов (особенно почему-то по-русски) и затянутые миссии:с многократным обеганием карты. Однако это касается лишь кампании — в отдельных картах недостатки не видны.
Neverwinter Nights 2 — во многом переупрощенную небоевую часть действия и не слишком блистательный движок.
Именно это и определило наш выбор. Обе игры великолепны, но от воображаемой черты, за которой — полное совершенство, NWN 2 отделяет на шаг больше.
Итак, по итогам 2006 года журнал «Лучшие компьютерные игры» объявляет:
Лучшей игрой признана Heroes of Might & Magic V (c дополнением «Владыки Севера»).
Серебряный приз достается Neverwinter Nights 2.
Наши поздравления победителям!