КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Артемий Козлов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (112) март 2011
вид для печати

Войны империй

Жанр:
глобальная стратегия Онлайн, браузерная
Разработчик:
Snail Game

Старый Свет почти целиком поделен между четырьмя древними сверхдержавами. Останавливаться на достигнутом они не собираются. Буквально за сегодня китайцы стремительно овладели Туймазами и Сызранью, а пока египтяне цапались с римлянами за право «рулить» Ереваном, персы под шумок утащили Триполи.

Вы только не подумайте, на этот раз Сид Мейер тут ни при чем.

Эпоха цивилизаций

И вновь мы становимся у истоков цивилизации. В каком-то роде. В «Войнах империй» нет места разным Эфиопиям и Хорезмам. Здесь уже давно обосновалась большая четверка наций, намертво занявшая подавляющую часть земель, хоть как-то пригодных для обитания. Свободной осталась лишь кучка спорных территорий, да и то условно — в ходе военных действий они регулярно гуляют от империи к империи.

Наш первоначальный удел — дремучее село на территории уже сформировавшегося государства. Пустое, без единого толкового зданьица, по уровню технического развития — примерно наравне с австралопитеками. Но это ненадолго. Зубило в зубы — и шагом марш, отстраиваться и учиться тысячелетней мудрости.

В «Войнах империй» реализована система эпох, напоминающая про Age of Empires. Населенные пункты, находящиеся в ведении игроков, движутся по эпохам независимо от остального мира. Любой свежееоснованный хутор сперва проходит через первобытность, затем, слегка окрепнув, вступает в Темные века, а чуть позже — торопится навстречу периоду феодализма.

По мере развития игроков плавно знакомят с местными правилами, постепенно вводя новые элементы. «Дикие» новички тренируются вести хозяйство по городу и управляться с армией. В темновековье поднаторевшие игроки вникают в религиозную систему. Со следующей эпохой открывается доступ к торговле.

И так далее. А далее ждут еще два периода развития — средневековье и эпоха империй. Там стартует, что называется, настоящая игра. В программе значится борьба альянсов за власть в государстве и полноценные межнациональные конфликты. Но это позже, а пока...

Строительные будни

А пока вернемся в самое начало. Игра открывается выбором государства, под знаменем которого нам предстоит нести службу. Выбираем между Персией, Римом, Египтом и Китаем. Каждой нации принадлежит по паре уникальных бойцов, открывающихся на финальной стадии развития, и вдобавок — ряд символических преимуществ. Например, китайцы производят на двадцать процентов больше еды, чем остальные, а также эффективнее отбиваются от набегов.

Скромный средневековый городок. Стены здесь всего лишь для красоты — пока.
В окрестностях города удобно охотиться, пока герой не окреп.

Процесс застройки не сильно изменился с бородатых времен OGame и «Сферы Судьбы». Пустынная полянка, издевательски обозванная городом, очень скоро скрывается за жилыми домами, казармами, мастерской, таверной, ратушей и другими полезными в хозяйстве учреждениями. Любое здание стоит некоторой горстки ресурсов, добываемых честным путем на рудниках, лесопилках и фермах или же путем отъема ценностей у зевающих соседей. На первых порах бедствовать не приходится, поскольку за базовые строения просят совсем немного. А вот ближе к средневековью затраты становятся даже слишком ощутимыми.

И затраты грядут не только материальные. На возведение любого сооружения нужно время, и по ходу игры его требуется все больше и больше. Так, с базовой городской управой строители разберутся быстрее, чем за минуту, а вот при улучшении той же управы до десятого уровня счет пойдет на часы.

И так дела обстоят не только со строительством. Времени требует практически каждое действие. Отправить отряд на усмирение головорезов подле городских стен? Один момент. Наведаться к нерадивому соседу с визитом? Минутку. Выслать караван в отдаленную провинцию? Сейчас. Да, сей же час.

Противник решил разделить войска. Большая ошибка! У северного моста вражескую кавалерию приветствуют копьеносцы, а у южного наши основные силы бодро потрошат одинокого военачальника.

Герои империй

Римляне готовятся к штурму святилища.
Феодальный Египет. Да, сынок, это фантастика!

Армии и сражения в «Войнах империй» устроены занятно. Как в Heroes of Might & Magic, войска здесь не путешествуют без героев-военачальников. Первого такого героя — нашего альтер эго — мы получаем вначале, а за дополнительными всегда можно наведаться в городскую таверну.

По мере профессионального роста герой не только крепчает, но и обучается командовать куда большим числом вояк. Где тренировать героя? Проще всего — на арене, в организованных схватках с другими игроками. Во-первых, там мы не теряем войска даже при поражении. Во-вторых, драгоценный опыт презентуется вне зависимости от того, выиграли вы или проиграли, хотя при разгроме нашей армии его несравнимо меньше. В-третьих, за каждое выступление на арене выдают медали, которые впоследствии можно обменять на мощный артефакт.

Другой источник опыта — монстры, в изобилии расселившиеся по карте мира. Они несравнимо глупее живых игроков, и драться с ними полегче, если выбрать цель подходящего уровня. Иногда на карте встречаются пещеры-логова. В логовах живут монстры куда круче обычных, но направить на их зачистку можно сразу трех героев, а при победе высоки шансы разжиться какой-нибудь вкусностью.

Спешим навстречу Деду Морозу. В новогодние праздники он успел заглянуть и в «Войны».
Вереница китайских торговцев наверняка послужила прообразом Великой Китайской стены.

Сами сражения разворачиваются в реальном времени. На первых порах особого простора для тактики не наблюдается: можно только двигать войска в конкретном направлении да изредка пользоваться немногочисленными геройскими навыками. Но со временем появляются более хитрые карты, требующие особого подхода (например, те, где происходят осады), а герои изучают новые трюки.

Но недостаточно спланировать ход схватки. Грамотно подобранный состав армии — вот в чем кроется львиная доля успеха. Пельтасты, конники и копьеносцы работают по принципу «камень-ножницы-бумага»: пельтаст бьет копейщика, конник бьет пельтаста, а копейщик, что логично, рвет в клочья конника. В сторонке от прочих стоят стрелки. Пока до них не доберутся, они разносят врагов пачками, но в ближнем бою вчистую проигрывают всем и каждому.

И вас туда же, дорогие соседи!

В последних частях «Цивилизации» прижилась система государственных зон влияния, расширявшихся при должном развитии культуры. В «Войнах империй» есть нечто похожее, только катализатором территориального роста тут подрабатывает религия.  Расставляем храмы неподалеку от города, командуем прихожанам молиться — процесс пошел. Но учтите, что забесплатно жадные пузачи в рясах и пальцем не пошевелят.

Героев можно вооружать и одевать, они растут в уровнях, изучают новые навыки — как в классических ролевках или
в тех же «Героях».

К храму можно приставить героя, но не обычного военачальника, а специально обученного жреца. При поддержке героя-духовника храм получит прибавку к росту влияния. Те же жрецы пригодны и для уличных проповедей, также расширяющих границы. А еще для того, чтоб оклеветать чужую братию, — на случай, если замечательный сосед начнет угрожающе тереться своими границами о наши.

Как только зона влияния города съедает торговый перевал, деревню или, что совсем замечательно, город другого игрока, мы вправе снаряжать экспедицию и двигаться за мздой. Отказать в этом праве нам никто не сможет — до тех пор, пока не отъест свое добро обратно.

Помимо военачальников и жрецов, в игре есть третий тип героев. Торговцы. И занимаются они, понятно, торговлей. Курсируют из деревни в деревню, из города в город — лишь бы найти, где купить подешевле да продать подороже. Впрочем, искать долго не приходится. Есть простая закономерность: товары, купленные в одном регионе, продаются с наценкой в любом другом. Проложив путь от Китая до Рима с остановками в попутных областных центрах (продавать можно только там), многие легко зарабатывают сотни тысяч, а то и миллионы золотых в день.

Кстати, грабить караваны в «Войнах империй» нельзя. Если купца атакует герой из враждебной цивилизации, торговец отделывается испугом и печально плетется в ближайшую деревню, все же оставшись при драгоценном товаре.

На штурм!

Персефаль мчится к нам на чай с зефирками. Как жаль, что мы уже встречаем его во всеоружии.
Карта мира. Как видно, до америк с австралиями цивилизация еще не добралась.

Ратное дело в «Войнах империй» не ограничивается грабежами, ареной и чисткой логовищ. К средневековью нормой становятся столкновения альянсов и государств, разворачивающиеся, прежде всего, вокруг особых захватываемых городов.

По всему миру разбросаны столицы и нейтральные святилища. Изначально они ничейные, но в составе альянсов игроки могут их присвоить. Не без труда, конечно. Мало сразить гарнизон, нужно еще и от конкурентов отбиться — конкурс на такие города весьма велик. Владение столицей не только прибавляет альянсу престижа, но и обеспечивает хозяев дополнительными ресурсами, а святилище еще и дает возможность построить новый город-лагерь в пределах нейтральной территории.

Раз в сутки, в течение строго назначенного часа, столицы и святилища подлежат перезахвату. В штурме принимает участие до пятнадцати героев с каждой стороны — не одновременно, но партиями по трое. К драке за города, вдобавок к обыкновенным войскам, подключаются всевозможные осадные орудия — мастера тактики здесь разворачиваются на полную катушку.


***

«Войны империй» позволяет уделять себе ежедневно минут по пятнадцать, как это свойственно браузерным играм. Но куда интереснее утонуть в ней на час-другой. Благо заняться тут всегда есть чем. Грабьте, убивайте, покупайте, продавайте (но не трогайте гусей, ради всего святого!) — и, как принято говорить, пусть ничего не остановит вас на пути к всемирному признанию.

Увлекательность
8/10 8
Рейтинг
журнала
80%
Награда
журнала
ОРДЕН
Графика
9/10 9
Удобство
7/10 7
Глубина
8/10 8
Игровой мир
6/10 6
Запоминается
— непредсказуемая политичес-
кая картина в лучших традициях «Цивилизации»
— непрестанные разборки из-за зон влияния
Хотелось бы
— более подробных подсказок по торговле и религии
— случайных событий и полноценных цепочек заданий
Вердикт
«Войны империй» расположилась аккурат на стыке форматов. Она прекрасно подходит для браузеров, но при случае из нее вышла бы достойная клиентская игра.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.6
проголосовало человек: 45
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования