КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Семен Фишер
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (112) март 2011
вид для печати

Victoria 2
Искусство тратить деньги

Жанр:
Разработчик:
Paradox Interactive
Издатель:
Paradox Interactive

Рецензия в ЛКИ: №10 2010


Я скажу по секрету между нами:

«Самое главное — мани, мани.

На них сегодня можно все купить,

Их нужно тратить, а не копить».

Группа «Ленинград», Money

«Деньги правят миром» — в Victoria 2 этот тезис находит свое подтверждение на каждом шагу. Чтобы собрать большую и боеспособную армию, построить передовую промышленность и заставить население любить свое правительство, вам придется заработать много, очень много денег. А для этого, в свою очередь, нужно научиться их правильно тратить.

Сага о денежном хомяке

Деньги бывают, такое бывает —

Такое бывает, но только недолго.

Группа «Ленинград», Money

Перед тем как переходить к практическим советам, хотелось бы сказать пару слов о теории и разъяснить сложную схему, по которой функционирует экономика вашего государства. А заодно сформулировать главное правило министра финансов любой страны: «Не важно, сколько денег в твоей казне, — важно, сколько денег у твоего народа».

Представьте себе хомяка, который без устали бежит внутри большого колеса. Пока зверек двигается, оно вращается. Так и финансы в Victoria 2 — вы вкладываете средства в промышленность и в гражданское население, чтобы потом вернуть их в виде всевозможных налогов и сборов. Колесо экономики крутится, хотя сама денежная масса остается на месте. Со временем хомяк начинает бежать все активнее, колесо вращается быстрее. При необходимости можно подсоединить к нему провода (повышенные налоги, займы в Национальном банке) и использовать вырабатываемую им энергию для своих целей (военная кампания, развитие науки).

Что бельгийцу хорошо, то русскому — еще одна статья экспорта.
Нехорошо так издеваться над своим народом... Но надо.

На заметку: именно поэтому поддержание убыточных заводов не наносит прямого вреда экономике — ведь деньги остаются в стране и рано или поздно все равно вернутся в бюджет.

Но если к колесу вашей экономики будут тянуть провода посторонние личности, вы будете получать меньше электричества, чем нужно, а в перспективе ваш финансовый хомяк может надорваться и скоропостижно скончаться от инфаркта. Отсюда вывод: главный враг экономики — импорт. Вы сможете без проблем вернуть деньги, выделенные на нужды науки, но средства, потраченные за рубежом, уйдут из государства навсегда.

Вывод второй: нет лучшего способа похоронить свою экономику на старте, чем милитаризация. В первой половине игры именно армия требует больше всего зарубежных товаров, что превращает военные расходы в черную дыру, засасывающую ваши деньги с катастрофической скоростью.

На заметку: что лучше покупать за рубежом — готовый товар или сырье для его изготовления? Первый будет стоить дороже при пересечении границы, но до конечного потребителя они дойдут с примерно одинаковой ценой (во втором случае к стоимости сырья прибавится наценка от фабрики). Однако «домашнее» производство принесет доход не только экспортеру, но и вашему заводу, — так что закупать «голое» сырье предпочтительней.

Экономика начального периода

Не храните день в сберегательных кассах —

Там от них никакого толку.

Группа «Ленинград», Money

Теперь поговорим о том, как построить эффективную промышленность, не нуждающуюся в зарубежной помощи. Следует сразу оговориться, что все нижеуказанное — это программа «минимум», которую необходимо выполнить любой стране, мечтающей о финансовой независимости. Не следует забывать о национальных особенностях — например, играя за Россию, вы должны активно продвигать торговлю углем и другими естественными ресурсами.

  • Промышленность. На старте вы не столько строите экономику, сколько перестраиваете ее на нужный лад. На этом этапе ключевое слово для вас — индустриализация. Помните, что чем больше стадий обработки прошел товар, тем выше он ценится. Доски стоят копейки, а сделанное из них кресло уйдет за большие деньги. Нередко складывается ситуация, когда вы покупаете за границей сырье, а потом продаете изделия из него обратно со значительной выгодой. Но это в перспективе, а пока неплохо бы обзавестись хоть каким-нибудь производством.

    Колония в Африке — большое подспорье для экономики.

    Первыми в очередь на строительство стоят цементный и сталелитейный заводы. За ними следует ружейный, спиртовой и винный. Это «кандидатский минимум» для любой державы. Продукция данных фабрик легко находит спрос с самого начала игры, ее «популярность» всегда на высоком уровне, да и на международном рынке легко найти покупателей на их продукцию. Отдельной строкой идет консервный завод — далеко не факт, что он будет прибыльным, зато позволит без проблем снабдить солдат продовольствием. А уж если рядом кто-то соберется воевать — есть шанс сделать неплохой бизнес на поставках провизии.

    На заметку: самые выгодные заводы — те, что работают по передовым на данный момент технологиям. Это еще одни повод вкладывать большие средства в науку, как только вы обзаведетесь «базовой» промышленностью.

    Нередко сырье — отличный источник дохода без всякой обработки. В первую очередь мы, конечно, говорим о золоте. Почти настолько же ценным товаром является железо — оно всегда в дефиците и пользуется немалым спросом. Большой ценностью можно считать чай, но торговля им — монополия Британии.

    Как можно активней развивайте железные дороги — в долгосрочной перспективе поезда гарантируют серьезный рост промышленности. Да и войска с их помощью можно перебрасывать быстрее. К тому же именно за технологией железнодорожных перевозок скрывается масса открытий, весьма полезных для развития производства.

    Старайтесь поддерживать баланс между количеством фабрик и рабочих — зачастую при слишком активной индустриализации на все заводы просто не хватает специалистов. И не стесняйтесь на старте игры субсидировать фабрики. Вначале, когда внутренний рынок слаб, они могут не приносить прибыли, но по мере развития экономики перейдут в разряд доходных (особенно когда вы расправитесь с кустарями — см. врезку «Битва за покупателя»).

  • Битва за покупателя
    Хорошие кустари — мертвые кустари. На старте игры они даже экономически продвинутым британцам доставляют неудобства.

    Если для бюджета враг номер один — это импорт, то главными противниками индустриализации являются кустари. Своей деятельностью мелкие ремесленники отбивают покупателей у ваших фабрик. При этом они готовы бороться до конца и снижать цену на свою продукцию до «ниже плинтуса», вгоняя заводы в убыток. В любом государстве вы можете наблюдать одну и ту же картину — по мере вымирания кустарей многие «минусовые» фабрики начинают работать в плюс.

    Вот только исчезают наши ремесленники очень медленно и неохотно. Что же делать? Самый простой способ избавиться от них — все та же отмена тарифов на ввозимые товары и сырье. При такой таможенной политике кустарям придется снижать свои расценки очень быстро, и скорость их исчезновения заметно увеличится.

  • Внешняя политика. Не рассчитывайте уже в дебюте игры выйти на внешний рынок — это очень сложно, к тому же остальные страны защищают своих производителей высокими таможенными пошлинами. Вам же следует поступить наоборот и сделать тарифы на импорт минимальными — в районе 3-6%. Если название вашего государства начинается не с «Великобрита...», большую часть сырья на старте вы будете ввозить из-за рубежа. В такой ситуации игра в протекционизм только навредит промышленности. Высокие затраты на покупку сырья вынудят ваши заводы взвинтить цены на свою продукцию, и та просто не найдет спроса на слабом еще внутреннем рынке.

    На заметку: в дебюте игры доходы государства резко падают. Сделать тут ничего нельзя, так что смиритесь.

    Следует сразу определить, ка-
    кие провинции в вашей стране способны принести наибольший доход. Украинские, например, не тянут — ни промышленности там, ни сырья.

    Население, которое не сможет позволить себе большую часть выпускаемой продукции, будет чувствовать себя бедным и очень от этого злиться на власть. Под ударом окажутся даже заводы, работающие на отечественном сырье, — ведь у людей останется меньше денег на покупку их товаров.

    Если производство развивается медленно, не стесняйтесь опустить тарифы еще ниже, а то и вовсе сделать их отрицательными. Бюджет от этого понесет определенные убытки, но благодаря хлынувшему в страну дешевому сырью фабрики начнут расти как на дрожжах. А время захватить международный рынок у вас еще будет.

  • Государственная политика. Либеральная экономика в начале игры — скорее проблема, чем плюс к доходам. Да, свободная торговля резко повышает прибыль от продажи продукции, но в том то и дело, что производить пока особо нечем. А в деле возведения фабрик отсутствие прямого контроля только мешает — виртуальные предприниматели строят медленно и не то, что надо, с понятием «производственная цепочка» у них тоже проблемы. Уж лучше общаться со своей индустрией в режиме «командной строки».

    Если вам лень заниматься отменой либерализмы, можно посоветовать одно — всесторонняя финансовая поддержка капиталистов. Причем не по всей стране, а именно в том регионе, где находятся провинции с запасами сырья. Так вы повысите шансы получить именно те фабрики, которые вам нужны. Большинство новых заводов разорится, но какая-то часть останется.

    А вот что следует отдать на откуп искусственному интеллекту, так это международную торговлю. У вас на старте слишком много дел, чтобы отвлекаться еще и на общение с соседями, а компьютер справляется с поставленной задачей на достаточно высоком уровне.

  • Внутренняя политика. Расходы на армию нужно сделать минимальными. Почему — описано выше. Воевать стоит, только если рядом есть слабый сосед с богатой на ресурсы провинцией. Но и в этом случае старайтесь справиться имеющимися силами, без инвестирования дополнительных средств.

    Можно стартовать, делая ставку на сельское хозяйство. В таком случае повышайте налоги на богатых — их помощь не потребуется.
    До появления Евросоюза еще десятки и десятки лет — а значит, никто не помешает нам устанавливать пошлины на импорт по своему усмотрению.

    Налоги с представителей среднего класса лучше выставлять на минимум. Много денег вы с них все равно не получите. А вот ускорить рост количества квалифицированных кадров будет весьма полезно.

    Кроме того, стоит снизить налоги с богатых. Во-первых, они активнее будут вкладываться в индустрию. Во-вторых, сочетание минимальных налогов с дешевыми товарами позволит гражданам скопить много лишних денег, которые они понесут в Национальный банк. Там-то вы и будете брать кредиты на индустриализацию.

    Одалживать деньги за рубежом нельзя ни в коем случае. Иностранные займы — еще один канал, по которому средства из вашей экономики утекают в чужую. А вот кредит, взятый в своем банке, в конце концов вернется к вашим гражданам. Причем в увеличенном размере и именно в тот момент, когда построенным вами заводам потребуются богатые потребители для сбыта товаров.

    Это важно: если у Национального банка много денег, он начинает кредитовать соседей. Что является дополнительным источником притока денег в вашу экономику.

    C кого же собирать налоги, спросите вы? C низшего класса. Их много, к тому же они скромны в притязаниях, так что какое-то время спокойно посидят на голодном пайке.

Развиваем успех

Хорошо, когда есть на кармане

Эти самые мани, мани.

Группа «Ленинград», Money

Теперь главное направление вашей деятельности — модернизация. Индустрию вы построили, но без своевременного обновления фабрики из прибыльных со временем перейдут в разряд убыточных. Новые технологии могут заметно повысить прибыль. К примеру, изучив в России обогащение угля, вы серьезно повысите свои доходы.

По мере того как будет расти благосостояние народа и крепнуть внутренний рынок, настанет пора переходить к производству товаров потребления. Решая, какие именно фабрики строить, отталкивайтесь от имеющихся на вашей территории ресурсов и от того, в чем нуждаются соседи.

«Виктория 2» позволяет легко задать приоритеты в науке — чем вам и следует пользо-
ваться, сделав упор на развитие индустрии.

Финансовая политика тем временем поворачивает на 180 градусов. Правительство ставим либеральное, дабы извлечь максимум прибыли из свободной торговли. Тарифы на импорт товаров можно повысить — имея мощную опору в виде внутреннего рынка, ваши фабрики смогут пережить повышение цен на сырье, а граждане будут готовы платить больше. Параллельно вы можете начинать активные вложения в военное дело. При развитой экономике через армию утекает куда меньше средств, ведь значительная часть потребностей удовлетворяется за счет «домашнего» производства.

Не забывайте своевременно инспектировать фабрики и закрывать убыточные. Если уж они не вышли в плюс в такой ситуации, этого не случится уже никогда. Большую «санитарную» роль должно сыграть введение свободных экономических отношений, когда невыгодные заводы отмирают сами. К военному производству все вышесказанное, конечно, не относится — его нужно оберегать всеми силами.

Кроме того, нужно пересмотреть взаимоотношения с Национальным банком. Ваши частые займы в сочетании с низкими налогами ведут к быстрому росту капитала у верхнего класса. Однако одновременно становится более тяжелым положение беднейших слоев населения (тех, кто лишних денег в банке не держит по причине их отсутствия).

На старте игры, когда все силы направлены на развитие производства, этим можно пренебречь. Но на следующем этапе ситуацию нужно менять, иначе вы рискуете получить бунт. Так что отказывайтесь от частых займов и повышайте налоги на богатых (все равно необходимости в активном строительстве фабрик уже нет).

Это интересно: есть интересная лазейка в законе, позволяющая вашим капиталистам уходить от уплаты налогов. Собирать «дань» можно только с той части населения, которая получает доход, то есть трудится. Работа капиталиста заключается в управлении фабриками. Если у «проклятого буржуина» нет своего завода, то и взять с него нечего.

Можете снизить поборы с бедных, хотя основным объектом вашей заботы должен быть средний класс. Священники двигают вперед образование и науку, а значит, модернизация без них невозможна. Клерки помогают фабрикам работать лучше. Чиновники повышают эффективность сбора налогов и тарифов на импорт, что в богатом обществе может обернуться существенной прибавкой к доходам.

Впрочем, если вдруг возникнет экстренная нужда в средствах (на военные действия, например) — не стесняйтесь выкрутить налоги для верхнего и среднего классов на максимум. Если в стране царит экономическое благоденствие, значит, ваши подданные успели отложить что-то на черный день. Какое-то время они будут безропотно отдавать заначки. Главное — следить за количеством вкладов в Национальном банке. Если денег там остается мало, значит, население уже дошло до ручки и пора снижать налоговый прессинг.

Экономическая война

А с тобой мы будем воевать, поэтому железо для своих бригад ты не получишь.

Если вы думаете, что экономика — дело мирное, то вы глубоко заблуждаетесь. Финансы могут наносить противникам не меньший урон, нежели пушки, а значит, захват международного рынка является для вас первоочередной задачей. Чем больше стран вы посадите на крючок импорта, тем лучше. Хотя бы потому, что деньги из их экономик будут переливаться в вашу.

Основное средство наступления в финансовой войне — низкие тарифы на ввозимые ресурсы, что делает товары дешевле и, как следствие, более конкурентоспособными (основной способ защиты — высокие пошлины на импорт). Плюс — расширение зоны влияния, ведь зависимые от вас страны будут в первую очередь покупать товары у вас.

Что можно сделать? Например, повышая цены на свою продукцию, вы можете сдерживать рост стран, находящихся в вашей зоне влияния. Если вы обладаете уникальными ресурсами или производите дефицитные товары, то ставить палки в колеса другим державами еще легче. Вы можете отказать им в поставках для армии, «подрезав крылья» вражеским войскам (например, Китай активно снабжает шелком, который необходим для «производства» гвардейских частей). Точно так же вы способны нанести серьезный удар по экономике соседей, если их промышленность основана на вашем сырье.

Чтобы самому не оказаться в подобной ситуации, старайтесь делать запасы тех ресурсов, которые активно используете. И последний совет. Если стоимость экспортируемых товаров или ресурсов падает, на время перестаньте ими торговать и дождитесь, чтобы цены вернулись на прежний уровень. Но если продукция продолжает обесцениваться, продавайте запасы как можно скорей — а не то останетесь владельцем кучи бесполезного хлама.

Это важно: на поздних этапах игры следует активно развивать культуру, ведь это увеличивает вашу зону влияния, а следовательно, и пространство для сбыта ресурсов.

Работа с населением

Внимательно следите за чис-
ленностью специалистов. А то получится, что «заводы стоят, одни чиновники в стране».

Само собой, не индустрией единой живы великие империи. Сильное государство складывается из множества факторов — наука, управление, армия... Но вся проблема в том, что в Victoria 2 вы не можете ожидать прямой отдачи от своих вложений в ту или иную сферу. Финансовые вливания в науку не ускоряют исследования, а лишь создают благоприятные условия для роста числа священников, которые будут двигать прогресс вперед.

Это в идеале. На практике часто можно видеть, что при повышении финансирования число специалистов не растет, а то и вовсе падает. Практика показывает, что оптимальный уровень вложения в ту или иную сферу, если вы хотите увеличить число занятых в ней людей, — 80%. Если давать меньше, рост будет слишком медленным, а число священников, к примеру, вообще не будет увеличиваться даже при 65% затрат на них.

Вкладывать больше 80% тоже не рекомендуется — во-первых, скорость миграции специалистов в данную сферу вырастет лишь чуть-чуть, во-вторых, подчиненные начнут богатеть и перебираться в верхний класс. Достигнув необходимого уровня занятости в соответствующей области, начинайте постепенно понижать расходы на нее, пока число специалистов в ней не перестанет расти.

Другим путем

Низкие тарифы на таможне — только один из вероятных путей развития. Можно подойти к решению вопроса с другого конца, с самого начала игры подняв налоги на импорт до максимума. Само собой, поборы с населения при этом нужно сделать минимальными, чтобы избежать недовольства среди мирного населения.

На какое-то время чай и кофей в Российской империи станут дефицитом.

Подобная тактика проходит с очень ограниченным кругом стран — с теми, у которых уже есть определенное производство и необходимый минимум природных ресурсов, позволяющий развиваться без активных закупок за рубежом. Например, Россия или Австрия вполне способны прожить без дешевых иностранных товаров и дать своим заводам нарастить «мясо» в тепличных условиях.

В результате вы получите индустрию, не зависящую от других стран, а бюджет будет наполняться без высоких налогов (и, как следствие, недовольства граждан) и займов в Национальном банке (в котором на старте может и не быть необходимой суммы).

На финансовом перепутье

Есть два основных направления, в которых может развиваться экономика государства. Куда двигаться вам — определяется стартовыми условиями. По первой дороге идут страны, обладающие ценными ресурсами, которых мало у других стран. Таковы, например, Бразилия с ее кофе, шоколадом и фруктами, Китай, Россия и другие.

Для прибрежных торговых империй вроде Бразилии акту-
альны не столько железные дороги, сколько морской транспорт.

Таким странам следует делать ставку на экспорт своих природных богатств. Это, конечно, не повод отказываться от индустриализации — ведь вино стоит куда больше, чем виноград. Здесь вам может помочь стратегия с высокими тарифными ставками (см. врезку «Другим путем»). Как правило, в плане торговли таким государствам легче, так как они являют собой большие империи, окруженные более мелкими странами, которые легко подобрать под себя.

На заметку: зачастую экспортеры ресурсов не принадлежат к числу «цивилизованных» (читай — европейских) стран, так что на старте все силы им следует бросить на вестернизацию.

Второй тип экономики — «мастерская мира». Это относится к государствам, где своих ресурсов мало (в качестве примера подойдет почти любая европейская страна), зато с промышленностью и наукой все в порядке. Тут ваша задача — скупать по дешевке сырье у других стран и превращать его в дорогие товары. Основной упор следует сделать на науку, которая позволит выпускать более передовую и востребованную продукцию. Играя за такую страну, не стесняйтесь активно переходить от либерализма к командному режиму в экономике и обратно — если вдруг капиталисты поведут вашу индустрию в неправильном направлении.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.1
проголосовало человек: 758
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования